- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок изобразительного искусства в 5 классе
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сурженко И.В. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
МБОУ «Графовская СОШ»
«Древние образы в современных народных игрушках.
Матрёшка»
5 класс
Выполнила учитель ИЗО Сурженко И.В.
2016 год
Урок изо для 5 класса по теме:
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрёшка»
Цели:
-
Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
-
Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
-
Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
-
Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек. г. Семенова. Сергиева Посада. Полховский Майдан.
Оборудование к занятию:
-
Плакаты с рисунками..Трафареты. Образцы. Деревянные игушки. Бумажные силуэты.
-
У учащихся: альбом, краски (гуашь), кисти округлые №5, №2, №1, карандаш ТМ, М, ластик, тряпочка.
Наглядный материал:
-
"Красавица-матрешка" - просмотр презентации.
-
Иллюстрации с элементами росписи разных техник.
-
Карточки «угадай-ка».
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
а) беседа о возникновении и видах русской матрешки;
б) особенности изготовления и этапы росписи матрешки.
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.
2. Сообщение темы занятия.
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница. (Матрешка)
- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и выполним эскизы ваших будущих игрушек.
Беседа о возникновении и видах русской матрешки.
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
(Ответы и предположения детей)
- А на самом деле все было так…
Если вы считаете "русскую матрешку" исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация "исконно русских".
- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.
Этапы росписи матрешки.
Шлифовка заготовки
Обводка контура узора
Прорисовывание фона
Прорисовывание деталей
Окончательная обводка
4. Практическая работа
- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.
(Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают особенности хохломской, филимоновской, полховской, загорской, семеновской, городецкой техник росписи)
- Карточки с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки. (для уч-ся 5-6 кл)
- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.
6. Подведение итогов
Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ученик может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.
7.Рефлексия
- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. (Ответы и рассказы детей)
8. Используемая литература
-Абдулкаримов Г. Г. Художественные стереотипы школьников: проблема формирования красоты .. - 2002. - № 4.
-Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М., - Режим доступа:. - Загл. с экрана.
-Герасимова В. А. Уроки искусства час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. удошникова Н. "Не воздавать злом на зло": важная человеческая добродетель. - Граждановедение. - 2002.
-Кленова Н. В. Что нужно знать о искусстве. - Образование в современной школе. - 2003. - № 7.
-Максимова М. Игры и элементы игры на уроках изо:- 2002. - № 8.
-Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.