Планирование уроков по станковой композиции в ДШИ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по предмету
СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Для учащихся 1-4 классов ДШИ

По ОП «Изобразительное искусство»


Пояснительная записка
Данная программа предназначена для занятий по предмету «Станковая композиция» в 1-4 классах ДШИ по ОП «Изобразительное искусство».

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся проблемы развивающего обучения. Занятия композицией способствуют развитию творческих способностей детей, готовят их к самостоятельной творческой деятельности, расширяют и углубляют представления о предметах и явлениях действительности.

Особенностью программы является параллельное изучение законов композиции и цветоведения.

^ Цель курса «Композиция» - формирование и развитие композиционного мышления у детей.

Основные задачи курса «Композиция»:


  • Образовательные: дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству; научить применять на практике знания о линейной и цветовой перспективе; познакомить с различными техниками и материалами.


  • Развивающие: развитие фантазии и воображения, развитие зрительной памяти , ассоциативного и образного мышления.


  • Воспитательные: воспитание любви к своему городу; воспитание внимания и волевых черт личности ребенка.


Ожидаемые результаты

За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки:


  • знания законов линейной и воздушной перспективы;


  • умение применять эти законы на практике;


  • навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ;


  • умения и навыки владения различными техниками работы в материале;


  • умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.


^ Условия реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения по 3 часа занятий в неделю на группу в каждом классе.

Принцип организации занятий - групповые. Количество учащихся в группе - 4-10 человек.

Занятия проходят в специально оборудованном классе, в котором есть достаточное количество мольбертов или столов, стулья, наглядные пособия, место для хранения работ и необходимых материалов. Кроме того, необходимы специально подготовленные кадры, владеющие методикой преподавания предмета.

На занятиях используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Основная форма занятия- практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.

^ Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы (если есть). Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра в конце курса обучения (май).

^ Содержание программы
1 класс.

Знакомство с понятием «композиция» , ее основными средствами ( ритм, статика, динамика, композиционный центр и т.д.) . Выбор размера предмета по отношению к формату. Положение изображения на листе бумаги. Выявление композиционного центра в композиции различными средствами. Ритм в композиции. Знакомство с элементами цветоведения: смешение цветов, цветовая перспектива, эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции. Компоновка в листе 1, 2, 3 предметов. Работа пятном и линией, поиск выразительного силуэта. Знакомство с композиционными схемами. Композиция с животными. Овладение навыками работы различными материалами (гуашь, акварель, мелки восковые и акварельные и т.д.).
2 класс.

Разработка в композиции несложных сюжетов. Поиск выразительного композиционного решения, отбор наиболее выразительных живописных средств (формат, цветовая гамма и др.). Применение на практике знаний о линейной и цветовой перспективе. Овладение новыми техниками (пастель, акварель, графика ). Шрифтовая композиция.
3 класс.

Композиции в пейзаже и интерьере. Выполнение композиции по наблюдениям, впечатлениям, по памяти. Использование зарисовок с натуры. Поиски выразительного композиционного решения, организация плоскости листа. Разработка перспективного решения интерьера, передача освещения. Передача настроения природы и человека цветом. Использование различных композиционных схем.
4 класс.

Групповые композиции. Углубление понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор материала, его обобщение, определение смыслового композиционного центра). Поиск убедительного изображения сюжета, сцены, события. Разработка перспективного решения интерьера или пейзажа с передачей освещения. Использование интерьера и его элементов как средства для создания сюжетной композиции. Выражение индивидуального отношения к изображаемому. Самостоятельный выбор техники.


Учебно - тематический план
1 класс
1. Загадочное пятно. 3 ч.

2. Сказочная птица. Ахроматические цвета. 6 ч.

3. Ночные цветы и бабочки. 6 ч.

4. Осенний пейзаж. 6 ч.

5. Сказочные замки. 9 ч.

6. Натюрморт с самоваром. 12 ч.

7. Ассоциативное изображение чувств. 3 ч.

8. Зимний пейзаж. 9 ч.

9. Веселые клоуны. 9 ч.

10. Домашние животные. 12 ч.

11. Моя семья. 15 ч.

12. Композиция на пленэре. 9 ч.

Всего 99 ч.


2 класс
1. Воспоминания о лете. 15 ч.

2. Шрифтовая композиция. 9 ч.

3. Древние цивилизации. 15 ч.

4. Народный костюм. 18 ч.

5. Портрет друга ( автопортрет ) 18 ч.

6. Мой город. 18 ч.

7. Анализ композиции картины. 6 ч.

Всего 99 ч


3 класс
1. Осенние хлопоты. 18 ч.

2. Христианские праздники. 18 ч.

3. Иллюстрации. 18 ч.

4. Наша школа. 21 ч.

5. Будни села. 24 ч.

Всего 99 ч.
4 класс

1.Летний отдых. 18 ч.

2. История освоения родного края. 21 ч.

3. В мастерской художника. 21 ч.

4. Весна приходит в наше село. 27 ч.

5. Анализ композиции картины. Самостоятельная работа. 6 ч.

Всего 93 ч.


5 класс
Задача 5-го года обучения: целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения ( например, художественное училище).
Учебно-тематический план



  1. Повторение средств и законов композиции………………………………………………………….….6 ч.


  2. Человек и труд……………………………………………………...…..30 ч.


  3. Спорт………………………………………………………………...….30 ч.


  4. Композиция на свободную тему………………………………….….30 ч.


  5. Подготовка к итоговому просмотру………………………………….3 ч.


Всего 99 ч.

1 класс.
Тема 1. Загадочное пятно.

Задачи : знакомство с понятиями «силуэт» , «пятно».

Выполнение упражнений : по сырой бумаге, на заполнение листа пятнами и линиями и т.д.

Материалы : бумага, кисти, акварель.
Тема 2. Сказочная птица.

Задачи : знакомство с понятиями «тон» , «ахроматические цвета» ; организация плоскости листа, компоновка в листе 1 предмета ; развитие фантазии.

Задание выполняется оттенками серого цвета.

Материалы : бумага , гуашь , кисти.

Наглядные пособия : таблицы по цветоведению.
Тема 3. Ночные цветы и бабочки.

Беседа о симметрии и асимметрии в природе.

Задание : нарисовать несколько порхающих бабочек на фоне ночного неба.

Задачи : компоновка в листе 2-3 предметов разной величины; знакомство с понятиями «симметрия» , «асимметрия»; научить рисовать ночное небо различными оттенками темных цветов.

Материалы : бумага, гуашь, кисти.

Тема 4. Осенний пейзаж.

Беседа. Экскурсия вокруг школы.

Задачи : знакомство с перспективой ; закрепление новых знаний на практике; работа контрастными цветами; развитие наблюдательности.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Наглядные пособия : репродукции, работы детей, таблицы по цветоведению.
Тема 5. Сказочные замки.

Беседа о ритме в природе. Упражнения на закрепление.

Задание выполняется на листе А3 без карандашного эскиза.

Задачи : понятие о ритме; организация плоскости листа; работа родственной гаммой цветов.

Материалы : бумага, кисти, гуашь.

Наглядные пособия : таблицы, работы детей.
Тема 6. Натюрморт с самоваром.

Из предложенных предметов ученики должны самостоятельно скомпоновать натюрморт. Самовар является композиционным центром. Выделить его размером, цветом.

Задачи : знакомство с понятием «композиционный центр» и способами его выделения; обучение организации плоскости листа, условному цветовому решению.

Материалы: бумага ф. А3, кисти, гуашь.

Тема 7. Ассоциативное изображение чувств.

Беседа о воздействии цвета на нервную систему человека, о том, как передать состояние природы цветом. Семантика цвета.

Выполняются упражнения в технике акватипии ( настроения и чувства, пейзаж-настроение , цветовой эскиз репродукции и др.).

Задачи : развитие ассоциативно-образного мышления.

Материалы: бумага, кисти, палитра, акварель (гуашь).
Тема 8. Зимний пейзаж.

Знакомство с открытой и закрытой композицией.

Задание выполняется в графической технике или ограниченной палитрой цветов.

Задачи: добиться выразительности при помощи ритмов линий и пятен.

Материалы: бумага ф. А3, гуашь, тушь, перо, кисти.

Тема 9. Веселые клоуны.

Задание: создание динамичной композиции.

Задачи: понятие о статике и динамике в композиции, знакомство со способами передачи движения, знакомство техникой работы восковыми мелками и акварелью, работа яркими выразительными цветами.

Материалы: бумага, кисти, акварель, восковые мелки.

Тема 10. Домашние животные.
Задачи: развитие наблюдательности, образной памяти , изучение пластики животных; организация плоскости листа, поиск выразительного силуэта.

Учащиеся выполняют дома наброски с животных.

Работа начинается с выполнения эскизов к композиции.

Материалы : бумага, гуашь, кисти.

Наглядные пособия: фотографии, работы детей, наброски.
Тема 11. Моя семья.

Задачи: знакомство с композиционными схемами, поиск интересного решения крупнофигурной композиции с ярко выраженной композиционной схемой ( по кругу, в квадрате).

Учащиеся выполняют эскизы карандашом и цветом.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Наглядные пособия: репродукции, работы детей, эскизы.

Тема 12. Композиция на пленэре.

Учащиеся повторяют средства композиции, основные этапы работы над композицией и разрабатывают небольшую композицию по натурным материалам.

Задачи: закрепление и повторение знаний и умений, полученных в течение года.

2 класс.
Тема 1. Воспоминания о лете.

Задачи: поиск выразительного композиционного решения , передача настроения в работе цветом, знакомство с новой техникой.

Материалы : бумага, пастель.
Тема 2. Шрифтовая композиция.

Задания: выполнить серию заданий по составлению композиций из разнообразных шрифтов ( композиция в виде геометрической фигуры, птицы, цветка, рыбы и т.д. ).

Задачи: применение на практике знаний о средствах композиции.

Материалы: бумага, тушь, гуашь, кисти, перо.

Тема 3. Древние цивилизации.

Создание композиции на тему росписей Др. Египта, Др. Греции, Японии, Китая и др.

Задачи : развитие образного мышления, понятие о стиле , поиск выразительного плоскостного решения, крупный размер фигур по отношению к фону.

Техника - на выбор учащихся ( гуашь, мягкий материал).

Материалы: бумага, кисти, гуашь (мягкий материал).
Тема 4.Народный костюм.

Знакомство с символикой и орнаментикой народного костюма, изучение костюма и быта крестьян по иллюстрациям. Выполнение зарисовок.

Задачи: разработка в композиции несложного сюжета, например, «Хоровод», «Посиделки»; компоновка нескольких фигур в листе; применение на практике знаний о перспективе. Выполнение эскиза, составление композиционной схемы.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Наглядные пособия : иллюстрации, репродукции, таблицы.
Тема 5. Портрет друга ( автопортрет ).

Задачи : передача характерных черт, отбор наиболее выразительных живописно-композиционных средств ( формат, цветовая гамма и т.д.); развитие наблюдательности.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Наглядные пособия: репродукции, работы детей.
Тема 6. Мой город.

Проводится экскурсия по городу, учащиеся выполняют зарисовки с натуры.

Задачи: изучение ритма в композиции, решение задач линейной и цветовой перспективы, передача движения в композиции ( по вертикали, горизонтали, диагонали) ,передача настроения в работе цветом.

Материалы: бумага, кисти, гуашь ( акварель ).
Тема 7. Анализ композиции картины по репродукциям.

Задачи : повторение и закрепление знаний, полученных в течение года.

Материалы: бумага, кисти, гуашь ( акварель ), цветная бумага, клей.


3 класс.
Тема 1.Осенние хлопоты.

Эскизы композиции выполняются по наблюдениям, впечатлениям, зарисовкам с натуры.

Задачи: передать состояние людей и природы осенью через цвет, линии, ритмы; применение на практике знаний о линейной и цветовой перспективе. Можно использовать ограниченную палитру цветов.

Материалы : бумага, гуашь, кисти.
Тема 2.Христианские праздники.

Беседа о религиозных праздниках, обычаях.

Задачи: знакомство с народными традициями, воспитание эстетического чувства, расширение кругозора; организация плоскости листа, передача освещенности, передача настроения в работе.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Наглядные пособия: иллюстрации, репродукции, работы детей.
Тема 3. Иллюстрации к литературным произведениям.

Знакомство с устройством книги. Книга- как целостный художественный организм. Чтение отрывков из книг, стихов; обсуждение.

Задачи: поиск выразительного композиционного решения; стремление к стилистическому единству иллюстраций и текста; расширение кругозора; воспитание любви к литературе.

Материалы: на выбор ( гуашь; тушь, перо и т.д.).
Тема 4. Наша школа.

Изображаются занятия в детской школе искусств; в музыкальном или живописном классе, репетиция, концерт, выставка.

Выполняются наброски с натуры, зарисовки интерьера ( либо используются работы, выполненные на уроках рисунка и живописи).

Задачи : разработка перспективного решения интерьера, передача освещения.

Материалы: бумага, кисти, гуашь.

Тема 5. Будни аэропорта.

Проводится экскурсия в аэропорт, учащиеся выполняют наброски, зарисовки с натуры.

Задачи : развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти; перспективное построение пространства; использование различных композиционных схем.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

4 класс.
Тема 1. Летний отдых.

Композиция выполняется по летним впечатлениям на основе зарисовок, эскизов с натуры.

Задачи: поиск выразительного композиционного решения, создание динамичной композиции, передача настроения в работе, взаимосвязь фигур между собой и с фоном.

Материалы: бумага, гуашь , кисти ( или акварель ).

Тема 2. История освоения родного края.

Работа над эскизами в ходе чтения книг, изучения костюмов, интерьера, архитектуры данной эпохи.

Задачи : учить поэтапному ходу работы над исторической композицией ( поиск литературных иллюстративных материалов, выполнение эскизов, набросков и т.д.) ; поиск убедительного изображения сюжета, сцены, события, работа над характерными деталями; расширение кругозора, развитие образного мышления.

Выполняются графические и цветовые эскизы.

Материалы : на выбор ( гуашь, акварель, графика).

Тема 3. В мастерской художника.

Беседа о различных направлениях деятельности художников ( живописцы, прикладники, скульпторы и т.д. ).

В ходе работы над композицией выполняются зарисовки интерьера, фигур людей, предметов , наиболее характерных для художественной мастерской.

Задачи: разработка перспективного решения интерьера, разработка освещения, накопление поискового материала, отбор самого главного , характерного ; передача атмосферы художественной мастерской.

Материалы : бумага, гуашь, кисти.

Тема 4. Весна приходит в село.

Итоговая композиция.

Задачи : выразить свое эмоциональное отношение к происходящему вокруг; отбор главного и характерного в пейзаже, в поведении людей, поиски интересного композиционного решения с использованием солнечного освещения; выявление знаний и умений, полученных за время обучения.

Материалы : на выбор учащегося.

Тема 5. Анализ композиции картины.

Самостоятельная работа.

Задачи : выявление знаний и навыков , полученных в течение обучения.

Материалы: бумага, карандаш.
5 класс.
Тема 1. Повторение.

Задачи: повторение и закрепление основных понятий на примере работ известных мастеров.

Материалы: тетрадь, карандаш.
Тема 2. Человек и труд.

Задание: сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей.

Задачи: соблюдение этапов работы над сюжетной композицией; перспективное построение интерьера, передача глубокого пространства; соразмерность частей интерьера и фигур; выделение композиционного центра; попытка подчинения цветотонального решения композиции замыслу автора.

Упражнения: два варианта цветотонального решения композиции; композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Тема 3 . Спорт.

Задание: выполнение динамичной композиции с небольшим количеством фигур.

Задачи: выполнение композиции с соблюдением этапов работы; закрепление способов передачи движения; использование различных форм ритмического движения; связь направления движения и формата, создание целостной эмоциональной композиции.

Упражнения: анализ работ художников с целью выявления закономерностей в построении движения, зарисовки фигур в движении.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Тема 4. Композиция на свободную тему.

Задание: создание сюжетной композиции в пространстве.

Задачи: выполнение живописной композиции ; передача 2-3-х планового пространства, закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции, использование различных композиционных схем, выделение смыслового центра. Целостность цветового решения.

Упражнения: варианты цветового решения композиции, работа с цветовым кругом.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

^ Краткие методические рекомендации.

На занятиях по композиции используются различные средства обучения: наглядность (чучела птиц, различные предметы, таблицы по цветоведению и перспективе, муляжи, репродукции, иллюстрации, рисунки детей и т.д.) и технические средства обучения (магнитофон).

Основные формы организации учебного процесса: урок, домашняя работа учащихся, экскурсия. Виды учебной деятельности: работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Форма выполнения работы - фронтальная и индивидуальная.

На дом задаются следующие виды работы: выполнение набросков животных и людей, зарисовки пейзажа и интерьера, подготовка поискового материала к композиции.

В 1 класс ДШИ поступают дети с 9лет. В программе учитываются возрастные особенности учащихся. Возможен индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовки, способностей и склонностей отдельных учащихся.

Программа построена по принципу усложнения от декоративности к реалистическому мышлению.

Программа рассчитана на взаимосвязь всех учебных дисциплин художественной школы. Реалистическое рисование - это связующая нить всех видов занятий на художественном отделении. Отличаясь друг от друга рядом особенностей, они имеют общее - возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, развивать у детей эмоциональное переживание воспринимаемой действительности Необходимо постоянно обращать внимание детей на окружающую нас действительность, учить их наблюдать и запоминать увиденное, черпать сюжеты для композиции в реальной жизни. Поэтому часть занятий отводится на экскурсии, прогулки по городу, зарисовки с натуры.

Одна из задач - знакомство с различными техниками и материалами, приобретение практических навыков работы в различных техниках. На занятиях учащиеся работают гуашью, акварелью, пастелью, восковыми и акварельными мелками, тушью. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу.

Материалы , используемые на занятиях, предоставляются школой или приобретаются за счет материальной помощи родителей. Школа предоставляет мольберты, планшеты и др.

Работа над данной программой продолжается. В ходе занятий изучается возможность новых форм и методов обучения, введения новых тем, использования новых материалов, наиболее отвечающих поставленным целям и задачам.

Список литературы



  1. Журнал «Юный художник».


  2. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2001.


  3. Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.


  4. О композиции: Сб.статей. -М., 1959.


  5. Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ.: Методические рекомендации для преподавателей ДХШ и ДШИ. Составитель Л. А. Казарина. - М., 1989 .


  6. Паранюшкин Р. В. Композиция./ Серия «Школа изобразительных искусств».- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.


  7. Рисунок, живопись, композиция: программа для детских


художественных школ и художественных отделений детских школ искусств/ Краснояр. Краевой научно-учебный центр кадров культуры- Красноярск, 2005.


  1. Станковая композиция.: Программа для ДХШ. Составитель Г.Х. Фуфачева.- Красноярск, 2001.


  2. Шорохов Е. Основы композиции.- М., 1979.


  3. Энциклопедия. Рисование. М.: Изобразительное искусство, 2000.



© 2010-2022