• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Научно-исследовательская работа Искусство песочной анимации: от художественного замысла к воплощению

Научно-исследовательская работа Искусство песочной анимации: от художественного замысла к воплощению

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №12 г. Выксы Нижегородской области







Научно-исследовательская работа

Искусство песочной анимации: от художественного замысла к воплощению.



Работу выполнил:

ученица 10 «а» класса

Черкасова Полина Антоновна

Научный руководитель:

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №12

Липова Елена Александровна



Нижегородская область

г. Выкса

2015 год

Содержание:

Аннотация.........................................................................................................3

Введение………………………………………………………………………4

  1. Теоретическая часть:

1.1. Актуальность песочной анимации, как вида искусства……………….6

1.2. История происхождения песочной анимации, как вида искусства…...7

1.3. Процесс создания песочной анимации и способы рисования………..9

1.4 . Влияние песочной анимации на организм человека…………………11

1.5.Роль песочной анимации в искусстве. Развитие течений……………..12

II. Практическая часть:

2.1. Подготовка конструкции для песочной анимации (изготовление стола для рисования)………………………………………………………………14

2.2. Выбор сыпучего материала для реализации песочной анимации…..15

2.3. Подготовка сюжетной композиции для песочной анимации……….16

2.4. Пробный результат рисования на стекле……………………………..16

III. Результаты работы…………………………………………………...17

IV. Список используемой литературы………………………………….18

V. Приложение……………………………………………………………..19

Аннотация.

Создание на экране мимолетных рисунков песком, сменяющих друг друга - молодое и в своем роде уникальное направление в искусстве. Для создания захватывающей анимационной картины, казалось бы, нужно совсем немного: мелкий песок и особый стол с подсвеченным стеклом. Но самое главное здесь - художник и его руки. С помощью особой техники он создает рисунки песком, которые трансформируются из одного в другой, и тут же, в реальном времени, проецируются на большой экран. Видеоряд сопровождает музыка, а всё представление в комплексе - мерцающее полотно экрана, изображения, плавно переходящие друг в друга и гипнотизирующие зрителя чередой визуальных метаморфоз, музыкальное оформление - это и есть песочное шоу (арт-шоу из песка).

Но для большинства зрителей стало привычным делом воспринимать данный вид искусства исключительно с песком, как художественным графическим материалом.

А ведь его можно успешно заменить на любые другие похожие по своим характеристикам и качеству сыпучие материалы, например, такие как манка, греча, пшено, соль.

Актуальность изучения данной темы заключается в новаторстве и обогащении творческого замысла посредством раскрытия новых возможностей художника и вероятное зарождение новых течений искусства.

Данная работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

Мною была изучена специальная литература по данной теме, было проведено исследование, которое позволило мне сделать определенные выводы о том, как можно раскрыть творческий замысел художника, не ограничивая его художественными материалами.

Экспериментальный ход моей работы позволил открыть для меня больше художественных и творческих возможностей, избегание ограничения узких рамок человеческой фантазии.

Введение.


Рисование песком на стекле в последнее время стало очень популярным занятием.

Песочная анимация - это сравнительно молодой вид искусства.

С помощью песка художник создает не просто произведение искусства, а настоящее шоу, которое завораживает и заставляет поверить в волшебство этого действия.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых.

Однако, речной песок можно успешно заменить другими сыпучими материалами.

Попробовав несколько вариантов замены художественного материала, можно выбрать наиболее подходящий, выражающий максимальные творческие возможности картинной анимации.





Цель работы:


Создание песочного арт-шоу путём замены речного песка другим сыпучим материалом, наиболее подходящим для картинной анимации.

Задача работы:

- выбрать подходящий материал для создания песочной анимации;

- разработать сюжетную линию будущего фильма;

- создать фильм в «песочных образах».

Гипотеза:

Если заменить речной песок в картинной анимации другим сыпучим материалом, похожим по своим характеристикам и свойствам с исходным, то можно добиться высокого результата в создании анимации и воплощении творческого замысла художника.

Методы работы:

- изучение методической литературы для проведения опыта;

- выбор замены художественного материала;

- сравнение и анализ исходного (речной песок) и замененного (манка, греча, пшено, соль) материала.




  1. Актуальность песочной анимации, как вида искусства.

Основа песочной анимации (Sand animation) - не просто умение рисовать, а ещё и слышать музыку, понимать её, рассыпать песчинки «по нотам», по закоулкам памяти и живым чувствам, не то обжигая, не то исцеляя.

Изображение обладает высокой драматической выразительностью даже при минимуме деталей, допускает быстрое воспроизведение и легко трансформируется. Создание картины песком - увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают волшебство.

Податливость песка, его природная магия притягивает с первых минут. Рисование песком - это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. У песка уникальные свойства, и мастер помогает песку проявить его природу, а песок, отвечая взаимностью, помогает выразить идеи и чувства художника.

Притягательность песка, конечно, в том, что это живой материал, он движется, «сам рисует». В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.

Отличительные особенности работы с песком:

- экологичность (песок - естественный природный материал, приятный на ощупь, самоочищающийся, легко пополняющийся);

- терапевтичность (песок успокаивает, расслабляет, массажирует; успешно работают с песком гиперактивные и импульсивные дети);

- динамичность (песок - сыпучий материал, способен быстро принимать различные формы, легко подвергается изменениям по нашему желанию; очень много тактильных манипуляций и заданий можно успеть выполнить за одно занятие и, при этом, у ребёнка нет тревожности, если что-то не получилось - всё легко меняется и исправляется на песочном столе).

1.2. История происхождения песочной анимации, как вида искусства.

Песочная анимация или Sand animation - это необычное искусство создания картин с помощью песка. В этой удивительной и впечатляющей технике, все является условным. Трудно сказать о каких-то жестко установленных нормах.

Существует несколько версий появления этого искусства. Есть легенда, о том, что художник-индеец, имя которого неизвестно, обнаружил, что рисовать можно не только краской на бумаге, но и песком на стекле.

В целом изобретателем данного стиля является канадская режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф. Первый фильм, созданный Лиф, - «Песок, или Петя и серый волк» по симфонической сказке «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Это была дипломная работа, которую молодая студентка Кэролайн Лиф выполняла в Национальном Киноцентре Канады. Фильм был сделан в технике порошка, которая тогда была совершенно не знакома. Черный порошок рассыпался по стеклу, и Кэролайн Лиф при помощи пальцев собирала этот порошок в определенные фигуры, образы. И так, передвигая этот порошок, она рассказала историю про Петю и волка на музыку Прокофьева. Наиболее известная работа Кэролайн Лиф, анимационный фильм «Улица» вышедший в 1976 году. Фильм сделан в технике рисования маслом по стеклу под камерой «ожившей живописи» и входит в десятку лучших анимационных фильмов за всю историю анимации. Позднее опыт Кэролин Лиф переняли многие аниматоры.

Зародившись на Западе (Sand Art / Sand Animation / Sand Fantasy) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. Специалистов высокого класса в этой области немного. Перед тем, как впервые выйти на публику, артист - чаще всего, художник, который долгое время работал с холстом или бумагой - может упражняться годами. Все дело в интерактивности процесса: рисунки из песка появляются и исчезают на глазах у зрителей, и права на ошибку у художника нет. Подготовка каждого песочного шоу - тщательная, кропотливая работа. Артисту нужен не только талант, но и огромная выдержка: требуется вдохновение на то, чтобы создать картины из песка, и долгие часы тренировок, чтобы отработать технику исполнения песочного шоу.

В СССР метод «сыпучей техники» подхватила Киевская студия анимации. С песком особенно активно работали художники Елена и Владимир Петкевичи. У них очень много серьезных, философских работ, лучшей из которых, пожалуй, можно считать «Сказочку про козявочку». В мастерской Хитрука-Норштейна также использовали в мультфильмах песок. Необычным был сам материал, принцип съемки был традиционным: нарисовали картинку - сняли, чуть-чуть изменили - сняли, и так кадр за кадром. Преимущество песка перед красками заключалось в том, что каждый кадр не нужно было рисовать заново - достаточно было чуть-чуть подправить предыдущий. Это свойство мгновенного изменения картинки стало озарением для венгерского художника Ференц Чако (Ferenc Cako), родившийся в Венргии в 1950 году. И он шагнул на следующую ступень песочной анимации. Он попробовал создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Номинировался на Оскар, отмечен наградами в Каннах, на фестивале в Сан-Франциско и других. Он первым начал выступать перед публикой с песочно-свето-музыкальными шоу. Часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой.


  1. Процесс создания песочной анимации и способы рисования.

Чтобы получить максимально проработанное изображение, художники выбирают вулканический песок с мелким зерном, но при отсутствии используется и хорошо просеянный речной.

Ежедневные многочасовые тренировки, придумывание сюжета, сюжетных переходов, которые иногда исполнить сложнее, чем базовые рисунки - из всего этого получаются замечательные картины.

Довольно часто песочная анимация - это целое шоу, исполняемое вживую профессионалом. Все действия выполняются руками, правда, в редких случаях могут использоваться кисточки и другие приспособления. Однако рисование картин на публике требует профессионализма и достаточного опыта, поскольку даже малейшее неаккуратное движение может испортить всю картину.

Художник, имеющий большой арсенал приёмов и привычный к работе с песком, способен добиться самых разных эффектов (подчас недоступных другим видам графики) и тщательно детализировать работу.

Помимо песка также можно использовать соль, кофе и различные крупы (манку, гречу, пшено). Чтобы рисунок был оригинальным, можно использовать цветные камешки.

Картинная песочная анимация изумительно смотрится при наличии цветного песка, который в свою очередь проходит специальную обработку, прежде чем оказаться на творческом столе художника. Начинается творческий процесс с технологии по окрашиванию песка (кстати, картины из цветного песка можно делать и сразу, необходимо лишь приобрести уже окрашенный песок). Для данной работы подойдет только светлый песок, ведь он очень хорошо впитывает все красители.

Для начала работы песок несколько раз промывают холодной водой до тех пор, пока вода не станет в итоге практически прозрачной. После этого материал высушивают, а затем просеивают при помощи очень мелкого сита. Так отделяются большие темные песчинки, которые также будут нужны для дальнейшей работы. Теперь уже можно приступать непосредственно к процессу окрашивания. Для этого в не очень большую емкость наливают кипяток, затем добавляют столовый уксус и насыпают нужный краситель для окрашивания. Все это перемешивают, а в полученный раствор начинают добавлять песок до тех пор, пока в этой емкости совсем не останется воды. От количества красителя зависит интенсивность окрашивания.

Затем песок еще раз аккуратно перемешивают и выкладывают на бумагу очень тонким слоем для просушивания. Длительность этого процесса занимает около суток. Изготовленный таким образом цветной песок должен храниться в чистых баночках, в темном, недоступным для света месте. После просушки этот песок засыпается обратно в баночки, причем, песочные шедевры создаются построчно, а полученные рисунки корректируются специальной палочкой. Тематика создаваемых работ может быть любой, начиная от сувенирных бутылочек с символами страны или же какого-либо памятного события. Кроме того, это могут быть морские пейзажи или красивые виды, а также объемные натюрморты.

При выполнении песочной анимации важно знать технические приёмы, выполняемые художником.

Технические элементы рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка.

Требования к искусству рисования песком:

1. Динамичность. Скорость рисования и частота смены кадров должна быть высокой, иначе зрители быстро потеряют интерес и разойдутся.
2. Эффектность образов. Изображения должны быть выразительными, эффектными и неожиданными. Именно в том случае, его это полностью захватывает и впечатляет. Песочное шоу - это, прежде всего, искусство, искусство рисования песком.
3. Оригинальность переходов из одного кадра в другой. Изображения должны «вырастать» друг из друга, как бы «перетекать». И, конечно, сами переходы должны быть оригинальными, неожиданными, чтобы «держать» зрителя.

4. Сюжет и идейная составляющая ролика. Каждый законченный песочный ролик называется песочным фильмом, то есть это не просто набор песочных картинок, а полноценный анимационный фильм, отражающий идею художника и построенный по правилам кинематографии, где есть интрига, кульминация и развязка. Искусно созданный песочный фильм способен выразить любую, даже саму сложную идею, способен донести до публики любую идею заказчика.

1.4. Влияние песочной анимации на организм человека.

Завораживающие уроки рисования песком позволяют взрослому почувствовать себя вновь ребенком, а ребенку раскрыть свои способности в полной мере. Песок буквально впитывает в себя негативную энергию, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

В настоящее время специалисты отмечают позитивный психологический эффект обучения рисованию песком. Занятия помогают избавиться от стрессов, переживаний, волнений, фобий. Творческая работа позволяет снять напряжение. Песок - это очень приятный на ощупь материал. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных.

1.5. Роль песочной анимации в искусстве.

Развитие течений.


Рисование песком, обучение которому поначалу осуществлялось с применением экспериментальных методов, постепенно становилось популярным направлением. С расширением сети Интернет Sand Fantasy разлетается по всему миру. Повсюду возникают новые школы рисования, появляются новые самобытные авторы и уникальные идеи. Сегодня в понятие SAND ART входят: мультфильмы (анимационное кино), в которых используются различные сыпучие материалы, и живые выступления мастеров перед публикой. Периодически по всему миру, в результате знакомства с этим искусством, возникают и исчезают люди, рисующие песком. Это студенты художественных вузов в поиске заработка или новых творческих ощущений, это опытные художники в стремлении выразиться в оригинальной технике, и многие другие.

II. Практическая часть:

2.1. Подготовка конструкции для песочной анимации (изготовление стола для рисования).

Для выполнения песочной анимации необходимо специальное оборудование, позволяющее качественно исполнить любой замысел художника.

Но, так или иначе, стол для рисования песком можно выполнить и самостоятельно, в домашних условиях.

Для изготовления стола мне понадобился ящик подходящего размера (я выбрала 500*1000 мм, этот размер вполне подойдёт для будущей песочной анимации). Далее в ящике было сделано прямоугольное отверстие для вставки стекла (можно использовать обычное, но лучше оргстекло). По бокам от стекла я расположила отделения для песка и подручных материалов. Бортики у ящика оставила смотрящими вверх, чтобы песок не рассыпался.

Стекло для рисования песком должно быть матовым, поэтому я выбрала простой способ для тонировки стекла - молярный скотч, расположенный по всему объему стекла в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном). Рис. 1.

Для подсветки стекла я использовала фонарь-таблетку (2 штуки), который расположила внутрь конструкции так, чтобы была освещена вся поверхность стекла. Рис 2. и Рис.3.





2.2. Выбор сыпучего материала для реализации песочной анимации.

Для выполнения картинной анимации на стекле помимо песка, как было уже сказано, можно использовать кофе, соль, крупы и т.д.

Я решила попробовать несколько вариантов арт-шоу с применением различных сыпучих материалов, а именно мелкая и крупная соль, пшено, греча и манка; сравнила их между собой и выбрала наиболее подходящее решение для моей будущей анимации. Рис. 4.

Варианты использования круп (недостатки и достоинства):

  1. Крупная и мелкая соль: Рис. 4а.

Недостатки: прилипает к рукам, слишком светлые полутона (сливается со стеклом);

Достоинства: хорошая степень сыпучести.

  1. Греча: Рис. 4 б.

Недостатки: слишком крупные зёрна, отсутствуют прозрачность и полутона, рисунок получается слишком плотным;

Достоинства: хорошая степень сыпучести.

  1. Пшено: Рис. 4 в.

Недостатки: слишком крупные зёрна, отсутствуют прозрачность и полутона, рисунок получается слишком плотным;

Достоинства: хорошая степень сыпучести, жёлтый оттенок (похож на песок).

  1. Манка: Рис. 4 г.

Недостатки:

Достоинства: хорошая степень сыпучести, жёлтый оттенок (похож на песок), хорошая прозрачность и видимость полутонов.

Самым подходящим материалом для выполнения картинной анимации оказалась манная крупа, которая позволяет «видеть» полутона, приятна на ощупь, пластично воплощается в образы, очень похожа на песок и легко доступна в применении (отличная замена речному песку, который очень сложно найти в зимнее время года).



2.3. Подготовка сюжетной композиции для песочной анимации.

После окончания выбора сыпучего материала для рисования картинной анимации я стала разрабатывать сюжетную линию будущей композиции. Тематику выбрала патриотическую, связанную с нашим любимым городом Выкса (в связи с прошедшим 80-летним юбилеем) и назвала свой пробный фильм «Прогулка по городу В» (фильм-экскурсия с учетом всех достопримечательностей нашего города).

Для начала я подобрала необходимые фотографии достопримечательностей нашего города и выстроила сюжетную линию будущей композиции: г. Выкса - городская администрация - музей ВМЗ - водная станция - лебединое озеро - арт-овраг - святой Варнава - вечный огонь - памятник неизвестному солдату (старый универмаг) - заводы (памятник братьям Баташевым) - смивол родного города (железная роза). Рис. 5.

2.4. Пробный результат рисования на стекле.

После того, как мною был выбран и закреплен тематический замысел фильма , я стала пробовать строить данную сюжетную линию, но уже в «песочных» образах, при этом подбирая переходы от одного сюжета к другому, продумывая все необходимые детали, начало и логический конец фильма-экскурсии. Рис.6.

Подобрала к будущему ролику нежную и спокойную музыкальную композицию и запечатлила свой фильм на видеокамеру. Рис.7.


  1. Результаты работы.

На основании выше изложенного материала и проведенных исследований наша гипотеза о замене речного песка другим сыпучим материалом (манка) для выполнения качественной «песочной» картинной анимации подтвердилась.

Наше исследование показало, что песок можно заменить другими материалами, при этом мы получаем удивительные композиции, с великолепными сюжетными переходами и неоспоримым осуществлением художественного замысла.

На примере патриотического фильма-экскурсии г. Выкса попробовали воплотить «песочную» анимацию как любовь и уважение к своему родному городу.

Выводы:

Для достижения поставленной цели нам понадобилось:

- изучить процесс создания песочной анимации;

- подобрать «заменяющий» песок материал;

- составить сюжетную композицию;

- воплотить в «песочных» образах фильм-экскурсия по г.Выкса.


IV. Список используемой литературы.

1. Н.В. Дубровская «Рисунки , спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003.

2. Журнал "Логопед" № 3, 2004.

3. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.

4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

5. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком - Песочное шоу в домашних условиях!


  1. timo-shcola.ucoz.ru›load/shkolnye_scenariiigry_i_

17


© 2010-2022