• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС 5 класс «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве» Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой

Конспект урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС 5 класс «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве» Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой

В ходе проведения урока по теме «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве» с применением системно-деятельностного подхода следует отметить участие учащихся в целеполагании, формулировании личностного смысла урока. При выявлении проблем обучающимися проведена рефлексия границ своего знания – незнания, по итогам которой осознаны постановка и решение поставленных ими учебных задач. В процессе урока учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностически заданными...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС

5 класс

"Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве"

Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой

Иванова Людмила Владимировна - учитель искусства МАОУООШ д. Новое Овсино Батецкий район Новгородская область




СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА в соответствии с ФГОС

5 класс

"Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве"

Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой


Фамилия, имя. отчество педагога

Иванова Людмила Владимировна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Новое Овсино имени Героя Советского Союза Георгия Туруханова

Тема занятия

«Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»

Возраст обучающихся

11-12 лет (5 класс)

Тип урока

Усвоение новых знаний

Вид урока

Урок-сказка

Форма урока

Деловая игра

Цель урока:

Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

Сформировать представление у учащихся о народных традициях русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

Создавать условия для активизации учащихся в поиске индивидуальных вариантов композиции «Широкая масленица».

Прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредментые результаты

- познавательные

- коммуникативные

- регулятивные

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. людей в момент масленичных гуляний.

Выполнять зарисовки с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении на заданную тему.

-Представление о народном празднике "Масленица"

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

-Умение моделировать (зарисовывать) фигуру человека в народном костюме в движении на заданную тему.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*


Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер - видеопроектор, система полиэкран, диапроекторы.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: Презентация по теме урока

Репродукции картин В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева, К.Е. Маковского, С.Ю.Судейкина, Ф.В. Сычкова, С.Л. Кожина,

Репродукции картин В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева, К.Е. Маковского, С.Ю.Судейкина, Ф.В. Сычкова, С.Л. Кожина,

Краски темперные и гуашевые, акварель. кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.

УМК (литературный ряд)

Сборник «Народные пословицы и поговорки России», "Масленица". Стихи для детей"

УМК (музыкальный ряд)

Чайковский Петр Ильич - Времена года - Февраль: Масленица

Иван Купала - Масленица

ФОЛЬК-ШОУ ГРУППА КОЛЕСО (музыка Э.Кроян) - Масленица (гимн Всероссийской Масленицы )

Параскева Пятница «КОЛОВОРОТ» - Ой, масленица, покажися

УМК (видеоряд)

Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм



Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

5 класс

"Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве"

Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (УУД)


познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7

Организационный этап. Подведение к цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка репродукций картин на тему "Масленица"

  • Цели и задачи:

  • для учителя - познакомить учащихся с народным праздником "Масленица" , его историей и традициями.

  • Учитель. - Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Масленицы»)

  • Конспект урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС 5 класс «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве» Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. А о каком вы узнаете, когда послушаете такие строки:

Как на этой на неделе из печи блины летели.

С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!

С пылу с жару - разбирайте!

Похвалить не забывайте!

Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси. Правильно Масленица.

Послушайте сказку:

Соломенная Масленица.

Жили - были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась - тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза - что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха - гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

- Масленица - пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!

А старуха:

- Масленица - пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица - пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай, Масленица - Обманщица.
До поста довела, сама удрала.

Эта сказка - из сборника известного знатока русского фольклора Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. - М.: «ЦентрПолиграф», 2001..

  • Учитель. - Понравилась вам ребята сказка?

  • Давайте внимательно рассмотрите репродукции картин на нашей выставке.

Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме

Планирование учебного сотрудничества

Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу

Волевая

саморегуляция

Этап "Постановка цели и задач урока».

Задача: познакомиться с традициями народного праздника "Масленица" и знакомство с живописными произведениями отечественных художников 19-20 вв.


Цели и задачи:

для учителя - научить учеников восприятию живописных произведений отечественных художников 19-20 вв. В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева, К.Е. Маковского, С.Ю.Судейкина, Ф.В. Сычкова, С.Л. Кожина, в которых отражены традиции масленичных гуляний.

  • Какая характерная отличительная особенность у Народного праздника "Масленица"?

(Масленица - это праздник, главным символом которого является солнце)

  • Без чего не обходится этот праздник?

  • Этот праздник не обходится без блинов, сжигания чучела зимы.

  • Как проходил этот праздник?

  • Целую неделю люди пекут блины, ходят в гости, сами принимают гостей, а в воскресенье - кульминация праздника - катание на лошадях, игры, конкурсы, ярмарка.

Знакомятся с традициями праздника.

Научатся выполнять эскизы фигуры человека в русском народном костюме



















Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художников, в сравнении и обсуждении).


Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев.

«Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность выполнения работы.

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного ранее материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:

для учителя - повторить, научить учащихся основным приемам выполнения фигуры человека;

для учащихся - выполнение рисунка фигуры человека.


  • Учитель. - Посмотрите, на доску. Вы видите разработки как просто и быстро нарисовать фигуру человека в движении.

  • демонстрация учителем поэтапного выполнения фигуры человека в движении.

Учатся основным приемам построения фигуры человека

Умение использовать в костюме традиционные мотивы и символические элементы.

Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;

б) с опорой на схемы - демонстрация выполненных премов и упражнений

Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах,

- регулятивная деятельность экспертов-«главных художников».

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки.

Этап «Первичная проверка понимания». Игра «Найди элементы праздника "Масленица».

Задача: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов.

  • Учитель. - А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат карточки со стихами, репродукциями, рисунками. Вам нужно выбрать только тот материал, который относится к нашей теме урока. Чья команда первой закончит и правильно подберёт материал, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).

Подведение этапного итога деятельности учащихся. Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей.


Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые карточки, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах.

Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.

Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.


Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме.

Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.

Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу

Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор сюжета и цветовые решения для выполнения эскиза по теме.

  • Учитель. - Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а на праздничном гулянье "Масленица". Я предлагаю вам нарисовать сюжет, который вам очень хочется изобразить.. Не забудьте о цветовой гамме, ведь это праздник весны и солнца.

Итак, сейчас ребята вы должны составить композицию о праздновании этого праздника, где можете показать любой сюжет, который вам больше всего понравился во всём праздновании Масленичной неделе. В помощь вам на партах лежат изображения различных сюжетов, вы можете их использовать в своих эскизах. Сегодня вы сделаете карандашный рисунок, а цветом закончим на следующий урок. Напоминаю у вас должно быть два плана передний, где главные герои вашей композиции и задний - дальний, не забудьте на переднем плане предметы больше по размеру, а в дали меньше. Приступаем к работе.


  • во время самостоятельной работы детей звучит музыка

Выбирают сюжет и цветовые решения для эскиза, осуществляют анализ выбранного сюжета.

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего рисунка.

В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту - «главному художнику»

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона - оригинального образца Дымковской игрушки.


Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:

ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ

(Русский фольклор )

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает.

А мы, девушки, её встречаем,

А мы, красные, её встречаем.

Ой да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую.

Масленица:

- Я поста боюсь.

Широкая:

- Я поста боюсь.

Ой да масляная, пост ещё далече.

Широкая, пост ещё далече.

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами отъедаемся!

Трынцы-брынцы,

Пеките блинцы!

Мажьте маслянее,

Будут повкуснее!

Трынцы-трынца,

Подайте блинца!

Ты, Морозко, не серчай,

Из деревни убегай -

Что за тридевять земель,

Что за тридевять морей!

Там твоё хозяйство

Ждёт тебя заброшено,

Снегом запорошено!

Лето, лето,

Вылазь из подклета!

А ты, зима, иди туда -

С сугробами высокими,

С сосульками с морозными!

С санями, с подсанками!

А ты, лето, иди сюда, -

С сохой, с бороной,

С кобылой вороной!

Лето тёплое, хлебородное!

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления - деятельность экспертов - главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.

участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.

Используют в практической работе элементы и символы Масленицы, выполняют творческие композиции и импровизации на заданную тему . традиционного к

Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве.

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации - композиции с сохранением общей учебной цели и задачи.

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных праздников.


Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных праздниках6 Ивана Купала, Рождественские святки, Пасха, Троица, Крещение. Эксперты -главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки - открытки, иллюстрации, оригинальные изделия и т.д.).



Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.


Выставка работ

Цели и задачи:

Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились художники!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним народным праздником Руси. Но наша страна славится и другими народными праздниками, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласна с выводами, предложениями и оценками экспертов - «главных художников» и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год : Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.


Анализ дельты «УМЕЮ - НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.

Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном.

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки.

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок.





© 2010-2022