Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ












«Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу»










Выполнила: преподаватель студии

изобразительного искусства «Вдохновение»

Стенковенко О.И.

МБОУ ДО «ЦДЮТ» г. Саки





















Симферополь 2015 г.



Пояснительная записка


Данная программа обучения создана для учащихся 12 - 17лет. В нее включены три основные дисциплины: рисунок, живопись и композиция.

В старшую группу студии изобразительного искусства «Вдохновение» принимаются дети 12-13 лет. Занятия носят групповой характер. В классе не более 15 человек. Проверка знаний проводится с помощью просмотров в конце урока, участия в республиканских конкурсах, годовых просмотров.

Цель программы: комплексное эстетическое развитие личности учащегося посредством обучения изобразительному искусству, совершенствование духовного мира и развитие художественных способностей.

Ожидаемые результаты: за время обучения ученик должен овладеть практическими навыками изобразительной грамоты.

Форма занятий: основой формы занятий является урок смешанного типа: небольшая беседа, включающая наглядный показ приемов работы, образцов и самостоятельная работа учащихся. Беседа занимает примерно 15-20 мин. от урока.

1 - 2 год обучения - 3 часа в неделю Всего: 120 часов,

3 - 4 год обучения - 6 часов в неделю Всего: 240 часов,

Итого: 360 часов.

Задача данного курса заключается в том, чтобы дать учащимся конкретные знания по изобразительной грамоте, научить их видеть и анализировать, грамотно изображать объемную форму на плоскости.

При прохождении курса используется лучшие разработки в системе академических художественных школ для развития принципов и методов перспективного построения реалистического изображения на плоскости. Учащиеся усваивают правила графического языка и законы построения формы. Получают некоторые сведения о пластической анатомии человека, животных, учатся изображать фигуру и портрет человека. При этом они приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного - к обобщенному общему, а также осваивают простые и сложные технические приемы. Кроме того, на занятиях проводится работа над воспитанием художественных качеств. Это развитие «твердости руки», умение «цельно видеть»; наблюдать и запоминать, острота и точность глазомера.

Содержание программы предполагает учебные задания в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной натуры. Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные учебные зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся.

Дополнительно к практическим заданиям в содержание курса вводится анализ работ мастеров русской реалистической школы посредством показа репродукций.



Содержание программы «Рисунок»

По словам Микеланджело, Рисунок - высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры. Эта дисциплина является основой изобразительного искусства.

1-й год обучения

Основы учебного рисования

Задачи: развитие зрительных восприятий, глазомера и чувства композиции на плоскости листа бумаги, целостного видения натуры. Выработка двигательного навыка руки. Познания конструктивной основы при рисовании геометрических тел и других предметов. Анализ формы предметов. Применение правил наглядной линейной перспективы при построении предметов, определение положения предмета в пространстве (постановка на плоскость, учет уровня зрения) и передача их объема с помощью светотеневых отношений. Последовательное ведение работы по рисунку: компоновка, построение, тональный разбор. Выполнение необходимых правил при работе над рисунком: осанка, правильное использование графических материалов.

Рекомендуемые домашние задания: рисунки геометрических тел, зарисовки комнатных цветов и домашних животных, наброски фигуры человека, краткосрочные зарисовки драпировок.

2-й год

Твердое знание учащимися основополагающего принципа реалистического рисунка: уверенное чувство композиции. Построение формы на листе бумаги с последующим выявлением объема, тона, фактуры и изображаемых предметов.

При этом: - умение самостоятельно анализировать конструктивные и пластические свойства изображаемого, определение его тональных особенностей. Знание и применение в рисунке основных правил перспективы. Применение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Анализ рисунка на всех этапах работы над ним. Овладение начальными навыками целостного видения натуры; владение приемами рисунка, умение профессионально пользоваться графическими средствами.

Рекомендуемые домашние задания: зарисовки бытовых предметов, различных по фактуре, зарисовки домашних животных, зарисовки и наброски фигуры человека.

3-й год

Осознанное и грамотное использование приемов линейной и воздушной перспективы. Передача пространства средствами светотени. Передача фактуры и материала предмета. Владение линией, штрихом, пятном, навыками в выполнении линейного и живописного рисунка. Конструктивное построение и лепка светотенью портрета и гипсовой головы. Выявление в набросках и рисунках самого характерного, соблюдения пропорций. Выразительное решение постановок.

Рекомендуемые домашние задания: наброски бытовых предметов в интерьере, наброски и зарисовки головы и фигуры человека, рисунки частей лица гипсовой модели.

4-й год

Углубление предыдущих знаний: в правилах и особенностях линейного и тонального рисования головы человека, в области основ пластической анатомии, рисовании фигуры человека, выявления характера, конструктивные решения с соблюдением пропорций. Лепка головы человека светотенью. Уверенное владение линией, штрихом, пятном, а так же различными графическими материалами. Требуется осознанное и грамотное использование приемов линейной и воздушной перспективы, точное моделирование формы сложных предметов.

Рекомендуемые домашние задания: зарисовки и наброски фигуры человека в интерьере, рисунки частей лица живой модели, краткосрочные рисунки и наброски головы человека в различных поворотах.

Содержание программы «Станковая композиция»

Основная задача курса - дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус. На примере анализа произведений изобразительного искусства демонстрируются различные подходы к решению композиции, дается понятие об единстве формы и содержания, в котором первичным является идея, а композиция - средством ее выражения.

Изучение элементов композиции не предлагает готовых решений, а лишь помогает

учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами

изобразительного искусства. Дальнейший ход обучения должен идти по линии

углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися

упражнений и практических работ.

Задачи программы 1 год:

- композиция в листе,

- знакомство с воздушной перспективой, планами в пейзаже;

- выработка навыков переноса изображения с эскиза на лист;

- эмоциональный характер цвета и его роль в композиции;

- элементарные понятия о графической композиции;

- понятия: линия, пятно, силуэт.

- навыки работы с форматом, колоритом, тоном;

2-й год:

- знакомство с линейной перспективой;

- изучение пропорций человеческой фигуры разных возрастов;

- использование набросков человеческой фигуры в композиции;

- человеческая фигура в пространстве и движении;

- перспективное построение интерьеров (метро),

- изучение законов статики, динамики, симметрии и асимметрии, композиционного центра.

3-й год:

- подробное изучение законов композиции,

- роль деталей в композиции;

- зона «Золотого сечения»,

- влияние освещения на цвет в композиции;

- анализ композиций для понимания значения в композиции силуэта, освещения и ритма;

- использование данных этого анализа в своей работе;

- умение использовать при работе над иллюстрацией собранных материалов:

костюм, интерьер, предметы быта разных эпох.

4-й год:

Обобщение знания законов композиции и выход на самостоятельные произведения

- выставочные композиции (3-5 штук, могут быть выполнены в любой технике).


Содержание программы "Живопись"

Основные задачи программы живописи это научиться понимать особенности живописи как вида изобразительного искусства, отличать её от других видов, познакомиться с живописными техниками. Видеть цвет изображаемого предмета во взаимной связи с цветами и оттенками, окружающей среды и других предметов.

1-й год обучения

Получить начальные сведения о тоне и о тональных соотношениях, как способе передачи формы и пространства в живописи. Научиться понимать разницу между краской и цветом, грамотно работать с палитрой и смешивать краски. Понять зависимость изображения предметов в натюрморте от характера освещения. Тёплая и холодная гаммы. Сближенные и контрастные цвета.


2-й год:

Научиться видеть в натюрморте форму предметов, овладеть способами их передачи на листе с учётом пространства, в котором они находятся. Светотень, тональные соотношения, воздушная перспектива, живописная фактура. Важно умение выбрать технику живописи в изображении предметов переднего и дальнего плана. Наряду с умением силуэтного построения композиции натюрморта научиться изображать предметы объёмно, в соответствии с методом конструктивного построения формы. Уметь гармонизировать в одной постановке контрастные цвета, а также брать большие отношения, научиться различать сближенные оттенки. Значение освещения в натюрморте. Тепло-холодность как основной способ его передачи.

3-й год:

Умение детализировать изображаемые формы, сохраняя их большой объём и цельность. Передавать фактуру предметов (дерево, металл, стекло, гипс, шёлк, бархат и др.). Используя различные технологии живописи и разные инструменты: беличья кисть, щетина, мастихин, губка и др. Использовать композицию, цветовую гамму, живописную технику для выражения эмоционального состояния натюрморта. Работа с тематическими натюрмортами в различном освещении. (Форэскиз - цветовое и тональное решение натюрморта). Начало изучения с натуры головы и фигуры человека. Быстрые акварельные наброски головы и фигуры в разных ракурсах и поворотах. Работа с натюрмортами в интерьере. Научиться передавать живописными средствами пространство натюрморта, характер его освещения. (Интерьер, линейная и воздушная перспективы в интерьерной постановке). Использование различных живописных стилей - реализм, импрессионизм, модернизм и др., для придания художественного образа натюрморту.

4-й год:

Умение работать над сложными тематическими постановками по композиционным форэскизам в тоне и цвете, усиливая эмоциональное состояние живописной композиции натюрморта, за счёт цветового решения и фактуры. Передавать форму предметов, сохраняя цельность пространства и освещения в натюрморте. Сохранять тепло-холодность, колорит. Умение работать над этюдами головы человека. Соблюдать пропорции цветовых и тональных пятен в передаче формы. Лепка головы цветом. Научиться передавать характер человека в интерьере (толстый, худой, молодой, старый) живописными средствами. Предание портретной характеристики. Помнить о значении силуэта фигуры человека в живописном этюде.

Работа с человеческой фигурой в театральном костюме в интерьере. Необходимо научиться применять в станковых композициях натурные зарисовки и живописные этюды человеческих фигур в костюме. Важность конструкции складок в изображении фигуры в необычной одежде.

Список литературы


1. И. Н. Стор "Основы живописного изображения". Издательство МГТУ имени А.Н.Косыгина, группа "Совьяж Бево", Москва, 2004

2. С. Алексеев. "О колорите". Издательство "Изобразительное искусство", Москва, 1974

3. А.С.Пучков, А.В.Триселев. "Методика работы над натюрмортом". Издательство

"Просвещение", Москва, 1982

4. Павел Марков. "Об акварели или живописи водяными красками". Московская

специализированная школа акварели Сергея Андрияки, Москва, 2003

5. Кристофер и Элен Фрейлинг. "Живопись в трёх измерениях". Книги в трёх измерениях. Издательство "СЛОВО/SLOVO", Москва,1999

6. "Основы изображения людей в технике акварели". Под редакцией Рэйчел Вулф.

Издательство "Попурри", Минск, 2000

7. "Энциклопедия художника. Полный курс акварели для начинающих…"

Издательство "Внешсигма", Москва 1998

8. Г.В.Беда. "Живопись и её изобразительные средства" . Издательство "Просвещение", Москва, 1977

9. "Полный курс живописи и рисунка. Живопись акварелью, маркерами, акриловыми красками и гуашью". Дистрибьютор в России ООО "Лайн", Санкт-Петербург, 1992

10. "Полный курс живописи и рисунка. Основы живописи". Дистрибьютор в России ООО "Лайн", Санкт-Петербург, 1994

11. "Полный курс живописи и рисунка. Живопись пастелью, мелками, сангинами,

цветными карандашами." Дистрибьютор в России ООО "Лайн", Санкт-Петербург, 1994

12. Стен Смит. "Акварель. Полный курс" Издательство "Внешсигма", Москва 1998

13. Сальвадор Г.Ольмедо "Как писать пастелью" Издательство "Аврора", Санкт-Петербург, 1996


























Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗуПрограмма обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу

Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу

Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу





Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗуПрограмма обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗуПрограмма обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗуПрограмма обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу

Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу

Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу



Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗуПрограмма обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗуПрограмма обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу

Программа обучения изобразительному искусству в старшей группе. Подготовка к ВУЗу

© 2010-2022