Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья

Бинарныйурокнатему "ДПИимузыкавжизникоренных народовПриамурья"   Вид урока:    элементы всех  видов уроков. Цель:  знакомство с особенностями культуры коренных народов Приамурья Задачи:   1.             Помочь осознать значение культуры коренных народов ДВ; 2.            На основе восприятия  побудить к размышлению о нравственных нормах (уважение к традициям разных народов, бережное отношение к памятникам культуры, необходимость изучения древних источников культуры); 3.            Развитие воо...   2.1.  Переднаминаплакатахпредставленынекоторыематериалы трехэкспедициивнациональныеселения Сикачи-Алян, Кальмаи Гвасюги. Вэтихэкспедицияхяпобывалавстуденческие годы.   2.2.  На плакате № 1 этюд "На берегу Сикачи - Аляна" В первой экспедициияпобывала, учасьна 2-мкурсе. НазваниеСикачи - Алянпроизошлоиздвухслов:  Сикачи - ка­баны, Алян - гора. (Фото 1,  2,  3,  4).Наберегу Амуралежаткамни - валуны, накамняхвыбитырисунки. Этимрисун­камболее 5-титысячлетпосвидетельствуАлексеяПавловичаОклад­никова. С...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья










































Бинарный урок на тему "ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья"


Вид урока: элементы всех видов уроков.

Цель: знакомство с особенностями культуры коренных народов Приамурья

Задачи:

  1. Помочь осознать значение культуры коренных народов ДВ;

  2. На основе восприятия побудить к размышлению о нравственных нормах (уважение к традициям разных народов, бережное отношение к памятникам культуры, необходимость изучения древних источников культуры);

  3. Развитие воображения на чувственном уровне с помощью музыкальных и изобразительных средств.

ПЛАН УРОКА.

1. Введение в тему.

2. Особенности культуры народов Приамурья (экспедиционные материа­лы)

3. Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья.

4. Виды и роль орнамента.

5. Практическая работа: выполнение аппликации в виде личины.

6. Обрядовая игра "Хэйро".

7. Парад масок. Превращение.

8. Итог урока "Земная красота".

Урок рассчитан на 2 часа учебного времени.

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Вход под музыку "Моя земля" в исполнении симфонического ансамбля Шмагина.

1.1. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, вести его мы будем вдвоем - Лариса Павловна - учитель изобразительного искусства, и я. А во - вторых, вас сегодня встречает не совсем обычная музыка.

1.1.1. Что же в ней необычного? (исполнение, инструменты, ин­тонации).

1.1.2. Привычна ли музыка для нашего слуха?

1.1.3. Чем отличается от русских напевов (необычным острым ритмом, пением, приемом "икания" - горловым пением)?

1.1.4. Посмотрев, на плакаты, которые вы видите, проанализировав музыку, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Итак, средствами изобразительного искусства и музыки мы с вами попробуем прикоснуться к великой тайне - культуре коренных народов Приамурья.

1.1.5. Сможете ли вы назвать народности, проживающие по бере­гам Амура?

  • нанайцы,

  • ульчи,

  • удэгейцы,

  • орочи,

  • нивхи.

  • нигидальцы.

2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ (ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

2.1. Перед нами на плакатах представлены некоторые материалы трех экспедиции в национальные селения Сикачи-Алян, Кальма и Гвасюги.

В этих экспедициях я побывала в студенческие годы.

2.2. На плакате № 1 этюд "На берегу Сикачи - Аляна" В первой экспедиции я побывала, учась на 2-м курсе.

Название Сикачи - Алян произошло из двух слов: Сикачи - ка­баны, Алян - гора.

(Фото 1, 2, 3, 4). На берегу Амура лежат камни - валуны, на камнях выбиты рисунки. Этим рисун­кам более 5-ти тысяч лет по свидетельству Алексея Павловича Оклад­никова. Сегодня ученые говорят о 8-ми тысячах лет. (Мы живем в 2008 году по Рождеству Христову).

На этюде студенты, впервые увидевшие, изумленные, петроглифами.

Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья2.3. На левом берегу Амура, мы провели раскопки и уже в верхнем слое песка были найдены: наконечники стрел, черепки глиняных сосудов с орнаментом, украшения в виде бусин. (Одна подвеска в виде диска с отверстием сохранилась у меня до сих пор, остальные мы сдали в Краеведческий музей им. Градекова.)

Подвеска из хризопраза в виде просверленного диска. Украшение одежды шамана


2.4. Вернемся к камням - валунам на правом берегу.

Легенда гласит: "Это было в то далекое время, когда на небе было три солнца.

Поэтому стояла такая жара, что камни плавились, как воск и на них можно было рисовать без всякого труда".

Второй вариант легенды гласит: "Это не рисунки, а отпечатки существ и ду­хов на мягких от жары камнях. Когда на небе было три солнца и от зноя умирали даже рыбы, Первый шаман догадался убить два солнца.

Вода кипела - горой стояла. Гора кипела - водой стала, (картина напоминает извержение вулкана). Шаман убил два крайних солнца. На мягких камнях отпечатались жители земли и духи, и после этого жить стало хорошо. Народ хорошо родиться начал.

2.5. Петроглифы Древнего Амура. Личины Сикачи - Аляна.

Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья

Петроглифы (греч. petros - камень, gluphe - резьба) - нас­кальные изображения.

2.5.1. Петроглифы Сикачи - Аляна:

2.5.1.1. Хото дуруни - дух, маска черепа.

2.5.1.2. 0рон (ть) дуруни - оленья маска, (маска лося).

2.5.1.3. Илан Сиун - три солнца.

2.5.1.4. Мапа дуруни - дух медведя.

2.5.1.5. Муйки дуруни - дух земли.

2.5.1.6. Гаса дуруни - дух утки и так далее.

2.6. Этюд из пос. Гвасюги с жанровыми сценами игр де­тей. Композиции включают в себя окружающие детей предметы: брев­на, лодки, домашних животных. Этюды с портретами жителей национальных селений Кальма и Сикачи-Алян.

2.7. На плакате N 2 рисунки идолов народов Приамурья (Фр. fetish - идол). Идол - предмет, наделенный сверхъестественной си­лой, служит для религиозного поклонения. Идолы населялись духами.

Изготавливали идолов мужчины: шаман, глава рода или взрос­лые мужчины (иллюстрации Г. Павлишина стр. 181 и 209 Д. Нагишкин "Амурские сказки").

По представлениям коренных жителей Амура окружающая их сре­да: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет-делится на сферы и населено духами: добрыми и злыми. Духи злые стремятся завладеть телами и предметами или навредить. Добрые же, наоборот, стараются защитить.

Существовало табу на реалистичность изображения, в силу убеж­дения: "если злой дух узнает, он прогонит добро и сам поселится в идоле и начнет вредить человеку".

2.8. В христианской религии подобную функцию выполняет икона (демонстрация списка с Казанской Божьей Матери в окладе). Икона отличается от идола тем, что она является посредником между молящимся и святым, образ которого изображается в реалистичной манере.

Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья

Изображения духов напоминают людей, животных, но часто это абстрактные Фигуры из дерева, кости, камня, кожи, ткани, соломы.

При рождении человека всю его жизнь и после смерти его сопро­вождали различные ритуалы, в которых важную роль играют духи и их вещественное воплощение - Фетиши.

3. ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ.

Вы заметили, что в рассказе учителя ИЗО "красной нитью" про­ходит единение человека с природой, с окружающим миром.

3.1. Как только человек заговорил и понял, что он может своим голосом подражать звукам ветра, волны, птицы, зверя, он стал этим пользоваться.

3.2. И как вы думаете, какими были самые первые попытки создания музыки? (подражание животным и птицам).

- Да, самым ранним жанровым пением было подражание. имитация звуков птиц и зверей, которым пользовались и до сих пор пользуются охотники (манок), а также обрядовое переитонирование этих звуков.

3.3. Я вам сейчас наиграю такую переитонированную мелодию, а вы вслушайтесь внимательно и попробуйте определить, чей это голос - имитация - птицы или зверя?

Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья

- Это ''игровая" интонация лесного голубя. Попробуем ее спеть. Выпрямим спинки, закрытым ртом подержим и выровняем первый звук (дети затем пропевают всю мелодию закрытым ртом).

А теперь добавим слова "кунти данта". У коренных народов при­емы пения порой отличаются от того, как мы сейчас спели. Мы при­выкли петь на выходе, а у нанайцев, нивхов, удэгейцев применяется чередование "выдох - вдох" с характерной манерой горловой передачи звука, создающей впечатление "икания" на традиционный напев Формулу - ехый.

3.4. Сейчас мы послушаем такую импровизацию удэгейской мелодии (звучит удэгейская вокальная импровизация "ехый".

3.5. А хотите сами попробовать ощутить горловое пение? Для этого поставьте ладошку под подбородок и при подаче звука начи­найте похлопывать по подбородку рукой.

3.6. Вскоре человеку понадобились и музыкальные инструменты.

- А что служило материалом для создания простейших музыкаль­ных инструментов? (дерево, стебли, травы, кость, затем металли­ческие пластинки). Инструменты уже тогда стали делиться на духо­вые, струнные и ударные (показываю на плакате). К духовым инс­трументам относятся Флейты, сделанные из тальника (киго), кунгай (удэгейцы) - род. Варгана. У россиян тоже был похожий инструмент, ведь "варчи" на древнерусском обозначают "уста".

Объясняю устройство кунгкая.

- А теперь послушаем как он звучит.
Звучат "нивхские наигрыши" (Фрагмент).

  • Дайте характеристику звучания этого инструмента (небольшой диапазон, монотонная мелодия) очень ритмичные рисунки мелодии.

  • Как вы думаете, где использовали этот инстумент? (в обрядо­вых играх, танцах).

  • К струнным инструментам относится монохордовый (однострун­ный) инструмент дзюлянгки (удегейское), дучианэ (нивх).

  • Послушайте и скажите, по тембру звучания какой инструмент он вам напоминает? (скрипку) звучит дучианэ.

3.7. Игрой на музыкальных инструментах человек показывал свое отношение к миру, окружающей действительности, то, что он не мог сказать словами. Пела и играла душа человека.

А душой было наделено все вокруг: воздух и вода, деревья и камень.

И, конечно, человеком, который мог свободно общаться с душа­ми всех небесных сфер, был шаман.

Поэтому системы шаманских жанров - муэни (ейни), в которых ритуальное пение сопровождается ударами в бубен - унту и звоном янгка (металлических подвесок на поясе), занимает особое место (показываю иллюстрации).

3.8. Звучит Фрагмент из «Сказания о солнце - бубне» в исполне­нии А. Бельды и мужского Фольклорного ансамбля песни и танца «Гива»

Перед прослушиванием мелодии ставится задача - представить зрителю этот эпизод. Наводящими вопросами подвожу к красочным описаниям одежды шамана.

3.9. (Иллюстрации Г. .Павлишина стр. 27, 41 Д.. Нагишкин «Амурские сказки»).

4. ВИДЫ И РОЛЬ ОРНАМЕНТА.

images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0

4.1. Что такое орнамент? slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0

4.1.1. Орнамент - это повторяющийся узор. Узор - это украшение или декор.

4.1.2. Декорация - украшение, декоративный - украшенный.
4.2. Какие виды орнамента вы знаете?
4.2.1. Виды орнамента по предмету изображения:

1

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ

По предмету изображения

2

РАСТИТЕЛЬНЫЙ

3

ЗООМОРФНЫЙ (животные)

4

АНТРОПОМОРФНЫЙ изображения (человек)

slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0

4.2.2. Типы орнамента по композиции (расположению):

ЛЕНТОЧНЫЙ (полосной), КОВРОВЫЙ (квадрат, прямоугольник), В КРУГЕ.

images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B+%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0&stype=image

4.3. Орнамент выполняет не только Функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов.

4.5. На плакате N 5 представлены детали различных изделий с орнаментами.

4.5.1. Орнамент унтов из поселка Кальма. Нигедальский орнамент состоит из завитков, трехлистника и листика.

4.5.2. Нанайский орнамент ковра состоит из спирали, скобок и точек.

На шапочке орнамент в виде оленьих рогов состоит из волны, завитка, листика и круга.

4.5.3. Намного сложней и утонченней выглядят удэгейские орна­менты. Очень часто они напоминают личины - маски духов. Но и эти орнаменты состоят из простых элементов:

  • завиток, или спираль;

  • окружность, почка;

  • извилистая линия, волна;

  • листик или скобка;

  • ромб или капля.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

5.1. На плакате N 6 представлены три личины - маски -тигр - пурэн амбани дуруни, медведь - мапа дуруни, олень - орон дуруни.

5.I.1. Рассмотрим элементы, из которых состоят эти изображения:

  • завиток,

  • окружность,

  • волна,

  • скоба,

  • ромб.

5.2. Сложить по центральной линии лист цветной бумаги. Нари­совать детали. Вырезать. 1, 2, 3.

5.3. На листе белой бумаги провести центральную линию (разде­лить пополам лист). Провести тонкую линию с помощью линейки.

5.4. Наклеить детали, совмещая центры деталей с центральной линией.

5.5. Индивидуальная работа с детьми под музыку В. Г. Бондаренко - джаз, парафраз на темы национальных мелодий коренных жителей Амура.

5.6. При выполнении аппликации из деталей, каждый ученик сос­тавляет свою композицию.

6. ОБРЯДОВАЯ ИГРА "ХЭЙРО" (СОЛНЦЕ).

Выполнив маски - аппликации, дети становятся в круг, берутся за руки. В центре сидит человек - "солнце". Поднимая и опуская руки, дети идут приставным шагом и поют. Солнце в любой момент подняться, выпрямиться и расправить руки - лучи.

Дети должны убегать и уворачиваться от рук - лучей, затем снова собираются в круг:

Хей-ро, хей-ро, хей-ро, хей-ро.

Раз, два, три - в круг скорей беги.

7. ПОСЛЕ ИГРЫ - "ПАРАД МАСОК".

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Неожиданное превращение - маски поворачиваем на 180 и получаем другие изображения: 1, 2, 3.

8. ИТОГ УРОКА.

Сегодня мы сделали попытку познакомиться с древнейшей куль­турой народов Приамурья, которая древнее греческой и египетской на несколько тысячелетий.

  • Нужно ли знать, изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле ты живешь? Почему?

У каждого из нас есть родина - это место, где ты родился, где живешь, учишься.

Мы живем с вами в прекрасном уголке нашей планеты - Дальнем Востоке.

И закончим мы урок песней о "Земной красоте" нашего современника, русского композитора. Песни разные по стилю, по времени, но объединяет их авторов и, конечно, исполнителей, любовь к. своему Отечеству.

Звучит песня "Земная красота",

в исполнении учителя музыки и группы учащихся.

Фотографии с урока

(Рекомендую использовать ЦОР к уроку, записанный на диске)

Урок размещен на портале Хаба Вики:

resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:Vlasla1

© Vlasyuk L. P., Verotchenko T. V.

© 2010-2022