- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка урока по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс
Методическая разработка урока по теме «Древние образы в современных народных игрушках» 5 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Добытина В.Р. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сценарий урока изобразительного искусства
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»
Класс: 5
Учитель: Добытина Венера Разифовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №6» города Нефтеюганск
Цели урока:
-
формировать представление о народном промысле Дымково; ознакомить с видами дымковской игрушки, основными элементами росписи; формировать навыки декоративной росписи;
-
развивать творческие способности учащихся, цветоощущение, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
-
воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, к народной культуре.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Особенности роли учителя: координатор деятельности учащихся.
Формы деятельности учащихся: коллективная (индивидуально-обособленная).
В организации образовательного процесса использованы подходы: системно-деятельностный; здоровьесберегающий.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемный; наглядный; аналитический; учебный диалог.
Педагогические приемы, применяемые на уроке: демонстрация выполнения дымковского узора в нетрадиционной технике (способом тычка).
Практическая ценность, социальная значимость урока: воспитание гражданственности и патриотизма, приобщение учащихся к русской народной культуре через знакомство с русской народной игрушкой.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, документ-камера; презентация к уроку, фильм о дымковской игрушке, аудиозаписи народной музыки, таблица для самопроверки, задания для упражнений, алгоритм выполнения дымковского узора, таблицы с критериями оценивания работы, таблица «Народная игрушка»;
материалы для рисования - гуашь, кисти, ватные палочки, шаблоны дымковских игрушек, заготовки для оформления коллективной работы.
Сценарий занятия:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность детей
1. Организационный момент.
Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Объявление темы урока.
Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний:
- в начале урока высказывает добрые пожелания детям;
- предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.
Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к работе, рассаживаются за столы по группам.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: проверка освоенности учащимися ранее изученного материала.
Учитель напоминает о том, что на предыдущих уроках учащиеся уже познакомились с филимоновской и каргопольской игрушками, Предлагает вспомнить особенности формы, росписи этих игрушек и заполнить карту самопроверки (см. приложение 1).
Учащиеся заполняют карту самопроверки: определяют промысел (Филимоново или Каргополье), к которому относится изображение или описание, отмечают его любым знаком. Проверяют правильность ответов, сверив с таблицей на слайде презентации.
3.Мотивация учебной деятельности.
Цель: побуждение учащихся к получению новых знаний.
-
Показывает на слайде народную игрушку, просит назвать промысел.
-
Спрашивает у учащихся, что они могут о ней рассказать - возникает затруднение.
-
Просит назвать тему урока и определить цели.
-
Рассказывает сказку о Дымково.
-
Показывает фильм о дымковской игрушке (история промысла, возникновение игрушки, технологический процесс лепки и росписи в мастерских, основные мотивы и цвета росписи).
Называют название игрушки.
Определяют тему и цели урока.
Знакомятся с народным промыслом Дымково, посмотрев фильм.
4.Введение в тему урока
Цель: знакомство с дымковской игрушкой.
-
Учитель рассказывает о видах игрушки в стихотворной форме (см. приложение 2) с одновременным показом на слайдах презентации.
-
Предлагает заполнить таблицу «Народная игрушка» (см. приложение 3).
-
С целью закрепления полученного материала учитель предлагает составить рассказ о дымковской игрушке на основе готового текста (см. приложение 4).
Рассматривают виды дымковской игрушки, обращают внимание на форму игрушки, основные цвета, орнамент росписи. Заполняют таблицу «Народная игрушка».
Составляют рассказ о дымковской игрушке (говорят по одному предложению).
5. Практическая часть. Цель: закрепление полученных знаний на практике
Предлагает учащимся побыть в роли дымковских мастеров.
-
Предлагает учащимся выполнить упражнение на выполнение основных элементов росписи - кружков и полосок по алгоритму (см. приложении 5).
-
Объясняет и показывает с помощью документ-камеры изображение кружков разных размеров способом тычка (с помощью ватной палочки).
-
Объясняет задание: каждой из четырех групп необходимо украсить дымковскими игрушками декоративный столик определенного цвета (приклеить украшенную узорами «игрушку» на предварительно нарисованный столик). Предлагает учащимся выбрать шаблон игрушки, который они будут расписывать.
-
Знакомит с критериями оценивания работы (см. приложение 6).
Выполняют по алгоритму упражнения.
Учатся рисовать кружочки способом тычка с помощью ватной палочки.
Выбирают шаблон игрушки (барышни, конь, олень) по своим способностям, украшают узорами. Приклеивают готовую «игрушку» на «столик».
Учащиеся в группах осуществляют взаимооценивание.
-
Рефлексия .
Цель: постановка обучающегося в рефлексивную позицию, чтобы он сделал вывод о том, что он уже умеет, какие ошибки допускает.
Вопросы детям:
-
Кому понравился сегодняшний урок?
-
Что нового вы узнали?
-
Чему научились?
-
Для чего мы изучали эту тему?
-
Что вам показалось сложным?
-
А что было интересным?
Благодарит учащихся за работу.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
-
Домашнее задание.
Подготовить сообщение об искусстве Гжели.
Приложение 1
Карта самопроверки
№
ВОПРОС
ФИЛИМОНОВО
КАРГОПОЛЬЕ
результат
1
Определите знакомые вам народные игрушки, впишите в соответствующий столбец букву, к которой относится игрушка (по изображению на слайде презентации)
2
Узнайте игрушку по описанию: из-за свойств глины имеет вытянутую форму, часто украшена полосками, является свистулькой.
3
В росписи этих игрушек используется геометрический орнамент.
4
Для росписи этой игрушки используют яркие цвета: желтые, лиловые, красные, зеленые.
5
Полкан, тяни-толкай, птица Сирин - игрушки……
Приложение 2
Стихи о дымковских игрушках
-
Игрушки вятские на все манеры:
Вот вам барыни, а вот кавалеры.
Слайд 10. Посмотрите, как хороша
Эта девица-душа.
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
Слайд 11. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Слайд 12.
-
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву отпустил.
Слайд 13. Барашек-свисток.
Левый рог-завиток,
Правый рог- завиток.
На груди-цветок.
Слайд 14. Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Слайд 15. Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось,бы узор
да отвести не в силах взор.
Приложение 3
Таблица «Народная игрушка»
Задание учащимся: заполнить таблицу по образцу.
Работа с таблицей осуществляется третий урок. Информация про народные промыслы Каргополье и Филимоново вносилась ранее, при изучении данных тем.
Название промысла
Каргополь
Филимоново
Дымково
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ
г. Каргополь Архангельской обл.
Д. Филимоново Тульской области
ИЗДЕЛИЯ
Люди, животные, фантастические животные (Полкан, тяни-толкай, птица Сирин), различные сюжеты
Люди, из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы и петухи.
МАТЕРИАЛ
глина
глина
ФОРМА
грубоватая, простая
вытянутая
ЦВЕТА
Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.
яркие цвета: желтые, лиловые, красные, зеленые.
ОРНАМЕНТ, УЗОР
Геометрический.. Круги, кольца с крестом внутри - символ Солнца; дуги и скобки - символ Земли, пашни; точки и веточки - символы зерна и ростков.
Геометрический.
Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия.
Приложение 4
Составление рассказа про дымковскую игрушку на основе
готового текста
-
Дымковская игрушка родилась в …………. на берегу реки Вятка.
2. С давних пор лепят дымковские мастера из ……….. замечательные игрушки: …………………
3. Благодаря пластичности глины, дымковские изделия получались …………………… формы.
4. Роспись игрушек нарядна и декоративна. Используются такие цвета как ……………...
5. Все игрушки украшены …………….. орнаментом, состоящим из ……………………………Причем, кружочки не простые, а многоцветные.
Приложение 5
Упражнения для выполнения основных элементов дымковского орнамента
1. Продолжи ряд
2. Нарисуй узор по образцу
Приложение 6
Критерии оценивания
-
Работа выполнена аккуратно.
-
Правильно подобраны цвета.
-
Элементы орнамента соответствуют дымковской игрушке.
-
Элементы орнамента распределены по рисунку в определенном порядке.
-
Работа закончена, выполнена без посторонней помощи.