Рабочие программы по изобразительному искусству в 5-6 классах

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО для 5 класса.

Тема урока,

ЦОР

Кол-во час

Основное содержание темы (термины, понятия)

Формы работы

Освоение предметных знаний

УУД

Дом. задание

ЦОР

Дата проведения

личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

По плану

Факт.

1

1. Введение.

1

Декоративно-прикладное искусство и человек

Беседа

Введение в мир ДПИ

желание приобретать новые знания

осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию

принимать и сохранять учебную задачу

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

стр 3-9

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс


Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов)

2

1. Древние образы в народном искусстве.

1

Знакомство с традиционными образами народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др..

Практическая работа 1 Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер.

Тест

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.

осваивать новые виды деятельности

«читать» образный язык ДПИ

принимать и сохранять учебную задачу

задавать вопросы

стр.12-19

Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

3

2. Убранство русской избы

1

Знакомство с древними образами, воплощенными в крестьянской архитектуре

Практическая работа 2 Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы. Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.

Уметь использовать в творческой работе символику древних народов, выразительные средства орнаментальной композиции.

участвовать в творческом, созидательном процессе

«читать» образный язык ДПИ

принимать и сохранять учебную задачу

высказывать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении творческой работы

стр.20-29

Исследовать декор архитектурных элементов домов частного сектора.

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

4

3. Внутренний мир русской избы .

1

Интерьер крестьянского дома

Проект «Интерьер крестьянского дома», Материал: упаковочная коробка, пластилин, фольга, картон, цветная бумага, ножницы.

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе

участвовать в творческом, созидательном процессе

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

Самоанализ этапов работы,

Работа в группе, эстетическая оценка результата коллективной композиции

стр.30-35

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

5

4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

Различные произведения крестьянских мастеров.

ПР3

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией. Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.

Просмотр, анализ и оценка работ.

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры

Анализировать, что роднит различные произведения крестьянских мастеров

Просмотр, анализ и оценка работ.

Объяснить точку зрения на определенное изделие ДПИ

стр.36-43

Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов).

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

6

5. Русская народная вышивка

1

Образы и мотивы в орнаментах татарской народной вышивки

ПР4

Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, восковые мелки, бумага)

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента.

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры

использовать знаково-символичные средства

Анализ результатов собственного художественного творчества.

Обмен кроссвордами решение и взаимопроверка (оценивание).

стр.44-49

Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание)

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

7-8

6 -7 Народный праздничный костюм.

2

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

КП «Русский сарафан»

Проект «Народная одежда - образ мира».

Уметь работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка ДПИ

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры

символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.

контролировать процесс и результаты деятельности

Просмотр, обсуждение и анализ работ.

стр.50-55

Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены, как проходили.

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

ПР7 « Макет-игрушка со съемными деталями костюма»

стр.55-59

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

9

8. Народные праздничные обряды.

1

Роль ДПИ в жизни русского народа через призму истории

ПР 5 Изготовление куклы. Материалы: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка, ткань.

Иметь представление о роли декаративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры

самостоятельно находить информацию в материалах учебников и др. литературе

Планировать работу по этапам деятельности

Экспрессвыставка,обсуждение работ

стр.60-64

artdrawing.ru/tree.html


Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (16 часов)

10

1. Древние образы в современных народных игрушках. Филимоновская игрушка

1

Русские промыслы по изготовлению игрушки. Изучение общих и отличительных черт

КП «Древние образы в современных народных игрушках», исследование, упражнение

Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.

участвовать в творческом, исследовательском процессе

самостоятельно находить информацию в материалах учебников и др. литературе

планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Стр. 66-68

artdrawing.ru/tree.html

11

2.Каргапольская игрушка

1

Знакомство с особенностями каргопольской игрушки, историей ее возникновения.

Исследовательская самостоятельная деятельность, Творческая работа по мотивам каргопольской игрушки

Уметь работать с дополнительной литературой, интернет-источниками в исследовательской деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.

участвовать в творческом, исследовательском процессе

самостоятельно находить информацию в материалах учебников и др. литературе

планировать необходимые действия, операции, действовать по плану

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

стр.70

video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html

12

3. Дымковская игрушка

1

Знакомство с особенностями игрушки, историей ее возникновения

Исследовательская самостоятельная деятельность.

ПР 6 «Расписная игрушка из глины или пластилина»

Уметь работать с дополнительной литературой, интернет-источниками в исследовательской деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.

участвовать в творческом, созидательном процессе

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной форме

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

строить небольшие монологические высказывания для защиты собственной работы

стр.71-75

video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html

13

4.Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

Цветовая гамма Гжели.

Понятие «теплоты» и «холодности» цвета

ПР7. Упражнения в росписи

Просмотр и анализ работ.

Владеть навыками работы с конкретным материалом (акварель).

Уметь различать цвета холодной и теплой гаммы

желание приобретать новые знания, умения

осознавать познавательную задачу;

принимать и сохранять учебную задачу

стр.76-80

Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы.

video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html

14

5. Искусство Гжели. Техника росписи

1

Изучение основ техники «мазок с тенями».

ПР 8 . Роспись посуды Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти.

Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

желание приобретать новые знания, умения

осознавать творческую задачу;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

стр.76-80

video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html

15

6. Искусство Гжели. Линия

1

Упражнения в изображении линий

стр.80-81

rutube.ru/tracks/2268694.html

16

7. Искусство Гжели. Роспись посуды.

1

Понимание единства формы и декора, взаимосвязи художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

стр.81-85

rutube.ru/tracks/2268694.html

17

8.Городецкая роспись. История возникновения.

1

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

КП «Искусство Городца»,

тест

Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?»

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме

принимать и сохранять учебную задачу

участвовать в общей беседе

стр.81-85

Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ.

video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html

18

9 -11 Городецкая роспись. Приемы выполнения

1

Замалевок в городецкой росписи

ПР 9. Эскиз росписи в технике Городца Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Взаимоанализ результатов творчества одноклассников,

стр.84

video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html


19

1

Оживка в городецкой росписи


20

1

Роспись деревянных изделий

ПР10. Роспись деревянной заготовки

Материалы: заготовка, грунтовка, лак, гуашь, кисти.

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.

Стремление к красоте

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, использовать знаково-символичные средства

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Участвовать в обсуждении работ

стр. 85

video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html

21

12. Золотая хохлома.

1

Особенности промысла. Цветовая гамма. Орнамент в полосе.

Исследовательская работа с образцами посуды с росписью, выполненной по мотивам Хохломы. Творческая работа «Орнамент в полосе»

Уметь выявлять общие признаки промысла, копировать образцы росписи, творчески использовать его элементы в новой форме.

Стремление к красоте

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Участвовать в обсуждении работ

стр.86

rutube.ru/tracks/2268694.html

22

13. Жостово. Роспись по металлу

1

Комбинированный урок. Истоки и современное развитие промысла. Игра «Художники-зрители».

ПР 11. Роспись макета подноса Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти.

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Стремление к красоте

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, использовать знаково-символичные средства

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Участвовать в обсуждении работ

стр.92-95

Подумать над вопросом «Какие традиционные художественные промысли нашей области вы знаете?»

rutube.ru/tracks/2268694.html

23

14.Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие материалов. Использование дерева и его производных в промыслах Тамбовской губернии

ПР 12. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Экспресс-выставка.

стр.96-103

Подбор материала по промыслам Тамбовского края

rutube.ru/tracks/2268694.html

24

15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

Изучение основ проектной деятельности. Изучение разнообразие промыслов Тамбовской губернии.

Творческий проект по теме: «Промыслы нашего края»

Уметь различать произведения разных направлений и техник ДПИ; различать изделия ДПИ по художественной манере (по промыслу).

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу

анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

Подготовка к соревновательной игре.

rutube.ru/tracks/2268694.html

25

16. Связь времен в народном искусстве.

1

Повторительно-обобщающий урок (соревновательная игра)

Выполнение конкурсных заданий

Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс


Раздел 3. Декор - человек, общество, время (6часов)

26

1.Зачем людям украшения.

1

Единство материала, формы и декора в истории ДПИ

ПР 13

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, оже

релий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.

Уметь видеть в произведениях декоротивно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

положительное отношение к учению

самостоятельно находить информацию

обработка и использование информации.

вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе

стр.106

rutube.ru/tracks/2268694.html

27

2.Декор и положение человека в обществе.

1

Роль декоративного искусства в Древнем Египте.

Проект «Мифы Древней Греции»

Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать в выбранном материале.

положительное отношение к учению

самостоятельно находить информацию

обработка и использование информации.

Презентация своих работ учащимися и оценка результата

стр.108-110 стр.113-117

Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран.

rutube.ru/tracks/2268694.html

28

3.Одежда говорить о человеке.

1

Одежда как искусство. Язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность, изображения.

ПР 14 Выполнение панно «Бал в дворце» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти.

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ, учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиции

желание приобретать новые знания

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

принимать и сохранять учебную задачу, использовать полученную информацию в жизни

Защита проекта, анализ результата.

стр.118-133

ответы на вопросы

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

29

4. О чем рассказывают гербы и эмблемы.

1

Символика и стилизация. Язык стилизации

Выполнение проекта собственного герба или герба своей семьи, класса ( по выбору). Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти.

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая органичность цветовой палитры, особенности композиции.

признание для себя общепринятых морально-этических норм,

слушать, извлекая нужную информацию, выполнять проэкт по этапам

действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Защита проекта, анализ результата.

стр.134-139

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

30

5. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб района.

1

Символика и стилизация. Приемы стилизации

Проект «Взгляд на символику», Материалы: белая бумага (ф.А3), цветная бумага, клей, ножницы.

Уметь создавать условное, символическое изображение, работать в выбранном материале.

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры

слушать, извлекая нужную информацию, выполнять проэкт по этапам

действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Презентация работ. Анализ и оценивание результатов.

Составить кроссворд на основе изученного материала (групповая работа).

rutube.ru/tracks/2268694.html

31

6. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

Повторительно-обобщающий урок (соревновательная игра) Что такое декоративное искусство?

Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах.

Понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

готовность осуществлять направленный поиск

слушать и отвечать на вопросы других, работать в группе

rutube.ru/tracks/2268694.html


Тема 4. Декоративное искусство в современном мире ( 5 часов)

32

1.Современное выставочное искусство.

1

Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)

Экскурсия в в виртуальный музей

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры

слушать, извлекая нужную информацию,

принимать и сохранять учебную задачу;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других

стр.142-167

Подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ.

rutube.ru/tracks/2268694.html

33

2. Ты сам - мастер ДПИ.

1

Уроки творческого применения знаний, умений и навыков.

ПР 15 Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага.

Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой. Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема..

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности

Подобрать изображения декоративных ваз выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности

rutube.ru/tracks/2268694.html

34

3. Ты сам - мастер ДПИ.

1

Уроки творческого применения знаний, умений и навыков.

Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Проект по теме: «Улица Победы»

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному из разработанных эскизов.

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности

стр.142-167

Подготовка к обобщающему уроку как ученик-экскурсо-вод.

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

35

4.ДПИ в жизни человека.

1

Урок обобщения и систематизации знаний по теме года (семинар-выставка)

Игра «Художники-зрители»

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык ДПИ, принципы декоративного обобщения.

Выражать отношение к различным сторонам окружающего мира.

Знать виды ДПИ, особенности языка.

планировать (еобходимые действия, операции, действовать по плану

анализировать, общаться с окружающими

Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс


© 2010-2022