Сценарий творческой гостиной на тему: Бумага и ее роль в изобразительном искусстве

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

МКОУ ДОД «Михайловская ДШИ»
















Сценарий творческой гостиной:

«Бумага и ее роль в изобразительном искусстве»




Провела преподаватель: Байдина Л.В.






Сл. Михайловка, 2015г.



Мероприятие: творческая гостиная.

Тема мероприятия: Бумага - удивительный многофункциональный материал.

Провела: Байдина Л.В.

Дата:

Тема: Бумага - удивительный многофункциональный материал.

Вид занятий: Беседа

Тип занятий: комбинированный.

Задачи мероприятия:

  • Приобщение родителей к творческой деятельности детей;

  • Ознакомление родителей с особенностями обучения их детей на художественном отделении.

  • Расширять умения обучающихся выступать перед публикой,

  • Расширять умения обучающихся делиться своими знаниями с окружающими через художественное творчество.

Цели мероприятия:

а) Образовательная:

  • познакомить присутствующих с видами и свойствами бумаги;

  • показать тесную связь искусства с повседневной действительностью;

  • показать примеры использования бумаги для создания произведений искусства.

б) Воспитательная:

  • создать условия для воспитания нравственно-эстетического отношения к миру, искусству, культуре;

  • формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное в повседневных вещах.

в) Развивающая:

  • развивать способность создавать прекрасное из подручных материалов, а так же с их помощью;

  • развивать потребность в творчестве;

  • развивать творческую фантазию, воображение, кругозор.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Формы организации: коллективная деятельность.

Оборудование и материалы:

  • Наглядное пособие с различными видами бумаги;

  • Работы детей с использованием различных видов бумаги;

  • Костюмы из бумаги;

  • Пособия для проведения экспериментов и демонстраций.

Этапы мероприятия:

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

3. Актуализация и открытие новых знаний.

4. Практическая работа

5. Заключение.

Ход мероприятия

  1. Организационный этап

Преподаватель:

Здравствуйте дорогие гости, учащиеся нашей школы искусств и их родители! Мы рады видеть Вас на нашей творческой гостиной! Я со своими учениками специально для Вас подготовила это мероприятие! Дорогие родители, ребята очень старались для вас! Мы надеемся, что это мероприятие поможет вам еще глубже проникнуться особенностями труда ваших детей и спецификой их творчества.

Наши отделения «Изобразительного искусства» и «Декоративно прикладного творчества» не так давно открыты в нашей школе. Однако, дети уже готовы поделиться с вами своими знаниями и опытом, и, возможно, даже чему-то научить вас.


  1. Мотивационный этап.

Преподаватель:

Нашу творческую гостиную хочется начать отрывком из стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».

Стремление постичь предметов свойства,

Найти им надлежащие места,-

Всё предварялось жаром беспокойства,

Всё начиналось с чистого листа.

Бумага - доступный для любого ребёнка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения

бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата.

Бумага очень распространенный материал, без которого трудно даже представить жизнь современного человека. А что мы с вами знаем о бумаге? Достаточно ли наших знаний о бумаге и картоне, чтобы правильно пользоваться ими, правильно их обрабатывать, делать из них разные изделия?

Послушайте рассказ, который приготовили для вас учащиеся.


  1. Актуализация и открытие новых знаний

Учащиеся:

Как появилась бумага.

Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова "бумуг", что значит хлопок. Вероятно, что впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаге, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII (7) века способ изготовления бумаги становится известным в Средней Азии, Корее и Японии. А еще через 150 лет через военнопленных попадает к арабам. В XI-XII (11-12) веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV-XVI (15-16) веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Правда, бумага изготовлялась весьма примитивно - ручным размолом массы деревянными молотками в ступе.

Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII (17) века размалывающего аппарата - ролла. В конце XVIII (18) века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы. В 1799 француз Н. Л. Робер изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги. В Англии братья Фурдринье, совершенствовали ее, продолжая работать над механизацией отлива.

К середине XIX (19) века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX (20) веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности.

Преподаватель:

Бумага для художника

Бумага для художника - очень важный момент в создании качественной и красивой работы. От выбора бумаги зависит, как художник передаст свою идею, какими приемами он будет пользоваться в работе. Бумага может как сковывать наши действия, так и раскрепощать возможности и умения, позволяя апеллировать

знаниями и воспроизводить на ней свои внутренние переживания в полном объеме. И в зависимости от материала, с которым мы на бумаге работаем: пусть это будут

цветные или черно-белые рисунки карандашом, рисунок углем или жирной сангиной, тушь, гуашь, акриловые краски или непослушная яркая акварелька - получается совершенно разное поведение материала на разной бумажной основе.

Когда мы хотим что-то нарисовать или сделать, мы задумываемся над тем, какую бумагу выбрать для художественной работы. Начинающему художнику важно знать, какая бумага для чего годится. Конечно, все познается на практике, но можно избежать немало неприятных ситуаций, если знать все тонкости материала с которым работаешь.

Учащиеся:

Свойства бумаги.

Свойства должны соответствовать условиям того или иного способа работы с ней.

Белизна бумаги.

В каких случаях это важно - спросите вы? Например, если у вас есть необходимость сканировать ваши рисунки. Если бумага идеально белая, то рисунки выглядят броско и чётко.

Для того чтобы увеличить белизну бумаги, ликвидировать вероятный желтоватый оттенок, бумагу в процессе изготовления подкрашивают синими и фиолетовыми красителями или вводят в её состав оптические отбеливатели

(демонстрация нескольких видов бумаги).

Фактура.

Глянцевитость или матовость бумаги зависит от микрогеометрии её поверхности. Очень гладкая бумага будет глянцевой, шероховатая - матовой.

(демонстрация глянцевой и матовой бумаги).

Уровень гладкости бумаги имеет большое значение в изобразительном искусстве. Ведь закрепление пигмента в основном определяется текстурой основания.

Например: акварель проявляется ярче и меньше течет на специальной пористой бумаге (она так и называется - акварельная). Подробнее о ней расскажем позже.

Тоже самое относится и к пастели. Ей рисуют на специальной пастельной бумаге, но в некоторых случаях используют акварельную, а иногда даже наждачную. Работать этой техникой на гладкой бумаге просто не имеет смысла - полученное изображение осыпется, а тиснение, напротив, помогает ему

задержаться. Подробнее о пастельной и акварельной бумаге мы расскажем чуть позже.

Высокая степень зернистости придаст вашей работе объёмность и живость, но на гладкой бумаге лучше получаются технические зарисовки и линии передаются в целом более чётко и точно. Но иногда текстура бумаги может давать

интересные эффекты и при работе графическими материалами (карандаш, уголь, соус, сангина и прочее…)

(демонстрация нескольких примеров штриховки на разных видах бумаги)

Упругоэластичность.

Свойство, которое определяет предел разрыва бумаги. Чем меньше упругоэластичность бумаги, тем быстрее порвется готовая продукция.

При изготовлении различного рода поделок это свойство бывает очень нужно иметь в виду. Кроме того, знание его особенностей позволяет выбрать наиболее качественный материал.

(порвать несколько видов бумаги).

Впитываемость.

Подобающая впитывающая способность бумаги - значительное условие своевременного и абсолютного закрепления краски. Впитывание краски в бумагу определяется её пористо-капиллярным строением. Тут опять можно вспомнить акварельную бумагу. На разных видах бумаги пигмент держится по-разному. Очевидно, что на гладкой основе он не задержится.

(провести кистью, смоченной в краске по разным видам бумаги).

Плотность.

Плотность определяется весом в граммах одного квадратного метра бумаги, а ощущается по толщине листа, чем толще лист, тем больше плотность.

Это существенное свойство в изобразительном искусстве, т.к. основание должно быть устойчиво к истиранию. У каждого наверняка были моменты, когда вы работали на бумаге, рвущейся от лёгкого стирания ластиком. Или когда вы проливали на обычный бумажный лист акварель, которая впоследствии просто стекала, почти не меняя структуру бумаги. И в том и в другом случае объяснение кроется в плотности - бумага с невысокой плотностью тонкая, рыхлая, сильно деформируется от воздействия ластиком и очень быстро размокает от краски. Зато бумага высокой плотности не мнется, не деформируется при стирании и не размягчается от даже самых водянистых мазков кистью. Поясним на примерах: плотность обычной офисной бумаги - 80 г/м², а газетной - от 40 до 60 г/м². Рекордных показателей достигают сорта бумаги для акварельного рисования - 500 г/м². Комфортными цифрами для рисования простым карандашом профессионалы считают плотность от 90 до 110 г/м².

Для определенного типа работы нужен определенный тип бумаги, ведь если рисовать красками или карандашом на неподходящей бумаге (допустим, офисной), то работа потеряет эстетические качества т.к. бумага быстро покроется катышками, а возможно, и вовсе прорвется.

(демонстрация).

Плоскостность.

Плоскостность бумаги во многом определяется климатическими условиями её упаковки, транспортировки и хранения. Бумага не должна подвергаться отрицательному воздействию влаги и температурным колебаниям.

Безусловно, для выполнения эстетичной, аккуратной работы, будь то работа красками или поделки из бумаги, важна ее плоскостность. Но нередки случаи, когда поверхность бумаги намеренно искажают (например, мнут) для достижения необходимого художественного эффекта.

(показать пример)

Разновидность бумаги

Любую бумагу следует использовать в соответствии с её качествами и предназначением. Но сначала необходимо узнать побольше об особенностях разных видов бумаги.

Поговорим об этом более подробно:


  1. Акварельная бумага - ее можно узнать по толщине и фактуре, она плотная, крупнозернистая, белого цвета или яичной скорлупы. Она может продаваться отдельными листками, в склейке или альбомом.

Профессиональная акварельная бумага содержит хлопок, благодаря чему она лучше впитывает воду и пигменты. Бумага высшего качества часто помечена водяным знаком или теснением (вспомним к примеру ватманы с пометкой «госзнак»). Существует большое разнообразие видов тисненого рисунка на поверхности: лен, мороз, торшон, скорлупа, изморозь, молоток и много других образных названий.

Исходя из названия сразу ясно, для работы какими материалами она предназначена. Но при реализации различных творческих идей она сгодится и для других техник, например, для гуаши или не слишком мягкой пастели.

  1. Калька - без прозрачной и полупрозрачной кальки при создании ряда бумажных картин просто не обойтись, так как она помогает перенести выбранный рисунок на любую поверхность, тем самым облегчая работу.

(Демонстрация)


  1. Газетная бумага - на первый взгляд эта созданная из макулатуры бумага менее всего пригодна для создания картин. Однако, художники в поисках новых средств выражения обращают свои взоры на газеты и, вырезая из них буквы, путем аппликации создают невероятные по красоте и оригинальности произведения.

(Демонстрация)


  1. Водостойкая бумага - она содержит гораздо большее количество скрепляющего вещества, т.е. клея, чем другие виды бумаги. Водостойкая бумага

редко используется для аппликационных картин и силуэтных вырезок, но она незаменима для создания размытых пейзажей и абстрактных произведений, выполняемых по сырой поверхности. Чаще всего используется для изготовления плакатов и афиш.

(Демонстрация)


  1. Типографская бумага - включает в себя нотную бумагу и синтетическую, используемую для журналов и обложек. Такая бумага обычно имеет гладкую поверхность, она устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет. Хорошо подходит для коллажей и аппликаций.

(Демонстрация глянцевых журналов и нотной бумаги)


  1. Самоклеящаяся бумага - одно из последних достижений человека в области цветной бумаги. Эта бумага уникальна тем, что не нуждается в нанесении на свою поверхность клеящего вещества, а значит, исключает неаккуратность в работе. Самоклеящуюся бумагу выпускают нескольких видов: разноцветную, однотонную и прозрачную. Используется в аппликации или оформительской деятельности.

(Демонстрация)


  1. Бумага обёрточная или упаковочная - эта бумага запоминается всем, так как она самая яркая и красочная. Она достаточно прочная и с трудом рвётся руками. Благодаря разнообразию цветов и хорошей склеиваемости эти виды бумаги прекрасно подходят для создания аппликационных картин или декорирования поверхностей.

(Демонстрация)


  1. Мелованная бумага - это одна из разновидностей писчей бумаги. Мелованная бумага может быть покрыта самыми разнообразными веществами, такими как каолин, карбонат кальция, а также иные минеральные вещества. Имеет большой выбор цветовых оттенков. Используется в аппликациях и любых других видах оформительской деятельности, а так же для графических работ или для выполнения работ чернилами и тушью.

(Демонстрация)


  1. Крафт-бумага - это тип бумаги, который относится к категории упаковочного материала. Чаще всего коричневого или темно-желтого цвета. Но эта бумага также удобна для рисования углем, карандашами и пастелью. И она будет придавать шарм работе, благодаря присутствующему тону. Сейчас из такой бумаги даже создают альбомы для рисования и зарисовок.

(Демонстрация)


  1. Писчая бумага или офисная - обладает рядом преимуществ. Во-первых, она совершенно не капризна, превосходно складывается и удерживает любую заданную ей форму. Во-вторых, она относительно устойчива к воде и не сразу

размокает и распадается. А в-третьих, её ценность определяется чистотой цвета и гладкостью поверхности. Линии на ней видно очень хорошо, фактура гладкая, сканы с листов такой бумаги весьма хороши. Но вот с другими критериями всё не очень - плотность такой бумаги невысока, от воздействия ластиком она мнётся, рвётся, а сами линии стирать весьма трудоёмко

Годится для быстрых эскизов и зарисовок простым карандашом с минимальными исправлениями.

(Демонстрация)


  1. Эстампная бумага - другое её название - чертёжная бумага. Благодаря своему высокому качеству она может использоваться не только для выполнения чертежей, но и для многих других работ, включая процесс по созданию бумажной картины. Так же такая бумага используется для рисования простыми карандашами, цветными карандашами, а иногда и для работы масляной пастелью, т.к. такая пастель не всегда требует зернистости бумаги.

Так же такую бумагу чаще используют для работы гуашью, т.к. она зачастую тоже требует гладкой поверхности, которая подчеркнет ее матовость и равномерность окраски особенно в художественно-оформительской деятельности. Но нужно заметить, что гуашь кроющий материал, и при желании ей можно работать и на других видах бумаги.

(Демонстрация: ватман, папка и альбом для черчения)


  1. Пастельная бумага - цветная бумага для пастели выпускается в широком диапазоне цветов от нейтральных бежевых, коричневых и серых до ярких оттенков. Имеет мягкую поверхность. Продается как отдельным листом, так и в наборах, а так же в виде альбома.

Опять же, судя по названию ясно, что предназначена она для работы пастелью.

(Демонстрация)


  1. Обойная бумага - различают гладкую обойную бумагу с рисунком, а также рельефную. И та и другая незаменимы при создании картин, особенно объёмных, выполненных путём аппликации.

(Демонстрация)


  1. Бархатная бумага - немного напоминает картон, с той лишь разницей, что с одной стороны её поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками. Это и делает материал похожим на бархат. Используют такую бумагу в аппликации и силуэтных вырезках.

(Демонстрация)


  1. Санитарная бумага - этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец. Для создания картин такая бумага используется крайне

редко, но человек с хорошей фантазией сумеет найти применение и ей. Например, при выполнении поделок в технике декупаж.

(Демонстрация)


  1. Специализированная бумага - к разряду специализированной бумаги можно отнести спецкартон, коробки для яиц, почтовую бумагу, миллиметровую бумагу, а также материал для вкладышей и изолирования различных поверхностей друг от друга. В быту она чаще встречается в коробках с конфетами. Обычно такую бумагу используют для создания объёмных рамочек.

(Демонстрация)


  1. Гофрированная бумага - внешне такая бумага похожа на многослойный картон. Поверхность её может иметь гладкое покрытие. Такая бумага находит широкое применение при создании картин.

(Демонстрация)


  1. Картон - этот плотный и толстый материал, изготовленный из целлюлозы с грубыми волокнами, незаменим в качестве основы для любой бумажной картины или объемному конструированию из бумаги. К тому же из картона можно изготавливать и рамочки для своих работ. Главное - правильно выбрать нужный вид картона: однослойный или многослойный, упаковочный или полиграфический. Кроме того, следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и если сгиб был выполнен неровно, исправить уже ничего нельзя.

(Демонстрация)


  1. Крепированная бумага (цветная гофрированная бумага, креп-бумага) - это жатая бумага, которая хорошо растягивается и имеет повышенную впитываемость. Крепированная бумага обладает относительно хорошей жесткостью и прочностью. При этом она гибкая, мягкая, хорошо драпируется и может принимать любые формы. Это материал, позволяющий вашему творческому потенциалу проявиться в полную силу. Богатая цветовая палитра расширяет границы фантазии. Из нее можно сделать своими руками потрясающие предметы интерьера: цветы, целые букеты и даже декоративные деревья.

(Демонстрация)

Кроме того, современное производство настолько удовлетворяет требованиям потребителя, что для любого хобби связанного с бумагой можно найти определенный сорт. Например, бумага для скрэпбукинга, декупажа, квиллинга, оригами и для прочих видов творчества. Не обязательно, конечно, покупать именно ее, но ей придают определенные качества для облегчения процесса создания поделки.

Как видите, бумага может быть очень разнообразной. Мы не рассказали о еще очень и очень многих видах (самокопирующая, офсетная, бумага, сделанная вручную, картографические бумаги, документные бумаги, обложечные бумаги и т.д.) Перечислить все её виды даже не представляется возможным. Главное - это то, что это материал на любой вкус и цвет. Нужно лишь немного фантазии, чтобы

превратить бумажный кусочек в настоящее произведение искусства с гордым названием «картина».


  1. Практическая работа.

Учащиеся:

Интересные факты:


  1. Эксперимент с корабликами.

Бумага может быть и тонкой, и толстой. Она может как бояться, так и не бояться воды (водостойкая). Разные виды бумаги изначально предназначаются для разных целей и используются по-разному. Например, какая бумага годится для изготовления макета кораблика, который планируется пустить на воду?

Проведём эксперимент: возьмём уже заранее приготовленные макеты корабликов из обычной, газетной, санитарной, типографской и водостойкой бумаги. И пустим их на воду (показать и пустить кораблики на воду). Результат видите сами чуть позже.

2. Поглощение влаги.

Если бумага держится в помещении с определенной относительной влажностью без упаковки, защищающей её от атмосферных влияний, то она воспринимает влагу из окружающего воздуха или отдает влагу до тех пор, пока не будет достигнута равновесная влажность. При поглощении влаги бумагой на её краях образуется выраженная волнистость. Если бумага отдает влагу, то её края загибаются

Бумага не растворяется в воде, но легко намокает и при намокании многократно теряет прочность. После намокания и последующего высушивания бумажный лист также теряет форму, неравномерно уменьшаясь в размере в месте намокания (коробится). Вот почему необходимо соблюдать правильные условия ее хранения. Представьте себе книгу или журнал, которые высохли после того, как оказались полностью погруженными в воду.

(Демонстрация)

3. Определение направления волокон бумаги.

Если мы разорвём бумагу по длине и по ширине листа, то разрыв по линии движения сетки бумагоделательной машины будет ровным, а в поперечном направлении разрыв будет неравномерным. Направление прямого разрыва бумаги и есть направление отлива бумаги.

(Порвать бумагу и продемонстрировать)

Отрежем полоски по длине листа и по его ширине. Возьмем в руку ножницы и проведем ими по полоскам бумаги. Та полоска, которая завьётся сильнее, будет определять направление отлива бумаги. Это упражнение необходимо при изготовлении кудряшек.

(Демонстрация)

4. Ограничение складывания бумаги пополам:

Физический феномен, суть которого состоит в том, что лист обычной бумаги офисного размера можно сложить пополам не более 7 раз.

Пока мы будем рассказывать, можете сами провести эксперимент и попробовать согнуть предложенные материалы 7 или 8 раз.

(Демонстрация: раздать зрителям по листу офисной бумаги и по обычной столовой салфетке)

В 2001 году американка Бритни Гэлливан, тогда школьница, вывела математическую модель складывания бумаги. Ей же удалось сложить лист 12 раз, правда, достаточно тонкой и гибкой золотой фольги.

24 января 2007 года в 72-м выпуске телепередачи «Разрушители легенд» команда исследователей попыталась опровергнуть закон. Они сформулировали его более точно: даже очень большой сухой лист бумаги нельзя сложить вдвое больше семи раз, делая каждый из сгибов перпендикулярно предыдущему.

На обычном офисном листе закон подтвердился, тогда исследователи проверили закон на огромном листе бумаги. Лист размером с футбольное поле (51,8×67,1 м) им удалось сложить 8 раз без специальных средств (11 раз с применением катка и погрузчика). По утверждению поклонников телепередачи, калька от упаковки офсетной печатной формы формата 520×380 мм при достаточно небрежном складывании без усилий складывается восемь раз, с усилиями - девять.

Обычная бумажная салфетка складывается 8 раз, если нарушить условие и один раз сложить не перпендикулярно предыдущему.

Вернемся к эксперименту с корабликами.

Как видите, самыми неподходящими для пуска на воду оказались кораблики из санитарной бумаги и газеты. А самыми подходящими из офисной и водостойкой.

Мы выяснили, что водостойкая бумага, например, не предназначена для того, чтобы рисовать на ней картины красками, а обычная бумага не очень подходит для того, чтобы делать из неё кораблик, который потом отправится плавать по воде. Любой из видов бумаги всегда нужно использовать только по назначению.

Мелованная, немелованная бумага, и картон классифицируются по долговечности, т.е. старение бумаги колеблется от 50 лет - до нескольких сотен лет.

Время распада бумаги - 2-3 года.

Преподаватель:


Полезные советы по выбору

Отнестись к выбору бумаги надо очень серьезно, особенно если вы собираетесь поступать в ВУЗ или училище. Нужно знать, как будет вести себя бумага, чтобы уберечь себя от нежелательных моментов как на экзамене, так и в личном творчестве и заготовить ее заранее. Говорить будем о выборе бумаги для

рисунка и для акварельной живописи, т.к. это основные направления академической техники, которой обучают в ДШИ и на первых курсах вузов.

Говорить о выборе бумаги для декоративно-прикладного творчества, просто не имеет смысла, поскольку тут может использоваться все ее огромное разнообразие.

Для рисунка:

Вообще-то, выбрать бумагу для рисунка не так сложно. Все зависит от того, насколько опытен человек на ней рисующий. Можно рисовать практически на всем, даже на оберточной бумаге (как вы уже поняли из нашего рассказа). Все зависит от мастерства и практики. Если вы уверены в своих силах, а тон бумаги вам даже нужен - действуйте, экспериментируйте! Но для начинающих лучше рисовать на белой, хорошего качества бумаге. Для хорошего рисунка используется ватман, желательно не тонкий. Бумага плотная, прочная, не рыхлая. Бывает и так, что встречается бумага вроде плотная, но она не годится.

  • Пока вы не научились определять качество бумаги "на глазок", купите один лист и проверьте ее.

  • Потрите ее ластиком - если в том месте появляются ворсинки, сильно повреждается верхний слой бумаги - она не годится.

  • Намочите бумагу - если появляются пятна, вода сильно проникает вглубь бумаги, делая ее "мраморной", то есть появляются пятна и разводы - такая бумага для работы не годится, для живописи тем более.

  • Бумага прочная, с голубизной - вот то, на чем получится чистый хороший рисунок.

Для живописи

Самой лучшей для живописи бумагой считается торшон. Термин "торшон" характеризует поверхность как крупнозернистую, шероховатую. Такая структура прекрасно подходит для абстрактной живописи с резкой игрой цвета. Бумага предназначена для работы акварелью, гуашью, темперой, акрилом. Желающие могут попробовать. Вообще любая акварельная бумага дорогая. Поэтому, для эскизов, цветовых поисков целесообразнее использовать обычный ватман, предпочтительнее хороший.

Выбирая бумагу для работы (тип или производителя), предварительно можно проверить поведение краски на ней.

  • Если краска сильно впитывается вглубь бумаги, оставляет пятна, ложится неравномерно - такая бумага не годится.

  • Если взять мочалку и смыть краску - при этом останутся мраморные пятна, а то и вообще, верхний слой будет скатываться - такая бумага не годиться.

  • Пока вы не научитесь определять качество бумаги визуально, вам придется проверять ее. Не покупайте сразу слишком много листов. Замечайте, в каком магазине продается хорошая. Ну а если сделаете ошибку и сделаете большую закупку, могу вас успокоить - вся бумага пойдет в ход. То ли для эскизов, набросков, для графических работ, макетов.

  • По виду поверхности бумагу обычно делят на три вида:

HP - Hot Pressed - Satin - гладкая

NOT - Cold Pressed - небольшая фактура

Rough - Torchon - выраженная фактура

В дальнейшем, кода вы наберетесь опыта и поработаете на разных сортах и форматах бумаги, вы подберете нужный для себя вид. Бумагу нужно научиться чувствовать, как на нее ляжет пятно краски, как оно будет расплываться, насколько лист влажный и сколко воды надо набрать на кисть.


  1. Заключение.

Преподаватель:

Ошибочно думать, что под картиной всегда подразумевается произведение, созданное красками. На самом деле изобразительных средств гораздо больше. Изображать можно практически всем, что имеется под рукой: пластилином, углем, мелками, сангиной, карандашами, фломастерами, нитками, тканью, растениями, семенами, фантиками и многим другим материалом. И даже бумагой на бумаге. Что вы можете увидеть на нашей выставке.

Искусство прекрасно тем, что оно открыто для каждого. Но те, кто действительно желает с ним подружиться, оставить какой-то свой вклад, просто обязаны иметь богатое воображение. Ведь именно фантазия - то главное, что отличает человека от других людей.

А закончить нашу творческую гостиную хочется словами Микеланджело Буонаротти:

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.


15


© 2010-2022