Реферат на тему Масляная живопись и ее использование на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение Отдел образования

Администрации городского округа город Нефтекамск



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа город Нефтекамск



Реферат



Масляная живопись и её использование


на уроках ИЗО.




учитель изобразительного искусства


Гайфиева Н. Н.



Имеющаяся квалификационная категория: первая




г. Нефтекамск

2013/2014 учебный год


Оглавление.


I Введение.

II Основная часть.

1.История возникновения масляной живописи

2.Современная масляная живопись.

3.Техника выполнения картин маслом.

4.Приёмы масляной живописи.

5.Применение масляной живописи на уроках ИЗО.

III Заключение.

IV Список использованных информационных источников .







Введение

Изобразительное искусство - самый древний вид искусства. Ещё древние люди оставили нам знания о своей культуре, о быте через наскальные рисунки. Благодаря творчеству художников мы знаем историю страны и мировой культуры.

Данная тема выбрана не случайно, т.к. задачей современной школы является формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Это побудило меня задуматься о том, как сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями жизни.

В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. И ни для кого не секрет, что обновление школьного фонда наглядного материала происходит крайне редко. Педагоги сами ищут способы и возможности разнообразить свои уроки, и привнести в них что-то новое, оригинальное. Но ни одно из них не сравнится с настоящим, «живым» произведением, которое можно рассмотреть вблизи, потрогать и подержать в руках. Время бежит, не останавливаясь, люди проходят незаметно, и единственное, что может человек - это оставить что-то после себя, что-нибудь вечное и неизменное для будущих поколений, чтобы помнили и не забывали. Желание творить и создавать привело меня к живописи маслом, благодаря чему я получила возможность подарить окружающим частичку своей души, царившей в каждой своей картине. С помощью масляной живописи удается достичь максимально реалистичного изображения, передать богатство красок, изящество тональных переходов.

Масляная живопись - одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Произведения, написанные маслом, долговечны, ярки, они надолго остаются в памяти. Увлекшись этим видом искусства, я задумалась, а можно ли его использовать на уроках обучения изобразительному искусству и как? Ведь как такового обучения живописи маслом в школьном курсе ИЗО нет и не было. В данной работе я рассмотрела в каких случаях и для достижения каких целей возможно использование на уроках ИЗО работ, выполненных маслом. Объектом исследований будем считать картины и этюды небольшого формата, на разные темы, написанные в разных техниках и разными способами. Это «Чайка» холст, масло, метод лессировка, выполненный кистью и мастихином; «Осень» холст, масло, смешанная техника, кисть и мастихин; «Летний домик» картон, масло, этюд, кисть; «Зимний пейзаж», двп, масло, лессировка кистью; «Городские зарисовки» двп, масло, кисть, этюд и портреты, выполненные маслом на бумаге в технике «сухая кисть».( см. приложение )

Цель исследования: выявить, насколько оправдано использование творческих работ художника на уроках изобразительного искусства; формируют ли они у детей способность нестандартно практиковать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, учат ли ребёнка творчески подходить к решению возникающих проблем.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

1) Раскрыть теоретические основы масляной живописи, необходимые учителям средних классов для работы на уроках изобразительного искусства.

2) Рассмотреть особенности данного живописного материала и способы работы с ним.

3) Изучить возрастные особенности восприятия и воспроизведения цвета школьниками.

4) Раскрыть роль уроков живописи в процессе художественно-эстетического развития школьников.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

изучение и анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы;

анализ программных материалов и УМК по изобразительному искусству;

наблюдения за учебной деятельностью школьников в процессе занятий изобразительным искусством;

беседы с учащимися и учителями средних и старших классов и предметниками;

изучение, анализ учебно-творческих работ учащихся;

анализ и обобщение передового опыта учителей;

опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности предлагаемых содержания, форм, методов работы на уроках ИЗО в школе.

Занятия изобразительным искусством предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Этот вид деятельности самый доступный, понятный и востребованный вид творческой деятельности детей. Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребёнка, радость от сознания красоты - всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Изобразительная деятельность помогает ребёнку познавать окружающий его природный и предметный мир, его явления, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Она учит точности расчёта, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты и любви к родному краю и Отечеству. Иными словами предмет « Изобразительной деятельности» формирует индивидуальность ребёнка, делает его эстетически развитой личностью, позволяет ему проявлять и развивать творческие способности, которые заложены природой в каждом человеке.

Знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях по изобразительному искусству, тесно связаны с жизнедеятельностью человека, и чем больше ребёнок будет знать об окружающем его мире, тем легче ему будет адаптироваться и найти своё место в нём.

Поэтому одной из главных задач занятий по изобразительной деятельности является формирование творческой, духовно развитой личности, которая сможет жить в гармонии с окружающим миром и создавать гармонию не только в искусстве, но и в любой жизненной ситуации, в любой сфере творческой деятельности, распространяя её и на отношения с людьми.

Занятия по изобразительному искусству не только формируют навыки и умения, обогащающие духовно, нравственно, но и помогают воспитывать в детях при совместном труде чувство взаимопомощи, взаимопонимания, самодисциплины и ответственности за общее дело.

Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможном использовании на уроках изобразительного искусства творческих работ учителя, выполненных масляными красками на холсте и картоне, в выяснении влияния данного вида наглядности на уровень усвоения материала детьми и на качество их практических работ.



Основная часть

История возникновения масляной живописи.

Зародившись в 5 тыс., масляная живопись развивалась на протяжении столетий, и в итоге заняла ведущее место в искусстве. Не зависимо от того нравится вам масляная живопись или нет, в любом случае, равнодушным вы не останетесь. Масляная живопись или живопись масляными красками. Начало ее собственно не известно, но приписывалось нидерландским живописцам, братьям Ван-Эйкам (1366-1440); во всяком случае, они, были преобразователями современной им техники живописи. В прежнее время технические приемы не были так подробно описываемы, как теперь, а многие художники держали свои приемы в секрете и к тому же самому обязывали своих учеников. Сколько известно, до Ван- Эйков станковые картины писались вообще на яичном белке и желтке, гумми, фиговом соке, a после Ван- Эйков мало-помалу вошло в употребление масло. По виду живопись того времени и даже позднейшая (XVI ст.) была очень тонкая и гладкая, даже слитная наподобие эмали. Соответственно живописи приготовлялись тщательно и доски и покрывались нежным, тонким грунтом. Во Фландрии употреблялись для живописи обыкновенно дубовые доски, в Италии, чаще всего - доски делались из тополя.

Происхождение масляной живописи более позднее, чем фрески и темперы.

Еще и теперь не замолкли споры, когда появилась масляная живопись в настоящем смысле слова. Вазари называет изобретателем масляной живописи нидерландского живописца Яна ван Эйка - мастера первой половины XV века. Однако ряд ученых указывает, что масляные краски и лаки были известны раньше и в Европе, и в Азии (в Китае). В средние века для раскраски статуй пользовались масляными красками. Однако эти возражения не умаляют исторического значения Яна ван Эйка. Точно мы не знаем сущности его нововведения: может быть, он употреблял льняное или ореховое масло, прибегая к соединению масла и темперы в прозрачных лессировках - во всяком случае, именно только с ван Эйка масляная живопись становится самостоятельным методом, стилистической основой нового живописного мировосприятия.

Характерно, что итальянские живописцы в течение всего XV века независимо от ван Эйка экспериментируют с маслами и лаками, но настоящее развитие масляная живопись получает в Италии только в конце XV века, когда Антонелло да Мессина привозит в Венецию рецепты нидерландского живописца. Полный перелом происходит в североитальянской живописи в творчестве Джованни Беллини, который использует уроки Антонелло и в сочетании масляных красок с темперой находит стимул для своего глубокого, горячего, насыщенного колорита. А в следующем поколении венецианских живописцев, в мастерских Джорджоне и Тициана, происходит окончательное освобождение масляной живописи от всяких традиций темперы и фрески, открывающее полный простор для колористической фантазии живописцев.

Еще один перелом - историческая цензура проходит где-то во второй половине XIX века - живопись старых мастеров отделяется от новейшей. Это радикальнейшее отличие - техника старых мастеров и техника новейшей живописи, как будто принадлежит двум совершенно различным видам искусства. Вспомним о двух видах света, которые отражает поверхность картины. Чем глубже под поверхностью картины находится слой, отражающий свет, тем более красочная структура картины насыщена цветом, краски полны внутреннего горения и сверкания. Достигалось это у старых мастеров наслоением нескольких прозрачных слоев. Уже в XVIII веке живописцы стремятся к более непосредственному и динамическому методу, находя в индивидуальном мазке, в более свободной и густой живописи, в отказе от прозрачных лессировок выражение своей новой стилистической концепции. Исходя из различного понимания фактуры картины, контраст старого и нового методов можно было бы формулировать следующий образом. В основе техники старых мастеров мы находим в большинстве случаев трехслойную последовательность. Этой технической последовательности соответствовал внутренний процесс творчества живописца - сначала рисунок, потом светотень, потом цвет.

Иначе говоря, концепция старых мастеров переживала последовательные стадии развития, от композиции к форме и колориту. Принципы новейшей живописи иные: они влекут художника как бы смешать, слить воедино, одновременно разрешить эти технические и стилистические проблемы и процессы. Начиная примерно с импрессионистов, категории рисунка, формы и колорита тесно связаны, срослись, кажутся непрерывным процессом: рисунок и колорит, « лепка» и композиция, тон и линия возникают и развиваются как бы в одно время. Процесс писания картины может, так сказать, продолжаться безгранично, момент окончания работы является несколько условным: в любом месте холста художник может продолжать ее, накладывая новые мазки на подобные же, но ниже лежащие.

Наиболее ярким и последовательным представителем этой системы является Сезанн. В письмах и записанных беседах он неоднократно формулировал этот смешанный или, правильнее, нерасчлененный метод живописи. В любой момент работа над картиной может быть прервана, но произведение не потеряет эстетической полноценности. В любой момент картина готова. Сохранились самые разнообразные работы Сезанна, начиная от первых подмалевок и беглых этюдов и кончая полотнами, над которыми художник работал очень долго. Но именно слоев, стадий нет в живописи Сезанна, нет последовательного вырастания одной стилистической проблемы из другой. От начала до конца, от первых до последних мазков это одновременно рисунок, форма, цвет.

Полной противоположностью является процесс работы (и фактура) старых мастеров. Разумеется, в пределах классического метода возможны самые различные варианты, но по своему существу этот метод основан на последовательности трех слоев. Первый слой, первая стадия - это детализированный рисунок кистью на грунте. Здесь живописец устанавливает главные элементы изображения, определяет композицию, основные акценты света и тени. Этот рисунок, наносится маслом или темперой, очень тонким прозрачным слоем (так что грунт просвечивает) и имеет обычно монохромный характер - черный, коричневый, кирпично-красный, иногда два тона, например синий и коричневый («Святой Иероним» Леонардо да Винчи). Затем следует основной слой, или подмалевок, который выполняется кроющими, корпусными красками. В этом слое выделены обычно освещенные части изображенных предметов, вообще все светлые места в картине. Задача этого слоя - дать лепку формы. Подмалевок часто выполняется белилами, обычно подцвеченными (умброй, охрой, киноварью), но в более холодных тонах, чем законченная картина. В этом слое, который потом просвечивает сквозь последний, третий слой, особенно ярко сказывается характер мазка, индивидуальный почерк художника.

Некоторые живописцы с особенно динамическим темпераментом, например Франс Гальс, вообще довольствовались только двумя слоями. Последний слой выполнялся прозрачными лессировками. Он делал ниже лежащие краски более темными и теплыми. Главная задача третьего слоя - насытить колорит картины цветом, дать красочное богатство ниже находящимся монохромным слоям. Если лессировки ложатся на не совсем высохший подмалевок, то бывает, что белила подмалевка примешиваются к верхнему стекловидному слою и его баламутят. Это может быть сознательным приемом, связанным с удивительной свободой и живописностью, у наиболее выдающихся мастеров колорита - Тициана, Рембрандта, Тьеполо. В общем, можно утверждать, что в архаическую пору масляной живописи блестящие достижения характерны для верхнего прозрачного слоя картины, тогда как с середины XVI века, особенно же в XVII-XVIII веках, главное внимание сосредоточивалось на подмалевке, в свободных штрихах которого художник как бы воплощал свой творческий процесс.

Техника кладки красок неотделима, с одной стороны, от проблем фактуры (обработка поверхности картины), а с другой - от концепции колорита у того или другого художника в ту или иную эпоху в связи с тем или иным стилем.







Современная масляная живопись.

Дали сказал: "Научись писать как старые мастера, потом пиши, как хочешь". Действительно, нетрудно понять, что в основе любого процесса лежит некая технология, благодаря которой этот процесс и может считаться более или менее упорядоченным. Надо признать, что во всей истории мировой живописи именно у старых мастеров процесс изготовления живописного произведения наиболее точно и последовательно организован. Перефразируя великого сюрреалиста, можно сказать так: "Изучи технологию и пойми живопись изнутри, тогда ты научишься писать как старые мастера. Познав эту мудрость, ты сможешь писать, как захочешь (в любом смысле)".

Под технологией предлагается понимать свод некоторых знаний, определенную последовательность действий, направленных на достижение конечной цели. В контексте масляной живописи такую цель можно охарактеризовать следующим образом: преобразование конкретного набора материалов (с использованием соответствующих инструментов) в конечный продукт, обладающий совершенно новыми свойствами и характеристиками (не присущими изначально материалам) и предназначенный для решения задач иного типа (также относительно исходных, не преобразованных материалов). Фактически технология масляной живописи - это то, КАК сделать из базовых материалов (к примеру, холста, дерева, пигмента, льняного масла, скипидара и др.) произведение живописи, т.е. предмет с новыми свойствами и задачами. Причем сделать это по всем правилам, в соответствии с накопленным человечеством опытом.

С определенного момента в истории художественного образования наблюдается ослабление интереса к технологии. Примерно со времени возникновения первых Академий живописцы отдают все свое внимание проблемам идейного характера, освобождению художника от оков технологии, презрительно называя старые методы ремесленническими пережитками (хотя на самом деле знание технологии, безусловно, окрыляет, давая бесконечные возможности). В качестве фундамента начинает мыслиться лишь рисунок, в то время как за рисунком следует признать, по большому счету, лишь каркас будущего дома, но никак не фундамент. Фундамент это то, что скрыто от глаз зрителя, это то, что там, в глубине, позволяет всей покоящейся на нем конструкции быть прочной и долговечной.

Произведение живописи предлагаю рассматривать состоящим из двух основных явлений:

1. Технология

2. Философия

В любом произведении живописи присутствует некая философия, отражающая собственный мир автора. Именно за созданием этой философии и следует признать одну из главенствующих задач, стоящих перед художником. Однако технология всегда будет стоять первым пунктом, первой ступенью на пути живописца. Что такое второе без первого - да, истинные произведения искусства, но говорить они будут очень недолго. Тому пример - Царевна-Лебедь Михаила Врубеля. Уже сейчас, всего через сто лет после создания, она умирает. Что осталось от некогда сверкающих великолепием красок? И что будет еще через сто лет...

В настоящее время масляная живопись зашла в тупик. Это в равной степени касается как технологии, так и философии. На всех крупных мировых выставках современного искусства в разряде живописи в восьмидесяти процентах выступают фотографии, перформансы, инсталляции. Остальные двадцать процентов - беспредметность и коллаж. Как таковой масляной живописи на крупных выставках практически нет.

Несомненно, что компьютерная техника оказывает серьезное влияние на состояние востребованности произведений искусства в современном обществе. При соответствующей компьютерной обработке цифрового фотоизображения с последующим выведением на печать, можно имитировать различные техники изобразительного искусства и даже живопись маслом на холсте. Многочисленные фотостудии и салоны предлагают к продаже репродукции произведений живописи в оформленном виде, создающие видимость реальных картин. Также предлагаются услуги по созданию фотопортретов подобного типа, в том числе коллажи, комбинирующие живописные картины, изображающие людей в старинной одежде, с головой определенного человека. Уровень цен на данные услуги зачастую ниже аналогов, предлагаемых профессиональными художниками реалистического направления. Создается впечатление, что работа художника по созданию традиционных портретов или пейзажей теряет свою актуальность, но так ли это?

Прежде всего, хотелось бы заметить, что любые компьютерные технологии по обработке изображений все - таки не могут обойтись без участия человека. Компьютерные программы в руках человека, обладающего художественным вкусом - это такие же инструменты как кисть или карандаш. Многие художники освоили работу на компьютере, как вспомогательную в своем творчестве. Но все же вряд ли что-то может заменить живое художественное творчество. Картина маслом на холсте, в исполнении профессионального художника - это не тускнеющая ценность, сохраняющая запечатленные сюжеты на долгие времена. Посещая музей или выставку, мы можем наблюдать художественные произведения, созданные много веков назад, доносящие до нас внешность и быт людей, живших в ту далекую эпоху. Живопись маслом доказала свою долговечность и испытана временем.

При работе над картиной художник, в отличие от компьютера, привносит частицу своей души, свой авторский стиль. Это имеет значение с самого начала, когда создается проект-эскиз картины и важно гармонично скомпоновать элементы будущего произведения. Если создается портрет, то художник выявляет позитивные черты во внешности человека, смягчая и нивелируя негативное и дисгармоничное. Даже если нужно создать портрет по фото, хороший художник творчески подойдет к поставленной задаче и создаст произведение высокого эстетического уровня. Пейзажи, созданные рукой художника, также содержат неповторимый авторский стиль, прекрасно отображающий состояние природы, погружающий зрителя в пространство картины. Портрет маслом на холсте - классический вариант, наилучшим образом передающий неповторимую внешность человека, способный ее сохранить и донести до будущих поколений. Настоящий живописный портрет достойно украсит интерьер. Представляя собой элемент престижа, он способен произвести неизгладимое впечатление на зрителя. На фоне развития технического прогресса настоящее художественное творчество не теряет своей значимости и ценности, и будет продолжать доставлять радость созерцания поколениям людей.



Техника выполнения картины маслом.

«Техника - это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». (П. П. Чистяков. «Письма, записные книжки, воспоминания».)

«Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи.., он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади». (Роден).

Наряду с подобными высказываниями мастеров о значении технического умения, развитого до виртуозности, вы встретите предостережения не увлекаться техническими приемами как самоцелью, а тем более не заимствовать их слепо у полюбившихся мастеров.

«Кто идет за другими, никогда их не обгонит, и кто сам не умеет работать как следует, никогда не сумеет как следует воспользоваться чужими произведениями», - так категорично утверждал Микеланджело. (А. Сидоров «Рисунки старых мастеров».)

Известный советский художник и педагог И. П. Крымов как бы продолжал эту мысль, говоря: «Многие у нас стараются подражать большим мастерам. Подражают они их манере, а манера - дело последнее. Часто подражают Константину Коровину, но пишут фальшиво… Лучше бы его подражатели старались повторить его путь. Идя этим путем, они, может быть, начали писать не по-коровински, а по-своему». (П.П. Крымов - художник и педагог).

Вдумайтесь в эти мудрые высказывания и не ищите рецептов смешения красок и обязательных способов наложения мазков.

Самый первый вопрос, который задают юные или взрослые начинающие художники это:

С чего начинать?

Конечно, начинать нужно с рисунка непосредственно на холсте или картоне, лучше даже с небольшого наброска - эскиза на бумаге карандашом или углем который затем можно перенести на холст. В эскизе вы имеете больше возможностей поискать интересную точку зрения, продумать композицию, уточнить пропорции и т. д. Можно, однако, эту часть предварительной работы проделывать и непосредственно на холсте или картоне, при этом лучше рисунок делать углем, который можно легко смахивать с поверхности кусочком тряпки и таким образом исправлять, уточнять его. Можно рисовать по грунту и карандашом' однако его приходится стирать резинкой, что нарушает поверхность грунта.

Сделанный углем рисунок нужно затем смахнуть тряпкой, так, чтобы остался лишь след от него. Если уголь не стряхнуть, он будет перемешиваться с краской и загрязнять её. После смахивания угля слабозаметный рисунок можно обвести жидко разведенной краской-синей или коричневой.

И снова вопрос: с чего начинать собственно работу красками? Ответить можно: со всего сразу. Этот странный ответ легко объяснить. Неправильно начинать сверху или снизу, справа или слева и т. д. Нужно сразу же определить основные отношения цветов по светлоте и по цветовому тону и пусть - пока приблизительно - их наметить, определив при этом, что самое темное, что самое светлое. Эту наметку, которую обычно называют подмалевком, рекомендуется делать жидко разведенными красками.

Начинающим важнее знать, что нельзя писать этюд по частям, а надо раскрывать его широко, целостно. Нельзя отделывать какой-то кусок живописи, оставляя кругом пестрый холст или приблизительно намеченные оттенки.

Рекомендуют начинающим писать сразу по всему холсту мазками, которые раскладывают и соотносят по цвету, как подбирают цветные камешки мозаики. При этом надо поддерживать одинаковую степень проработанности всех частей изображения, вести работу «от общего к частному».

Первые опыты следует проделать на несложных натюрмортах, состоящих из двух-трех предметов.

Сначала нужно весь натюрморт прописать жидко разведенными красками, примерно определить цвета предметов и их отношения по светлоте затем переходить уже к более густому письму. При этом работу нужно все время вести целиком, переходя от одного предмета на другой, а не так, чтобы закончить полностью одну какую-либо часть и затем приступать к следующей. Если работа оказывается прерванной на сутки или более, то при продолжении верхний слой красок нужно снять мастихином или пропитать маслом, а еще лучше лаком "Ретушь". Слой масляной краски начинает высыхать с того, что на поверхности образуется тонкая пленка, которая затем все более утолщается и, наконец, высыхает на всю толщину красочного слоя.

Если на слой краски уже после образования пленки нанести новый слой, то, высыхая, краска сжимается и разрывает пленку нижнего слоя. При этом масло из этого слоя уходит в нижний, и в результате образуются так называемые пожухлости, при которых краска теряет глубину тона, блеск и выглядит глухой, вялой. Пожухлости после окончания работы можно устранить, пропитав эти места маслом, но при этом необходимо проследить, чтобы лишнее масло не осталось на поверхности красочного слоя. Если через несколько часов после пропитки на картине останутся блестящие пятна (от масла, лежащего на поверхности красочного слоя, их нужно осторожно вытереть мягкой тряпкой.

Если не закончили работу за один сеанс, то последующую прописку делайте по просохшему красочному слою. Иначе появятся пожухлости и почернение цвета.

Масляные краски хорошо ложатся на соответствующий грунт и позволяют легко моделировать, тушевать и достигать тончайших незаметных переходов из тона в тон, так как долго остаются сырыми, притом при высыхании не изменяют своего первоначального тона. Но было бы ошибочно думать, что масляная живопись не нуждается ни в каких методах исполнения и позволяет безнаказанно наносить один слой красок на другой без всякой системы. Напротив, и масляная живопись требует вполне определенной системы выполнения. Правда, дефекты неправильного использования материалов в масляной живописи не так скоро обнаруживаются, как это наблюдается при тех же условиях в других техниках живописи, но раньше или позже они обнаружатся неизбежно.

Приемы масляной живописи.

Все нормальные методы масляной живописи сводятся к двум характерным приёмам:

1) Живопись в один прием «алла прима» (alla prima) -метод, при котором живопись ведется таким образом, что при артистическом знании дела живописцем и благоприятных условиях произведение может быть закончено в один или несколько сеансов, но прежде чем краски успеют засохнуть. В этом случае ресурсы колорита живописи сводятся лишь к тем тонам, которые получаются от непосредственного смешения красок на палитре и просвечивания их на применяемом в дело грунте.

2) Живопись в несколько приемов - метод, в котором живописец расчленяет свою живописную задачу на несколько приемов, из которых каждому отводится специальное значение, намеренно с определенным расчетом или же вследствие больших размеров произведения и прочими причинами.

В этом случае работа расчленяется на :

первую прописку - подмалевок, в котором задача живописца сводится к прочному установлению рисунка, общих форм и светотени, колориту же или отводится второстепенное значение, или же он ведется в таких тонах, которые лишь в дальнейших прописываниях с поверх лежащими красками, дают искомый тон или эффект,

на вторую, третью и т. д. прописки, в которых задача сводится к разрешению тонкостей формы и колорита.

Этот второй метод дает возможность использовать все ресурсы масляной живописи.

Необходимо всегда выполнять основные правила живописи:

1) не наносить масляных красок толстыми слоями вообще и тем более красок, богатых маслом;

2) пользоваться в живописи всегда умеренно тянущим (масло) грунтом, равно как и подмалевком и вообще нижележащими слоями живописи, насыщая их маслом при недостаточном его содержании в последних.

Лучшим приемом живописи при второй прописке является живопись «алла прима», которая дает свежесть живописному исполнению.

Вторая прописка ведется более жидкими красками, чем подмалевок. Здесь применимы лаки для живописи и сгущенные масла. Последние вводятся в краски в смеси со скипидарными лаками. Вторая прописка по содержанию в ее красках связующих веществ, таким образом, превышает подмалевок. Старинный принцип наслоения масляных красок - «жирное по тощему» - соблюдается при этом вполне. Не следует, однако, злоупотреблять здесь маслами и лаками, а лучше придерживаться известной умеренности.

Если подмалевок велся в условных тонах, то для облегчения труда полезно начать вторую прописку в локальных тонах натуры с лессировки или полу лессировки, поверх которых уже следует корпусная живопись.













Применение масляной живописи на уроках ИЗО.

А) в качестве наглядного метода обучения.

«Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами»

А. Дистерверг

Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия. Такие методы должны применяться совместно со словесными методами. Связи этих двух методов не делимы, т.к. именно их целостность представляет собой самый эффективный вариант восприятия и переработки информации. Т.к. друг без друга эти методы дают малую эффективность. Они сложны для восприятия ученика по отдельности. Но не все связи этих двух методов хороши, их надо варьировать в зависимости от подготовленности учащихся, характера наглядных средств, доступных преподавателю, от содержания тем.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. На своих уроках я использую картины собственного творчества при изучении тем «Перспектива линейная и воздушная», « Натюрморт», «Городской и сельский пейзаж», «Времена года», «Портрет» и т. д.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.

Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.

Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Выделяют ряд требований к использованию наглядных методов:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики».

Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

В настоящее время, на уроках изобразительного искусства, часто используется метод наглядности. В основном педагоги ограничиваются иллюстрациями. Слайд-шоу или презентации используются реже, из-за специфики предмета и не достаточного знания в области современных технологий, которые позволяют упростить процесс обучения и сделать его запоминающимся и ярким.

Б) в качестве педагогического рисунка.

Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения.

Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

В качестве педагогического рисунка на уроках ИЗО я использую технику письма «сухая кисть» при изучении темы «портрет» в 6 классе. Эта техника позволяет довольно быстро и эффективно показать объем и светотень при рисовании портрета, что намного ускоряет процесс создания портрета в сравнении со штриховкой. Да и результат намного ярче и целостней, на нем нет полос карандашных линий, тон выглядит ровным и приближенным к натуральному. Мною разработано и проведено внеклассное занятие по изобразительному искусству на тему «Портрет человека», на котором дети использовали масло в технике «сухая кисть» ( см. приложение).

В) Использование картин маслом при создании электронных презентаций.

Использование современных компьютерных технологий могут облегчить учебный процесс. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе.

Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально и гораздо упрощает и насыщает учебный процесс, делает его интересней и увлекательней. Мною была разработана и опробована на практике электронная презентация на тему «Осенний пейзаж» для урока изобразительного искусства в 7 классе. На слайдах поэтапно показана последовательность выполнения работы, кроме того учащиеся имеют возможность визуально определить характер мазков кисти, тон и насыщенность цвета. В результате у детей получились довольно яркие, красочные, правильно скомпонованные и своеобразные работы ( см. Приложение).







Заключение.

На основе теоретического анализа психологической, методической, педагогической литературы определено, что использование произведений масляной живописи на уроках по изобразительному искусству позволяет существенно изменить отношение учащихся к учебному труду и изобразительному искусству в целом.

Использование предложенных способов позволяет улучшить процесс воспитания личности ребёнка, вследствие которого развиваются его творческие способности, повышается продуктивность мыслительной деятельности, развивается заинтересованное отношение к действительности, проявляющееся в личностной активности, качестве учебной деятельности, художественном уровне реализуемых проектов, оригинальности их решения; ответственном отношении к делу, самостоятельности и организованности, отзывчивости.

В данном исследовании мной были рассмотрены следующие вопросы:

  • Влияние на процесс обучения основам живописи детей среднего школьного возраста.

  • Психофизиологическое восприятие и воспроизведение произведений живописи детьми средних и старших классов.

  • Значение наглядных методов на занятиях по изобразительному искусству.

Из этого следует, что тема данной работы «Масляная живопись и её использование на уроках ИЗО » очень полезна и актуальна. Её можно использовать на уроках изобразительного искусства тем самым совместив сразу несколько школьных дисциплин: история искусств, литература, и непосредственно само изобразительное искусство. Этим мы создаём все необходимые условия для развития всесторонней и гармоничной личности.

Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика. И вряд ли когда-нибудь компьютерные технологии вытеснят из образовательного процесса живой педагогический показ.











Список использованных информационных источников.


  1. Бергер Э., История развития техники масляной живописи, перевод с немецкого, М., 1961;

  2. jivopis.org сайт о живописи.

  3. [email protected] база данных по живописи.

  4. Игнатова Н. О фактуре масляной живописи. 1987.

  5. История развития техники масляной живописи, перевод с немецкого, М., 1961;

  6. Королева И.А., Проферансова М.Ф.

Давай учиться рисовать / Под ред. Е.М. Золотарева М.: ЗНУИ, 1993.

  1. Лужецкая А. Н., Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. М., 1965.Бергер Э.,

  2. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М.: Изд. Иностранной литературы, 1958.

  3. Москва XIII-XVII веков в творчестве А. М. Васнецова. М.: Музей истории города Москвы, Интербук-бизнес, 1997.

  4. museum-online.ru.

  5. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. - М., 2003.

  6. Энциклопедия русской живописи - artsait.ru.










28


© 2010-2022