• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка мастер-класса по изобразительному искусству на тему АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Разработка мастер-класса по изобразительному искусству на тему АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

ТЕМА: «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА» Цель мастер-класса: Посредством художественного творчества арт-терапии провести педагогическую коррекцию с детьми, склонными к нарушению дисциплины, агрессии, а также обучающимися по специальной программе инклюзивного обучения.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»

Разработала: Эмиросманова Зарема Кемаловна - учитель изобразительного искусства


Дата урока: 08.02.2016

Класс: 4 (А,Б)

МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА: «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»

Цель мастер-класса: Посредством художественного творчества арт-терапии провести педагогическую коррекцию с детьми, склонными к нарушению дисциплины, агрессии, а также обучающимися по специальной программе инклюзивного обучения.

Задачи:

  • воспитательная - воспитывание нравственно-эстетического отношения к миру; получение дополнительных возможностей для самовыражения; выплескивания негативных переживаний мягким способом;

  • развивающая (художественно-творческая) - развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса; развитие способностей проявления и осознания своих чувств; повышение самооценки, творческих способностей, речевой креативности, навыков общения.

  • образовательная - приобретение навыков составления творческих композиций в соответствующем колорите; продолжение развития творческой фантазии, активности, умения работать в малом коллективе (группе).

Планируемые результаты и УУД:

  • познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

  • регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.

  • коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

  • личностные: эмоционально - нравственная отзывчивость, развитие эстетических чувств, доброжелательности

Материалы: лист бумаги А-3, трубочки, губка, ватные палочки, кисти, акварельные краски, баночка, бумажные и влажные салфетки, клеенка.

Оборудование: ноутбук

Графический ряд: примеры выполнения работ в технике «кляксография», «пунтилизм»

репродукции картин: Анри Эдмон Кросс «Венецианский канал», Жордж Сёра «Сена у Курбевуа»,

Музыкальный ряд: Из м/ф "Кот Леопольд" - Все на свете можешь ты!

из м/ф "Кот Леопольд" - Если добрый ты...

из м/ф "Кот Леопольд" - Песенка о дружбе

Thomas Newman - Dead Already

Методы: объяснительно-иллюстративный; работа в малых группах

Вид изобразительного искусства: живопись

Тема коллективной работы: составление фантастических пейзажей

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Тип и вид урока: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа

Ключевые слова: кляксография, пуантилизм, арт-терапия, педагогическая коррекция.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Приветствие. Сообщение темы и целей урока

Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку, прочитайте и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Эпиграф на доске

Фантазия художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

(Ответы учеников) О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах.

Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новыми техниками выполнения рисунка - кляксографией и пуантилизмом.

2. Объяснения новой темы.

Беседа. Каждый из вас не раз смотрел на облака, то они похожи на верблюда, то на старика с длинной бородой, то на крокодила с открытой пастью, то на летящую птицу. Проходит немного времени, и эти очертания исчезают и появляются что-то новое. Если у вас есть фотоаппарат, то вы можете запечатлеть многие интересные моменты в природе. Например, на что похоже старое дерево? На старика с большими пальцами или на оленя с рогами, и нашей фантазии нет конца.

Каждый из вас читал рассказ или сказку и представлял себе героев, даже если в книге не было иллюстраций. Что бы это все представить, надо иметь фантазию, её тоже нужно развивать и тренировать.

Посмотрите на работы других учеников. Ещё есть фотографии, на которых показаны разные кляксы. На что они похожи?

А теперь давайте с вами изучим художественные методы «кляксография» и «пуантилизм» на практике.

«Кляксография» заключается в выдувании трубочкой различных и произвольных по форме клякс из краски (черные и разноцветные). Результат может получится совсем непредсказуемым. Ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Точечный рисунок - «пуантилизм»

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватные палочки окунается в густую краску с дальнейшим нанесением точек - мазков. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Знакомство с работами известных художников, работающих с нетрадиционными техниками рисования. Просмотр детских работ в технике «кляксография» и «пуантилизм»

3. Физкультминутка.

Выполнение дыхательных упражнений.

Упражнения для снятия зрительного утомления.

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

4. Художественно-практическая работа.

Создание благоприятной атмосферы в творческой группе.

Прослушивание фонового музыкального ряда.

На листе наливаем кляксу в центр или с краю листа. Берётся трубочка и аккуратно дуем на край кляксы. Получаются извилистые линии, похожие на медузу, на взрыв вулкана, на различные кустарники, на траву.

Вам нужно дорисовать её, на то, что она похожа. К кляксе можно добавлять линии, круги, овалы.

Теперь скажите мне, на что похожа ваша клякса?

(Ответы детей).

Когда вы, увидели на то, что она похожа, внутреннюю часть заполняем цветом. Добавляете те линии, которых не хватает для выразительности рисунка. Дорабатываем сюжет точечными мазками в технике «пуантилизм»

5. Этап контроля и самоконтроля

Во время работы детей учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;

  2. контроль правильности выполнения приемов работы;

  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  4. контроль объема и качества выполненной работы.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Организация выставки художественных работ учащихся.

Что вы узнали нового на уроке? Что вам понравилось?

(Ответы учащихся).

А теперь ребята наступил завершающий этап нашего мастер-класса. За вашу активную творческую работу вы награждаетесь памятными сертификатами. Желаю вам творческих успехов!

Уборка рабочих мест.

Общие выводы:

Разработка мастер-класса по изобразительному искусству на тему АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Особое удовольствие доставляло детям создание коллективных работ на МАСТЕР-КЛАССЕ «АРТ-ТЕРАПИЯ. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ». Здесь создавали общие картины, композиции в различных техниках, созданные всеми детьми группы.

В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходил традиционный процесс совместного любования общим произведением искусства. Дети были награждены памятными сертификатами участника Мастер-класса, а их работы будут украшать школьную выставку детского творчества «АРТ-ФЕЕРИЯ».

Изобразительное творчество позволяет детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Положительные переживания объединяют детей!

Арт-терапия не учит рисовать или лепить. Здесь нет оценок тому, как ребенок выражает себя. Важен сам процесс и то, что чувствует ребенок. Арт-терапия помогает преодолеть барьер, который мешает реализовать творческие способности ребенка.

Данный мастер-класс дает возможность проявить свой потенциал через такие методы работы, как:

- изотерапия (кляксография, пуантилизм);

- музыкотерапия (прослушивание различной музыки).

Детские работы

Разработка мастер-класса по изобразительному искусству на тему АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВАРазработка мастер-класса по изобразительному искусству на тему АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Разработка мастер-класса по изобразительному искусству на тему АРТ-ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

4


© 2010-2022