- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья
Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Власюк Л.П. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Бинарный урок на тему "ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья"
Вид урока: элементы всех видов уроков.
Цель: знакомство с особенностями культуры коренных народов Приамурья
Задачи:
-
Помочь осознать значение культуры коренных народов ДВ;
-
На основе восприятия побудить к размышлению о нравственных нормах (уважение к традициям разных народов, бережное отношение к памятникам культуры, необходимость изучения древних источников культуры);
-
Развитие воображения на чувственном уровне с помощью музыкальных и изобразительных средств.
ПЛАН УРОКА.
1. Введение в тему.
2. Особенности культуры народов Приамурья (экспедиционные материалы)
3. Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья.
4. Виды и роль орнамента.
5. Практическая работа: выполнение аппликации в виде личины.
6. Обрядовая игра "Хэйро".
7. Парад масок. Превращение.
8. Итог урока "Земная красота".
Урок рассчитан на 2 часа учебного времени.
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Вход под музыку "Моя земля" в исполнении симфонического ансамбля Шмагина.
1.1. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, вести его мы будем вдвоем - Лариса Павловна - учитель изобразительного искусства, и я. А во - вторых, вас сегодня встречает не совсем обычная музыка.
1.1.1. Что же в ней необычного? (исполнение, инструменты, интонации).
1.1.2. Привычна ли музыка для нашего слуха?
1.1.3. Чем отличается от русских напевов (необычным острым ритмом, пением, приемом "икания" - горловым пением)?
1.1.4. Посмотрев, на плакаты, которые вы видите, проанализировав музыку, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Итак, средствами изобразительного искусства и музыки мы с вами попробуем прикоснуться к великой тайне - культуре коренных народов Приамурья.
1.1.5. Сможете ли вы назвать народности, проживающие по берегам Амура?
-
нанайцы,
-
ульчи,
-
удэгейцы,
-
орочи,
-
нивхи.
-
нигидальцы.
2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ (ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ)
2.1. Перед нами на плакатах представлены некоторые материалы трех экспедиции в национальные селения Сикачи-Алян, Кальма и Гвасюги.
В этих экспедициях я побывала в студенческие годы.
2.2. На плакате № 1 этюд "На берегу Сикачи - Аляна" В первой экспедиции я побывала, учась на 2-м курсе.
Название Сикачи - Алян произошло из двух слов: Сикачи - кабаны, Алян - гора.
(Фото 1, 2, 3, 4). На берегу Амура лежат камни - валуны, на камнях выбиты рисунки. Этим рисункам более 5-ти тысяч лет по свидетельству Алексея Павловича Окладникова. Сегодня ученые говорят о 8-ми тысячах лет. (Мы живем в 2008 году по Рождеству Христову).
На этюде студенты, впервые увидевшие, изумленные, петроглифами.
2.3. На левом берегу Амура, мы провели раскопки и уже в верхнем слое песка были найдены: наконечники стрел, черепки глиняных сосудов с орнаментом, украшения в виде бусин. (Одна подвеска в виде диска с отверстием сохранилась у меня до сих пор, остальные мы сдали в Краеведческий музей им. Градекова.)
Подвеска из хризопраза в виде просверленного диска. Украшение одежды шамана
2.4. Вернемся к камням - валунам на правом берегу.
Легенда гласит: "Это было в то далекое время, когда на небе было три солнца.
Поэтому стояла такая жара, что камни плавились, как воск и на них можно было рисовать без всякого труда".
Второй вариант легенды гласит: "Это не рисунки, а отпечатки существ и духов на мягких от жары камнях. Когда на небе было три солнца и от зноя умирали даже рыбы, Первый шаман догадался убить два солнца.
Вода кипела - горой стояла. Гора кипела - водой стала, (картина напоминает извержение вулкана). Шаман убил два крайних солнца. На мягких камнях отпечатались жители земли и духи, и после этого жить стало хорошо. Народ хорошо родиться начал.
2.5. Петроглифы Древнего Амура. Личины Сикачи - Аляна.
Петроглифы (греч. petros - камень, gluphe - резьба) - наскальные изображения.
2.5.1. Петроглифы Сикачи - Аляна:
2.5.1.1. Хото дуруни - дух, маска черепа.
2.5.1.2. 0рон (ть) дуруни - оленья маска, (маска лося).
2.5.1.3. Илан Сиун - три солнца.
2.5.1.4. Мапа дуруни - дух медведя.
2.5.1.5. Муйки дуруни - дух земли.
2.5.1.6. Гаса дуруни - дух утки и так далее.
2.6. Этюд из пос. Гвасюги с жанровыми сценами игр детей. Композиции включают в себя окружающие детей предметы: бревна, лодки, домашних животных. Этюды с портретами жителей национальных селений Кальма и Сикачи-Алян.
2.7. На плакате N 2 рисунки идолов народов Приамурья (Фр. fetish - идол). Идол - предмет, наделенный сверхъестественной силой, служит для религиозного поклонения. Идолы населялись духами.
Изготавливали идолов мужчины: шаман, глава рода или взрослые мужчины (иллюстрации Г. Павлишина стр. 181 и 209 Д. Нагишкин "Амурские сказки").
По представлениям коренных жителей Амура окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет-делится на сферы и населено духами: добрыми и злыми. Духи злые стремятся завладеть телами и предметами или навредить. Добрые же, наоборот, стараются защитить.
Существовало табу на реалистичность изображения, в силу убеждения: "если злой дух узнает, он прогонит добро и сам поселится в идоле и начнет вредить человеку".
2.8. В христианской религии подобную функцию выполняет икона (демонстрация списка с Казанской Божьей Матери в окладе). Икона отличается от идола тем, что она является посредником между молящимся и святым, образ которого изображается в реалистичной манере.
Изображения духов напоминают людей, животных, но часто это абстрактные Фигуры из дерева, кости, камня, кожи, ткани, соломы.
При рождении человека всю его жизнь и после смерти его сопровождали различные ритуалы, в которых важную роль играют духи и их вещественное воплощение - Фетиши.
3. ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ.
Вы заметили, что в рассказе учителя ИЗО "красной нитью" проходит единение человека с природой, с окружающим миром.
3.1. Как только человек заговорил и понял, что он может своим голосом подражать звукам ветра, волны, птицы, зверя, он стал этим пользоваться.
3.2. И как вы думаете, какими были самые первые попытки создания музыки? (подражание животным и птицам).
- Да, самым ранним жанровым пением было подражание. имитация звуков птиц и зверей, которым пользовались и до сих пор пользуются охотники (манок), а также обрядовое переитонирование этих звуков.
3.3. Я вам сейчас наиграю такую переитонированную мелодию, а вы вслушайтесь внимательно и попробуйте определить, чей это голос - имитация - птицы или зверя?
- Это ''игровая" интонация лесного голубя. Попробуем ее спеть. Выпрямим спинки, закрытым ртом подержим и выровняем первый звук (дети затем пропевают всю мелодию закрытым ртом).
А теперь добавим слова "кунти данта". У коренных народов приемы пения порой отличаются от того, как мы сейчас спели. Мы привыкли петь на выходе, а у нанайцев, нивхов, удэгейцев применяется чередование "выдох - вдох" с характерной манерой горловой передачи звука, создающей впечатление "икания" на традиционный напев Формулу - ехый.
3.4. Сейчас мы послушаем такую импровизацию удэгейской мелодии (звучит удэгейская вокальная импровизация "ехый".
3.5. А хотите сами попробовать ощутить горловое пение? Для этого поставьте ладошку под подбородок и при подаче звука начинайте похлопывать по подбородку рукой.
3.6. Вскоре человеку понадобились и музыкальные инструменты.
- А что служило материалом для создания простейших музыкальных инструментов? (дерево, стебли, травы, кость, затем металлические пластинки). Инструменты уже тогда стали делиться на духовые, струнные и ударные (показываю на плакате). К духовым инструментам относятся Флейты, сделанные из тальника (киго), кунгай (удэгейцы) - род. Варгана. У россиян тоже был похожий инструмент, ведь "варчи" на древнерусском обозначают "уста".
Объясняю устройство кунгкая.
- А теперь послушаем как он звучит.
Звучат "нивхские наигрыши" (Фрагмент).
-
Дайте характеристику звучания этого инструмента (небольшой диапазон, монотонная мелодия) очень ритмичные рисунки мелодии.
-
Как вы думаете, где использовали этот инстумент? (в обрядовых играх, танцах).
-
К струнным инструментам относится монохордовый (однострунный) инструмент дзюлянгки (удегейское), дучианэ (нивх).
-
Послушайте и скажите, по тембру звучания какой инструмент он вам напоминает? (скрипку) звучит дучианэ.
3.7. Игрой на музыкальных инструментах человек показывал свое отношение к миру, окружающей действительности, то, что он не мог сказать словами. Пела и играла душа человека.
А душой было наделено все вокруг: воздух и вода, деревья и камень.
И, конечно, человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман.
Поэтому системы шаманских жанров - муэни (ейни), в которых ритуальное пение сопровождается ударами в бубен - унту и звоном янгка (металлических подвесок на поясе), занимает особое место (показываю иллюстрации).
3.8. Звучит Фрагмент из «Сказания о солнце - бубне» в исполнении А. Бельды и мужского Фольклорного ансамбля песни и танца «Гива»
Перед прослушиванием мелодии ставится задача - представить зрителю этот эпизод. Наводящими вопросами подвожу к красочным описаниям одежды шамана.
3.9. (Иллюстрации Г. .Павлишина стр. 27, 41 Д.. Нагишкин «Амурские сказки»).
4. ВИДЫ И РОЛЬ ОРНАМЕНТА.
images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0
4.1. Что такое орнамент? slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0
4.1.1. Орнамент - это повторяющийся узор. Узор - это украшение или декор.
4.1.2. Декорация - украшение, декоративный - украшенный.
4.2. Какие виды орнамента вы знаете?
4.2.1. Виды орнамента по предмету изображения:
-
1
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ
По предмету изображения
2
РАСТИТЕЛЬНЫЙ
3
ЗООМОРФНЫЙ (животные)
4
АНТРОПОМОРФНЫЙ изображения (человек)
slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0
4.2.2. Типы орнамента по композиции (расположению):
ЛЕНТОЧНЫЙ (полосной), КОВРОВЫЙ (квадрат, прямоугольник), В КРУГЕ.
images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B+%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0&stype=image
4.3. Орнамент выполняет не только Функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов.
4.5. На плакате N 5 представлены детали различных изделий с орнаментами.
4.5.1. Орнамент унтов из поселка Кальма. Нигедальский орнамент состоит из завитков, трехлистника и листика.
4.5.2. Нанайский орнамент ковра состоит из спирали, скобок и точек.
На шапочке орнамент в виде оленьих рогов состоит из волны, завитка, листика и круга.
4.5.3. Намного сложней и утонченней выглядят удэгейские орнаменты. Очень часто они напоминают личины - маски духов. Но и эти орнаменты состоят из простых элементов:
-
завиток, или спираль;
-
окружность, почка;
-
извилистая линия, волна;
-
листик или скобка;
-
ромб или капля.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
5.1. На плакате N 6 представлены три личины - маски -тигр - пурэн амбани дуруни, медведь - мапа дуруни, олень - орон дуруни.
5.I.1. Рассмотрим элементы, из которых состоят эти изображения:
-
завиток,
-
окружность,
-
волна,
-
скоба,
-
ромб.
5.2. Сложить по центральной линии лист цветной бумаги. Нарисовать детали. Вырезать. 1, 2, 3.
5.3. На листе белой бумаги провести центральную линию (разделить пополам лист). Провести тонкую линию с помощью линейки.
5.4. Наклеить детали, совмещая центры деталей с центральной линией.
5.5. Индивидуальная работа с детьми под музыку В. Г. Бондаренко - джаз, парафраз на темы национальных мелодий коренных жителей Амура.
5.6. При выполнении аппликации из деталей, каждый ученик составляет свою композицию.
6. ОБРЯДОВАЯ ИГРА "ХЭЙРО" (СОЛНЦЕ).
Выполнив маски - аппликации, дети становятся в круг, берутся за руки. В центре сидит человек - "солнце". Поднимая и опуская руки, дети идут приставным шагом и поют. Солнце в любой момент подняться, выпрямиться и расправить руки - лучи.
Дети должны убегать и уворачиваться от рук - лучей, затем снова собираются в круг:
Хей-ро, хей-ро, хей-ро, хей-ро.
Раз, два, три - в круг скорей беги.
7. ПОСЛЕ ИГРЫ - "ПАРАД МАСОК".
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Неожиданное превращение - маски поворачиваем на 180 и получаем другие изображения: 1, 2, 3.
8. ИТОГ УРОКА.
Сегодня мы сделали попытку познакомиться с древнейшей культурой народов Приамурья, которая древнее греческой и египетской на несколько тысячелетий.
-
Нужно ли знать, изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле ты живешь? Почему?
У каждого из нас есть родина - это место, где ты родился, где живешь, учишься.
Мы живем с вами в прекрасном уголке нашей планеты - Дальнем Востоке.
И закончим мы урок песней о "Земной красоте" нашего современника, русского композитора. Песни разные по стилю, по времени, но объединяет их авторов и, конечно, исполнителей, любовь к. своему Отечеству.
Звучит песня "Земная красота",
в исполнении учителя музыки и группы учащихся.
Фотографии с урока
(Рекомендую использовать ЦОР к уроку, записанный на диске)
Урок размещен на портале Хаба Вики:
resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:Vlasla1
© Vlasyuk L. P., Verotchenko T. V.