Рабочая программа по искусству для 8-9 классов с ОВЗ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа № 9»

г. Елизова Камчатского края


«Рассмотрено »

На заседании МО

Протокол № ___ от «___»_________20___г.

Руководитель МО _______ Ивченко В.А.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______Куклина Н.П.

«__»____________20____г.

«Утверждаю»

Директор

_________Кукоба О.П.

«___»______20___г.


Календарно-тематическое планирование

по искусству

в инклюзивном классе

8-а,б 9-а классы

Составитель: Марьянкова И.В.

2015-2016 учебный год











Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год

Программа рассчитана на 68 учебных часов: 34 часа - 8 класс, 34 часа - 9 класс

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

-воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 -9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.







Дополнение к Пояснительной записке

Особенности рабочей программы

В 8 «А,Б» классах обучаются 3 учеников с задержкой психического развития -В 9 «А обучается ученик

Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы:

  2. Сниженный уровень познавательной деятельности;

  3. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;

  4. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

  5. Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

  6. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

  7. Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.

Программа по истории для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по истории, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Организация коррекционно-развивающего образова­тельного процесса

Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательно­го учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массо­вых классов.

Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

-активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

-социально-трудовая адаптация.

Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обес­печением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анали­за, сравнения, обобщения, навыки группировки и классифи­кации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навы­ки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представления­ми об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.









Содержание программы

8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

9 класс.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XXв. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений - по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - во­площение образа поэта и образов его литературных произве­дений средствами разных видов искусства. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.









Календарно-тематическое планирование

8 класс

Раздел

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-

во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся с ЗПР

Коррекционно-развивающие цели

Примерные сроки изучения

Фактические сроки изучения

Раздел I. Искусство в жизни современного человека

3 часа

1

Искусство вокруг нас

1

Знакомится с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора.

Знакомится с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора.

Развитие общеинтеллектуальных умений

04.09


2

Художественный образ - стиль - язык

1

Работает с произведениями художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)

Работает с произведениями художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

11.09


3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

1

Знакомится с многогранной личностью Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество.

Знакомится с многогранной личностью Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество.

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

18.09


Раздел II. Искусство открывает новые грани мира

7 часов

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись

1

Рассматривает образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Рассматривает образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

25.09


5

Зримая музыка

1

Рассматривает образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.)

Рассматривает образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.)

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания,

02.10


6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

1

Работает с наглядным пособием содержащим изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Работает с наглядным пособием содержащим изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания,

09.10


7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

1

Работает с наглядным пособием содержащим портреты наших великих соотечественников

Работает с наглядным пособием содержащим портреты наших великих соотечественников

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания,

16.10

8

Как начиналась галерея

1

Знакомится с Третьяковской галереей, шедеврами, находящимися там

Знакомится с Третьяковской галереей, шедеврами, находящимися там

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

23.10

9

Музыкальный портрет. Александр Невский

1

Знакомится с художественными произведениями, посвященными А.Невскому

Знакомится с художественными произведениями, посвященными А.Невскому

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

06.11

10

Портрет композитора в литературе и кино

1

Знакомится с фрагментами произведений В.Моцарта:

  • Симфония № 40

  • «Маленькая ночная серенада»

  • «Рондо в турецком стиле»

«Реквием».Слушая их и делает зарисовки.

Знакомится с фрагментами произведений В.Моцарта:

  • Симфония № 40

  • «Маленькая ночная серенада»

  • «Рондо в турецком стиле»

«Реквием».Слушая их и делает зарисовки.

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

13.11

Раздел III. Искусство как универсальный способ общения

7 часов

11

Мир в зеркале искусства

1

Знакомится с произведениями отечественного и зарубежного искусства, сопоставляет разные жанры и стили

Знакомится с произведениями отечественного и зарубежного искусства, сопоставляет разные жанры и стили

Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти

20.11

12-13

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2

Знакомится с произведениями искусства различных народов мира

Знакомится с произведениями искусства различных народов мира

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

27.11-04.12

14

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства

1

Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них

Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них

Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти

11.12

15

Художественные послания предков. Разговор с современником

1

Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них

Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них

Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти

18.12

16

Символы в жизни и искусстве

1

Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них

Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них

Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти

25.12

17

Музыкально-поэтическая символика огня

1

Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них

Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них

Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти

15.01

Раздел IV. Красота в искусстве и жизни

10 часов

18

Что есть красота

1

Знакомится с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах

Знакомится с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах

Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти

22.01

19-20

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка

2

Рассматривает символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Рассматривает символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

29.01-05.02

21-22

Есть ли у красоты свои законы

2

Готовит рассказ о красоте природы родной земли

Готовит рассказ о красоте природы родной земли

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти

12.02-19.02

23-24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

2

Принимает участие в дискуссии на тему: « Красота в современном обществе»

Принимает участие в дискуссии на тему: « Красота в современном обществе»

Развитие диалогической, монологической речи

26.02-04.03

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания

1

Рассматривает символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Рассматривает символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

11.03

26

Как соотносится красота и польза

1

Участвует в диспуте на тему: «красота и польза»

Участвует в диспуте на тему: «красота и польза»

Развитие диалогической, монологической речи

18.03

27

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве

1

Принимает участие в дискуссии на тему : «Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства».

Принимает участие в дискуссии на тему : «Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства».

Развитие диалогической, монологической речи

01.04

Раздел V. Прекрасное пробуждает доброе

5 часов

28-30

Преобразующая сила искусства

3

Знакомится с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества

Знакомится с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества

Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти

08.04-15.04-22.04

31-32

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

2

Работает над проектом

Работает над проектом

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания, умения работать по алгоритму

29.04-06.05

33-34

Резерв

2

13.05-20.05


Календарно-тематическое планирование

9 класс

Раздел

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-

во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся с ЗПР

Коррекционно-развивающие цели

Примерные сроки изучения

Фактические сроки изучения

Раздел I. Воздействующая сила искусства

9 часов

1-3

Искусство и власть

3

Знакомится со способами внушения определенных мыслей, иде, посредством произведений искусства

Знакомится со способами внушения определенных мыслей, иде, посредством произведений искусства

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти

03.09-10.09-17.09


4-5

Какими средствами воздействует искусство?

2

Знакомится со средствами воздействия искусства

Знакомится со средствами воздействия искусства

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти

24.09-01.10


6-7

Храмовый синтез искусств

2

Знакомится с искусствами, объединенными в храмах различных религий

Знакомится с искусствами, объединенными в храмах различных религий

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

08.10-15.10


8-9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

2

Знакомится с искусствами, объединенными в театре, кино

Знакомится с искусствами, объединенными в театре, кино

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

22.10-05.11


Раздел II. Искусство предвосхищает будущее

7 часов

10-11

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

2

Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают события

Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают события

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти

12.11-19.11


12

Предсказание в искусстве

1

Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают события

Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают события

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти

26.11


13-14

Художественное мышление в авангарде науки

2

Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают научные открытия задолго до ученых

Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают научные открытия задолго до ученых

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти

03.12-10.12


15-16

Художник и ученый

2

Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают научные открытия задолго до ученых

Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают научные открытия задолго до ученых

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти

17.12-24.12


Раздел III.

Дар созидания. Практическая функция

11 часов

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1

Знакомство с понятиями искусство, техническая эстетика, дизайн

Знакомство с понятиями искусство, техническая эстетика, дизайн

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

14.01


18

Архитектура исторического города

1

Знакомится с архитектурой древнерусских городов

Знакомится с архитектурой древнерусских городов

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

21.01


19

Архитектура современного города

1

Знакомится с архитектурой современных городов

Знакомится с архитектурой современных городов

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

28.01


20

Специфика изображений в полиграфии

1

Знакомятся с приемами и способами художественного оформления книг

Знакомятся с приемами и способами художественного оформления книг

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти

04.02


21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

1

Знакомится со стилями дизайна, создает проект

Знакомится со стилями дизайна, создает проект

Развитие абстрактно-логического мышления, внимания

11.02


22

Декоративно-прикладное искусство

1

Знакомится с разными видами декоративно-прикладного искусства

Знакомится с разными видами декоративно-прикладного искусства

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

18.02



23

Музыка в быту

1

Знакомятся с разными музыкальными произведениями, соотносят их по разделам

Знакомятся с разными музыкальными произведениями, соотносят их по разделам

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

25.02


24

Массовые, общедоступные искусства

1

Знакомятся с массовым искусством: фотография, кино

Знакомятся с массовым искусством: фотография, кино

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

03.03


25-26

Изобразительная природа кино. Музыка в кино

2

Знакомятся с фильмом «Летят журавли», участвуют в беседе

Знакомятся с фильмом «Летят журавли», участвуют в беседе

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

Развитие диалогической, монологической речи

10.03-17.03


27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов

1

Знакомится с «Адажио» Томазо Альбинони

Знакомится с «Адажио» Томазо Альбинони

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания

07.04


Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя

7 часов

28-29

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

2

Рассуждают о значении искусства

Рассуждают о значении искусства

Развитие диалогической, монологической речи

14.04-21.04


30

Литературные страницы

1

Рассуждают о значении красоты в жизни человека

Рассуждают о значении красоты в жизни человека

Развитие диалогической, монологической речи

28.04


31-34

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

4

Работает над проектом

Работает над проектом

Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания, умения работать по алгоритму

04.05-12.05-19.05-26.05






Дополнительная литература для учителя

  • Алленов М.М. Русское искусство ХVIII - начала ХХ вв. - М.: Трилистник, 2000. - 319 с.; Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х - начала ХХ века. М.: Искусство, 1989. - 480 с.; Алленов М.М., Лифшиц Л.И. История русского искусства. В 2-х тт. - М.: Белый город, 2007. Т. 1. - 347 с.; Т. 2. - 320 с.

  • Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. - СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2007. - 912 с.

  • Гайдамак А. Русский ампир. - М. - Париж: ТРИЛИСТНИК, 2000. - 272 с.

  • Гнедич П.П. Всеобщая история искусств: Живопись, скульптура, архитектура. - М.: ЭКСМО, 2012. - 608 с.

  • Древние цивилизации / С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; Под общ. Ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - 479 с.

  • Дмитриева Н. Краткая история искусств. - М.: АСТ-ПРЕСС, Галарт, 2009. 624с.

  • Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2000. - 368 с.; Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2000. - 407 с.

  • История искусств: учебное пособие / Кол. авт.; под ред Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2013. - 680с.

  • История искусств с древнейших времен до классицизма. Энциклопедия / Председатель научно-ред. совета академик РАН Чубарьян А.О. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 640 с.

  • История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник / Колл. авт. института им. И.Е. Репина, Академия художеств / Под ред. А.П. Чубовой. - 5-е изд. - М.: Сварог и К, 2008. - 376 с.

  • История искусства: Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств / Ред. кол. М.А. Бусев, В.В. Ванслов, Т.Х. Стародуб; под ред. Е.Д. Федотовой. Т. 1. - М.: Белый город, 2012. - 520 с.

  • История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 533 с.

  • История русской архитектуры. Под общей ред. Ю.С. Ушакова. СПб., 1994.

  • Каган М.С. Введение в историю мировой культуры / М.С. Каган. - 2-е изд. - СПб.: Петрополис, 2003. Кн. 1. - 368 с.

  • Культурология: Библиотека словарей / В.Д. Лихвар, Д.Е. Погорелый, Е.А. Подольская. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

  • Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство X-XVII веков Т. 1. - М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2007 - 344 с.

  • Лихачев Д.С. Русское искусство: от древности до авангарда. - СПб.: Искусство-СПб, 2009. - 480 с.

  • Любимов Л.Д. История мирового искусства. Древняя мир. Древняя Русь. Западная Европа / Л.Д. Любимов. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2007. - 543 с.; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 240 с.

  • Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. - М.: Эксмо, 2008. - 704 с.

  • Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 506.

  • Печенкин И.Е. Русское искусство второй трети XIX- начала XX веков: Учебное пособие. - М.: В.ШЕВЧУК, 2008. - 240 с.

  • Робертс Дж.М. Иллюстрированная история мира в 10 томах. - М.: БММ АО, 1998.

  • Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: МГУ, 1989; Сарабьянов Д.В. История русского искусства кон. XIX - нач. ХХ в. М.: МГУ, 1993.

  • Толстикова И.И. Мировая культура и искусство: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2011. - 416 с.

  • Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 512 с.

Дополнительная литература для обучающихся


  • Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

  • Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.

  • Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.

  • Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М, СПб.; Киев, 2005.

  • Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.

  • Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.

  • Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.

  • Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. - М., 1996.




© 2010-2022