- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Занятие по изобразительному искусству Рисование на тему Матрешка
Занятие по изобразительному искусству Рисование на тему Матрешка
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | ПРитыко Л.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Рисование на тему «Матрешка»
Цель - развитие представлений на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения.
Задачи:
- Обучающие:
Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов - майдановских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ.
- воспитательные
Через матрёшку как произведение народного творчества дать учащимся возможность понять, что такие нравственные категории, как любовь, дружба, счастье человеческого общения бесценны и вечны везде и всегда. Прививать любовь к прекрасному, к родине - её искусству, идеям, песням.
а) отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки;
б) углубить практические навыки работы кистью;
в) развивать умение учащихся мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт;
г) формировать способность учащихся выражать свои мысли и чувства с помощью изобразительных средств.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация, игра «Расписная матрешка» (две матрешки, детали (глаза, губы, волосы, цветы, листики, ягоды для фартука), магниты), словарные слова «Полхов - майдан», букет успеха.
Музыкальный ряд: инструментальная музыка.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: интерактивная доска, ноутбук.
Для учащихся: матрешка - готовая форма, акварельные краски, кисти, баночки для воды, салфетки, простые карандаши, ластики, листы самооценки.
Ход урока.
-
Подготовительная часть.
-
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).
-
Создание благоприятного психологического настроя.
Встали ровно, успокоились. Начинаем наше занятие.
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь.
Условия урока.
- Ребята, давайте, проверим, какие принадлежности вы приготовили к уроку. Все ли на месте? (Учащиеся перечисляют: акварельные краски, кисти, баночки для воды, салфетки, ластики, простые карандаши).
- Сегодня мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по стране под названием «Изобразительное искусство». Мультимедийная презентация. Слайд 1.
- А для удачного путешествия с собой возьмем букет успеха: аккуратность, активность, наблюдательность, внимательность, взаимопомощь (слова на цветах)
Я желаю, чтобы все слова, написанные на красивых цветах, сопровождали вас весь урок, и тогда вас ждет успех.
Форма организации.
- А также я хочу пожелать вам хорошего настроения сегодня на уроке, получить много положительных эмоций от работы. Тем более что вам предстоит работать в группах, а также выполнять задания самостоятельно.
- Итак, в путь.
-
Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).
- Сегодня мы будем учиться рисовать с вами на заданную тему.
- А вот, что будет являться темой урока, вы должны будете определить сами.
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
Отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)
- Молодцы! Вы угадали.
Учитель демонстрирует матрёшки
- Тема урока: Рисование на тему «Матрешка». (Написание темы урока на доске).
- Сегодня мы научимся расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов-майдановских мастеров,
Сообщение критериев оценки детских работ.
Критерии оценки:
Красный цветок - получите, если справитесь со всеми поставленными задачами: правильно нарисуете матрешку, украсите фартук, раскрасите рисунок аккуратно, подобрав яркие краски.
Зеленый листик - получите, если допустите 1 или 2 ошибки: неправильно нарисуете матрешку, рисунок раскрашен неаккуратно.
- В конце занятия вы оцените свои работы самостоятельно с помощью листов самооценки.
-
Основная часть.
-
Актуализация знаний учащихся. Слайд 2
В Нижегорской области есть такое село под названием Полхов - Майдан. Селобольшое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «татарушки» - так мастера называют свои поделки. Занимается этим делом не одно поколение сельчан.
Слайд 3
Русская деревянная кукла - матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.
Слайд 4
И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме. В чем же секрет такого успеха и долгой жизни матрешки? Почему она нравится всем? Почему она стала русским сувениром за рубежом?
Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», « голубка», - эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии.
Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линии женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрешки во все времена остается прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как доброе воплощение этих чувств живет в наших современных квартирах, появляется в доме француза и американца.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Мультимедийная презентация. Слайд 5.
- Молодцы. А сейчас ребята я предлагаю продолжить наше путешествие и отправиться на выставку матрешек. (Просмотр видеоролика «Матрешки»).
- Понравилась выставка? (ответы детей).
- Кого вы увидели на выставке? (ответы детей).
- Какие матрешки вам понравились? (ответы детей).
- Какие краски используют для раскрашивания матрешек? (ответы детей).
- Скажите, пожалуйста, а где нам могут пригодиться знания о матрешках, умение их рисовать? (ответы детей). Можно сделать поделку в любой технике: слепить матрешку из глины, выполнить аппликацию с изображением матрешки, сделать матрешку из модулей. Все эти изделия могут стать отличным подарком, украшением вашей комнаты.
Мультимедийная презентация. Слайды 4,5.
-
Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).
- Определим последовательность выполнения работы.
Мультимедийная презентация. Слайды 6,7,8,9.
-
Сначала. Нарисуем лицо. Волосы. И оформим платок
-
Затем. Нарисуем глаза, брови, нос, губы
-
После этого. На фартуке рисуем чудо- букет. На зеленой изгибистой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды.
4.И наконец. Раскрасим матрешку на свое усмотрение. Запомните, матрешки - всегда очень яркие, цветастые куклы, поэтому не жалейте цвета для придания им того неповторимого колорита, который свойственен именно этой нашей русской кукле.
- Повторим последовательность выполнения рисунка (ответы детей).
- Я предлагаю поиграть в игру «Укрась матрешку».
- Задание: Правильно украсить матрешку.
- Какие качества помогут нам справиться с этим заданием? (ответы детей). Обращение внимания детей к «Букету успеха».
(Учащиеся делятся на две команды, выходят к доске и украшают своих матрешек).
- Молодцы! Давайте посмотрим, какая команда правильно справилась с заданием.
- На какой матрешке все детали расположены правильно? (ответы детей).
- Как работали ваши команды? (ответы детей)
- Итак, мы определили последовательность выполнения рисунка, посмотрели, как правильно располагать детали на фартуке матрешки.
-
Указания к началу работы.
- Для того чтобы движения пальцев рук были уверенными, а мышцы более крепкими выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем нам рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали - сжали,
Кулачки разжали - сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор
- Какие качества нам понадобятся во время самостоятельной работы? (ответы детей).
- Итак, вы должны правильно нарисовать матрешку, украсить ее фартук, а также аккуратно раскрасить рисунок.
- Приступаем к выполнению задания, а помогать нам будет красивая музыка.
-
Самостоятельная работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
Осуществление индивидуального, фронтального и дифференцированного руководства.
Индивидуальная работа.
Физкульминутка. Слайд 10.
Мы сейчас все дружно встанем (дети встают).
И немножко отдохнем (потягиваются).
Вправо, влево повернитесь (повороты),
Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)
Руки вверх и руки вбок, (движения руками)
И на месте прыг и скок (прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку (бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Рассматривание и анализ работ с точки зрения поставленных задач, самооценка, взаимооценка, оценка учителем.
- Ребята, я предлагаю вам самостоятельно оценить выполненные работы с помощью листов самооценки. В первом столбике перечислены задачи, которые вам необходимо было выполнить. Во втором столбике пустое место для цветов и листиков. Если вы считаете, что справились с задачей, рисуете красный цветок, если с помощью учителя - зеленый листик, а если не справились - оставляете место пустым.
Анализ детских работ, самооценка, выставление отметок.
Учащиеся по очереди выходят к доске со своими работами и листами самооценки.
- Какие трудности возникали во время работы?
- Все ли ты правильно нарисовал?
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Какие качества тебе помогали в работе?
- Как бы ты оценил свою работу?
- Как оценивают твою работу другие ребята?
- Сейчас мы вместе с вами посмотрели, как вы справились с поставленными на уроке задачами, а также вместе оценили ваши работы.
- Я думаю, наш букет успеха помог нам сегодня, и вы все справились с заданием. Вы согласны со мной? (ответы детей).
- Наше путешествие по стране «Изобразительное искусство» подходит к концу. Но это только сегодня, уже на следующих занятиях мы продолжим учиться рисовать.
- Чему мы учились сегодня на уроке? (ответы детей).
- Сегодня на уроке мы учились рисовать матрешку, украшать ее фартук.
- Используя опорные слова, продолжите фразу. Мультимедийная презентация. Слайды 12.
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
- Ребята, а я хочу сказать вам, что сегодня все вы были молодцы! Мультимедийная презентация. Слайд 13.