Метапредметные связи в преподавании литературы и мировой художественной культуры

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лобова Е.П., Лобова Т.П.

МОБУ СОШ №10 г. Нефтекамск


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В связи с внедрением новых образовательных стандартов метапредметные связи становятся неотъемлемой частью современного процесса обучения. Метапредмет является инновационной установкой, которая выводит преподавание на совершенно модернизированный уровень. По словам Л.Ф. Квитовой, «<…> суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности» [1;4]. В качестве метапредметного результата обучения следует назвать уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Процесс обучения, ориентированный на метапредметные связи, является целостным, формирующим гармонично развивающуюся личность. Обучение происходит не только на уровне рациональной формы познания мира, но и на мировоззренческом и чувственно-эмоциональном аспектах. Так, ребенок вводится в систему аксиологических и онтологических координат, аккумулирует множественность равноправных ценностных систем. Данное направление становится квинтэссенцией в современном образовательном процессе. На наш взгляд, метапредметные связи являются основополагающим ориентиром в преподавании литературы и мировой художественной культуры. Это дает возможность говорить с учащимися о смысле жизни, о нравственных и культурных ценностях, о философских категориях бытия не назидательно, а качественно, технологично. «Метапредметная цель - расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировоззренческих установок, ценностных, культурологических позиций» [2;52].

На уроках литературы ученики получают навыки анализа и синтеза текстов разных уровней сложности, осуществляют поиск проблемы, переводя ее в плоскость общечеловеческого содержания. Так, подобные мыслительные операции способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Именно уроки литературы занимают ключевую позицию в воспитании гармонически развитой личности, подобные качества ребенок может и должен применять и на других предметах, в рамках всей своей учебной деятельности. Неотъемлемым звеном этого направления являются уроки по мировой художественной культуре, потому что без обращения к культурному наследию, без осознания его уникальности, умения видеть истину невозможно сформировать у ребенка целостной картины мира. К сожалению, в средней общеобразовательной школе предмет мировая художественная культура преподается лишь в старших классах, поэтому учитель литературы уже в среднем звене вправе обращать детей к проектно-исследовательской деятельности. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

Под влиянием изучения литературы учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, знание литературы и культуры влияет на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются устойчивые связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

В качестве примера приведу фрагмент урока, ориентированного на метапредметные связи.

Предметна тема: «Трудно ли быть человеком? (по рассказу Р. Бредбери «Улыбка»)

Метапредметная тема: «Прошлое-настоящее-будущее: культурное наследие»

Цели:

Предметная: развитие навыков анализа литературного и живописного произведения.

Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

Метапредметная: формирование ценностного отношения к культурному наследию прошлого, умения проецировать свою будущую деятельность во благо жизни.

Ход урока:

Эпиграф. Прежде чем бороться с далекой, отвлеченной несправедливостью, необходимо бороться с несправедливостью, совершающейся вблизи, - с той, что нас окружает и за которую мы более или менее ответственны. (Р. Роллан).

<…> Формулировка темы урока.

- Что такое искусство?

- Дайте определение слову «цивилизация»

- Взаимосвязаны ли между собой искусство и цивилизация?

- Как образом это происходит?

-Почему с помощью фантастики писатель говорит о важной и реальной проблеме современности?

-Что уничтожается в рассказе? (не только создания культуры и искусства, но и качества человеческой души).

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-Какова тема урока?

Постановка учебной проблемы.

Обратимся к эпиграфу. Выделим ключевые слова.

-Как слова Р. Роллана соотносятся с текстом рассказа? Таким образом, скажите, какая проблема поднимается в тексте. (Проблема уничтожения достижений прошлого, гибели цивилизации, ожесточения людей).

-Каков проблемный вопрос урока?

-Скажите, что представляет собой рассказ?

-Какую жанровую разновидность? (Антиутопия). Почему? Каковы ее признаки? <…>

<…> -Можно ли определить время действия в рассказе?

-Для чего собрались эти люди?

-Стала ли ясна их цель? (Доказываем примерами из текста).

О какой картине сказано в произведении? (Мона Лиза). <…> Проектная работа ученика: «Я создал картину поистине божественную (Леонардо да Винчи).

Обращаем внимание на странное сочетание слов «искусство» и «плюнет».

-Какое художественно-выразительное средство здесь использовано? (Оксюморон). Почему?

-Какое чувство объединяет всех стоящих в очереди людей? (Усталость, недовольство жизнью, ненависть к прошлому). Во что превратился мир? В чем отличия старой и новой цивилизации, о которой мечтают. Почему автор называет человеком с душой того, кто понимает красоту? Можно ли Тома назвать человеком с душой?

-Почему именно эта картина упоминается в рассказе? Что она символизирует? Почему Том отказывается поступать как все? Что воплощает улыбка Моны Лизы? Какая она? Что символизирует кусочек холста? Как Том будет вести себя в будущем? Какова позиция автора? Какое настроение появляется после прочтения рассказа?

<…> Так какова идея рассказа? Трудно ли быть человеком? Что главное в жизни?

Человек не может жить без красоты, он становится жестоким и разрушает мир. Красота несет в мир доброту, она милосердна, принимает и понимает - улыбка на картине была «таинственной и печальной». Цивилизация возродится, потому что человек с душой появился. Том отправился в город для того, чтобы увидеть картину. Она его поражает, Том начинает слышать музыку, глядя на картину. Возрождение жизни возможность силою искусства, с помощью осознания его великолепия.

-Скажите, а что в современной жизни представляет угрозу нашей цивилизации?

Проектная работа учащегося - видеоролик по теме: «Искусство вечно».

Каким образом можно сохранить красоту и гармонию нашей жизни? (Ученики читают свои рассуждения).

И нас окружает такое культурное наследие, которое мы должны беречь, хранить, чтобы донести до потомков целым и невредимым; чтобы не довести мир до катастрофы; чтобы наши дети испытывали ненависть к цивилизации. <…>

Метапредметная технология способствует преодолению в сознании школьника все еще культивируемого наукой и образованием разрыва мира на отдельные предметные области. И именно на метапредметном уровне человек может приобщиться к мысли, что мир и человек при всей своей противоречивости и сложности един и целостен. Какими бы разными ни были люди (в том числе, разных народов и культур), но всех их объединяет одно желание - быть понятым. Умению мыслить, понимать и сообразно этому действовать и необходимо, и возможно учиться.

Список литературы

1. Квитова Л.Ф. Способы региональной диагностики метапредметных рузультатов // Новый образовательный стандарт. - №2. - 2010. - С.2-9.

2. Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с.

Интернет источники:

1. ug.ru



© 2010-2022