• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок изобразительного искусства в 5 классе «Голубое чудо на фарфоре. Искусство Гжели. »

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Голубое чудо на фарфоре. Искусство Гжели. »

Урок   изобразительного искусства  в 5  классе «Голубое чудо на фарфоре. Искусство Гжели.» по программе Б.М. Неменского. Первый урок - урок ознакомления с народным промыслом изготовления гжельской керамики, особенностях ее росписи. Второй урок - практическая работа предполагает изготовление объемного изделия из бумаги, расписывание по мотивам гжельской росписи. Учащиеся работают в паре, распределяют между собой кто выполняет чашечку, а кто блюдечко. Они должны согласовать как будут расписывать и...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе на тему:

"Голубое чудо на фарфоре"

Тип урока: комбинированный урок

Методы: словесный, наглядный, практический

Цель: Познакомить учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства Гжельской керамики, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

Задачи:

  1. Формировать знания учащихся об истоках и современном развитии традиционного народного промысла гжельской керамики, видеть черты неповторимого своеобразия, характерного для данного промысла.

  2. Развивать умение декоративного творчества и желание внести его результаты при оформлении коллективной работы.

  3. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Гжельская керамика;

презентация «Голубое чудо на фарфоре»;

динамические таблицы с элементами гжельской росписи.

Для учащихся: раздаточный материал по теме урока, краски, кисти, вода, палитра, кисти, ножницы, клей..

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Словарь: керамика, майолика, кумган, квасник, фаянс, фарфор.

План 1 урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Изложение нового материала: сообщение темы урока; беседа об истории развития Гжельской керамики, особенностях гжельской росписи, просмотр презентации - 15 мин.

  3. Постановка художественной задачи - 3 мин.

  4. Практическая работа - 20 мин.

  5. Итог урока - 1 мин.

План 2 урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Сообщение темы урока; беседа об истории развития Гжельской керамики, особенностях гжельской росписи, просмотр презентации - 15 мин.

  3. Постановка художественной задачи - 3 мин.

  4. Практическая работа - 20 мин.

  5. Итог урока - 1 мин.

  6. Домашнее задание.

Ход 1 урока:


  1. Организационный момент:

Проверяется все ли правильно расположено на рабочем месте.


  1. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока звучит необычно и волшебно - «Голубое чудо на фарфоре».

- Сегодня мы познакомимся с историей зарождения гжельского промысла, творчеством и секретами народных мастеров гжельской росписи.

В практической части урока наша задача - применить новые знания и те знания, умения и навыки, которыми вы уже владеете.

Беседа об истории развития Гжельской керамики.

Вы, наверное, не раз встречали необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика.

Керамика - это глиняная посуда, слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.

Гжель - старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более, что и в топливе недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. Слайд 2.

- Ребята, вслушайтесь в само слово «гжель» и вы уловите что-то общее со словами «жечь», «обжигать».

Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX веке слова "Гжель" и "Русская народная керамика" стали в значительной мере синонимами. Слайд 3.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь
Известно всем в народе
Ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.

Слайд 4.

Какова же история гжели? Само гжельское гончарное ремесло существовало еще в XIV веке. Гжельские мастера издавна славились своим мастерством, своими гончарными изделиями. Гжель не всегда была сине-белой. Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII веке, когда её мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной "крестьянской" росписью.

Впервые майолику начали выпускать на московском заводе купца Афанасия Гребенщикова, где работали и гжельцы. Вернувшись в родные края с секретом изготовления майолики, они наладили её выпуск в Гжели. И через несколько лет производство майолики в Гжели достигло больших размеров, создав конкуренцию московскому заводу. Гжельская волость именовалась в документах того времени "весьма славной", а гжельскую посуду называли "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд". Естественно, спрос на столь популярные изделия был велик. Их продавали на месте, в Гжели, привозили в Москву, а также отправляли обозами в Харьков и Киев.

Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность.

Однако потребность в нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов. Квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом с отверстием в корпусе, высокие, с длинным носиком, часто на четырех округлых ножках. Кумганы - подобные сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.

Каждая "картинка" на гжельской посуде - результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьём художника, позволяющим объединить в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства - архитектуры, иконописи - и плоды собственной фантазии. Гжельские майоликовые росписи - это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль тёмной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зелёной, желтой, коричневой и синей красками. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир, не прибегая к стилизации. Чаще других изображений на гжельских квасниках встречаются архитектурный пейзаж, а также мотивы природы: растения, животные, птицы.

Изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту.

Слайд 5-9. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная глазурь придавала блеск.

В середине XVII века русским ученым Дмитрием Ивановичем Виноградовым был открыт секрет твердого фарфора, мастера постепенно стали заготавливать и фарфоровые изделия.

- Ребята, запомните, фаянсовая посуда - из белой глины, а вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.

Майолика, фаянсовая посуда, фарфор - все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Давайте рассмотрим совре­менные образцы гжели. В ней по-прежнему разливается синь-синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на бе­лизну посуды.

Слайд 10. Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни, изразцы. Изразцы - это плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью.

Обрати внимание на причуд­ливые декоративные формы фарфоровых изделий. Вот мас­ленка Рыба-кит. С какой вы­думкой и фантазией она реше­на! Основание ее окружено леп­ным орнаментом в виде волн. А крышка - словно ожившая сказка, представленная в обра­зе гигантской рыбы, на теле ко­торой вырос город с обитате­лями. Все здесь необычно: и струи-завитки, бьющие фонта­ном из головы кита, и глаз-цве­ток, и стройный собор, который одновременно служит ручкой крышки, и строгий орнамент из ромбиков - символических знаков земли. Щедрая фанта­зия мастерицы преобразила обычный бытовой предмет в яр­кий художественный образ.

Вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми вширь формами. Что в нем особенно тебе нравится? Что делает его художественным произведением? Почему мастер именно так разместил лепные фигурки? Какой смысл прочитывается в декоративных лепных деталях и в росписи? Посмотри, как легкий узор-гирлянда бережно оплетает форму тулова, гор­лышко и крышечку квасника, едва касаясь носика и ручки и оставляя нетронутой ослепи­тельную белизну сосуда. И по­тому он смотрится так празд­нично, нарядно. Посмотри еще раз, как взаимосвязаны скульптурные фигурки, нарядная роспись с формой керамического сосуда.

Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле!

Процесс изготовления Гжели. Просмотр слайдов 14-19.

Изначально гжельские мастера для росписи посуды использовали травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом, как вы уже знаете, Гжель была разноцветной. Сегодня на белоснежных фарфоровых и майоликовых блюдах вы увидите диковинных птиц цвета яркого неба, животных, множество прекрасных растительных орнаментов, а также главный излюбленный узор - гжельскую розу. (Слайды 22-26)

Гжельскую розу часто называют и по-другому - «агашкой». История этого названия такова. Производством фарфоровых изделий, в том числе и изделий в стиле гжель, широко занимался Дулевский фарворовый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделенные художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок. Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы - листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья - оно было очень модным и распространенным, - отсюда-то и пошло название «агашка». Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. Давайте рассмотрим варианты и последовательность изображения гжельской розы. (Изучение последовательности выполнения гжельской розы).

У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет - это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием - это «мазок на- одну сторону» или «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску. Кстати, для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет!

Посуда и изделия в стиле Гжель пользуются большой популярностью, как в России, так и за рубежом. Гжель давно стала предметом русской гордости, а гжельская роза - «визитной карточкой гжельской росписи.

- Ребята, а вам понравились изделия Гжели? Чем она отличается от других традиционных промыслов? (синим цветом).

Да, вы правы - своим цветом. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись.

3. Постановка художественной задачи.

- Сегодня вы попробуете превратиться в мастеров Гжельской росписи. Я предлагаю вам расписать чайный сервиз. Причем мы его сначала сконструируем из бумаги, а потом распишем в гжельской манере. Задание будем выполнять в паре. Один из вас выполнят макет кружечки или чайника, а другие - блюдечка или крышечки для чайника. После завершения работы мы оформим коллективную творческую композицию «Гжельский чайный сервиз»».

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Голубое чудо на фарфоре. Искусство Гжели.»Чтобы изготовить кружечку или чайник необходимо вырезать детали развертки. Это прямоугольная полоса длиной с альбомный лист, высотой - 7-10 см и донышко в виде окружности для основания нашего изделия. (Слайды 27-28)

Рис. 1.

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Голубое чудо на фарфоре. Искусство Гжели.»Прежде чем склеить, прямоугольную полосу необходимо расписать, а затем надрезать нижний край развертки и скрутить её в цилиндр, склеить боковые стороны. Нижние клапаны загнуть и приклеить донышко. Ручку выполнить из полоски бумаги приемом скручивания и приклеить с боковой стороны. Смотреть рис. 2.

Рис. 2.


Блюдечко или крышечку выполнить как показано на рисунке 3.

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Голубое чудо на фарфоре. Искусство Гжели.»Рис.3.


Носик для чайника вырезать как показано на рисунке 4, склеить между собой, можно украсить завитками и прикрепить к поверхности чайника.

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Голубое чудо на фарфоре. Искусство Гжели.»Рис. 4.




- Внимательно рассмотрите основные элементы гжельской росписи на раздаточном материале. Лучше всего в самом начале подчеркнуть горлышко, носик, ручки или основание посуды синей краской, а затем расписать среднюю часть.

(Учитель обращает внимание учащихся на технику росписи, показывает прием рисования гжельской розы).

4. Практическая работа.

Просматриваются и демонстрируются правильно начатые работы учащихся, при этом выделяется соблюдение последовательности в работе, выразительность. В ходе этой части урока учитель периодически привлекает внимание детей к работам товарищей, активизирует и стимулирует их деятельность.

Индивидуальная работа.

(Учитель делает показ элементов росписи на отдельных листах бумаги, дает советы по исправлению ошибок индивидуально).

5. Итог 1 урока. Закрепление материала.

- С каким народным промыслом познакомились на уроке?

- Какие виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров?

(Майолика, фаянсовая посуда, фарфор)

- Как называются изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Примеры сосудов. (Майолика, квасник, кумган)

- Какую краску используют художники в Гжельской росписи?

- Как называется главный излюбленный узор?




Ход 2 урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

Проверяется готовность учащихся к уроку.


  1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, особенностях гжельской росписи.

- С каким народным промыслом познакомились на прошлом уроке?

На прошлом уроке мы познакомились с искусством Гжели, Гжельской керамики.

- Что такое керамика?

- Керамика (от греч. «керамикос» - глина) - гончарное искусство, искусство изготовления различных предметов из обожжённой глины. Слайд 2.

- Что подразумевается под словом «Гжель», отчего произошло такое необычное название? Слайд 3,4.

- Гжель…Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго-востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. В этом слове слышатся отзвуки глагола «жечь». Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Да и знаменитая русская поговорка «Хоть горшком назови, только в печь не станови», по преданию, также появилась в Гжели.

Гжель - это место, где русские мастера издавна создавали высокохудожественные фарфоровые изделия, выполненные в свойственной только им - гжельской манере. Посуда и изделия в стиле Гжель пользуются большой популярностью, как в России, так и за рубежом. Причина популярности фарфора Гжели в его декоративности, рукотворности, затейливости и фантазии сувенирных изделий, широте образов мелкой пластики, в его жизнеутверждающем характере. Работы гжельских мастеров покоряют своей особой образностью, их отличает оригинальное решение формы изделий, великолепное мастерство росписи.

- Что значит в гжельской манере? Чем отличается роспись гжелью? Как называется традиционный технический прием выполнения гжельского мазка? Слайд 5.

- Да, вы правы - своим цветом. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись.

Роспись гжелью - это роспись фарфора синей краской. С первого взгляда может показаться, что гжельская роспись - это легкое занятие, ведь для нее используется всего лишь одна краска. Но именно в этом и заключается вся сложность - передать все оттенки с помощью одной краски.

Традиционный технический прием выполнения гжельского мазка называется «мазок с тенью». Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю её должно быть больше, а к середине меньше.

- Какие виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров?

- Майолика, фаянсовая посуда, фарфор

- Что такое майолика? Всегда ли Гжель была сине-белого цвета? Какие цвета применяли для росписи? Приведите примеры сосудов. Слайд 6,7.

- Майолика - изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной "крестьянской" росписью. На светлую эмаль тёмной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зелёной, желтой, коричневой и синей красками. В Гжели появилась сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов. Квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом с отверстием в корпусе, высокие, с длинным носиком, часто на четырех округлых ножках. Кумганы - подобные сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.

- Как вы понимаете, что такое фаянс, фарфор? Слайд 8-10.

- Фаянсовая посуда - из белой глины, а вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины. Фарфор отличается от гончарных изделий составом массы, в которую входит белая глина-каолин высокой температуры плавления, пегматит или полевой шпат. Они придают фарфору белизну, тонкостенность или тонкость черепка, прозрачность. Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

- Что ещё кроме посуды выпускается в Гжели? Слайд 11-13.

- Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни, изразцы. Изразцы - это плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью.

- Давайте вспомним как изготавливают гжельские изделия на заводе. Слайд 14.

- Какие сюжеты использовали гжельские мастера для росписи своих изделий? Слайд 15.

- Гжельские мастера для росписи посуды использовали травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены.

- А как называется главный излюбленный узор, один из главных мотивов гжельской керамики? Слайд 16-20.

- Главный излюбленный узор - гжельская роза. Гжельскую розу часто называют и по-другому - «агашкой».

- Давайте вспомним, как выполняется гжельская роза - один из главных мотивов гжельской керамики. Здесь главный секрет - это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием - это «мазок на - одну сторону» или «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску.


  1. Постановка художественной задачи - 3 мин.

На прошлом уроке мы начали выполнять практическое задание в виде коллективной творческой работы «Гжельский чайный сервиз»». Давайте вспомним, как мы должны выполнить задание. Слайд 21,22.

Смотреть конспект 1 урока.

  1. Практическая работа - 20 мин.

Работа учащихся в паре над изготовлением чайной пары или гжельского чайника.

  1. Итог урока - 2 мин.

Обращается внимание на коллективную работу.

- Все молодцы, хорошо потрудились. Наш стол с чайным сервизом получился просто волшебный, получилось настоящее «голубое чудо на фарфоре». А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров Гжельской росписи. Наш урок мне хотелось бы закончить такими словами о Гжели:

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние -

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

6. Домашнее задание.

Подготовить материал о Дымковском промысле.


© 2010-2022