• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока по изобразительному искусству «Выражение характера человека через украшения»

Конспект урока по изобразительному искусству «Выражение характера человека через украшения»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по изобразительному искусству.

Тема: «Выражение характера человека через украшения».

Учитель: Семенеко Елена Викторовна.

Цели: показать обучающимся как зависит украшение от характера владельца, его образа жизни и намерений.

Задачи:

  • познакомить со способами выражения xapaктeра ­человека через украшения; показать старинные женские головные уборы;

  • дать представление о декоративно-прикладном искусстве;

  • воспитывать эстетический вкус;

  • развивать воображение и творческие способности обучающихся.

Зрительный ряд: различные виды женских народных костюмов и головных уборов жителей нашей местности, фотографии девушек в различных народных костюмах, красивый кокошник; изображения головных уборов; готовые формы кокошников.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Оборудование: для учащихся - кисти, краски, альбомы, шаблоны кокошников.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Минутка эмоциональной живописи

3. Беседа по теме урока

- Человеку с древних времен было свойственно стремление вно­сить красоту в окружающий его предметный мир, в украшения. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла.

- С украшениями мы сталкиваемся каждый день, часто не осо­знавая, что это произведения искусства. Мы уже знаем, что Мастер Украшения, создавая свои произведения, отталкивается от при­родных форм и природных цвeтoвых сочетаний. У кaждого народа существуют свои национальные украшения, характер котopых определен природными условиями, культурными традициями на­родов. Например, народы Прибалтики любят янтарь и чаше других народов используют его в украшениях. Народы Урала делают украшения из природных камней - уральских caмоцветов.

- Тема нашего урока: «Выражение характера человека через украшение».

- Как вы думаете, ребята, украшения могут рассказать о че­ловеке? (Ответы учащихся.)

4.Работа со зрительным рядом.

- Украшения выражают характер и настроение человека. К каж­дому событию человек подбирает соответствующее украшение. (Демонстрация рисунков и фотографий с изображением различных украшений.)

- Посмотрите на эти фотографии и попробуйте определить, почему девушки так оделись. Как вы догадались? (При­мерный ответ. Повседневный костюм, скромное украшение нам подсказывают, что эта девушка идет на работу. Торжественное платье, дорогие ювелирные украшения говорят о том, что вторая девушка собралась на праздник.

Фата, белые перчатки, длинное кружевное платье нам подсказывают, что первая девушка - невеста.)

- Молодцы! Вы все правильно определили. Мы не будем на­девать дорогие ювелирные украшения и длинное платье, когда пойдем в лес за грибами или ягодами. Если же человек нарушает представления лю­дей о назначении украшений, их использовании в определенной ситуации, что это выглядит нелепо, и говорят, что у этого человека плохой вкус.

(Учитель показывает рисунок с изображением нарядного кокошника.)

- Мне хочется вам показать красивый головной убор. Понравился?

- Кто знает, как называется такой головной убор? (Кокошник.)

- Как вы думаете, для кого он предназначается? (такое украшение могла носить женщина. Наверное, она была ласковой и доброй женщиной, потому что на кокошнике много цветков и завитков.)

- А если бы это были животные с оскаленной пастью, могла бы женщина надеть такой головной убор? (Нет.)

- Правильно, ни за что. А что бы вы предложили для укра­шения кокошника? (Солнышко, звездочки, бабочек, ягодки, цветочки, листочки, веточки ит. д.)

(Учитель демострирует иллюстрации с изображением головных уборов наших предков.)

5. Сообщение новых сведений:

- На Руси девичий головной убор состоял из венка и повязки, твердого обруча или мягкой широкой полосы на лбу, скрепленной сзади лентами. Уборы были ажурные - с прорезями, «городчатыe» - с зубцами, плоские и объемные, украшались самоцветами, шитьем, ажурным плетением с речным жемчугом, стеклярусом, бисером, перламутром; пуxoм и крашеными перьями птиц. Распро­страненными уборами были: кокошник (север) и «сорока» (юг). Кокошник (плотная шапочка - «корона») украшался самоцвет­ными камнями, жемчугом, бархатом, парчой.

Узоры вышивок кружев и росписей изображали птиц - символ счастья, добрых вecтей, коней - символ небесного светила, благо­получия и достатка, древо жизни - символ здоровья, долголетия и плодородия.

Носили девушки и всевозможные украшения: серьги, нагрудники, подвески, ожерелья, цепочки, пуговицы со вставками из стекла, камня, жемчуга, эмали, перламутра.

Украшения и кокошник, подчеркивая нежность и изящество женщины.

(Учитель включает фонограмму русской народной песни «Утушка луговая».)

Физкультминутка:

Наш Петрушка потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Свой колпак он не нашёл!

Чтобы до него достать,

Надо на носочки встать!

6. Указания по выполнению работы.

- Ребята, сейчас мы нарисуем кокошник. Я вам сейчас раздам шаблоны кокошников. Вы их обведете и начнете украшать. Узоры на кокошнике делаем симметрично от центра к краям. Перед выполнением подумайте, какой характер человека вы хотите передать с помощь цвета, орнамента. Для более красивого рисунка сначала рисуем карандашом, а потом в цвете.

7. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Ребятам учитель раздает заготовки кокошников. Дети их обводят и украшают!

8. Итог урока.

8.1.Выставка и анализ работ.

(Взаимооценивание рисунков.)

- Расскажите о своих работах: почему вы подобрали именно такой узор?

9.Обобщение темы урока:

- О чем мoгyт рассказать украшения?

- Что интересного вы узнали на уроке?

10. Домашняя работа

Дорисовать и украсить кокошники.


© 2010-2022