Орнаменты народов России (5 класс)

Орнамент – в переводе с латинского - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта.Основной признак орнамента - это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется. Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, и всецело зависит от объекта, на который он накладывается. Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, поч...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева»









Методическая разработка урока

по изобразительному искусству

«Орнаменты народов России»















Выполнила

учитель изобразительного искусства

Лавлинская Татьяна Васильевна

г. Дмитриев 2015





Класс - 5

Дата ___________

Тема: «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

Цели урока: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

формировать эстетическое отношение к действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию)

Развивать внимание и наблюдательность;

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков. Умение рассматривать, сравнивать

Изучить особенности с орнаментом.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

Тип урока: комбинированный

Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Межпредметные связи: технология, история.

Зрительный ряд: Виды орнаментов (Рис. 1, 2, 3, 4); образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Оборудование и учебно-наглядные пособия:

  • Для учителя: Мультимедийный проектор, компьютер, презентации в формате PowerPoint, иллюстрации с изображением орнаментов, цветовой круг.

  • Для учащихся: Тетрадь, цветные карандаши или фломастеры, альбомные листы.

Ход урока

  1. Организационная часть (2 мин.)

1.1. Приветствие.

1.2. Контроль посещаемости.

1.3. Назначение дежурного.

1.4. Сообщение темы и плана работы на уроке.

  1. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Вопросы к классу:

  1. Что такое композиция? (Это такая организация картинной плоскости, при которой устанавливаются закономерные, согласованные отношения между картинной плоскостью и изображением).

  2. Что такое симметрия? (Это греческое слово, означает «гармонию», «соразмерность». Симметрична фигура (или группа фигур), если части, ее составляющие, будут равными и однообразно расположенными).

  3. Что такое ассиметрия? (Если в предмете (или фигуре) отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия всегда придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению).

  4. Дайте определение стилизации. (Стилизация - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации).



  1. Изложение нового материала (30 мин.)

Профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий, т.к. она становится сегодня всё более востребованной. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Дизайнер одежды - это изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары. Придумывает и адаптирует их к повседневной нашей жизни. В противном случае, как бы красиво и роскошно не выглядели идеи, они не будут востребованы.

Безусловно, красивую и оригинальную вещь можно купить в магазине, но тогда она стоит немалых денег, а также можно сделать не менее оригинальное изделие своими руками, либо переделать из старой вещи и сэкономить деньги. Помимо этого изготовленное изделие или отделка на нем своими руками имеет и другую функцию - защитную.

Огромное значение для наших предков имели вышитые орнаменты.

(Слайд 1)

Орнамент - в переводе с латинского - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта.

Основной признак орнамента - это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется. Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, и всецело зависит от объекта, на который он накладывается.

Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом, который закрывал все детородные органы. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.

Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. В музеях и в наших квартирах встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами, смысл которых нам сейчас непонятен. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала.

Что такое "символ"? Для примера возьмем самое простое и всем понятное: снежинка в узоре символизирует зиму, цветок - весну, ягода - лето. Так рисуют дети: зима - значит на рисунке будут снежинки, дождь - крупные капли, и т.п

Давайте посмотрим основные символы в орнаменте. Зарисуем таблицу. (Слайд 2)

Символика в орнаменте

Символ

Значение символа

Орнаменты народов России (5 класс)

Солнце - источник жизни, обладающий живительной силой.

Орнаменты народов России (5 класс)

Земля - изображение женской фигуры, матери-Земли.

Орнаменты народов России (5 класс)

Птицы - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Орнаменты народов России (5 класс)

Конь - оберег домашнего очага, символ добра.

Орнаменты народов России (5 класс)

Древо - символ жизни, единства рода.

Орнаменты народов России (5 класс)

Огонь - очистительная сила.

Орнаменты народов России (5 класс)

Вода - живительная сила.


Виды орнаментов

По своему происхождению, назначению и содержанию все существующие орнаменты классифицировали.

1. Геометрический орнамент - состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание. (Слайд №3)

Орнаменты народов России (5 класс)

2. Растительный орнамент - состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас. (Слайд №4)

Орнаменты народов России (5 класс)

3. Зооморфный орнамент - в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб. (Слайд №5)

Орнаменты народов России (5 класс)

4. Геральдический орнамент - в основу положено изображение гербов, орденов, медалей, значков и эмблем. (Слайд №6)

Орнаменты народов России (5 класс)

Цветовые сочетания в орнаменте.

История происхождения цвета существует с незапамятных времен. Вспомним старинную мексиканскую сказку, в которой говорится о том, что когда-то давным-давно мир был черно-белым. (Слайд №3,4) Лишь на закате и на рассвете появлялись оттенки серого, чтобы «черный цвет не переходил в белый слишком резко». В отсутствии цвета бесцветным становятся и человеческие эмоции, сны, мечты. Поэтому боги решили создать цвета, чтобы сделать мир более радостным для людей. И тогда они забрались на верхушку огромного дерева и щедро разбросали цвета повсюду. Все эти цвета были непохожи один на другой. Люди с благодарностью и восхищением приняли дар подлинного счастья, без которого жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

- Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей, например:

Зеленый цвет - вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;

Желтый цвет - теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;

Оранжевый цвет - радостный, добрый;

Красный цвет - цвет огня, жизни, согревает и одновременно устрашает, вызывает тревогу;

Синий - вызывает чувство холода, тоски, серьезности, печали;

Фиолетовый - соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;

Белый - символизирует свежесть, чистоту, молодость;

Черный - отсутствие цвета и света, недоброе, враждебное. (Слайд №5)

Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения в костюме: область головы, нагрудная часть, пояс, рукава, подол платья или сака, обувь. В верхней части костюма преобладают светлые тона, в нижней - темные.

Народные мастера хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику, на настроение и самочувствие человека. "Сочные и живые" краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости, и наоборот, "мрачные" - угнетают человека.

Рассмотрим цветовые сочетания. Для начала определимся с самими цветами. Обратимся к «Цветовому кругу". (Слайд 6)Орнаменты народов России (5 класс)

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые, а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость. (Слайд №7,8)

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний. (Слайд №9)

В круге гармонируют все цвета расположенные через один цвет друг от друга. Близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания. Интересные сочетания получаются из контрастных цветов расположенных в круге напротив друг друга, примеры таких сочетаний можно наблюдать в природе. Действуют успокаивающе сочетания, возникающие от тонов, переходящих от одного к другому, например, красный - розовый - алый - пурпурный.Орнаменты народов России (5 класс)

Цветовая гармония может быть:

Одноцветной - т.е. строится на сочетаниях одного цвета, но разных его тонов (такое цветовое решение лоскутного изделия возможно, в случае если соседствуют яркий тон с бледным);

Полярной - т. е. строиться на сочетании теплых и холодных цветов;

Трехцветной - когда сочетаются три цвета;

Многоцветной - когда сочетаются много цветов.

Композиционное построение орнамента

Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт. Орнаменты народов России (5 класс)

(Слайд №7)

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге. (Слайд №8)

Бордюр. Это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.(Слайд №9)Орнаменты народов России (5 класс)

Раппорт. Это ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент.(Слайд №10)Орнаменты народов России (5 класс)

Задание: посмотрите на слайд и определите раппорт на орнаменте. (Слайд 11)

Посмотрите на слайд как построить орнамент. (Слайд №12)

Наше государство великая Россия многонациональна. Каждый народ имеет свою культуру, свои традиции. Объединяющим все народы России является то, что все они верили в магическую силу орнамента и активно использовали его в своей жизни. Рассмотрим характерные черты орнаментов ближайших к нам соседних народов: помимо славян и татар, башкиры, чуваши, удмурты. (Слайд 15)

Цветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве казанских татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветочных сочетаний.

Цветочно-растительные изображения подразделяются на три большие группы: степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Преобладающее место в творчестве народа занимают изображения степных и луговых цветов. Изображения садовых цветов встречаются в большинстве случаев в искусстве городского населения. Из степных мотивов азиатского происхождения преобладают изображения тюльпана, незабудки, мака, гвоздики, ветреницы. Из луговых мотивов местного происхождения часто встречаются изображения васильков, колокольчиков, ромашек.

Из линейных геометрических мотивов наиболее распространены и традиционны были следующие: мотив волны, мотив набегающей волны, который условно назван фестончатообразным, мотив жгута, спирали. В меньшей степени встречаются зигзагообразные мотивы: веревочки, плетенки.

Орнаменты народов России (5 класс)Орнаменты народов России (5 класс)

Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. (Слайд 16) В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье. Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву. В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Орнаменты народов России (5 класс) Орнаменты народов России (5 класс)

Характерные черты чувашского орнамента - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами.

Орнаменты народов России (5 класс) Орнаменты народов России (5 класс)

Для удмуртского орнамента характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. (Слайд 19) Чаще всего, в орнаменте употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств. Мотивы наносились непосредственно на холст по счету нитей.

Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. Названия одних мотивов подчеркивают материал вышивки (зарни пужы - золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм - узор на груди. Особые орнаментальные композиции предназначались для вышивания платков и поясов.

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.

Орнаменты народов России (5 класс) Орнаменты народов России (5 класс)

Изученный сегодня нами материал актуален и сегодня. Многие начинают снова обращаться к прошлому, понимать и принимать то, что использовали наши предки. Элементы орнамента, как оригинальную деталь в одежде, так и оберег, выполненный своими руками и наполненный нашей положительной энергией, можно использовать в современной одежде и интерьере (слайды в презентации).

Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художника.Орнаменты народов России (5 класс)

Стилизация - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации.


  1. Закрепление нового материала (4 мин.)

- Что такое орнамент? (С латинского «украшение», состоящее из ряда ритмических упорядоченных элементов).

- Какие виды орнаментов вам известны? (Растительные, геометрические, фантазийные, геральдические, зооморфные т.д.)

- Дайте определение понятию «стилизация». (Это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей.)

- Какие цвета называют хроматическими и ахроматическими? (Хроматические - все цвета радуги, ахроматические - серый, белый, черный)

- Из каких цветов хроматических или ахроматических состоит колориметрический круг? (Из хроматических, то есть всех цветов встречающихся в природе)

Установите соответствие:

11.

Раппорт. Это ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент.

А.

Орнаменты народов России (5 класс)

22.

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии.

Б.

Орнаменты народов России (5 класс)

33.

Бордюр. Это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.

В.

Орнаменты народов России (5 класс)

(1 - Б. 2 - В. 3 - А)



  1. Практическая работа (30 мин.)

5.1. Вводный инструктаж

Сейчас на практическом уроке мы попробуем с вами составить эскизы орнаментов для стилизованной одежды, круглого декоративного панно. Эти эскизы вы сможете применить для выполнения различных декоративных изделий. Посмотрите, пожалуйста, на следующие слайды.

Выполнять эскиз мы будем на альбомных листах цветными карандашами или фломастерами. Сначала определяем вид орнамента, который мы хотим применить: геометрический, растительный, зооморфный, фантазийный и т.д. Затем вид построения композиции орнамента: розетта, бордюр, раппорт. Давайте определимся, у нас должно быть три эскиза и есть три вида построения композиции орнамента, так что чему соответствует? (Стилизованная одежда - раппорт или бордюр, платок - бордюр, декоративное панно - розетта)

5.2. Самостоятельная работа учащихся

5.2.1. Текущий инструктаж

Во время работы провожу индивидуальный инструктаж.

5.2.2. Целевые обходы

Во время целевого обхода проверяю правильность выполнения эскизов и соответствие их намеченным целям практической работы.

5.3. Заключительный инструктаж

Анализ характерных ошибок и их причин.

Повторение основных видов орнамента и объяснение основного принципа составления орнамента.



  1. Подведение итогов урока (8 мин.)

Просмотр всеми учащимися выполненных заданий, обоснование выбора учащимся данного орнамента, колорита, цветовой гармонии и что он мог бы означать.

Сообщение оценок за урок.

  1. Домашнее задание (2 мин.)

Выполнить эскизы, которые не были сделаны на уроке.

© 2010-2022