- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубовцова Т.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дубовцова Т.В.,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №11»
г. Старый Оскол
Белгородская область
Нравственно- эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности
Современная система образования в России переживает большие изменения. Обеспечивая самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, образование должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [1].
Одним из аспектов формирования личности является, как известно, нравственно-эстетическое воспитание. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В течение жизни человека происходит воспитание нравственных ценностей, однако наиболее синтезивным периодом в воспитании ценностей и формирования психологической культуры личности является подростковый возраст [2]. Осуществление процесса нравственно-эстетического воспитания в школе в большей мере происходит на уроках изобразительного искусства. Приобщение учащихся к искусству как духовной культуре, развитие художественно - образного мастерства, формирование внутреннего, нравственного и эстетического мира представлены в программе Б.М. Неменского «ИЗО и художественный труд». [3].
Как можно воздействовать средствами искусства на школьника, чтобы воспитывать в нем нравственно эстетическую личность? Используя межпредметные связи, провожу интегрированные уроки. Они предполагают эвристическое узнавание материала и способность переноса эмоционально-образных впечатлений, активизацию познавательных способностей и обращение к духовным структурам личности, побуждение ребенка к активной жизненной позиции.
На интегрированном уроке изобразительное искусство-английский язык по теме «Школа и школьная жизнь. О чем расскажет школьный герб?» в 5 классе решались следующие воспитательные задачи: воспитание любви к Родине, родной школе, к ее истории и традициям; уважение к иноязычной культуре. В итоге беседы на английском языке, используя кластер, учащиеся отобрали изображения предметов, характерных для символики российских и английских школ, создали эмблемы-шевроны.
Тема урока «Цвет. Основы цветоведения» рассматривалась в интеграции с предметом технологии на уроке «Лоскутная пластика». Прежде чем познакомиться с искусством лоскутной техники - пэчворка, учащиеся «прислушиваются» к «разговору красок» и создают «живописное полотно», правильно подобрав по тону и цвету лоскутки для изделия.
С интересным материалом по народному искусству и истории школьники знакомятся и в школьном музее «Истоки». Это метод «развития художественного восприятия». Особый интерес вызывают «виртуальные» экскурсии-знакомства с картинами знаменитых русских художников, гениев изобразительного искусства О. Кипренского, Ф. Рокотова, И. Айвазовского и других мастеров прошлого и настоящего, оказавших огромное влияние на формирование идей мировой художественной культуры. Для того чтобы экскурсия была нравственно ценной, задается эмоциональный настрой, распределяются задания между школьниками, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Например, тема «Тематическая картина в русском искусстве 19 столетия» рассматривается через творчество мастера исторического жанра В.И.Сурикова, его глубоко национального таланта. Тема Великой Отечественной войны - важная тема в искусстве. Вдохновленные произведениями военной тематики, учащиеся создают интересные творческие работы.
Изучение художественного наследия - одна из форм воспитания. О незаслуженно забытом художнике Андрющенко Иване Георгиевиче, чьи лирические картины - это своеобразное признание в любви к родным местами, благодарности Родине, ученица 11 класса подготовила исследовательскую работу, став победителем в конференции, посвященной Дню науки и творчества. Очень важно сохранять память о людях, составляющих культурное наследие старооскольской земли. Особое внимание уделяется работам пейзажистов: И. Хегая, В.Толмачева, В. Евсеева, И. Филиппова и других художников, отразивших в своих полотнах жизнь родного края. В настоящую дружбу переросло знакомство с мастером деревянной резьбы М. С. Мещериным и оскольской художницей Н. А. Рощупкиной, чьи работы украшают интерьер нашей школы.
Для понимания сопричастности с судьбой своего народа, своего города, своих традиций, уважения к истории Отчизны и к юбилеям памятных дат проводятся конкурсы-выставки детских рисунков, посвящённые «Дню народного единства», «Дню матери», «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», « Дню семьи» и т.д., по итогам которых рисунки победителей становятся обложкой печатного издания календаря наступающего года.
Много интересного еще ждет впереди… и не беда, если выпускник школы, не собирающийся стать профессиональным художником, не будет знать, чем отличается воздушная перспектива от линейной. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию нравственных и эстетических ценностей, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое обновление России.
Список литературы:
-
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"
-
Кон, И.С., Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
-
Неменский, Б.М. - Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.