Урок МХК. Классическая картина

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классическая картина. Урок по МХК.

Форма урока: урок-диалог.

Цель: формирование у учащихся представления о классической картине.

Задачи:

  1. Понимание учащимися взаимосвязи ренессансного представления о человеке с композицией классической картины.

  2. Развитие у учащихся способности к анализу.

Схема урока:

  1. Вводная часть (общие сведения о времени появления станковой картины).

  2. Тест на классификацию.

  3. Анализ композиции фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» с позиции размещения главного действующего лица.

  4. Самостоятельный анализ учащимися композиции предложенных картин.

  5. Объяснение принципа классической симметрии и пирамидальной композиции.

  6. Самостоятельный анализ учащимися композиции картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».

  7. Тест на классификацию .

  8. Формулирование учителем характерных черт классической картины.

  9. Взаимосвязь классической композиции с представлением Ренессанса о месте человека в мире.

Ход урока:

Эпиграф: Живопись в одно мгновение

должна вложить в сознание

зрителя все свое содержание.

Леонардо да Винчи.


Если сравнить икону с любым ренессансным полотном, сразу видно, насколько выросла естественность и правдоподобность изображения.

Видеоряд:

  1. Рафаэль «Сикстинская Мадонна».

  2. «Ярославская Оранта». Икона.

По существу, именно Ренессанс явился первым творцом картины, как таковой. Процесс ее создания осуществляется коллективными усилиями мастеров Ренессанса. Свое завершение этот процесс получил в творчестве Леонардо да Винчи, который стал основоположником классического ренессансного стиля.

Тест - поиск: С точки зрения Ренессанса человек есть центр мироздания. Как это представление отражается в живописи Возрождения?

Для поиска тест на классификацию: Как можно сгруппировать эти произведения?

Видеоряд:

1.Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

2.Рубенс. «Портрет Елены Фоурмер с детьми».

3.Рубенс «Воздвижение креста».

  1. Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте».

В результате у учащихся должно получиться две группы:

  1. Картины Ренессанса (Леонардо да Винчи)

  2. Картины Барокко (Рубенс)

Вопрос: Почему картины сгруппированы именно таким образом?

(Необходимый ответ: композиция картин Ренессанса статична, композиция картин Рубенса динамична, т.е. по принципу: статика-динамика, покой-движение).

Демонстрация слайда «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Вопрос: Почему на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» из 13 фигур мы безошибочно выделяем фигуру Иисуса Христа? (Необходимый ответ: потому что он помещен в центре фрески).

Задание: Проанализировать композицию следующих картин с точки зрения статики-динамики и размещения главного действующего лица.

Видеоряд:

  1. А.де Мессина «Святой Себастьян»

  2. Веронезе «Брак в Кане».

  3. Рафаэль «Сикстинская мадонна».

  4. Рафаэль «Мадонна Коннестабиле».

Вывод, полученный в результате совместного с учащимися анализа: композиция картин Ренессанса статична и главное действующее лицо всегда в центре,

Учитель: Сточки зрения художника Ренессанса, картина - целый мир, а поскольку человек, в соответствии с представлениями этой эпохи, есть центр мироздания, естественно, что главное действующее лицо должно располагаться в центре картины (картина-мир, следовательно, человек в центре картины). Так формулируется принцип классической симметрии.

Видеоряд:

  1. Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».

  2. Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем, св. Анной и агнцом».

  3. Рафаэль «Сикстинская мадонна».

Обратить внимание учащихся на то, что для связи фигур друг с другом и с пространством используется пирамидальная композиция, например, «Сикстинская мадонна» - основание пирамиды - облачный слой, вершина совпадает с головой мадонны, а у нижних углов поставлены фигуры св. Варвары и папы Сикста 2.

Задание: Определить как образуется пирамида в композиции картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».

Учитель: «Сикстинская мадонна» - пример геометрически строгой пирамидальной композиции, но иногда пирамидальная композиция картины бывает более свободной.

Задание: Из предложенного видеоряда выбрать картины с пирамидальной композицией и с использованием принципа классической симметрии.

Видеоряд:

  1. Микеланджело «Мадонна Дони».

  2. Леонардо да Винчи «Мария с младенцем, св.Анной и агнцем».

  3. Рафаэль «Мадонна с щегленком».

Ответ: все картины.

Вывод: наличие принципа классической симметрии (главное действующее лицо в центре картины) и использование художником пирамидальной композиции в картине являются отличительными признаками классической картины, процесс формирования которой получил свое завершение в период Высокого Возрождения. По этим же признакам можно отличить произведения Высокого Возрождения от картин Проторенессанса и Раннего Ренессанса.

Таким образом, можно сказать, что композиция - ключ к пониманию классического искусства, сформировавшегося в эпоху Возрождения. Его цель - изображение одного события и одного единственного момента движения. Поэтому идеал классической композиции заключается в умении концентрировать все элементы картины в некое оптическое и психологическое целое, которое достигается при помощи специальных приемов:

  1. Пирамидальная композиция.

  2. Принцип классической симметрии.

Таким образом выражается в живописи Ренессанса представление о том, что человек - центр мироздания.

Домашнее задание:

  1. Работа с репродукциями. Описание с элементами анализа какой - либо картины Леонардо да Винчи или Рафаэля (на основе полученных на уроке знаний о классической картине).

  2. Опережающее задание: Ознакомиться с биографией и этапами творческого пути Микеланджело Буанаротти.

Вопросы к теме:

  1. В творчестве какого художника получил свое завершение процесс создания картины?

  2. Объяснить принцип классической симметрии, привести примеры произведений, где использован этот принцип.

  3. Для чего используется пирамидальная композиция ? Привести пример.

  4. Назвать отличительные признаки классической картины.

  5. Какова цель классического искусства?

  6. В чем заключается идеал классической композиции?

  7. Какие приемы используются для воплощения идеала классической композиции?





© 2010-2022