• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья по искусству. «Урок искусства как способ формирования общечеловеческих ценностей»

Статья по искусству. «Урок искусства как способ формирования общечеловеческих ценностей»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Казанина Елена Александровна


Бийский район с . Сростки


МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина»



«Урок искусства как способ формирования общечеловеческих ценностей».





Урок искусства как способ формирования общечеловеческих ценностей.

Сегодня в Год культуры мы много рассуждаем о культуре нашей страны. Но я как учитель-практик давно поняла, что все начинается в школе. Реформирование государства во всех сферах привело к скачку в развитии в СМИ, компьютеризации, выходу в интернет, что повлекло за собой не только позитивные, но резко негативные последствия: разрушению идеалов, насилия, наркомании и т.д. Родители за частую, не контролируют своего ребенка, а иногда просто не обращают внимание на то, в какой культурной среде вращается его ребенок, если эту «среду» можно назвать культурной. На мой взгляд, именно, предметы области искусства призваны развивать человеческое в Человеке. К сожалению, опыт предшествующих поколений ничему нас не научил, мы понимаем, что в школе необходимы предметы художественно - эстетического цикла: литература, музыка, искусство, МХК, ИЗО, но что с ними делать и в каком объеме преподавать, до сих пор не знаем и не можем прийти к единому мнению. Если проследить историю образования в целом, то можно сделать вывод, там, где искусству уделялось первостепенное значение, появлялся всплеск в развитии человечества, возникновение уникальной и феноменальной культуры. В новом законе об образование предметы области искусства заканчиваются в 8 классе, а ведь именно эти предметы напрямую, могут решить многие проблемы в нашем обществе. Искусство словно играет на струнах души ребенка, побуждает не просто к творчеству, образному мышлению, оно учит жить и видеть прекрасное. Искусство выступает как средство, которое направляет, социализирует и определяет человеческие ценности.

Дмитрий Сергеевич Лихачев однажды заметил: «Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», - это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств». Тогда становится все понятно. Необходимо еще в раннем детстве открывать для ребенка этот зал, вводить в него постепенно и с каждым разом погружать в новые пространства мира гармонии.

Уроки искусства начинаются с первого класса. Очень важно, чтоб их вел Профессионал, который призван, не просто развить навык изобразительной деятельности, а именно сопровождать ребенка, по удивительному миру. Один час в неделю, но как много необходимо успеть, показать мир который открывает тайны мироздания, учит жить и сохранять, то неповторимое целостное ощущение красоты и гармонии. Надо спешить, не упустить время, пока душа не огрубела и не превратилась в механическое повторение событий, дней, лишенная чувств и тяги к прекрасному. Если на начальном этапе это сделать не сложно и учащиеся погружаются в мир творчество активно, то чем старше становиться ребенок, тем дальше он отдаляется от мира искусства. Здесь все зависти от нас педагогов. Понятно, что в старших классах ученики интенсивно готовятся к выпуску, курсы, репетиторство, профильное образования, но мы совершим самую страшную ошибку, если не проигнорируем предметы области искусства в старших классах, где основные предметы превращаются в механическое натаскивание на ЕГЭ. Мы воспитаем поколение, забывшее об истинных ценностях.

Говорить о проблемах можно много, но мне хочется просто рассказать, как проходят уроки в старших классах. Сначала было трудно доказать ребятам, что предметы искусство и МХК один из самых важных предметов. В жизни не всегда пригождаются все школьные предметы, но без искусства, без знаний исторических ценностей, не возможно, стать гармоничной личностью.

Самый первый урок по искусству в 8 классе, знакомит обучающихся с понятиями «культура». На этом уроке мы всегда много размышляем, спорим и впервые старшеклассники, делают для себя открытие, что никогда не жили вне культуры.

Все начинается с погружения в Древние цивилизации. Мы с восьмиклассниками заново совершаем открытия в мир ценностей. Важно не просто познакомить с искусством Египта, Греции, Рима, Америки, а вынести ценностные ориентиры. Знакомимся с мнением искусствоведов, культурологов. Паола Волкова отметила в одной из своих книг «Мост через бездну» о феноменальности культуры Древней Греков в ней она видела не только шедевры мирового искусства, как основу для развития всей европейской культуры, но самым главным отмечала мысль, уничтожения в себе низменны, животных инстинктов. «Убить в себе Минотавра», главная мысль в искусстве Греков, отмечает Паола Волкова. Когда мы с учениками открываем эту мысль, то словно все встает на свои места. Дети неожиданно для меня сами делают такое открытие и поражаются, как мир до сих пор не услышал этого послания. А ведь это то, самое зерно, которое когда-то прорастет и тогда не появится фаната, проливающего кислоту на мировые шедевры. Недавно поразила одно высказывание на одном их учительском портале: «Необходимо оградить подрастающее поколение от изображения обнаженных тел в искусстве». Вот наша некомпетентность, и наша безграмотность. Как можно говорить о культе красоты человеческого тела в Древней Греции и рассматривать Венеру Милоскую, Дорифора? Или мы будем облачать их в мистические одежды? Поистине абсурдные рассуждения.

С каждым уроком мы делаем открытия, словно выбираем ценностные ориентиры на всю жизнь. Знакомство с шедеврами, личностями формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей.

В 10 классе мы знакомимся с творчеством малых голландцев. Особенно значительным становится творчество Рембрандта ван Рейна. Мы рассматриваем картины, погружаемся в его мир и помогает нам творчество А. Тарковского. Здесь старшеклассники, возвращаясь к Блудному сыну, стопроцентно говорят о прощении, говорят о человеческих ценностях. Финал, сцена их фильма А. Тарковского «Солярис», где он в точности повторяет картину Рембрандта.

Особое влияние на учащихся оказывает музыка, главное ее открыть. Мы слушаем и сравниваем с современной обработкой. Неожиданно открываем, что сегодня как никогда классика пользуется популярностью, знакомые мелодии в современной обработке оказываются музыкой Баха, Бетховена, Вивальди и даже Шопена. Многим нравятся подленные варианты произведений, а кто-то с восторгом рассказывает об исполнении Ванессы Мей «Каприччио» Паганини. Слушаем, размышляем, читаем стихи. Спорим, объясняем и решаем новые задачи. Мы не просто рассматриваем картины ища композиционный смысл, колорит, а ищем идеи которые несли художники разных эпох. Рассматриваем как художники относились к войнам на примере картины Д. Велассекса «Взятие Бреды», Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» и П. Пикассо «Генрика». Учащиеся выходят потрясенные и впервые понимают и принимают некогда непонятное для них искусство Пикассо. Одна из моих учениц после урока сказала: «Мне хочется, смотреть и смотреть на его картины. Рассматривать и открывать».

Особое значение имеет финал урока, где как рефлексия звучат стихи, музыка листаются страницы репродукций, истории, на листе бумаге сочиняются стихи, сочинения, а красками рисуются свои чувства. Совершаются открытия - это и сеть великое таинство искусства.

Уроки искусства должны идти в полной гармонии всех видов искусства. Невозможно понять эпоху просвещения без философской мысли, без «Гулливера» Д. Свифта. Романтизм откроется в романсах М. Глинки, Стихов Жуковского, картин Ф. Гойя, О. Кипренского и музыки Ф. Шопена. То есть урок искусства способен объединить все знания из разных предметных областей и привести их к общему знаменателю, формированию мыслящей личности, умеющей в этом стремительно меняющемся мире самостоятельно различать истинной от поддельного, прекрасное от безобразного. Способной не зависимо от обстоятельств оставаться - Человеком.

Главное на таких урока молодое поколение научится мыслить, видеть красоту и находить смыслы, которые несет для нас искусство. Если после уроков мои ученики рассказывают о прочтении новой для них книги, просмотре фильма о Шопене, Паганини, о своих чувствах после просмотра современного фильма, значит, невидимые струны души поют, и «тронный зал» искусства открыт для созидания. Мне хочется верить, что эти уроки останутся на всю жизнь, формируя новое поколение, это наше будущее.





Список литературы и источники Интернет.

1. Волкова. П «Мост через бездну» - Изд. Зебра Е 2013г.

2. Лихачев. Д «Письма о добром и прекрасном»



© 2010-2022