- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект открытого занятия по рисованию
Конспект открытого занятия по рисованию
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ШАРЯФЕТДИНОВА А.А. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №947/6 (дошкольное отделение)
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РИСОВАНИЕ
ТЕМА: «ГРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
ШАРЯФЕТДИНОВА А.А,
14 МАРТА 2014 ГОДА
Цель:
-
Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.
-
Учить выделять основные элементы узора.
Задачи:
-
Обучающая: упражнять в рисовании Городецких цветов - купавки голубого цвета, бутона розового цвета, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
-
Развивающая: учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Умение употреблять в своей речи названия элементов Городецкой росписи: силуэт цветка, подмалёвка, тенёвка, оживка, штрихи, дужки, точки , венчик из лепестков. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.. Развивать творческие способности.
-
Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Материал для занятия:
-
иллюстрации с Изделиями Городецких мастеров;
-
сами изделия Городца
-
кухонные доски;
-
образцы узоров;
-
палитры с необходимыми цветами;
-
кисточки- толстая и средняя;
-
тряпочки.
Предварительная работа:
- рассматривание предметов народного промысла;
- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;
- дидактическая игра "Выложим узор" ;
- прорисовывание элементов « розана» вид сбоку, «листьев».
- выставка детских работ.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло.
Они нам улыбаются. Давайте поздороваемся с гостями.
Воспитатель подводит детей к иллюстрированному стенду, читая стихотворения «Городец».
Есть на Волге город древний,
По названью - Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Воспитатель: Мы сегодня пришли в гости к Городецким мастерам. Мастера города Городца давным-давно изготавливали вот такие предметы быта: доски, солонки, чашки, ларчики, сундучки.(показываю)
Воспитатель: А из чего они делали эти предметы.
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какого цвета дерево?
Дети: Желтое
Воспитатель: Дети, скажите, что изображено на иллюстрациях.
Дети: Цветы (розы , купавки , ромашки) , животные, птицы, фрукты круглой формы, узоры.
Воспитатель: Скажите, а какие цвета использовал мастер в их прорисовке?
Дети: Красный, розовый, синий, голубой, зеленый, белый, чёрный.
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на иллюстрациях
1.Он не броский, круглый он - не раскрывшийся… (бутон).
2.Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).
3.Словно чудо тут и там распускается … (розан).
4.Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).
Далее воспитатель подводит детей к столику с изделиями Городца, Дымки, Хохломы, Полхова- Майдана, Каргополя, Гжели, и просит отыскать среди них именно Городец. Также происходит поиск на этих изделиях соответствующих ранее описанных узоров.
Далее дети усаживаются за столы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (бутона, купавки, розана, ромашки, листьев) и выработали определенные правила.
Перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите её в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды.
Объяснение:
- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Мы сегодня будем рисовать розаны. Девочки- розовый, а мальчики- голубой. Как называется этот круг иначе?
Дети: «Подмалёвка»
Воспитатель: Начнём мы с «подмалевки». Девочки рисуют розовую, а мальчики- голубую. Далее мы рисуем силуэты листьев под будущим цветком и по уголкам нашей доски. Листья начинаем рисовать кончиком кисти, кладём кисточку плашмя и заканчиваем прорисовку приподниманием кисти, заостряя листочек, завершаем рисунок листочка. Этот листик смотрит направо. (производим те же манипуляции рисуя листочек смотрящий налево). Рисуя листики в уголках доски, используем метод примакивания, по два в каждом уголке. Наши листики как- бы смотрят на наш цветок. А теперь подождём пока наши силуэты подсохнут.
В промежутке рисования проводится «Пальчиковая гимнастика»
«За ягодами»
1,2,3,4,5,--------------Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.
В лес идём мы погулять.------Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.
За черникой,--------------Загибают пальчики, начиная с большого.
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём.
И братишке отнесём.
«Две сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке---Пальцы обеих рук изображают сороконожек.
Встретились----- Вертикальные ладони смотрят друг на друга.
Обнялись-------Сцепление пальцев обеих рук.
Насилу расстались--------Расцепление пальцев обеих рук.
И попрощались-------Поочерёдно одна ладошка машет другой.
Воспитатель: Продолжим наше рисование.
- Следующий этап называют «тенёвка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в верхней части подмалёвки. Центр обозначают небольшим кружком. Далее мы рисуем «подковку» от середины цветка до половины «подмалёвка». Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой . «Оживка» на розане : белой краской помечаем точки на серединке цветка, вертикальные полосочки от серединки до конца «подковки», точки на каждом лепестке розана. «Оживка» на листьях: белой краской прорисовываем прожилки под наклоном и с внешней стороны каждого листочка рисуем дугу с верхней стороны листочка чёрным цветом.
Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
Физкультминутка
По коленочкам ударим
Тише,тише,тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше,выше,выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились
А теперь немножечко отвлечёмся и проведём одну игру.
Психологическая игра «Импульс»
Цель :создание командного духа и сплочения коллектива + разминка и расслабление.
1. Группа встает в круг, взявшись за руки. Выберите ведущего, который начнет игру.
2. В начале игры ведущий посылает «импульс»: он пожимает руку своему правому либо левому соседу, который передает импульс дальше по кругу, пока сигнал не возвращается к ведущему.
3. После нескольких попыток группа приступает к выполнению задания. Опытным путем группа должна определить наименьшее время, за которое она сможет передавать импульс по кругу. Вы можете помочь игрокам, замеряя секундомером время передачи импульса.
4. Теперь импульс передается в другом направлении (если это направление по часовой стрелке, то оно обычно вызывает некоторые сложности). Предоставьте игрокам, как и в прошлый раз, возможность поэкспериментировать и выбрать подходящий темп, замеряя время по секундомеру.
Наконец группа переходит к следующему этапу, на котором импульс пересылается с закрытыми глазами. Не забывайте о том, что ведущие должны меняться. На последнем этапе задача еще более усложняется: теперь импульс пересылается сразу по двум направлениям: влево и вправо. Теоретически оба импульса должны встретиться на равном расстоянии от ведущего и вернуться обратно к нему. Дайте группе время поупражняться, если один или оба импульса были «потеряны». Пусть игроки обсудят, какой из импульсов передается быстрее, и заметят время (с Вашей помощью), за которое они могут быстро и правильно передавать импульсы в обе стороны одновременно.
В конце игры дети могут обняться с стоящими рядом. А также можно уточнить, что круг образованный детьми, и круглые формы цветов Городца- розана, ромашки, купавки имеют схожие очертания.
Чтение детьми стихов о Городце:
-
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Городцом -ты, Городцом
На весь мир прославилась!
-
В Городце у нас все двери,
В Городце весь детский сад,
Городец у нас все любят,
Все в саду- и стар, и млад.
-
Любовались гости чудом
Громко восхищалися
Городецкой красотою
Сражённые осталися
Городецкие узоры
Столько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас
В конце деятельности устраивается выставка. Ребята устанавливают свои доски на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Я не забываю похвалить каждого ребёнка, отметить в доске то, что лучше всего удалось.
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы знаем?
Ответ: Розан, купавка, бутон, ромашка.
Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились
Ответы детей.
Ну вот наше занятие подошло к концу. Хочу всех поблагодарить и спасибо за внимание.
Литература
1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2006.
2. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. - М.: Просвещение, 2006.
3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008.
4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа) : Программа конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003. - 400 с.
5. Интернет-ресурс.
Показ открытой Н.О.Д. по рисованию
Тема: «Городецкая роспись».
Объяснение детям материала по теме. Рассматривание элементов городецкой росписи на иллюстрациях. Нахождение данных элементов на самих изделиях городецких мастеров.
14/03/2014
Объяснение детям этапов прорисовки элемента городецкой росписи - розана, техника рисования. Сама продуктивная деятельность детей.
Пальчиковая гимнастика «Сороконожка
Физкультминутка после занятия
Психологическая игра по Клаусу Фопелю «Импульс» на сплочение команды и на умение чувствовать друг друга.
Итог занятия: Рассматривание своих работ- досочек с прорисованным розаном и листьями. Отметка детей и воспитателя, что все работы выполнены на отлично и элемент городецкой росписи правильный.