- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок МХК. Классическая картина
Урок МХК. Классическая картина
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Н.С. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классическая картина. Урок по МХК.
Форма урока: урок-диалог.
Цель: формирование у учащихся представления о классической картине.
Задачи:
-
Понимание учащимися взаимосвязи ренессансного представления о человеке с композицией классической картины.
-
Развитие у учащихся способности к анализу.
Схема урока:
-
Вводная часть (общие сведения о времени появления станковой картины).
-
Тест на классификацию.
-
Анализ композиции фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» с позиции размещения главного действующего лица.
-
Самостоятельный анализ учащимися композиции предложенных картин.
-
Объяснение принципа классической симметрии и пирамидальной композиции.
-
Самостоятельный анализ учащимися композиции картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».
-
Тест на классификацию .
-
Формулирование учителем характерных черт классической картины.
-
Взаимосвязь классической композиции с представлением Ренессанса о месте человека в мире.
Ход урока:
Эпиграф: Живопись в одно мгновение
должна вложить в сознание
зрителя все свое содержание.
Леонардо да Винчи.
Если сравнить икону с любым ренессансным полотном, сразу видно, насколько выросла естественность и правдоподобность изображения.
Видеоряд:
-
Рафаэль «Сикстинская Мадонна».
-
«Ярославская Оранта». Икона.
По существу, именно Ренессанс явился первым творцом картины, как таковой. Процесс ее создания осуществляется коллективными усилиями мастеров Ренессанса. Свое завершение этот процесс получил в творчестве Леонардо да Винчи, который стал основоположником классического ренессансного стиля.
Тест - поиск: С точки зрения Ренессанса человек есть центр мироздания. Как это представление отражается в живописи Возрождения?
Для поиска тест на классификацию: Как можно сгруппировать эти произведения?
Видеоряд:
1.Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
2.Рубенс. «Портрет Елены Фоурмер с детьми».
3.Рубенс «Воздвижение креста».
-
Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте».
В результате у учащихся должно получиться две группы:
-
Картины Ренессанса (Леонардо да Винчи)
-
Картины Барокко (Рубенс)
Вопрос: Почему картины сгруппированы именно таким образом?
(Необходимый ответ: композиция картин Ренессанса статична, композиция картин Рубенса динамична, т.е. по принципу: статика-динамика, покой-движение).
Демонстрация слайда «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Вопрос: Почему на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» из 13 фигур мы безошибочно выделяем фигуру Иисуса Христа? (Необходимый ответ: потому что он помещен в центре фрески).
Задание: Проанализировать композицию следующих картин с точки зрения статики-динамики и размещения главного действующего лица.
Видеоряд:
-
А.де Мессина «Святой Себастьян»
-
Веронезе «Брак в Кане».
-
Рафаэль «Сикстинская мадонна».
-
Рафаэль «Мадонна Коннестабиле».
Вывод, полученный в результате совместного с учащимися анализа: композиция картин Ренессанса статична и главное действующее лицо всегда в центре,
Учитель: Сточки зрения художника Ренессанса, картина - целый мир, а поскольку человек, в соответствии с представлениями этой эпохи, есть центр мироздания, естественно, что главное действующее лицо должно располагаться в центре картины (картина-мир, следовательно, человек в центре картины). Так формулируется принцип классической симметрии.
Видеоряд:
-
Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».
-
Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем, св. Анной и агнцом».
-
Рафаэль «Сикстинская мадонна».
Обратить внимание учащихся на то, что для связи фигур друг с другом и с пространством используется пирамидальная композиция, например, «Сикстинская мадонна» - основание пирамиды - облачный слой, вершина совпадает с головой мадонны, а у нижних углов поставлены фигуры св. Варвары и папы Сикста 2.
Задание: Определить как образуется пирамида в композиции картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».
Учитель: «Сикстинская мадонна» - пример геометрически строгой пирамидальной композиции, но иногда пирамидальная композиция картины бывает более свободной.
Задание: Из предложенного видеоряда выбрать картины с пирамидальной композицией и с использованием принципа классической симметрии.
Видеоряд:
-
Микеланджело «Мадонна Дони».
-
Леонардо да Винчи «Мария с младенцем, св.Анной и агнцем».
-
Рафаэль «Мадонна с щегленком».
Ответ: все картины.
Вывод: наличие принципа классической симметрии (главное действующее лицо в центре картины) и использование художником пирамидальной композиции в картине являются отличительными признаками классической картины, процесс формирования которой получил свое завершение в период Высокого Возрождения. По этим же признакам можно отличить произведения Высокого Возрождения от картин Проторенессанса и Раннего Ренессанса.
Таким образом, можно сказать, что композиция - ключ к пониманию классического искусства, сформировавшегося в эпоху Возрождения. Его цель - изображение одного события и одного единственного момента движения. Поэтому идеал классической композиции заключается в умении концентрировать все элементы картины в некое оптическое и психологическое целое, которое достигается при помощи специальных приемов:
-
Пирамидальная композиция.
-
Принцип классической симметрии.
Таким образом выражается в живописи Ренессанса представление о том, что человек - центр мироздания.
Домашнее задание:
-
Работа с репродукциями. Описание с элементами анализа какой - либо картины Леонардо да Винчи или Рафаэля (на основе полученных на уроке знаний о классической картине).
-
Опережающее задание: Ознакомиться с биографией и этапами творческого пути Микеланджело Буанаротти.
Вопросы к теме:
-
В творчестве какого художника получил свое завершение процесс создания картины?
-
Объяснить принцип классической симметрии, привести примеры произведений, где использован этот принцип.
-
Для чего используется пирамидальная композиция ? Привести пример.
-
Назвать отличительные признаки классической картины.
-
Какова цель классического искусства?
-
В чем заключается идеал классической композиции?
-
Какие приемы используются для воплощения идеала классической композиции?