- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Планирование уроков по станковой композиции в ДШИ
Планирование уроков по станковой композиции в ДШИ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Остапенко В.Н. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету
СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Для учащихся 1-4 классов ДШИ
По ОП «Изобразительное искусство»
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для занятий по предмету «Станковая композиция» в 1-4 классах ДШИ по ОП «Изобразительное искусство».
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся проблемы развивающего обучения. Занятия композицией способствуют развитию творческих способностей детей, готовят их к самостоятельной творческой деятельности, расширяют и углубляют представления о предметах и явлениях действительности.
Особенностью программы является параллельное изучение законов композиции и цветоведения.
^ Цель курса «Композиция» - формирование и развитие композиционного мышления у детей.
Основные задачи курса «Композиция»:
-
Образовательные: дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству; научить применять на практике знания о линейной и цветовой перспективе; познакомить с различными техниками и материалами. -
Развивающие: развитие фантазии и воображения, развитие зрительной памяти , ассоциативного и образного мышления. -
Воспитательные: воспитание любви к своему городу; воспитание внимания и волевых черт личности ребенка.
Ожидаемые результаты
За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки:
-
знания законов линейной и воздушной перспективы; -
умение применять эти законы на практике; -
навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ; -
умения и навыки владения различными техниками работы в материале; -
умение передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.
^ Условия реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения по 3 часа занятий в неделю на группу в каждом классе.
Принцип организации занятий - групповые. Количество учащихся в группе - 4-10 человек.
Занятия проходят в специально оборудованном классе, в котором есть достаточное количество мольбертов или столов, стулья, наглядные пособия, место для хранения работ и необходимых материалов. Кроме того, необходимы специально подготовленные кадры, владеющие методикой преподавания предмета.
На занятиях используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Основная форма занятия- практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.
^ Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы (если есть). Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра в конце курса обучения (май).
^ Содержание программы
1 класс.
Знакомство с понятием «композиция» , ее основными средствами ( ритм, статика, динамика, композиционный центр и т.д.) . Выбор размера предмета по отношению к формату. Положение изображения на листе бумаги. Выявление композиционного центра в композиции различными средствами. Ритм в композиции. Знакомство с элементами цветоведения: смешение цветов, цветовая перспектива, эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции. Компоновка в листе 1, 2, 3 предметов. Работа пятном и линией, поиск выразительного силуэта. Знакомство с композиционными схемами. Композиция с животными. Овладение навыками работы различными материалами (гуашь, акварель, мелки восковые и акварельные и т.д.).
2 класс.
Разработка в композиции несложных сюжетов. Поиск выразительного композиционного решения, отбор наиболее выразительных живописных средств (формат, цветовая гамма и др.). Применение на практике знаний о линейной и цветовой перспективе. Овладение новыми техниками (пастель, акварель, графика ). Шрифтовая композиция.
3 класс.
Композиции в пейзаже и интерьере. Выполнение композиции по наблюдениям, впечатлениям, по памяти. Использование зарисовок с натуры. Поиски выразительного композиционного решения, организация плоскости листа. Разработка перспективного решения интерьера, передача освещения. Передача настроения природы и человека цветом. Использование различных композиционных схем.
4 класс.
Групповые композиции. Углубление понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор материала, его обобщение, определение смыслового композиционного центра). Поиск убедительного изображения сюжета, сцены, события. Разработка перспективного решения интерьера или пейзажа с передачей освещения. Использование интерьера и его элементов как средства для создания сюжетной композиции. Выражение индивидуального отношения к изображаемому. Самостоятельный выбор техники.
Учебно - тематический план
1 класс
1. Загадочное пятно. 3 ч.
2. Сказочная птица. Ахроматические цвета. 6 ч.
3. Ночные цветы и бабочки. 6 ч.
4. Осенний пейзаж. 6 ч.
5. Сказочные замки. 9 ч.
6. Натюрморт с самоваром. 12 ч.
7. Ассоциативное изображение чувств. 3 ч.
8. Зимний пейзаж. 9 ч.
9. Веселые клоуны. 9 ч.
10. Домашние животные. 12 ч.
11. Моя семья. 15 ч.
12. Композиция на пленэре. 9 ч.
Всего 99 ч.
2 класс
1. Воспоминания о лете. 15 ч.
2. Шрифтовая композиция. 9 ч.
3. Древние цивилизации. 15 ч.
4. Народный костюм. 18 ч.
5. Портрет друга ( автопортрет ) 18 ч.
6. Мой город. 18 ч.
7. Анализ композиции картины. 6 ч.
Всего 99 ч
3 класс
1. Осенние хлопоты. 18 ч.
2. Христианские праздники. 18 ч.
3. Иллюстрации. 18 ч.
4. Наша школа. 21 ч.
5. Будни села. 24 ч.
Всего 99 ч.
4 класс
1.Летний отдых. 18 ч.
2. История освоения родного края. 21 ч.
3. В мастерской художника. 21 ч.
4. Весна приходит в наше село. 27 ч.
5. Анализ композиции картины. Самостоятельная работа. 6 ч.
Всего 93 ч.
5 класс
Задача 5-го года обучения: целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения ( например, художественное училище).
Учебно-тематический план
-
Повторение средств и законов композиции………………………………………………………….….6 ч. -
Человек и труд……………………………………………………...…..30 ч. -
Спорт………………………………………………………………...….30 ч. -
Композиция на свободную тему………………………………….….30 ч. -
Подготовка к итоговому просмотру………………………………….3 ч.
Всего 99 ч.
1 класс.
Тема 1. Загадочное пятно.
Задачи : знакомство с понятиями «силуэт» , «пятно».
Выполнение упражнений : по сырой бумаге, на заполнение листа пятнами и линиями и т.д.
Материалы : бумага, кисти, акварель.
Тема 2. Сказочная птица.
Задачи : знакомство с понятиями «тон» , «ахроматические цвета» ; организация плоскости листа, компоновка в листе 1 предмета ; развитие фантазии.
Задание выполняется оттенками серого цвета.
Материалы : бумага , гуашь , кисти.
Наглядные пособия : таблицы по цветоведению.
Тема 3. Ночные цветы и бабочки.
Беседа о симметрии и асимметрии в природе.
Задание : нарисовать несколько порхающих бабочек на фоне ночного неба.
Задачи : компоновка в листе 2-3 предметов разной величины; знакомство с понятиями «симметрия» , «асимметрия»; научить рисовать ночное небо различными оттенками темных цветов.
Материалы : бумага, гуашь, кисти.
Тема 4. Осенний пейзаж.
Беседа. Экскурсия вокруг школы.
Задачи : знакомство с перспективой ; закрепление новых знаний на практике; работа контрастными цветами; развитие наблюдательности.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Наглядные пособия : репродукции, работы детей, таблицы по цветоведению.
Тема 5. Сказочные замки.
Беседа о ритме в природе. Упражнения на закрепление.
Задание выполняется на листе А3 без карандашного эскиза.
Задачи : понятие о ритме; организация плоскости листа; работа родственной гаммой цветов.
Материалы : бумага, кисти, гуашь.
Наглядные пособия : таблицы, работы детей.
Тема 6. Натюрморт с самоваром.
Из предложенных предметов ученики должны самостоятельно скомпоновать натюрморт. Самовар является композиционным центром. Выделить его размером, цветом.
Задачи : знакомство с понятием «композиционный центр» и способами его выделения; обучение организации плоскости листа, условному цветовому решению.
Материалы: бумага ф. А3, кисти, гуашь.
Тема 7. Ассоциативное изображение чувств.
Беседа о воздействии цвета на нервную систему человека, о том, как передать состояние природы цветом. Семантика цвета.
Выполняются упражнения в технике акватипии ( настроения и чувства, пейзаж-настроение , цветовой эскиз репродукции и др.).
Задачи : развитие ассоциативно-образного мышления.
Материалы: бумага, кисти, палитра, акварель (гуашь).
Тема 8. Зимний пейзаж.
Знакомство с открытой и закрытой композицией.
Задание выполняется в графической технике или ограниченной палитрой цветов.
Задачи: добиться выразительности при помощи ритмов линий и пятен.
Материалы: бумага ф. А3, гуашь, тушь, перо, кисти.
Тема 9. Веселые клоуны.
Задание: создание динамичной композиции.
Задачи: понятие о статике и динамике в композиции, знакомство со способами передачи движения, знакомство техникой работы восковыми мелками и акварелью, работа яркими выразительными цветами.
Материалы: бумага, кисти, акварель, восковые мелки.
Тема 10. Домашние животные.
Задачи: развитие наблюдательности, образной памяти , изучение пластики животных; организация плоскости листа, поиск выразительного силуэта.
Учащиеся выполняют дома наброски с животных.
Работа начинается с выполнения эскизов к композиции.
Материалы : бумага, гуашь, кисти.
Наглядные пособия: фотографии, работы детей, наброски.
Тема 11. Моя семья.
Задачи: знакомство с композиционными схемами, поиск интересного решения крупнофигурной композиции с ярко выраженной композиционной схемой ( по кругу, в квадрате).
Учащиеся выполняют эскизы карандашом и цветом.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Наглядные пособия: репродукции, работы детей, эскизы.
Тема 12. Композиция на пленэре.
Учащиеся повторяют средства композиции, основные этапы работы над композицией и разрабатывают небольшую композицию по натурным материалам.
Задачи: закрепление и повторение знаний и умений, полученных в течение года.
2 класс.
Тема 1. Воспоминания о лете.
Задачи: поиск выразительного композиционного решения , передача настроения в работе цветом, знакомство с новой техникой.
Материалы : бумага, пастель.
Тема 2. Шрифтовая композиция.
Задания: выполнить серию заданий по составлению композиций из разнообразных шрифтов ( композиция в виде геометрической фигуры, птицы, цветка, рыбы и т.д. ).
Задачи: применение на практике знаний о средствах композиции.
Материалы: бумага, тушь, гуашь, кисти, перо.
Тема 3. Древние цивилизации.
Создание композиции на тему росписей Др. Египта, Др. Греции, Японии, Китая и др.
Задачи : развитие образного мышления, понятие о стиле , поиск выразительного плоскостного решения, крупный размер фигур по отношению к фону.
Техника - на выбор учащихся ( гуашь, мягкий материал).
Материалы: бумага, кисти, гуашь (мягкий материал).
Тема 4.Народный костюм.
Знакомство с символикой и орнаментикой народного костюма, изучение костюма и быта крестьян по иллюстрациям. Выполнение зарисовок.
Задачи: разработка в композиции несложного сюжета, например, «Хоровод», «Посиделки»; компоновка нескольких фигур в листе; применение на практике знаний о перспективе. Выполнение эскиза, составление композиционной схемы.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Наглядные пособия : иллюстрации, репродукции, таблицы.
Тема 5. Портрет друга ( автопортрет ).
Задачи : передача характерных черт, отбор наиболее выразительных живописно-композиционных средств ( формат, цветовая гамма и т.д.); развитие наблюдательности.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Наглядные пособия: репродукции, работы детей.
Тема 6. Мой город.
Проводится экскурсия по городу, учащиеся выполняют зарисовки с натуры.
Задачи: изучение ритма в композиции, решение задач линейной и цветовой перспективы, передача движения в композиции ( по вертикали, горизонтали, диагонали) ,передача настроения в работе цветом.
Материалы: бумага, кисти, гуашь ( акварель ).
Тема 7. Анализ композиции картины по репродукциям.
Задачи : повторение и закрепление знаний, полученных в течение года.
Материалы: бумага, кисти, гуашь ( акварель ), цветная бумага, клей.
3 класс.
Тема 1.Осенние хлопоты.
Эскизы композиции выполняются по наблюдениям, впечатлениям, зарисовкам с натуры.
Задачи: передать состояние людей и природы осенью через цвет, линии, ритмы; применение на практике знаний о линейной и цветовой перспективе. Можно использовать ограниченную палитру цветов.
Материалы : бумага, гуашь, кисти.
Тема 2.Христианские праздники.
Беседа о религиозных праздниках, обычаях.
Задачи: знакомство с народными традициями, воспитание эстетического чувства, расширение кругозора; организация плоскости листа, передача освещенности, передача настроения в работе.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Наглядные пособия: иллюстрации, репродукции, работы детей.
Тема 3. Иллюстрации к литературным произведениям.
Знакомство с устройством книги. Книга- как целостный художественный организм. Чтение отрывков из книг, стихов; обсуждение.
Задачи: поиск выразительного композиционного решения; стремление к стилистическому единству иллюстраций и текста; расширение кругозора; воспитание любви к литературе.
Материалы: на выбор ( гуашь; тушь, перо и т.д.).
Тема 4. Наша школа.
Изображаются занятия в детской школе искусств; в музыкальном или живописном классе, репетиция, концерт, выставка.
Выполняются наброски с натуры, зарисовки интерьера ( либо используются работы, выполненные на уроках рисунка и живописи).
Задачи : разработка перспективного решения интерьера, передача освещения.
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Тема 5. Будни аэропорта.
Проводится экскурсия в аэропорт, учащиеся выполняют наброски, зарисовки с натуры.
Задачи : развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти; перспективное построение пространства; использование различных композиционных схем.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
4 класс.
Тема 1. Летний отдых.
Композиция выполняется по летним впечатлениям на основе зарисовок, эскизов с натуры.
Задачи: поиск выразительного композиционного решения, создание динамичной композиции, передача настроения в работе, взаимосвязь фигур между собой и с фоном.
Материалы: бумага, гуашь , кисти ( или акварель ).
Тема 2. История освоения родного края.
Работа над эскизами в ходе чтения книг, изучения костюмов, интерьера, архитектуры данной эпохи.
Задачи : учить поэтапному ходу работы над исторической композицией ( поиск литературных иллюстративных материалов, выполнение эскизов, набросков и т.д.) ; поиск убедительного изображения сюжета, сцены, события, работа над характерными деталями; расширение кругозора, развитие образного мышления.
Выполняются графические и цветовые эскизы.
Материалы : на выбор ( гуашь, акварель, графика).
Тема 3. В мастерской художника.
Беседа о различных направлениях деятельности художников ( живописцы, прикладники, скульпторы и т.д. ).
В ходе работы над композицией выполняются зарисовки интерьера, фигур людей, предметов , наиболее характерных для художественной мастерской.
Задачи: разработка перспективного решения интерьера, разработка освещения, накопление поискового материала, отбор самого главного , характерного ; передача атмосферы художественной мастерской.
Материалы : бумага, гуашь, кисти.
Тема 4. Весна приходит в село.
Итоговая композиция.
Задачи : выразить свое эмоциональное отношение к происходящему вокруг; отбор главного и характерного в пейзаже, в поведении людей, поиски интересного композиционного решения с использованием солнечного освещения; выявление знаний и умений, полученных за время обучения.
Материалы : на выбор учащегося.
Тема 5. Анализ композиции картины.
Самостоятельная работа.
Задачи : выявление знаний и навыков , полученных в течение обучения.
Материалы: бумага, карандаш.
5 класс.
Тема 1. Повторение.
Задачи: повторение и закрепление основных понятий на примере работ известных мастеров.
Материалы: тетрадь, карандаш.
Тема 2. Человек и труд.
Задание: сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей.
Задачи: соблюдение этапов работы над сюжетной композицией; перспективное построение интерьера, передача глубокого пространства; соразмерность частей интерьера и фигур; выделение композиционного центра; попытка подчинения цветотонального решения композиции замыслу автора.
Упражнения: два варианта цветотонального решения композиции; композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Тема 3 . Спорт.
Задание: выполнение динамичной композиции с небольшим количеством фигур.
Задачи: выполнение композиции с соблюдением этапов работы; закрепление способов передачи движения; использование различных форм ритмического движения; связь направления движения и формата, создание целостной эмоциональной композиции.
Упражнения: анализ работ художников с целью выявления закономерностей в построении движения, зарисовки фигур в движении.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Тема 4. Композиция на свободную тему.
Задание: создание сюжетной композиции в пространстве.
Задачи: выполнение живописной композиции ; передача 2-3-х планового пространства, закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции, использование различных композиционных схем, выделение смыслового центра. Целостность цветового решения.
Упражнения: варианты цветового решения композиции, работа с цветовым кругом.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
^ Краткие методические рекомендации.
На занятиях по композиции используются различные средства обучения: наглядность (чучела птиц, различные предметы, таблицы по цветоведению и перспективе, муляжи, репродукции, иллюстрации, рисунки детей и т.д.) и технические средства обучения (магнитофон).
Основные формы организации учебного процесса: урок, домашняя работа учащихся, экскурсия. Виды учебной деятельности: работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Форма выполнения работы - фронтальная и индивидуальная.
На дом задаются следующие виды работы: выполнение набросков животных и людей, зарисовки пейзажа и интерьера, подготовка поискового материала к композиции.
В 1 класс ДШИ поступают дети с 9лет. В программе учитываются возрастные особенности учащихся. Возможен индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовки, способностей и склонностей отдельных учащихся.
Программа построена по принципу усложнения от декоративности к реалистическому мышлению.
Программа рассчитана на взаимосвязь всех учебных дисциплин художественной школы. Реалистическое рисование - это связующая нить всех видов занятий на художественном отделении. Отличаясь друг от друга рядом особенностей, они имеют общее - возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, развивать у детей эмоциональное переживание воспринимаемой действительности Необходимо постоянно обращать внимание детей на окружающую нас действительность, учить их наблюдать и запоминать увиденное, черпать сюжеты для композиции в реальной жизни. Поэтому часть занятий отводится на экскурсии, прогулки по городу, зарисовки с натуры.
Одна из задач - знакомство с различными техниками и материалами, приобретение практических навыков работы в различных техниках. На занятиях учащиеся работают гуашью, акварелью, пастелью, восковыми и акварельными мелками, тушью. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу.
Материалы , используемые на занятиях, предоставляются школой или приобретаются за счет материальной помощи родителей. Школа предоставляет мольберты, планшеты и др.
Работа над данной программой продолжается. В ходе занятий изучается возможность новых форм и методов обучения, введения новых тем, использования новых материалов, наиболее отвечающих поставленным целям и задачам.
Список литературы
-
Журнал «Юный художник». -
Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 2001. -
Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. -
О композиции: Сб.статей. -М., 1959. -
Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ.: Методические рекомендации для преподавателей ДХШ и ДШИ. Составитель Л. А. Казарина. - М., 1989 . -
Паранюшкин Р. В. Композиция./ Серия «Школа изобразительных искусств».- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001. -
Рисунок, живопись, композиция: программа для детских
художественных школ и художественных отделений детских школ искусств/ Краснояр. Краевой научно-учебный центр кадров культуры- Красноярск, 2005.
-
Станковая композиция.: Программа для ДХШ. Составитель Г.Х. Фуфачева.- Красноярск, 2001. -
Шорохов Е. Основы композиции.- М., 1979. -
Энциклопедия. Рисование. М.: Изобразительное искусство, 2000.