Урок

План-конспект урока по изобразительному искусству  «Древние образы в современных народных игрушках» Жданова Елена Ивановна  учитель ИЗО. Тема урока. Роспись собственной модели. Раздел:    Связь времен в народном искусстве Вид урока: декоративная роспись игрушки Тип урока: комбинированный Цель урока:  продолжать знакомить с видами  русской народной  глиняной игрушки и способами ее росписи. Задачи: 1.     Образовательная - закрепить знания детей о характерных особенностях росписи народной игрушки, уметь создавать узоры. 2.     Развивающая - развить  эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. 3.     Воспитательная - воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. Материалы: для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры. для учителя: мультимедиа проектор, экран,  компьютерная презентация, игрушки расписные дымковские.   Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи, мультимедийная презентация. Музыкальный ряд: русская народная музыка.                                                                     План урока (40 мин.) 1.     Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2 мин.  2.      Актуализация опорных знаний. 3.     Теоретическая часть.  5мин 4.     Физкультминутка . 3 мин. 5.     Последовательность выполнения работы. 5мин. 6.     Творческая практическая деятельность учащихся  20 мин.  7.     Подведение итогов. Выставка и анализ работ. 5 мин.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по изобразительному искусству "Древние образы в современных народных игрушках"

Жданова Елена Ивановна учитель ИЗО.

Тема урока. Роспись собственной модели.

Раздел: Связь времен в народном искусстве

Вид урока: декоративная роспись игрушки

Тип урока: комбинированный

Цель урока: продолжать знакомить с видами русской народной глиняной игрушки и способами ее росписи.

Задачи:

  1. Образовательная - закрепить знания детей о характерных особенностях росписи народной игрушки, уметь создавать узоры.

  2. Развивающая - развить эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

  3. Воспитательная - воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Материалы:

для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.

для учителя: мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация, игрушки расписные дымковские.

Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи, мультимедийная презентация.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока (40 мин.)

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Теоретическая часть. 5мин

  4. Физкультминутка . 3 мин.

  5. Последовательность выполнения работы. 5мин.

  6. Творческая практическая деятельность учащихся 20 мин.

  7. Подведение итогов. Выставка и анализ работ. 5 мин.

Ход урока

Организационный момент.

(Проверка готовности к занятию)

Здравствуйте, ребята!

Готовы ль мы начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Альбомы, кисти, краски!

Ребята, у вас на партах оранжевые и голубые кружочки. Если у вас хорошее настроение, то поднимите оранжевый кружок, а если плохое - голубой.

А сейчас улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Сообщение темы и целей урока.

Актуализация опорных знаний

Учитель. Ребята сегодня мы с вами будем расписывать игрушки, сделанные вами на прошлом уроке.

Какие игрушки глиняные вы знаете?

Где зародилась Филимоновская игрушка?

Родина Каргопольской?

А откуда Дымовская игрушка появилась ?

Ребята, на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек. Побывав в качестве мастеров, создали пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также чем они отличаются по своей форме.

Очень большое разнообразие образов воплотила в себя эта игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи.

какая это игрушка о которой я говорю?

Крепкие деревенские мужики и бабы рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату.

какая это игрушка о которой я говорю?

Эти игрушки - настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек-кормилок с детьми на руках, и лихих всадников. И важных индюков, и другие образы. какая это игрушка о которой я говорю?

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

форма, орнамент росписи, основные цвета,используемые в росписи

Филимоновские игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными.

Каргопольские игрушки

приземисты. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

Формирование новых знаний

Каким орнаментом украшалась каждая из этих игрушек, каковы основные цвета, используемые в росписи - вот проблемы, которые мы с вами должны решить. А поможет нам решить эти проблемы страница 66 учебника. Группа ребят, которые вылепили филимоновскую игрушку, рассматривают знаки орнамента этих игрушек. Группа ребят, которые вылепили каргопольскую игрушку, рассматривают знаки орнамента каргопольских игрушек. Группа ребят, которые вылепили дымковскую игрушку, рассматривают знаки орнамента дымковских игрушек. ( ответы детей).

1. Филимоновская игрушка

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки - интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

Цветовая палитра .малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

2. Каргопольская игрушка

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца - большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

Цветовая палитра черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

3. Дымковская игрушка Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

-Ребята давайте вспомним, что узоры рисовались не просто так, а имели смысл и значение

-Открываем учебник на странице 14, рассмотрите таблицу солярных знаков.

-Где мы встречались с этими символами?

Ответ детей (узоры на прялках, украшение предметов быта, декор избы, узоры вышивки на одежде и полотенцах)

-Что они обозначают?

Ответ детей (землю, солнце, воду, растения)

-Для чего изображали эти символы в старину на Руси?

Ответ детей (для защиты от злых духов)

А теперь откройте страницу 74 и найдите на иллюстрации с изображениями узоров игрушек солярные знаки.

Ответы детей.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вы за дело.

Творческая практическая деятельность учащихся

Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа - «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа - «Мастера Каргопольских игрушек») и декоративно оформим вылепленную на предыдущем уроке фигуру.

Последовательность выполнения работы.

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приемов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

контроль объема и качества выполненной работы.

Итог урока

Выставка и анализ работ

Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Работы учителем оцениваются по следующим критериям:

правильность выбора цвета;

правильность рисования элементов;

композиция;

аккуратность выполнения.

Домашнее задание

Подобрать иллюстрации по теме: «Гжельская керамика».

© 2010-2022