Проект «Изобразительная деятельность детей, этапы развития детского рисунка»

Распространено мнение, что рисовать можно научить только того, у кого есть способности. Но так ли это?   Если припомнить давнее (да и не очень давнее) прошлое, легко прийти к выводу, что бывали времена, когда и чтение и письмо считались делом избранных. Всех остальных просто объявляли неспособными научиться этой премудрости. А в наши дни?! Человек, неумеющий читать и писать, скорее, вызывает удивле­ние: как это ему удалось так "сохранить себя"! В общем, и чтению, и письму, можно считать, повезл...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Изобразительная деятельность детей, этапы развития

детского рисунка»


СОДЕРЖАНИЕ

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ ЛЮБОГО?

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ЦЕЛОСТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ СПОНТАННЫЙ

РИСУНОК

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

ТАЙНА ДЕТСКОГО РИСУНКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДОШКОЛЬНИКОВ, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

НЕКОТОРЫЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

СОДЕРЖАНИЕ


МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ ЛЮБОГО?

Распространено мнение, что рисовать можно научить только того, у кого есть

способности. Но так ли это?

Если припомнить давнее (да и не очень давнее) прошлое, легко прийти к выводу,

что бывали времена, когда и чтение и письмо считались делом избранных. Всех

остальных просто объявляли неспособными научиться этой премудрости. А в наши дни?! Человек, неумеющий читать и писать, скорее, вызывает удивление: как

это ему удалось так "сохранить себя"!

В общем, и чтению, и письму, можно считать, повезло в отличие, например, от рисования.

Здесь мало что переменилось, хотя попытки научить изображению трехмерного мира на плоскости предпринимаются постоянно - уже в школах, на уроках рисования. Правда, чаще все они (т.е. попытки) терпят фиаско. Приговор однозначен: рисовать не способен...

Конечно, человек может прожить долгую и вполне счастливую жизнь и без

рисования: так и не поняв, что многие аспекты этой жизни остались за

пределами его сознания.

Ведь рисование - такое же средство познания окружающего мира, как биология, химия, физика, например...

Конечно, некоторые люди располагают природным даром, позволяющим им

непосредственно общаться с реальностью: умеют получать необходимую

информацию, конструировать нужные им модели. Именно их и называют творческими личностями.

Вернемся, однако, к рисованию. Мы полагаем, что, разумеется, в некоторой

мере, указанную проблему можно решить, обучая людей рисованию. И вот почему.

Рисуя, человек использует самостоятельно полученную информацию, на основе

которой создает объемные модели-изображения.

А как превратить обучение детей разного возраста основам изобразительной

грамоты в осознанное, интересное для ребёнка дело?

Как ввести детей в таинственный мир искусства?

Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими

чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем

ярче, неординарнее его воображение, тем вероятней, что интуитивная тяга к

искусству станет впоследствии осмысленней.


ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на

создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой

деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормаль- ному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до

скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех.

Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их

общественной значимости.

При традиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторую

информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения

задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в

творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не

приобретает и опыта такого поиска.

Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все

традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом

зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в

процессе конкретного исследования.

Только практический опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные

ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение

творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных

обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса

обучения определение творческой деятельности требует корректив. Дети в

подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они

воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях,

на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей

деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества.

Отсутствие общественной новизны в результатах творчества детей не приводит к

кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса.

Формирование творческого мышления.

Творческое мышление во многом сближается и даже сливается с творческим воображением.

Главное для творческого мышления - нешаблонность, умение охватить

действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые

закреплены в привычных понятиях и представлениях.

Без фантазии нет творчества.

Творческое мышление и фантазия должны учить человека смелости при выходе за рамки привычных, освещенных «здравым смыслом» или авторитетами представлений, взглядов, способов мышления.

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его

рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто

изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему

средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у

ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда

большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь

передать это отношение" ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе

- большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из

своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и

сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и

мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь

совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким

художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых

к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к

дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и

может усовершенствоваться в работе над рисунком.

Ребенок рисует свою семью - и эти рисунки точно передают семейную атмосферу и особенности его отношений с близкими.

Он уже очень близко подошел к новому взгляду на себя и на других - взгляду со

стороны, но еще сохранил взгляд изнутри. В возрасте 7-10 лет ребенок и

создает самые интересные свои рисунки. Всегда найдется кто-то, кого они

приведут в полный восторг своей нерастраченной свежестью, открытостью,

своеобразием, но уже и понятностью. Он уже видит в себе не только лягушку, но

и царевича, царевну, со всеми культурой награждаемыми доблестями и красотами.

И вот тут он и... перестанет рисовать. Спонтанный рисунок умирает, сходит на

нет или сменяется профессиональным.

Чаще всего поводом становится острая нехватка благожелательных критиков:

обязательно найдется кто-то среди близких взрослых, кто бросит

пренебрежительно: "Ну и мазня!".

Подростку этого вполне достаточно, чтобы навек расстаться с карандашом. Кроме того, он и сам начинает сравнивать свои рисунки с многочисленными образцами и эталонами, а подростку важнее всего на свете соответствовать образцам и стандартам

Человек - как хранилище, из которого никогда ничего не выбрасывают. Или как иллюстрация к

истории человечества, в которой аккуратными слоями сложилось-слежалось все,

что с ним когда-то было.

К концу года дети должны уметь:

· различать виды изобразительного искусства,

· высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного

декоративно-прикладного искусства

· правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;

· свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных

направлениях, не вращать при этом лист бумаги;

· передавать на рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,

основной цвет предметов;

· правильно работать акварельными и гуашевыми красками - рисовать и

смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за

пределы этой поверхности);

· выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм

растительного мира

· применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений

(примакивание, способ тычка и др.);

· узнавать главные элементы народной росписи.

· уметь пользоваться пластилином и стекой, соблюдая правила личной гигиены;

· лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, посуду,

животных, человека);

· уметь украшать изделие углубленным рельефом и налепом.

в аппликации

· композиционно правильно располагать изображения;

· составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и

растительных форм;

· использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и

гармошкой;

· сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;

· правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Проект «Изобразительная деятельность детей, этапы развития детского рисунка»Ориентировочный тест

зрелости Я.Ййрасика является модификацией теста А.Керна. Он состоит из трех

заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным

буквам, срисовывание группы точек. Я.Йирасик ввел дополнительное четвертое

задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается

ответить на 20 вопросов.) Предназначен для определения готовности к школьному

обучению.

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных

слов должны быть обеспечены одинаковые условия, как и при срисовывании группы

точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку

раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и

третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой

моторики руки.

Оценка выполнения теста:

1. Рисунок мужской фигуры.

1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь

голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи,

голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка,

шляпа), имеются уши, на лице - глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью

пальцами. Ноги внизу загнуты, использована мужская одежда. Фигура нарисована с

использованием так называемого синтетического способа, то есть, фигура рисуется

сразу как единое целое. (Можно обвести контуром, не отрывая карандаша от

бумаги). Ноги и руки как бы "растут" из туловища.

2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1,

кроме синтетического способа изображения. Три не хватающие части (шея, волосы,

один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это

уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла ставят, когда на рисунке изображены голова, туловище, конечности,

а руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей

волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены всего лишь

простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов не хватает ясного изображения туловища (голова и ноги) или обеих

пар конечностей.

Исследования И.И.Будницкой, Т.Н.Головиной, В.С.Мухиной, П.Т., М.Д.Баррето,

П.Лайта, К.Маховер, П.Т. Хоментаускаса и др. показывают, что особенности

графических изображений в определенной мере коррелируют с уровнем умственного

развития детей.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Дети склонные к

доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие

фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством не

безопасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части

лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере

общения, отгороженность, аутизм.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры

мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка. Следует

подчеркнуть, однако, что самостоятельного диагностического значения данные

тест не имеет, то есть, ограничивается в обследовании ребенка данной

методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.

2. Подражание письменным буквам.

1 балл следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное

написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная

буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не

отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и

соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре

буквы образца.

4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все

еще создает строку надписи.

Проект «Изобразительная деятельность детей, этапы развития детского рисунка»5 баллов. Каракули.

3. Срисовывание группы точек.

Инструкция: "Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй здесь,

рядом, такие же."

1 балл. Почти совершенноe подражание образцу. Допускается только очень

небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка

допустимо, увеличения не должно быть.

2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно

допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами

и столбцами.

3 балла .Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине

оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точек не должно быть больше 20 и

меньше 7. Допускается любой поворот даже на 180 градусов.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он еще

состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеет значения. Другие

формы не допускаются.

5 баллов. Черкание

Общая оценка результатов тестирования.

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем

субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять

баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному

обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования

для получения более объективных данных. Особое внимание следует обратить на

группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что

составляет развития ниже нормы.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Школьные учителя изобразительного искусства, руководители изостудий,

родители проявляют повышенный интерес к новым подходам в области приобщения

младших школьников к изобразительному искусству и в руководстве их

творческой деятельностью. -

Школьные программы по рисованию с конца 20-х годов на протяжении десятилетий

ориентировались главным образом на рисование с натуры предметов простых форм.

При этом содержание заданий в младших, средних и старших классах отличалось

количеством предметов в натурных постановках. Не было качественной разницы

между рисованием с натуры на школьном уроке, в изостудии, в, художественной

школе. Соответственно возрастало количество часов, отводимых на натурные

постановки.

Любопытно отметить, что школьные методисты простодушно рассказывали о своих

наблюдениях за младшими школьниками, которые, получив задание нарисовать с

натуры кувшин, могли не обратить внимания на то, что учитель вынес кувшин из

класса, и продолжали рисовать, думая о чем-то своем, не слишком заботясь о

внешнем сходстве с натурой.

Не только педагоги, но и родители, если они внимательно относятся к процессу

творчества младших школьников, убеждаются, что детей в этом возрасте гораздо

больше интересует изображение действий, событий, чем рисование с натуры

статичных постановок.

Специалисты в области художественного воспитания детей объясняют эти

особенности младших школьников «двигательной» установкой психики (А. В.

Бакушинский), «действенным» отношением к действительности (Б. П. Юсов). В

подростковом возрасте на смену «двигательной» придет «зрительная» установка

психики (А. В. Бакушинский), наступит период «предметной отнесенности»

изобразительной деятельности (Б. П. Юсов).

К сожалению, эти важнейшие психофизиологические особенности развития младших

школьников и подростков не принимались во внимание при разработке старых

программ по рисованию. В определенном кругу методистов считается чуть ли не

аксиомой, что задача обучения рисованию состоит в усвоении школьниками

определенного набора правил изображения, а творческое развитие равносильно

отказу от обучения. Причем выделяемый в таких случаях набор правил скорее

можно отнести к «техническому рисованию», чем к искусству.

Между тем особенности художественного языка определяются спецификой

искусства, о чем известный- ученый П. В. Симонов говорит так: «Самое главное

в моделях науки - это информация о том, что собой представляет моделируемое

явление. Самое главное в моделях искусства- это информация о том, чем

является моделируемое явление для нас. Искусство воплощает отношение

человека к воспроизводимым явлениям, но категория отношения возможна только

в координатах желательного или нежелательного. Вне этих координат

психологический факт отношения невозможен, его просто напросто нет».

Для дошкольников и младших школьников очень характерно активное отношение к

изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые ребята, рисуя,

«озвучивают» изображаемые действия. Увлеченность младших учащихся содержанием

своих рисунков, активное проявление личного отношения к изображаемым

персонажам - все это усиливает выразительность детских работ. Не случайно

многие художники обращаются к детскому творчеству как к неиссякаемому

источнику искренности, непосредственности, художественной выразительности.

Главный признак искусства - художественный образ. Именно в нем таинственным

образом соединяются «портрет» самой жизни и «портрет» художника-творца.

Образность рисунков дошкольников и младших школьников отмечали не только

художники. Лев Толстой, Януш Корчак, Василий Сухомлинский и многие другие

обращали внимание на особую образность детского творчества вообще и рисунков

в частности. В старых школьных программах, о которых мы уже вели речь,

проблема образности искусства и детского творчества фактически даже не

поднималась.

Чтобы детям было интересно учиться в школе, чтобы каждый ученик мог выявлять

и развивать свой комплекс способностей, нужно, вероятно, чтобы и учителям

было интересно учить детей, чтобы «методический туман» не закрывал от них

звездное небо высочайшей культуры гуманистического наследия», как образно

говорит об этом Шалва Амонашвили. Необходимо, чтобы учитель мог ощущать себя

личностью.

В художественной педагогике и психологии в нашей стране и отчасти в других

странах сохранилось, главным образом, три направления. Обостряя противоречия,

их основные положения можно выразить следующим образом.

Согласно одному, в школе с первых дней занятий надо учить графической грамоте

- умению правильно изображать зрительно воспринимаемые предметы и явления

окружающей действительности (их внешний вид), знания которой дети могут

применять в тематических рисунках. Содержание и методика обучения в этом

случае были логично взаимосвязаны между собой, потому что строились по

образцу начальных этапов упрощенного традиционного профессионального

обучения, где критерии оценки знаний нормативны, т. е. всегда позволяют

отличить "правильное" изображение от "неправильного". Казалось бы, это

направление вполне отвечает специфике концепции учебной деятельности,

поскольку именно в обучении нормативным (научным) знаниям она обнаруживала

тогда наибольшие успехи. Однако школьное обучение по этому направлению явно и

повсеместно показывало ряд отрицательных последствий. Прежде всего

происходила коренная ломка опыта дошкольного рисования, которая приводила к

потере у большинства учеников интереса к этому занятию - резкому снижению той

внутренней мотивации, которая у всех детей с очевидностью проявлялась в

предыдущем возрасте. Сколько-нибудь заметные художественные достижения (за

исключением отдельных детей) почти полностью исчезали, некоторые элементы

графической грамоты осваивали лишь отдельные ученики.

По теории другого направления занятия изобразительным искусством следует

строить в основном на заданиях, побуждающих детей к творческому

самовыражению, что обеспечивает частые всплески детской фантазии и в

результате - рисунки высокого художественного достоинства. Исследователи и, в

особенности, талантливые педагоги этого направления значительно обогатили

художественную педагогику очень ценным методическим опытом. Однако это

направление почти полностью разрабатывалось в условиях кружков и студий

изобразительного искусства, где занимались специально отобранные дети. В

школьной практике эти методы использовались редко и чаще всего

"консервировали" изобразительную деятельность детей на уровне, характерном

для дошкольного детства. Творческие достижения учеников от года к году или не

изменялись, или даже заметно снижались, а ко времени перехода в средние

классы как будто "уходили в песок", почти ничего не оставляя у большинства

детей. Концепция учебной деятельности к этому направлению непримирима еще и

потому, что оно почти или совсем не оставляет места учению детей.

Третье направление во главе занятий ставило разъяснение произведений

искусства, т. е. знания искусствоведческого характера, которые дополнялись

значительным числом творческих заданий. Достоинство этого направления

определяется прежде всего системностью знаний, выработанной наукой

искусствоведения, основанной, главным образом, на методе классификации. При

этом искусствоведение надо отличать от другой дисциплины, называемой

искусствоведением, которая занимается, среди многого другого, изучением

структуры художественной деятельности, ее психологии, в том числе и детской.

Для широкого просвещения школьников в области изобразительного искусства

программы и методики этого направления чрезвычайно полезны. Однако для

развития младших школьников они недостаточны, потому что не вполне

соответствуют психологии обучения этого возраста: превышают нормы нагрузки на

запоминание терминов, названий и другой информации, смысл которой дети еще не

могут понять, приучают к толкованию произведений художников - к рассудочному

отношению к искусству.

Наряду с ними во внешкольных кружках и студиях изобразительного искусства

практиковались программы, соединяющие различные стороны всех этих

направлений. Многие из них достигали высоких художественных результатов и

накопили ценнейший педагогический опыт методов и приемов занятий с детьми,

которым безусловно следовало воспользоваться. Но для целей и условий

общеобразовательной школы их достижения требовали значительной переработки,

поскольку были рассчитаны не на всех, а на специально отобранных, наиболее

способных детей.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»,

разработанная под руководством Б. М. Неменского, первоначально разрабатывалась

в расчете на один урок в неделю (как это до сих пор имеет место в реальной

школьной практике), однако в тех школах, где выделяется больше учебного времени

на искусство, педагоги-экспериментаторы с успехом «раздвигают» одночасовую

программу на два и на три урока в неделю. В новой программе каждый учебный год

и каждая четверть в начальной школе имеют свою сквозную тему, что помогает

выстроить цепь постепенного ввода в мир изобразительного искусства.

В этой программе можно выделить конкретные методические приемы организации

занятий:

Сравнение как основной путь активизации художественного мышления. Это и

метафорические, образные сравнения по типу: «Что на что.....похоже»; это и

наблюдение, и сопоставление выразительных возможностей разных материалов,

разных видов деятельности (изображение, украшение, постройка), различных

художественных средств (ритм, композиция, выразительность цвета, пластики и т.

п.).

Целенаправленная деятельность (метод педагогического ограничения задачи при

многообразии вариантов ее решения). Ребятам предоставляется творческая

свобода не беспредельная, а целенаправленная, в соответствии с темой учебного

года и конкретной темой четверти. Тематическая цельность по годам и четвертям

помогает целенаправленно выстраивать педагогические задачи художественного

развития в единстве изобразительной, декоративной и конструктивной

деятельности.

Деловые игры на уроке. На уроках в начальной школе часто используют

игры, моделирующие ситуации реальной жизни искусства в обществе. Например,

игра в художников и зрителей. Ребята, выступая на уроках то в роли художников,

то в роли зрителей, постепенно начинают понимать, что культуре зрителя тоже

надо учиться. Накапливать запас художественных терминов, зрительных

образов помогают игры-

Домашние задания. Задания на наблюдение конкретных форм бытования

искусства в жизни людей предлагаются по методу «забегания вперед» или

«возвращения к пройденному». Практические умения младших школьников

можно формировать лишь на доступных для школы материалах (гуашь, бумага,

мелки, пластилин). Однако знания о многообразии материалов, которыми

работают художники, ребята накапливают именно благодаря домашним

заданиям на наблюдение.

Деление класса на подгруппы при выполнении заданий. Для успешного

применения метода сравнений рекомендуется деление класса на подгруппы, что

увеличивает возможную вариативность заданий. Конкретные формы и цель деления

на подгруппы соответствуют тематике, задачам года и учебной четверти.

Выставки в классе, обсуждение детских работ. Чтобы увлечь всех детей

художественным творчеством, каждому ребенку важно пережить успех в своей

работе. При таком широком диапазоне деятельности у каждого ребенка есть

возможность найти виды работ, наиболее созвучные его внутреннему складу. После

каждого задания или перед уроком рекомендуется монтировать на съемную выставку

в классе работы большинства учащихся (желательно всего класса). Обсуждение

таких импровизированных вернисажей можно начинать даже на перемене во время

монтирования выставки. Рекомендуется прикреплять работы булавками к натянутому

холсту или даже на классную доску с помощью кнопок или других зажимов.

В ходе подобных обсуждений педагог воспитывает доброжелательность

и конструктивность в критических замечаниях. Ребята уже не просто

зрители, они выступают в роли критиков-искусствоведов и поэтому

должны быть особенно внимательны к работам друг друга.

Коллективное творчество. Многие декоративные и конструктивные работы

выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Эти работы часто

становятся предметом гордости ребят, особенно если они украшают школьные

коридоры, зал, кабинеты.

Помимо перечисленных методических рекомендаций для создания эмоциональной

атмосферы на уроке огромное значение имеет комплексное использование

поэтического слова, музыкальных записей, зрительного ряда (выразительные

слайды с видами природы, детских работ, предметов народного искусства,

картин профессиональных художников).

Главной возможностью для расширения жизненных впечатлений (в изостудиях и

школах искусств) являются выходы на природу, совместные выезды на этюды - в

городской парк, исторические места города, за город. На этюдах каждый

студиец может выбрать близкий ему мотив, но при этом необходимо выполнить

общее задание на выявление в композиции ритмического узора линий или ритма

объемных форм, подчеркнутых контрастами света и тени, или на цвето-тональную

организацию композиции.

В студиях и школах искусств уже в младшем школьном возрасте педагоги пробуют

вводить задание типа «Диалог с мастером». Например, ребятам показываются

графические работы Ван-Гога, исполненные тушью-палочкой, и предлагается

изобразить выбранный мотив с натуры в стиле Ван-Гога. Задания такого типа

важны не только для выработки навыков свободного владения изобразительными

средствами, но и для понимания того, что каждый мастер, обладает своим

неповторимым, только ему присущим художественным почерком.

Близким и понятным ребятам младшего возраста оказывается язык художников,

которые в свою очередь, высоко ценили детскую непосредственность видения и

выражения (М. Шагал, А. Матисс, П. Пикассо).

Социологические исследования показывают: чем более в раннем возрасте

формируется интерес ребят к изобразительному искусству, тем более стойким он

оказывается на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важно именно в

школе сформировать у младших школьников увлеченное отношение к миру

изобразительного искусства. Тогда возрастет и число детей, посещающих в

свободное время изостудии и художественные школы.

НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1. Место

детского рисунка (возраст от 2 до 11 лет) в изобразительном искусстве.

§ Опыт показывает, что так называемым «детским рисунком» более всего

восхищаются профессиональные художники. Это происходит от того, что художник,

пройдя тяжкий путь к созданию своей картины, может лучше других оценить

степень свободы мысли и чувств, раскрепощенность руки и цветового решения,

рожденного в ребенке спонтанно, но так прекрасно сгармонированного. Именно

это притягивает профессионала к творчеству детей.

§ Данный вид изобразительной деятельности детей принято называть

«детский рисунок», что не корректно, так как в это понятие включают и детскую

живопись, и детскую композицию. Уместнее употреблять другое название -

«детская картина», а многочисленные выставки и конкурсы называть точнее:

выставка (конкурс) детской картины или выставка (конкурс) детского рисунка.

§ Детская картинная галерея предлагает считать детскую картину

произведением изобразительного искусства, поскольку нет необходимости

дискриминировать человека за его возраст. Принимаем же мы инфантилизм

взрослого художника-примитивиста как изобразительное искусство.

2. Оценка детской картины (возраст от 2 до 11 лет).

Критерии оценки:

§ Картина скомпонована так, что взгляд зрителя не уходит с нее, но

возвращается к главному в ней;

§ Массы изображаемого сгармонированы и взяты по величине такими, что

работа не смотрится фрагментом, этюдом;

§ Цветовые пятна завязаны друг с другом, привлекают внимание и

создают гармонию внутри зрителя;

§ Декоративность или колорит живописной картины едины и не путаются

по стилю;

§ Присутствует самобытность, своеобразие автора;

§ Ребенок не подражает мультфильму или иному стилю, навязанному

взрослыми, но возможна спонтанная вторичность, когда феномен генетики

выбрасывает из ребенка «а-ля Модильяни, Пикассо» (явление это подмечено не

только в Самарской Детской картинной галерее, но и сотрудниками Третьяковской

галереи);

§ Картина имеет два или три измерения (с передачей пространства,

объема);

§ Целостность в передаче настроения, чувственность изображения. Юный

художник как бы находиться в среде, которую передает, хорошо знает то, что

изображает, любит;

§ Картина выполняется любыми доступными красками (гуашь, акрил и

т.д.). Детский рисунок выполняется любым графическим материалом (фломастер,

тушь и т.д.). Как и у взрослых художников акварельная работа может быть и

детской картиной, и детским рисунком. Работа, выполненная как декоративно-

прикладная, как и взрослые аналоги, может называться гобелен, декупаж,

аппликация, керамика и т.д.

Не следует формировать тематические выставки по объявленным предварительно

темам, так как это чаще всего приводит к безликим работам детей.

3. Картины-композиции учеников художественных школ, студий (возраст от 12

до 17 лет).

§ Картины, выполненные учениками художественных школ, не могут

претендовать на произведение изобразительного искусства и оцениваться по выше

изложенным критериям. Нет возможности оценить также композиции и как

«взрослые» работы (за редким исключением).

Предлагаем следующий подход к оценке этого труда (композиции) подростков-

художников:

o Просматривать следует не только оконченную работу, но и эскиз,

который возможно даст основание увидеть в ученике две его ипостаси:

эмоциональную и рациональную. Общее настроение эскиза картина должна

сохранить;

o Жанр картины хорошо читается (пейзаж со стафажем отличается от

портрета на фоне пейзажа);

o Изображаемое не должно потерять авторские черты и полностью перейти в

подражание преподавателю школы или другому художнику, если работа претендует

на авторскую картину. Ученическая же работа может быть подражательной

(учителю, художнику);

o Картина должна отличаться по цвету от рядовых постановочных работ

художественной школы, особенно тех школ, которые увлекаются внесением в

учащихся стилей, приемов дизайна. Творческая дизайнерская работа должна иметь

отличия от ученической работы;

o Работы подростков-художников несут в себе черты возраста, используют

знания, полученные в школе (тон, объем, перспектива прямая и обратная,

пространство, цветоведение);

o Оценивается умение выбрать формат для станковой, декоративной,

монументальной и т.д. работ, вплоть до знания золотого сечения;

o Картина должна отличаться от иллюстрации, если она названа картиной;

§ Организация выставок картин подростков-художников должна учитывать следующее:

На выставки не должны проникать кич, безвкусица, подмена цвета грязью или

яркая, несгармонированная пестрота и дробность (за исключением учебных

выставок);

o Возможно формирование выставок по темам, заданным за 2-6 месяцев до

выставки. Темы могут быть современными, историческими, философскими;

o Работы должны подписываться автором по всем правилам выставочной

деятельности будущего художника (автор, год рождения, год выполнения работы,

название, размер, техника исполнения);

o Все организации, выставляющие детские работы, обязаны сохранять их по

всем правилам музейного хранения, нести за них ответственность, а также

соблюдать авторские права ребенка, подростка.


© 2010-2022