Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Данная разработка является обобщением опыта работы и предназначена учителям изобразительного искусства и руководителям кружков по изо. В ней даны рекомендации для активизации учебной деятельности детей на уроках изобразительного искусства, раскрыта  роль игр и игровых приёмов в обучении. Также дано описание игр и игровых приёмов по темам и классам, приложены фотографии и наглядные пособия к играм, карточки-ответы на вопросы, трафареты.Описаны нетрадиционные живописные техники, которые могут быть...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Айбазова М. Я.

учитель изобразительного искусства

МКУО «СОШ с.Николаевское» с.Николаевское Прикубанского района КЧР

Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

План:

  1. Введение ………………………………………………………………………1

  2. Основная часть:

  1. Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках изобразительного искусства………………………………………….2

  2. Игровые приёмы на уроках изобразительного искусства……………………………………………………………….3

  1. Дидактические игры на уроках изобразительного искусства……………………………………………………………….3

  1. Заключение…………………………………………………………………….5

  2. Библиография………………………………………………………………….5

  3. Приложения…………………………………………………………………....6

Введение.

Наше время - время больших перемен в системе образования. Современный подход к обучению требует привлечения современных технологий, новых форм обучения, отвечающих социальным реалиям, что способствует более качественному усвоению информации. На первый план выдвигается активизация внутренних ресурсов ребёнка, развитие творческого мышления, воображения, фантазии, которые необходимы как для активного восприятия произведений художественного творчества, так и в повседневной жизни человека. Вместо заданий, более нацеленных на формирование, закрепление умений и навыков, которые приобретались через воспроизведение, репродуцирование, предлагаются задания, содержащие в себе творческое, развивающее начало, придающее эмоциональную окрашенность детским работам.

Развитие экономики, появление новых технических средств обучения, конечно же, помогают учителю более качественно подать изучаемый материал, донести до учащихся больше информации. Но эти же технические средства, к сожалению, часто приводят к тому, что дети утрачивают навыки общения, так как дети стали реже общаться, у них хуже развита пластичность кистей рук, так дети стали реже играть в подвижные игры. У многих даже нет игрушек - они играют в компьютерные игры, и играть в куклы или машинки им не интересно. Но всё-таки даже самые совершенные технические средства не могут заменить личность учителя, живое общение, умение учителя организовать процесс обучения. Поэтому каждый учитель может и должен сделать свой урок интересным и продуктивным.

Урок искусства в школе для большинства детей - первая осознанная встреча с искусством и художником (учителем). Для каждого ребёнка урок искусства может стать в жизни событием, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей действительности. Поэтому задача учителя - развить у учащихся образное мышление, творческие способности, дать основу профессиональных знаний, помочь им открыть «секреты» произведения искусства, понять авторский замысел, почувствовать, пережить и по возможности осмыслить его.

Игры и игровые приёмы позволяют получать новую информацию доступным для учащихся способом, осуществляется дифференцированный подход к учащимся, учет индивидуальных особенностей каждого; информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации интеллектуальной деятельности, позволяют улучшать процесс усвоения изученного.



  1. Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках изобразительного искусства

Изобразительное искусство - предмет особый. На мой взгляд, только урок рисования даёт ребёнку возможность раскрыться полностью, иногда с неожиданных сторон.

Школьники отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. Они еще не всегда способны обобщить и объяснить свои впечатления.

Многие классики педагогики высказывались о большой пользе игры в процессе начальных этапов обучения, так как восприятие, осмысление и применение знаний лучше всего протекает в игровой деятельности. Игра - это средство, снимающее напряжение или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно основывалось как свободная форма активности учащихся. Такой формой активности, уже освоенной школьниками, является игра. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

В младшем школьном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на традиционных учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры учащемуся понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. В игре ученик сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет.

Я уже 18 лет преподаю изобразительное искусство, и хотя предмет изобразительное искусство проходят не только в детском, но и в подростковом возрасте, процесс игры может быть применён и здесь, т.к. в подростковом возрасте остаётся ещё много последствий младшего школьного возраста. В игровой форме учащиеся легко воспроизводят в своей памяти изученный ранее материал и используют его в учебных и практических целях. Значительно повышают эмоциональную привлекательность учения и элементы занимательности на уроках. В зависимости от поставленной цели занимательность можно использовать на любом этапе обучения. Можно на каждом уроке оставлять несколько минут для какой-нибудь викторины, конкурса или игры. Но не стоит забывать, что занимательность не главное на уроке, она - одно из средств решения учебно-воспитательных задач.

  1. Игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

В своей педагогической деятельности я использую самые разные приёмы для того, чтобы повысить интерес детей к учёбе. Это стихи о видах и жанрах изобразительного искусства, сказки о художниках, цветная математика, конструкторы, трафареты, кроссворды, «работы над ошибками», викторины, загадки, дидактические игры на закрепление понятий и навыков; разнообразные техники изображения; интегрированные уроки, в конце каждой четверти - обобщающие уроки. Во всех классах работаем в техниках : монотипия на стекле и сгибе бумаги, набрызг, живопись по-сырому, граттаж, мятая бумага, аппликация. Занимаюсь коллективной работой, художественным конструированием, провожу беседы об искусстве, занятия по дизайну, фронтальные опросы. Периодически провожу игру «Угадай картину», во время которой учащиеся сами придумывают и отгадывают загадки по картинам, развивая тем самым устную речь и запоминая специальные термины.

При проведении игр я пользуюсь различными карточками, наборами репродукций, наборами кубиков, трафаретов, конструкторами. Некоторыми пособиями можно пользоваться в разных классах и даже на разных предметах, например, на уроках технологии и черчения.

Чаще всего игровые приёмы использую для повторения и закрепления изученных тем и разделов.



  1. Дидактические игры на уроках изобразительного искусства

Дидактические игры и игровые приёмы, которые я использую в работе.

2 класс.

  1. Игра «Раскрась двумя цветами» (закрепление знаний по основным и дополнительным цветам).

Сказка. «Выросли ночью на лужайке необычные цветы - синие. И стебли синие, и листья синие, и цветы тоже синие. Утром выглянуло Солнышко, увидело синие цветы и удивилось: «Так же не бывает! Надо исправлять». И опустило на землю красные и жёлтые лучи. Осветили они цветы и получилась лужайка яркой и красивой. Скажите, какой стала лужайка? Что произошло с цветами?» ( Цветы могут быть жёлтыми и их окрашивает синим цветом ночь. Дополнительно прилагаются рисунки цветов. См. приложение 1). Далее предлагается выполнить красками ту же работу, что и Солнышко.

  1. Игра «Цветная математика» (закрепление знаний по смешению цветов). (см. приложение 2).

  2. Комплект разноцветных карточек и карточки-ответы к ним для проведения фронтального опроса по темам «Тёплые и холодные цвета», «Глухие и звонкие цвета». Учитель показывает карточки разных цветов, а дети поднимают соответствующую карточку - Т (тёплый цвет) или Х (холодный цвет); Г (глухой цвет) или З (звонкий цвет) (см. приложение 3).

Этот же комплект разноцветных карточек используется в 6 классе для повторения темы «Цвет - основа языка живописи» . Учитель показывает цвет, дети его характеризуют по признакам цвета.

  1. Трафареты для уроков по темам «Украшение и фантазия», «Выражение характера человека через украшение», «Выражение намерений через украшение» (см. приложение 4).

  2. Сказка о деревьях-характерах. Используется на уроке «Линия. Характер линии». Можно использовать в 6 классе на уроке «Выразительные свойства линии».

3 класс.

  1. Стихи Г. Гладкова о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж).

  2. Игра «Помоги Незнайке» (закрепление знаний по жанрам изобразительного искусства). Можно сделать презентацию, можно использовать репродукции картин разных жанров и магнитную доску.

  3. Коллективные работы. Выполняются на последнем уроке четверти, используется весь материал за четверть (см. приложение 5).

  1. класс.

    1. Игра «Найди правильный дом» (закрепление знаний по теме «Древние города нашей земли»). Можно сделать презентацию, можно использовать рисунки или фото пейзажей и образцы домов - избу, саклю, юрту и т. п. и магнитную доску.

    2. Коллективные работы по темам раздела «Каждый народ - художник» (см. приложение 6).

5 класс.

  1. Куклы для урока «Одежда говорит о человека». В 5 классе дети ещё часто испытывают трудности при изображении человека, поэтому на одежду не остаётся времени. Бумажные куклы позволяют сделать несколько вариантов костюма разных стилей. Эти же куклы могут быть использованы на уроках технологии при изучении темы «Мода и стиль»(см. приложение 7).

  2. Игра «Таможня» (закрепление знаний по видам народных промыслов). Один из учеников играет роль Таможенника, остальные - Пассажиры. У каждого Пассажира есть сумка с предметом народных промыслов. Таможенник проверяет багаж, а Пассажиры объясняют его происхождение.

  3. Коллективные работы.

  4. Трафареты для изображения предметов народных промыслов. Дети много времени тратят на рисунок предмета, и на роспись остаётся совсем мало времени. Трафареты позволяют уделить максимум времени главной задаче - орнаменту.

6 класс.

  1. Сказки о художниках. Сказки о русских художниках-пейзажистах при изучении темы «Пейзаж».

  2. Сказка о цветных кляксах (закрепление знаний по эмоциональным свойствам цвета). Цветные кляксы дают очки, глядя через которые можно узнать настроение предмета при помощи цвета. Затем даётся задание-рассказ, по которым дети должны определить настроение предмета, нарисовать его и раскрасить цветом, соответствующим настроению.

  3. Конструктор «Натюрморт».

  4. Каждому ученику выдаётся набор разных предметов, вырезанных из картона. Учащийся должен составить из них на листе натюрморт, потом обвести и раскрасить. Игра помогает закрепить знания о построении композиции, расположению предметов на листе. (см. приложение 8).

  5. Обобщающие уроки в форме викторин по темам «Виды и жанры изобразительного искусства», «Пейзаж».

Класс делится на 2-3 команды, которым раздаются комплекты цветных карточек, репродукций, которые надо разложить по темам. Также команды выполняют несколько заданий по теме четверти: отвечают на вопросы, отгадывают загадки, выбирают неверно выполненную картину и т.п. (см. приложение 9).

7 класс.

  1. Игра - закрепление по темам 1, 2 и 3 четверти. Класс делится на 2-3 команды .Команды выполняют несколько заданий по теме четверти.

  2. Итоговый урок в форме викторины.

  3. Игра «Угадай картину». Класс делится на 2-3 команды . На доске вывешиваются несколько репродукций картин разных жанров. Команды по очереди загадывают загадки по картинам, не называя картины и имени автора.

  4. Стихи Г. Гладкова о жанрах изобразительного искусства(бытовой, исторический ).

  5. Наборы репродукций для раскладывания по жанрам живописи.

8 класс.

  1. Кубики для закрепление знаний по видам архитектурных композиций. Учащимся выдаются наборы геометрических тел разной величины. Из них надо составить макеты архитектурных сооружений, разных по типу композиции.

Эти кубики могут использоваться также на уроках черчения.

  1. Коллективные работы.

  2. Наборы геометрических фигур для выполнения эскизов зданий разных стилей.

Заключение.

Игры, загадки, конкурсы на сообразительность являются любимым времяпровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышление, воображение, внимание, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость.

Некоторые мои коллеги упрекали меня в том, что игра на уроке - это соревнование, в нём есть выигравшие и проигравшие, а это повод для выяснения отношений и драк. Однако на своём опыте я убедилась, что при правильной организации игры не только не опасны, наоборот, игры стали прекрасным средством научения детей работать вместе и способствовали их сближению между собой.

Библиография:

    1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.

    2. Журнал «Искусство в школе», № 6/1998.

    3. Журнал «Искусство в школе», № 2/1999.

    4. Журнал «Искусство в школе», № 3/1999.

    5. Журнал «Искусство в школе», № 1/2001.

    6. Журнал «Искусство в школе», № 3/2001.

    7. Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы/А. П. Ершова, Е. А.Захарова, Т. Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991.

    8. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития», 1997.

    9. Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений/В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко,

    10. А. А. Альхименюк и др.; Под ред. Е. А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990.

    11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития», 1997.













Приложения.

Приложение 1.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства









Приложение 2.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства











Приложение 3.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Приложение 4.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Приложение 5.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Приложение 6.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Приложение 7.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Приложение 8.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Приложение 9.

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

Методическая разработка Игры и игровые приёмы на уроках изобразительного искусства

17


© 2010-2022