- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочие программы по изобразительному искусству в 5-6 классах
Рабочие программы по изобразительному искусству в 5-6 классах
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Авдонина И.В. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО для 5 класса.
№
Тема урока,
ЦОР
Кол-во час
Основное содержание темы (термины, понятия)
Формы работы
Освоение предметных знаний
УУД
Дом. задание
ЦОР
Дата проведения
личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
По плану
Факт.
1
1. Введение.
1
Декоративно-прикладное искусство и человек
Беседа
Введение в мир ДПИ
желание приобретать новые знания
осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию
принимать и сохранять учебную задачу
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
стр 3-9
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов)
2
1. Древние образы в народном искусстве.
1
Знакомство с традиционными образами народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др..
Практическая работа 1 Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер.
Тест
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.
осваивать новые виды деятельности
«читать» образный язык ДПИ
принимать и сохранять учебную задачу
задавать вопросы
стр.12-19
Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
3
2. Убранство русской избы
1
Знакомство с древними образами, воплощенными в крестьянской архитектуре
Практическая работа 2 Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы. Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.
Уметь использовать в творческой работе символику древних народов, выразительные средства орнаментальной композиции.
участвовать в творческом, созидательном процессе
«читать» образный язык ДПИ
принимать и сохранять учебную задачу
высказывать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении творческой работы
стр.20-29
Исследовать декор архитектурных элементов домов частного сектора.
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
4
3. Внутренний мир русской избы .
1
Интерьер крестьянского дома
Проект «Интерьер крестьянского дома», Материал: упаковочная коробка, пластилин, фольга, картон, цветная бумага, ножницы.
Понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе
участвовать в творческом, созидательном процессе
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
Самоанализ этапов работы,
Работа в группе, эстетическая оценка результата коллективной композиции
стр.30-35
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
5
4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
1
Различные произведения крестьянских мастеров.
ПР3
Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией. Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.
Просмотр, анализ и оценка работ.
Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры
Анализировать, что роднит различные произведения крестьянских мастеров
Просмотр, анализ и оценка работ.
Объяснить точку зрения на определенное изделие ДПИ
стр.36-43
Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов).
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
6
5. Русская народная вышивка
1
Образы и мотивы в орнаментах татарской народной вышивки
ПР4
Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, восковые мелки, бумага)
Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента.
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры
использовать знаково-символичные средства
Анализ результатов собственного художественного творчества.
Обмен кроссвордами решение и взаимопроверка (оценивание).
стр.44-49
Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание)
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
7-8
6 -7 Народный праздничный костюм.
2
Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.
КП «Русский сарафан»
Проект «Народная одежда - образ мира».
Уметь работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка ДПИ
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры
символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.
контролировать процесс и результаты деятельности
Просмотр, обсуждение и анализ работ.
стр.50-55
Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены, как проходили.
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
ПР7 « Макет-игрушка со съемными деталями костюма»
стр.55-59
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
9
8. Народные праздничные обряды.
1
Роль ДПИ в жизни русского народа через призму истории
ПР 5 Изготовление куклы. Материалы: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка, ткань.
Иметь представление о роли декаративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры
самостоятельно находить информацию в материалах учебников и др. литературе
Планировать работу по этапам деятельности
Экспрессвыставка,обсуждение работ
стр.60-64
artdrawing.ru/tree.html
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (16 часов)
10
1. Древние образы в современных народных игрушках. Филимоновская игрушка
1
Русские промыслы по изготовлению игрушки. Изучение общих и отличительных черт
КП «Древние образы в современных народных игрушках», исследование, упражнение
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.
участвовать в творческом, исследовательском процессе
самостоятельно находить информацию в материалах учебников и др. литературе
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Стр. 66-68
artdrawing.ru/tree.html
11
2.Каргапольская игрушка
1
Знакомство с особенностями каргопольской игрушки, историей ее возникновения.
Исследовательская самостоятельная деятельность, Творческая работа по мотивам каргопольской игрушки
Уметь работать с дополнительной литературой, интернет-источниками в исследовательской деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.
участвовать в творческом, исследовательском процессе
самостоятельно находить информацию в материалах учебников и др. литературе
планировать необходимые действия, операции, действовать по плану
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
стр.70
video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html
12
3. Дымковская игрушка
1
Знакомство с особенностями игрушки, историей ее возникновения
Исследовательская самостоятельная деятельность.
ПР 6 «Расписная игрушка из глины или пластилина»
Уметь работать с дополнительной литературой, интернет-источниками в исследовательской деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.
участвовать в творческом, созидательном процессе
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной форме
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
строить небольшие монологические высказывания для защиты собственной работы
стр.71-75
video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html
13
4.Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
1
Цветовая гамма Гжели.
Понятие «теплоты» и «холодности» цвета
ПР7. Упражнения в росписи
Просмотр и анализ работ.
Владеть навыками работы с конкретным материалом (акварель).
Уметь различать цвета холодной и теплой гаммы
желание приобретать новые знания, умения
осознавать познавательную задачу;
принимать и сохранять учебную задачу
стр.76-80
Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы.
video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html
14
5. Искусство Гжели. Техника росписи
1
Изучение основ техники «мазок с тенями».
ПР 8 . Роспись посуды Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти.
Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета
желание приобретать новые знания, умения
осознавать творческую задачу;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
стр.76-80
video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html
15
6. Искусство Гжели. Линия
1
Упражнения в изображении линий
стр.80-81
rutube.ru/tracks/2268694.html
16
7. Искусство Гжели. Роспись посуды.
1
Понимание единства формы и декора, взаимосвязи художественно-выразительных средств с функциональностью предмета
стр.81-85
rutube.ru/tracks/2268694.html
17
8.Городецкая роспись. История возникновения.
1
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
КП «Искусство Городца»,
тест
Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?»
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме
принимать и сохранять учебную задачу
участвовать в общей беседе
стр.81-85
Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ.
video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html
18
9 -11 Городецкая роспись. Приемы выполнения
1
Замалевок в городецкой росписи
ПР 9. Эскиз росписи в технике Городца Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.
Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
Взаимоанализ результатов творчества одноклассников,
стр.84
video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html
19
1
Оживка в городецкой росписи
20
1
Роспись деревянных изделий
ПР10. Роспись деревянной заготовки
Материалы: заготовка, грунтовка, лак, гуашь, кисти.
Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.
Стремление к красоте
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, использовать знаково-символичные средства
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Участвовать в обсуждении работ
стр. 85
video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html
21
12. Золотая хохлома.
1
Особенности промысла. Цветовая гамма. Орнамент в полосе.
Исследовательская работа с образцами посуды с росписью, выполненной по мотивам Хохломы. Творческая работа «Орнамент в полосе»
Уметь выявлять общие признаки промысла, копировать образцы росписи, творчески использовать его элементы в новой форме.
Стремление к красоте
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Участвовать в обсуждении работ
стр.86
rutube.ru/tracks/2268694.html
22
13. Жостово. Роспись по металлу
1
Комбинированный урок. Истоки и современное развитие промысла. Игра «Художники-зрители».
ПР 11. Роспись макета подноса Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти.
Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета
Стремление к красоте
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, использовать знаково-символичные средства
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Участвовать в обсуждении работ
стр.92-95
Подумать над вопросом «Какие традиционные художественные промысли нашей области вы знаете?»
rutube.ru/tracks/2268694.html
23
14.Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
1
Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие материалов. Использование дерева и его производных в промыслах Тамбовской губернии
ПР 12. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей
Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Экспресс-выставка.
стр.96-103
Подбор материала по промыслам Тамбовского края
rutube.ru/tracks/2268694.html
24
15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
1
Изучение основ проектной деятельности. Изучение разнообразие промыслов Тамбовской губернии.
Творческий проект по теме: «Промыслы нашего края»
Уметь различать произведения разных направлений и техник ДПИ; различать изделия ДПИ по художественной манере (по промыслу).
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
Подготовка к соревновательной игре.
rutube.ru/tracks/2268694.html
25
16. Связь времен в народном искусстве.
1
Повторительно-обобщающий урок (соревновательная игра)
Выполнение конкурсных заданий
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
Раздел 3. Декор - человек, общество, время (6часов)
26
1.Зачем людям украшения.
1
Единство материала, формы и декора в истории ДПИ
ПР 13
Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, оже
релий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.
Уметь видеть в произведениях декоротивно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
положительное отношение к учению
самостоятельно находить информацию
обработка и использование информации.
вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе
стр.106
rutube.ru/tracks/2268694.html
27
2.Декор и положение человека в обществе.
1
Роль декоративного искусства в Древнем Египте.
Проект «Мифы Древней Греции»
Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать в выбранном материале.
положительное отношение к учению
самостоятельно находить информацию
обработка и использование информации.
Презентация своих работ учащимися и оценка результата
стр.108-110 стр.113-117
Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран.
rutube.ru/tracks/2268694.html
28
3.Одежда говорить о человеке.
1
Одежда как искусство. Язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность, изображения.
ПР 14 Выполнение панно «Бал в дворце» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти.
Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ, учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиции
желание приобретать новые знания
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
принимать и сохранять учебную задачу, использовать полученную информацию в жизни
Защита проекта, анализ результата.
стр.118-133
ответы на вопросы
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
29
4. О чем рассказывают гербы и эмблемы.
1
Символика и стилизация. Язык стилизации
Выполнение проекта собственного герба или герба своей семьи, класса ( по выбору). Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти.
Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая органичность цветовой палитры, особенности композиции.
признание для себя общепринятых морально-этических норм,
слушать, извлекая нужную информацию, выполнять проэкт по этапам
действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Защита проекта, анализ результата.
стр.134-139
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
30
5. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб района.
1
Символика и стилизация. Приемы стилизации
Проект «Взгляд на символику», Материалы: белая бумага (ф.А3), цветная бумага, клей, ножницы.
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать в выбранном материале.
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры
слушать, извлекая нужную информацию, выполнять проэкт по этапам
действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
Презентация работ. Анализ и оценивание результатов.
Составить кроссворд на основе изученного материала (групповая работа).
rutube.ru/tracks/2268694.html
31
6. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
1
Повторительно-обобщающий урок (соревновательная игра) Что такое декоративное искусство?
Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах.
Понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
готовность осуществлять направленный поиск
слушать и отвечать на вопросы других, работать в группе
rutube.ru/tracks/2268694.html
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире ( 5 часов)
32
1.Современное выставочное искусство.
1
Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)
Экскурсия в в виртуальный музей
Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры
слушать, извлекая нужную информацию,
принимать и сохранять учебную задачу;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других
стр.142-167
Подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ.
rutube.ru/tracks/2268694.html
33
2. Ты сам - мастер ДПИ.
1
Уроки творческого применения знаний, умений и навыков.
ПР 15 Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага.
Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой. Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема..
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Эстетическая оценка результата коллективной деятельности
Подобрать изображения декоративных ваз выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности
rutube.ru/tracks/2268694.html
34
3. Ты сам - мастер ДПИ.
1
Уроки творческого применения знаний, умений и навыков.
Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Проект по теме: «Улица Победы»
Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному из разработанных эскизов.
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Эстетическая оценка результата коллективной деятельности
стр.142-167
Подготовка к обобщающему уроку как ученик-экскурсо-вод.
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
35
4.ДПИ в жизни человека.
1
Урок обобщения и систематизации знаний по теме года (семинар-выставка)
Игра «Художники-зрители»
Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык ДПИ, принципы декоративного обобщения.
Выражать отношение к различным сторонам окружающего мира.
Знать виды ДПИ, особенности языка.
планировать (еобходимые действия, операции, действовать по плану
анализировать, общаться с окружающими
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс