Урок по ИПКЗС Икона и иконопись

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок «История православной культуры земли Смоленской на тему: «Икона. Иконопись».

Разработал: Панькив И.Р., учитель истории.

Урок «Икона. Иконопись.» разработан в рамках курса История православной культуры земли Смоленской в 8 классе. На уроке обучающиеся знакомятся с иконой, с технологией написания икон, с основами православной иконографии. Урок включает вопросы и задания для учащихся. К разработке урока прилагается презентация, карточки для исследовательской работы, схемы и словарь-определитель урока.

Цель урока: Создать представление об иконописи как достоянии русской художественной и духовной культуры.

Дидактическая цель: Создать условия для ознакомления и углубления знаний, обучающихся об иконе и её роли в православной культуре, развития речи, памяти, логического мышления.

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.

Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов, воспитывать стремление постичь искусство через православную икону.

Тип урока: комбинированный

Формы и виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Методы обучения: эвристический, исследовательский, словесный, наглядный, практический.

Деятельность учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения (оборудование): дидактический (таблица, словарь) и иллюстративный раздаточный материал (иконы, репродукции картин и икон), мультимедиа презентация, компьютер, мультимедийный проектор.



Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Проверка отсутствующих. Запись темы урока в тетрадь.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №1

Целеполагание.

Учитель: Открывать Божественные истины, наполнять жизнь духовностью, нам помогает православное искусство: храмовое зодчество, духовная музыка и живопись. И на этом уроке мы будем говорить о том, что такое икона, какие бывают православные иконы, как пишут иконы, чем отличается икона от картины, и, самое главное - какова её роль в жизни верующего человека. Нам в помощь будет эта презентация (приложение 1).

Сразу договоримся, что выделенный желтым цветом текст на ней - обязателен для записи в тетрадь.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №2

Изучение нового материала.

1. Что такое икона?

Учитель: Что же такое икона?

Ответы детей.

Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». Икона - не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона - преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Икона - это, по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №3

Учитель: Как вы думаете, для чего нужна икона?

Ответы детей.

Учитель: Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы - молитвенное. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №4

Учитель: История возникновения иконы удивительна и чудесна. Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. В древнерусской традиции Спас Нерукотворный иногда назывался «Спас на убрусе». Убрус - кусок полотна, на котором отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа. Христос приложил к Своему Лицу чистый холст и отдал чудесно отобразившийся на холсте Лик художнику, который тщетно пытался написать портрет Иисуса Христа. Художник отнес этот Нерукотворный Образ своему господину - князю города Едессы Авгарю - и тот получил через эту святыню исцеление.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Урок по ИПКЗС Икона и иконопись

Слайд №5 Слайд №6

2. Техника иконописи.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №7

Учитель: Как вы думаете, просто или сложно писать иконы? Нужно ли для этого иметь специальные знания и навыки? Как называют человека, который умеет писать иконы?

Ответы детей.

Учитель: Иконописание или иконопись - на Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения, образа, предназначенные быть чествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей. Иконопись в Древней Руси была делом священным. Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) - это мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №8

Строение иконы.

Учитель: Глубокая символичность иконы начинается с техники ее исполнения, строгая последовательность которой - от выбранных материалов и до последних штрихов на живописной поверхности - была до мелочей продумана и осмыслена еще в древности и со временем приобрела характер строгого, неукоснительного для повторения правила.

Перед нами схематическое строение лицевой и тыльной стороны иконы (рисунок 1) , а также послойное ее строение (рисунок 2).

На лицевой стороне иконы мы видим:

  1. поле - обрамление средней, обычно углублённой части иконы,

  2. лузгу - ребро полей иконы,

  3. ковчег - (от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик, ларь, сосуд) - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.

На рисунке 2 мы видим послойное строение иконописного образа:

  1. Доска.

  2. Проклейка.

  3. Паволока.

  4. Левкас.

  5. Красочный слой.

  6. Защитный слой.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №9

Для икон используются особые иконописные доски. Исходя из основного положения, что «икона вечна», особенное внимание иконописца должно быть обращено на «основу» будущей иконы, то есть на доску, на породу и на качество дерева. В древности иконописцы употребляли колотые доски для икон, которые имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились. Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение отдают кипарису, липе и ольхе.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №10

Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку - ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением грунта. Она служит для лучшего сцепления грунта с поверхностью доски.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №11

Левка́с - в иконописи это название грунта, представляющего собой меловой раствор, размешанный на животном или рыбьем клее с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску. После высыхания левкас шлифуется. В Древней Руси грунт шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №12

Левкас иногда, застывая, выгибает доску «колесом». Именно для того, чтобы икону не перекосило, сзади делают специальные шпонки - «ребра жесткости». Дерево сохнет пять-шесть лет, поэтому их сразу не обрезали. Периодически - раз в полгода - шпонки подбивают. Когда древесина окончательно «усядет» - шпонку отпиливают.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №13

Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка иконы. Прорись - это рисунок будущего изображения на иконе линией. Прориси делаются в соответствии со строгими, сформировавшимися правилами, и после того, как икона однажды создана, прориси служат иконописным образцом. С чудотворных икон делались списки и создавались иконные образцы - прориси, точно повторяющие размер и контур чудотворной иконы.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №14

Красочный слой у иконы - уникальный. Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов - это традиционная техника иконописи, где минеральные пигменты смешиваются на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком. Техника древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех, Мстёра).

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №15

Иконописец работает поэтапно, нанося темперу на прорись иконы. Доличное письмо - термин в иконописи, обозначающий исполнение пейзажа, архитектуры, утвари, одежды - всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей тела. Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду и т. д.). Доличное письмо предшествовало в ходе исполнения личному письму.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №16

Личное письмо подразумевает написание как Ликов, так и открытых участков тела, ручек, ножек. При разделении труда в иконописной мастерской личным письмом занимается отдельный мастер - личник.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №17

На заключительной стадии иконописи следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист. А́ссист - в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, - символизирует присутствие Божественного света.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №18

Надпись на иконе делается в последний момент. Считается, что с этого мгновенья икона оживает, становится святыней, и править ее нельзя. Обратную сторону полируют. Пчелиный воск растворяют скипидаром и натирают получившейся смесью дерево. Сделанная таким способом икона живет 300 - 400 лет.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №19

По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем - натуральной олифой. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Они применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок, и т.д. Старое название натуральной олифы - варёное масло. Иконной олифой называется льняное масло, отбеленное под действием дневного света в продолжение двух лет и вареное затем со свинцовыми белилами при температуре до 285° С. Профильтрованная затем такая жидкость, соединенная со смолой в виде растворенного янтаря, и есть олифа для покрытия икон.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №20

Иногда готовую икону заключают в оклад. Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России - шата, цата, - накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, для которых сделаны прорези.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №21

3. Формы церковного изобразительного искусства.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Слайд №22

Учитель: Скажите, существуют ли еще изображения, допускаемые православной традицией для почитания верующими и украшения храмов, жилищ?

Ответы детей.

От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства:

  1. монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.);

  2. книжную миниатюру;

  3. декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье);

  4. с другой - живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.

Учитель: Обратите внимание на лежащие у вас на столах словарики. В качестве домашнего задания вы выпишите в тетрадь определения форм церковного изобразительного искусства. А сейчас - внимание на экран:

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №23

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №24

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №25

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №26

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №27

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №28

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №29

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №30

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №31

4. О языке православной иконы.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №32

Учитель: 23 октября 787 года Вселенский собор установил порядок почитания икон, сохранившийся до наших дней. До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей. В иконах мудрость веков идет к нам не с помощью слов, сказаний, мифов, притч, а с помощью художественного образа, с помощью красок, жестов, композиции, символов. Это надо уметь читать, как мы умеем читать книги; читать, понимать и расшифровывать.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №33

Чем же отличается иконописное изображение от живописного, и как уметь читать икону? Для этого мы разделили наш класс на 4 исследовательские группы. Каждая группа получит свое задание - исследовать одну из изобразительных особенностей иконы, т.е. ответить на конкретный вопрос, который прописан в карточке. 2 минуты даю вам на обсуждение задания, а затем один представитель от каждой группы расскажет нам результаты вашего исследования. Время пошло. Группы работают, затем отвечают (Приложение 2).

Ребята исследуют полученные карточки. Ответы детей.

Учитель: Православная икона - сакральна (священна), сама себя святит и имеет свою логику и цель - обращение взора смотрящего к Вечному и Небесному. Поэтому иконы имеют свои особенности написания, которые говорят с нами языком символов, то есть знаков.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №34

Свет в иконе - главное действующее лицо. Нерукотворный Свет духовного мира разливается повсюду: он падает на лик, одежду, освещает предметы, при этом на иконе нет источника света. Он находится как бы за образами, проникая и просвечивая сквозь них, как солнце просвечивает сквозь пальцы, если поднять к нему ладонь. Свет иконы делает видимой святость. Святость - это свет Духа Святого. На иконе никогда нет теней, потому что Божественный Свет не похож на свет земного солнца, от которого падают тени, это свет вечности.

Пространство православной иконы всегда двумерное, плоское, ограниченное двумерными рамками изображения. Есть горизонталь и вертикаль, как бы изображающие крест. Глубины в иконе, как правило, нет. Все предметы восходят от земли по вертикали вверх, ввысь, к небу, достигая в нем своей кульминации, как в последней точке восхождения. Земное располагается в самом низу иконы, Небесное - вверху.

В пространстве иконы все события, связанные с центральным сюжетом, изображаются одновременно: и те, что произошли до изображаемого события, и после, и само событие, происходящее в настоящем, чему посвящена икона.

Иконописное изображение работает по принципу обратной перспективы: чем ближе предмет, тем он меньше, чем дальше - тем больше. Как продолжение принципа обратной перспективы, в иконе видны сразу все плоскости предмета, например, книга, «Библия», - она сразу имеет и верхнюю плоскость, и все боковые, причем в сходящейся на нас перспективе. Это как обратная трапеция, в которой большая сторона дальше, а передняя - меньше. К этому же эффекту относится изображение лика, когда оно изображено одновременно и в фас, и в профиль, и сверху, и снизу, и сбоку. Все детали прописаны так, чтобы они были видны одновременно.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №35

В иконописи ограничена палитра цветов, однако сам цвет несет важное символическое значение.

Цветом цветов является золото. Цвет золота передает Божественность и Божью Благодать, ее неприступность. Золото ничем заменить нельзя, и поскольку это дорогой металл, то используются вместо золота тонкие золотистые пластинки - сусальное золото. Золотистый цвет часто делают фоном, означающим, что все, что изображено на иконе, относится к Божественному, вечному миру.

Вторым цветом, наиболее близко стоящим к золотому, является белый. В белые одежды облекся Иисус Христос на горе Фавор, в белое облачались ветхозаветные священники, в белые одежды наряжаются невесты, в белый цвет облекаются чистые души умерших младенцев и души праведников. Белый цвет - это цвет рая, чистоты духовной и телесной.

Красный цвет. Это пламень веры, цвет огня, царственный цвет, цвет мученичества, крови и цвет жизни. Более насыщенный красный цвет - пурпурный - цвет божественного достоинства. Красным часто делают фон иконы, который подчеркивает ее праздничность, евангельскую радостную весть, особенно в новгородской школе, которую всегда можно отличить по обилию красного цвета. Красный цвет является цветом тепла и любви.

Синий цвет (со всеми оттенками от голубого до темно-синего) используется также часто, как красный. Это цвет неба, символ молитвенного настроения, бессмертия и Божественности. Синий цвет - цвет Богородицы. В Ее праздники храм облачается во все сине-голубое, в цвет вечности. На Руси все оттенки синего цвета назывались голубцами.

Зеленый цвет, наравне с красным и синим, является одним из самых используемых в иконе. Он олицетворяет новую жизнь, юность, цветение, возрождение, радость жизни. Ею на иконе изображается земля, трава, цветы. Иногда, поскольку синяя краска в старину обладала большой ценностью, ее заменяли зеленой, которая при этом принимала на себя, кроме собственного смысла, еще и смыслы сине-голубого цвета. Зеленый - цвет Духа Святого, оживотворяющего все вокруг.

Русская икона - очень жизнерадостная, праздничная, в ней чрезвычайно редко используются темные цвета, в ней практически нет черного, олицетворяющего зло, которым изображалась тьма (например, пещеры), и никогда не использовался серый цвет, который является смешением добра и зла.

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись Урок по ИПКЗС Икона и иконопись

Слайд №36 Слайд №37

Отдельные элементы, одежды, фигуры, и даже надписи, имеют в иконе свой смысл. (Приложение 3).

I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ ИИСУСА ХРИСТА

1. Нимб (от лат. облако, туча) символ святости, сияния Божественного света. Нимб с вписанным крестом (крестчатый нимб) и буквами (греч. Сущий) изображается только на иконах Спасителя.

2. Гиматий верхняя одежда в виде плаща. В иконографии Спасителя гиматий преимущественно синего цвета.

3. Хитон нижняя одежда в виде рубахи. В изображениях Христа имеет красный цвет. Красный хитон и синий гиматий символизируют Божественную и человеческую природы Христа. Одежды золотого цвета означают сияние Божественной славы.

4. Клав нашивная вертикальная полоса на хитоне знак патрицианского достоинства. Символ чистоты и совершенства человеческой природы Спасителя.

5. Книга может быть изображена в виде свитка или в виде кодекса (сброшюрованных листов в переплете). Раскрытая книга содержит цитату из Священного Писания. Книга закрытая символизирует Книгу Жизни, «книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (Откр.5,1).

6. Надпись IC XC сокращенное именование Спасителя.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №38

II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОГОРОДИЦЫ.

Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

Мафорий (греч. накидка) - верхняя одежда замужних женщин в виде плаща. Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

Поручи - деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери - символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею - Христу.

Звезды на мафории имеют два значения: во-первых - это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а во-вторых - символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второго Лица Святой Троицы - Бога Сына.

Надпись ΜΡ ΘΥ - сокращение слов «Матерь Бога», а IC XC - сокращенное именование Спасителя.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №39

III. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ АНГЕЛОВ.

Ангел - (греч.) άγγελος - ангелос - «вестник, посланец» - духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Ангелы на иконах - набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:

  1. крылья - символ быстроты и всепроникновенности;

  2. посох - символ посланничества;

  3. зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) - символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог;

  4. тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) - символ особого слышания Бога и послушания воле Его;

  5. облик прекрасного юноши - символ совершенства;

  6. нимб - символ Небесного света;

  7. далматика - (мантия) узкая длинная одежда с рукавами из плотной ткани;

  8. гиматий - плащ;

  9. позем - условное изображение земли.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №40

IV. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ (ЛИКИ) ИКОНОГРАФИИ СВЯТЫХ.

Святые - это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу (соединенные с Богом), очистившие и открывшие свое сердце для Бога. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ. На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и других святых.

Урок по ИПКЗС Икона и иконописьСлайд №41

Рефлексия.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня вы узнали много нового об иконе и иконописи. Вам розданы небольшие задания для проверки полученных вами на уроке знаний по новой теме. Отметьте в них правильный вариант ответа и заполните пропущенные места в схеме. (Приложение 4).

Урок по ИПКЗС Икона и иконопись

Свои ответы соберите и положите на край стола.

Благодарю за внимание!

Домашнее задание: стр. 62-66 учебника, термины из словаря записать в тетрадь.

Источники:

azbyka.ru/

istochnik.tts.lt/RUBRIKA/IKONOGRAGIJA/ikongraf.htm

iconkiev.com/

art-con.ru.u7984.argon.vps-private.net/node/254

ukoha.ru/

ikona-veronika.ru/

ikonarusi.narod.ru/details1.htm

Литература:

  1. Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. - М.: Белый город.2004.

  2. Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.) Труд иконописца. - Свято- Троицкая Сергиева Лавра.1995.

  3. Алексеев С.В. Зримая истина. - СПб. : Ладан, Троицкая школа, 2006.

  4. Закон Божий. - М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998.

  5. Отец Вадим. Азбука Православия. - Ростов н/Д: ООО «Удача», 2008.

  6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М.: Издательский дом «Покров» 2003.

  7. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя 1-й и 2-й год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2004

  8. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-4-й года обучения. Рекомендовано Министерством Образования РФ. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2004.



© 2010-2022