• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики. «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так,...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ























Выполнила:

Манджиева И.А.,

педагог-психолог МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова»

Элиста,

2015 г.

Оглавление



Введение ……………………………………………………………………….3

§ 1. Системно-деятельный подход как основа внедрения ФГОС………...6

§ 2. Основные направления деятельности школьной

психологической службы……………………………………………………10

Заключение ……………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………14





































ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность.

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Новая школа - это:

  1. обучение, воспитание, сохранение, укрепление здоровья школьников; 2) проектирование и реализация образовательной траектории каждого ребенка, образовательного учреждения в целом; 3) учителя, не только хорошо знающие свой предмет, но и открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет; 4) комплексный психолого-педагогический подход.

В условиях внедрения ФГОС НОО в деятельности психологов ОУ выделены следующие проблемы:

1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы.

3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста.

4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности, в том числе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Данный проект предназначен для оказания помощи педагогам-психологам образовательных учреждений в разработке и реализации системы психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель проекта - методическое обеспечение педагогов-психологов в вопросах осуществления процесса психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи проекта:

  1. Составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников - диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики.

  2. Подобрать пакет материалов по работе с педагогами.

  3. Подобрать методические материалы по работе с родителями.

Предполагаемые результаты:

Наличие у педагогов-психологов

  1. Основных аспектов содержания и организации психологического сопровождения развития детей в соответствии с требованиями ФГОС.

  2. Теоретико-методологических основ психологического сопровождения формирования УУД у детей младшего школьного возраста.

  3. Методов диагностики уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста.




























§1. Системно-деятельный подход как основа внедрения ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2015 г. определяет основные требования к условиям, которые необходимо создать в каждом образовательном учреждении для реализации обновленных целей образования. Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре и к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт направлен на обеспечение, в числе прочего, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования; обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Конкретно это предполагает наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные результаты, метапредметные результаты - освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и предметные. Оценка результатов деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Новое содержание стандарта и новое методологическое основание (системно-деятельностный подход) предполагают активное участие педагога-психолога ОУ в процессе его реализации. Среди новых задач педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС можно выделить следующие:

  • Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Умение осуществлять мониторинг развития индивидуально-личностных характеристик ребенка в группах начального образования.

  • Организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.

Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям. Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

ФГОС представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Он устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Личностные требования включают в себя: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который включает в себя:

- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся;

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- обеспечение преемственности образования;

- разнообразие организационных форм (ФГОС).

Для реализации требований, которые заложены в стандартах образования необходимо осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Становится очевидным, что для реализации требований стандартов необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

































§ 2. Основные направления деятельности школьной психологической службы

Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС:

  • обеспечивает контроль за развитием учащихся;

  • дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

  • принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;

  • проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

  • прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;

  • оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса.

Задачи психологов образования

- измерение результатов обучения, определение уровня формирования компетенций учащихся;

- учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

- взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Новые задачи перед школьным психологом:

  • Создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс

  • Разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций

Разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования.

Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения:

1. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

  2. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

  3. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  4. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

  5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

  6. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

  7. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).



























Заключение

В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Проект «Модель психологического сопровождения реализации ФГОС начального общего образования» предполагает оказание помощи педагогам-психологам образовательных учреждений в разработке и реализации системы психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Цель и задачи проекта, поставленные авторами, достигнуты: составлен пакет методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников, подобраны пакет материалов по работе с педагогами, методические материалы по работе с родителями.






Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей едагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

  2. Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М. - 2008

  3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001.

  4. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.

  5. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

  6. Занков Л.В. Развитие и обучение. - М.: Педагогика, 1962.

  7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.

  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

  9. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара: изд-во СГПУ, 1998.

  10. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). - М.: Гардарики, 2002.

  11. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий "Школа для всех"»

  12. Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.

  13. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М.2010

  14. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова, М, 2010

  15. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010

  16. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

  17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.



15


© 2010-2022