Рабочая программа по ИЗО 9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ,  М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по ИЗО 9 класс

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

Структура рабочей программы

- Титульный лист.

- Разделы рабочей программы:

Раздел I. Пояснительная записка.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Раздел III. Содержание учебного курса.

Раздел IV. Тематический поурочный план.

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.

- Лист изменений.

Специфика учебного предмета


Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран - это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Цели и задачи


Цель программы 9 класса - помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Содержание учебно-методического комплекта


Программа (авторская)

Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.

Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.

Учебник

«Дизайн и архитектура в жизни человека» 8-9 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.

Место предмета в учебном плане


Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).

Раздел II. Учебно-тематический план


Разделы, темы

Количество часов на тему

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

8

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

8

3

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

12

4

Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель.

7


35


Раздел II1. Содержание учебного курса


Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах:

  • Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

  • Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.

  • Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

  • Сценография - искусство и производство.

  • Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.

  • Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!

  • Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий:

  • Фотография - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

  • Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

  • Фотография - искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.

  • «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

  • Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопртрета.

  • Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

  • Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?:

  • Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

  • Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.

  • От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

  • Бесконечный мир кинематографа.

Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель:

  • Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

  • Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

  • Киноглаз, или Жизнь врасплох.

  • Телевидение, Интернет…Что дальше?

  • В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Раздел 1V. Тематический поурочный план


№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 8 часов.

1

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

Создание набросков и выработка предложений на тему «Как это изобразить на сцене».

Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране.

2

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.

Анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов. Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым другим сценографическим элементом.

Понимать виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.

Игровая природа сценографии.

3

Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления.

Решение образа спектакля в виде инсталляции.

Знать выразительные средства сценографии: пространство сцены, сценосвет, внешний облик сцены и актёров.

Иметь представление и водах сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое.

4

Сценография - искусство и производство.

Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж

Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены.

Театральные службы и цеха.

Элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации

5

6

Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.

Создание костюма персонажа.

Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.

7

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!

Создание эскиза куклы.

Понимать и объяснять, в чем заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссера и актера в процессе создания образа персонажа.

8

Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.

Сценический этюд с подготовленными персонажами.

Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. 8 часов.

9

Фотография - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

Пробные съемочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству».

Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на все его правдоподобие.

10

11

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки.

Знать этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.

12

Фотография - искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.

Фотосъёмка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съёмки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съёмке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой).

Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.

13

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Освоение операторской грамоты в передаче образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа.

Уметь применять в практике элементы операторского мастерства при выборе момента съемки природного или архитектурного пейзажа с учетом его световыразительного состояния.

14

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопртрета.

Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки.

Понимать, что образность портрета в фотографии достигается не путем художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека.

15

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Репортажная съёмка в спортзале, на школьном мероприятии, передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей.

Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.

16

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Открытая трибуна (диспут) по всей проблематике 2 четверти.

Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.

Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? 12 часов.

17

18

19

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров.

Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.

20

21

22

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.

Создание вещной среды и художественно-визуального строя фильма.

Знать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссера, оператора и художника.

23

24

25

От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

Формирование сюжетного замысла в форме сценарного плана.

Знать о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы.

26

27

28

Бесконечный мир кинематографа.

Создание авторского небольшого анимационного этюда.

Знать об истории и художественной специфике анимационного кино.

Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель. 7 часов.

29

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Создать сценарий телепередачи.

Знать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.

30

31

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

Проектно-творческие упражнения моделирующие состав репортажной съемочной телегруппы, ее творческие задачи при создании телепередачи, условия работы.

Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.

32

33

Киноглаз, или Жизнь врасплох.

Съемка интервью.

Уметь реализовывать режиссерско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съемки.

34

Телевидение, Интернет…Что дальше?

Овладение экранной спецификой видеоклипа в процессе его создания.

Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.

35

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Итоговый просмотр учебно-аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и года и их коллективное обсуждение.

Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации.


Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы


Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki

artvek.ru/dekor07.html

artproejekt.ru/library/rus18/st019.html

ntrst.ru/public.cms/?eid=690551

museum.ru/N31505

franky-boy2livejournal.com/191069.html

ellada.spb.ru

© 2010-2022