Урок изобразительного искусства в 5 классе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Графовская СОШ»





«Древние образы в современных народных игрушках.

Матрёшка»

5 класс











Выполнила учитель ИЗО Сурженко И.В.









2016 год

Урок изо для 5 класса по теме:

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрёшка»

Цели:

  • Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

  • Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

  • Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

  • Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек. г. Семенова. Сергиева Посада. Полховский Майдан.

Оборудование к занятию:

  • Плакаты с рисунками..Трафареты. Образцы. Деревянные игушки. Бумажные силуэты.

  • У учащихся: альбом, краски (гуашь), кисти округлые №5, №2, №1, карандаш ТМ, М, ластик, тряпочка.

Наглядный материал:

  • "Красавица-матрешка" - просмотр презентации.

  • Иллюстрации с элементами росписи разных техник.

  • Карточки «угадай-ка».

Содержание занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

а) беседа о возникновении и видах русской матрешки;

б) особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.

2. Сообщение темы занятия.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница. (Матрешка)

- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и выполним эскизы ваших будущих игрушек.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

(Ответы и предположения детей)

- А на самом деле все было так…

Если вы считаете "русскую матрешку" исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация "исконно русских".

- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Этапы росписи матрешки.

Шлифовка заготовки

Обводка контура узора

Прорисовывание фона

Прорисовывание деталей

Окончательная обводка

4. Практическая работа

- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.

(Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают особенности хохломской, филимоновской, полховской, загорской, семеновской, городецкой техник росписи)

- Карточки с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки. (для уч-ся 5-6 кл)

- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.

6. Подведение итогов

Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ученик может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.

7.Рефлексия

- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. (Ответы и рассказы детей)

8. Используемая литература

-Абдулкаримов Г. Г. Художественные стереотипы школьников: проблема формирования красоты .. - 2002. - № 4.

-Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М., - Режим доступа:. - Загл. с экрана.

-Герасимова В. А. Уроки искусства час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. удошникова Н. "Не воздавать злом на зло": важная человеческая добродетель. - Граждановедение. - 2002.

-Кленова Н. В. Что нужно знать о искусстве. - Образование в современной школе. - 2003. - № 7.

-Максимова М. Игры и элементы игры на уроках изо:- 2002. - № 8.

-Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.

© 2010-2022