• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья Проблемы и задачи ознакомления младших школьников с произведениями изобразительного искусства

Статья Проблемы и задачи ознакомления младших школьников с произведениями изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог дополнительного образования

Алексюк Елена Викторовна



Статья: «Проблемы и задачи ознакомления младших школьников с произведениями изобразительного искусства»

Активное познание окружающего мира школьника начальной школы неразрывно связана с художественной деятельностью: рисованием, аппликацией, лепкой, а также знакомство с произведениями изобразительного искусства. Большую роль занятия художественной деятельностью оказывают и на воспитание личности ребёнка.

Проблема дополнительного в отечественной педагогике фактически стала интенсивно разрабатываться, только начиная с 1990-х гг. В настоящее время в отечественной педагогической литературе имеются различные точки зрения на сущность и содержание дополнительного образования детей. Одни рассматривают дополнительное образование детей как составную (вариативную) часть общего образования. Другие - как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. При этом и те, и другие, как правило, солидарны в том, что это - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Как показывает опыт работы педагогу зачастую довольно сложно организовать педагогический процесс. Это связано с тем, что задачи поставленные перед учащимися как правило недостаточно конкретны. Кроме того процесс усложнения в ходе работы отражен обычно довольно нечётко.

Основным приёмом ознакомления школьников младших классов с изобразительным искусством является рассказ педагога. Структура рассказа педагога может быть следующей:

  1. Название картины и фамилия художника, автора произведения.

  2. Материал, техника, чем написана картина.

  3. Главная идея картины.

  4. Композиция картины, центр.

  5. Главное и второстепенное в картине, их взаимосвязь .

  6. Цвет, построение, расположение.

  7. Главная мысль художника, заключенная в картине.

  8. Красота картины, какие эмоции она вызывает.

В процессе использования данной схемы, дети начинают привыкать строить анализ произведения и адекватно выражать свою точку зрения при вопросе: «О чём же картина?»

Кроме того, в процессе приобретения навыков в «чтения картины» у учеников формируются такие понятия как «тема» (о чём картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено). Формируется понимание эстетической ценности картины и что важно происходит формирование образной связной речи ребёнка.

Дети школьного возраста уже самостоятельно могут выбрать картину, наиболее понравившуюся им, но при этом формулируют причину выбора затруднительно. Оценки довольно при этом лаконичны: например «Потому что красивая….».

Для того, чтобы сформировать у ребёнка умение «читать» картину, педагог должен использовать приём применения рассказа о личной оценки картины. Кроме того, что данный рассказ имеет определённую структуру, о которой упоминалось выше, он ещё и будет эмоционально окрашен, богат интонациями. После неоднократного применения данного приёма, речь учащегося значительно обогатится. Непохо на уроке синтезировать виды искусства, например использовать музыкальное сопровожнение.

Формирование художественного восприятия при ознакомлении с произведениями скульптуры, графики и живописи. Особую актуальность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте нельзя переоценить. Во-первых, младшие школьники имеют богатые предпосылки для развития живописного восприятия (повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции); во-вторых, «увядание» эстетической жизни ребенка начинается с началом обучения в школе, когда на первый план выдвигается работа интеллекта, умственный труд, а его эстетические восприятия и переживания оказываются невостребованными. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Изобразительная деятельность младших школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

На самом высоком уровне эстетического развития дети-школьники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном младшего и среднего школьного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.

Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривания вместе с ним художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказываний ребенка, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение. Как показывают исследования С.Л. Рубинштейна, Г.Т. Овсепян, А.Ф. Яковличевой, А.А. Люблинской, Т.А. Кондратович и др., особенности описания ребенком картины зависят от содержания, самого сюжета - знакомого или не знакомого ребенку.

Нельзя не упомянуть и о том, что особое внимание в занятиях

изобразительным искусством, обращается на развитие зрения, как одного из

важнейших органов чувств человека. "Уроки изобразительного искусства -

учебного предмета, который, среди всех школьных предметов озабочен

развитием зрительной системы ребенка должны мобилизовать зрительный опыт

детей в отношении широкого круга явлений природы, предметов и явлений

окружающей действительности, развить умение увидеть, наблюдать, рассуждать

и оценивать, устанавливать порядок и отбирать среди потока поступающей

зрительной информации."

Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

Без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах живописи и истории искусств, тогда он сможет помочь детям правильно научиться разбираться в произведениях живописи и уметь грамотно описать увиденное. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.



© 2010-2022