СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект « О специфике кукольного театра»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»

города Дзержинска Нижегородской области



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Тема: «Наш кукольный театр»



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»

Выполнили: учащиеся 9 «А» класса.

Руководитель:

Ильинская Ж.С., учитель изобразительного искусства.




Дзержинск

2012 г


Обоснование возникшей проблемы


Значимость обращения к теме «Театральное искусство» вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает зрелище и праздники. Я не вправе отторгнуть от детской души, от детского восприятия это искусство, ибо оно постоянно влечет к себе детей и является у них самым популярным. Овладеть самыми элементарными представлениями о театре как искусстве невозможно за один - два урока. Решить эту проблему можно, применив метод проектного обучения.

Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства не предусматривается программой Б. М. Неменского для общеобразовательной школы. Но я использую метод cоциального проекта в обучении учащихся начиная с 3 классов и заканчивая в 9-х классах. Ребята 9 «А» класса МБОУ «СОШ №33» с огромным интересом включились в работу проекта, которая дала ребятам возможность реализации своего творчества и несение его людям. Обучение учащихся на этом этапе проходит через зрелые, интересные, неординарные, яркие решения, имеет свою специфику. Проект в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех умений и навыков учащихся, которые получили за весь курс изобразительного искусства

Самым сложным, на мой взгляд, моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Нужно сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. Кроме того, сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его воспитания.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного времени.

Социальный проект « Наш кукольный театр» нашёл своё начало в 2011 году. Девятиклассники показали своё первое театрализованное представление учащимся начальных классов .Проект нашёл широкий отклик среди учащихся МБОУ «СОШ №33». Тогда же было принято решение о показах театральных постановок в детских садах!

В 2012 году учащиеся 9 «А» класса показали своё художественное творчество в виде театрализованного кукольного представления в детском саду №8 «Вишенке». Представление детям очень понравилось, и учащиеся МБОУ «СОШ №33»школы пообещали на следующий год показать новое театрализованное представление!



Цели проекта:

Рассказать об особенностях работы кукольного театра на примере театрализованного представления « Теремок » .

Показать красоту и истетическое направление в театральном искусстве.

Задачи проекта

- Рассмотреть принципы работы кукольного театра

- познакомить с его символами; видами кукол, способами их управления и изготовления

- определить роль кукольного театра в жизни школьников


Историческое исследование

Театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. А само слово театр означает "место для зрелищ". Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми. Все роли исполняли мужчины. Действия актеров сопровождал хор. Актеры играли в костюмах и специальной высокой обуви - котурнах. Во время игры использовали маски, декорации.

Виды представлений

Комедии

Трагедии

Веселые и насмешливые представления.

Пьесы серьезного содержания, часто заканчивающиеся смертью главных героев или их страданиями.

Актерские действа известны издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами.

Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей - балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки - как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. И хотя официально: «В России первый балаган был связан с именем Петра I», народные представления на Руси известны издавна.

XVII век

Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов - 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора - немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.

Для этого собрали всех «толмачей» из Посольского приказа, а текст пьесы разделили на несколько неравнозначных частей и отдали разным переводчикам. Когда всё произведение было переведено, оказалось, что целостности в тексте нет. Начало «Эсфири» было выписано очень тщательно, причём, силлабическим размером стиха, а в середине текста пьеса вдруг сваливалась на прозу.

Возможно, далеко не все переводчики в совершенстве владели немецким языком, а потому текст передавали слишком приблизительно. Но не исключено, что отдельные переводчики перекладывали пьесу так, чтобы максимально приблизить немецкий текст к российским реалиям. Как бы там ни было, сам автор не очень-то настаивал на том, чтобы всё было переведено досконально. В конце концов, какая разница, если пьесу «заказал» сам царь. У него был свой прицел: царю очень хотелось улучшить отношения с Персией, а именно об этой стране шла речь в пьесе.

Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение.

17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем» (дословно - зрелищем). В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась".

Как рассказывает дальше в своей статье Юрий Москаленко, «до нас дошли сведения даже о гонораре Иоганна Грегори. За первый спектакль, так потешивший царя-батюшку, немецкий пастор получил "40 соболей во 100 рублев, да пару в восемь рублев". А кроме того, царь пожелал посмотреть в глаза актерам, и все они предстали перед очи государя…», а сам «драматург» взялся за написание нового драматургического произведения.



Первоначальные идеи

«Кошкин дом»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»

«Лиса и заяц»

«Лиса и заяц»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»



« По щучьему велению»


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»


«Сивка-бурка»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»

Выбор материала


Перчаточные куклы


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»







Марионетки СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»


Куклы - люди

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»

Перчаточные куклы

Состоят из костюма, который имеет вид трёхпалой перчатки, твёрдой головки и рук.
Этой кукле доступны самые разнообразные жесты и движения.

Марионетки

Куклы на ниточках, которые приводятся в движение с помощью ваги.

Куклы - люди

Ладошки, голову и обувь делают из поролона большего размера, чем у человека. Эти части обтягивают тканью. Актёр одевает всё это на себя и превращается в задуманного героя.

Наш выбор: перчаточные куклы и куклы-люди

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»





Оборудование


Ноутбук, колонки, куклы, костюмы




СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»













Полученные результаты и выводы в проектной деятельности:


В процессе работы над социальным проектаом учащиеся приобретают следующие умения:

"Личностные результаты":

- проявлять ценностное отношение к театру как виду искусства;

- проявлять понимание чувства прекрасного, эстетические чувства, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- развивать самостоятельность и личную ответственность;

- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

- проявлять способность к решению моральных дилемм, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- проявлять осознанные эстетические предпочтения, ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни.



"Предметные результаты":

Литература:

- ориентироваться в специфике текста пьесы и использовать полученную информацию в практической деятельности;

- систематизировать подобранные информационные материалы при подготовке собственных работ;

- составлять письменные отзывы

Внеурочная деятельность:

- различать театральные профессии и термины театральной деятельности;

- средствами художественной выразительности передавать характер героя произведения, инсценировать фрагменты произведения;

ИЗО :

-использовать выразительные средства изобразительного искусства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий в процессе создания костюмов и декораций;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей.



"Метапредметные результаты":

Познавательные

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- ставить, формулировать проблему и планировать действия выхода из проблемной ситуации;

- анализировать процесс деятельности и ее продукт, выбирая для этого основания и критерии.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

- корректировать - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;

Коммуникативные

- развивать навыки сотрудничества при работе в группе;

- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

- совершенствовать речевое оформление;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного / прочитанного произведения;

-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

- развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Информационные

- искать информацию в соответствующих возрасту базах данных, системах поиска;

- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;

- готовить и проводить презентацию перед аудиторией.






Оценка проделанной работы.


Учащиеся МБОУ «СОШ №33» 9 «А» класса показали своё художественное творчество в виде театрализованного кукольного представления в детском саду №8 «Вишенке». Представление детям очень понравилось! Представление было приурочено к празднику Новый год. Ребята МБОУ «СОШ №33»школы пообещали на следующий год показать новое театрализованное представление! Мы выполнили поставленную цель. Наш проект несет эстетическое направление. Мы показываем красоту театрального искусства людям и всего изобразительного искусства вцелом!

Проведенные мероприятия, посвященые изобразительному искусству:

1.Конкурс «Нарядим самую большую ёлку вместе!»

2.Конкурс»

3.Конкурс «Портрет моей любимой учительницы!»

4.Фотоконкурс «Россия,Родина моя!»

5.Участие в социальном проекте «Наш кукольный театр».

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Наш кукольный театр»

© 2010-2022