- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству для 8-9 классов с ОВЗ
Рабочая программа по искусству для 8-9 классов с ОВЗ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Марьянкова И.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа № 9»
г. Елизова Камчатского края
«Рассмотрено »
На заседании МО
Протокол № ___ от «___»_________20___г.
Руководитель МО _______ Ивченко В.А.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______Куклина Н.П.
«__»____________20____г.
«Утверждаю»
Директор
_________Кукоба О.П.
«___»______20___г.
Календарно-тематическое планирование
по искусству
в инклюзивном классе
8-а,б 9-а классы
Составитель: Марьянкова И.В.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год
Программа рассчитана на 68 учебных часов: 34 часа - 8 класс, 34 часа - 9 класс
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
-
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
-
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
-
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-воспитание художественного вкуса;
-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Дополнение к Пояснительной записке
Особенности рабочей программы
В 8 «А,Б» классах обучаются 3 учеников с задержкой психического развития -В 9 «А обучается ученик
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:
-
Незрелость эмоционально-волевой сферы:
-
Сниженный уровень познавательной деятельности;
-
Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
-
Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
-
Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
-
Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
-
Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.
Программа по истории для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по истории, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов.
Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Содержание программы
8 класс.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
9 класс.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XXв. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
Раздел
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-
во часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся с ЗПР
Коррекционно-развивающие цели
Примерные сроки изучения
Фактические сроки изучения
Раздел I. Искусство в жизни современного человека
3 часа
1
Искусство вокруг нас
1
Знакомится с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора.
Знакомится с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора.
Развитие общеинтеллектуальных умений
04.09
2
Художественный образ - стиль - язык
1
Работает с произведениями художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)
Работает с произведениями художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
11.09
3
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
1
Знакомится с многогранной личностью Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество.
Знакомится с многогранной личностью Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество.
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
18.09
Раздел II. Искусство открывает новые грани мира
7 часов
4
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись
1
Рассматривает образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Рассматривает образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
25.09
5
Зримая музыка
1
Рассматривает образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.)
Рассматривает образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.)
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания,
02.10
6
Человек в зеркале искусства: жанр портрета
1
Работает с наглядным пособием содержащим изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.
Работает с наглядным пособием содержащим изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания,
09.10
7
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
1
Работает с наглядным пособием содержащим портреты наших великих соотечественников
Работает с наглядным пособием содержащим портреты наших великих соотечественников
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания,
16.10
8
Как начиналась галерея
1
Знакомится с Третьяковской галереей, шедеврами, находящимися там
Знакомится с Третьяковской галереей, шедеврами, находящимися там
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
23.10
9
Музыкальный портрет. Александр Невский
1
Знакомится с художественными произведениями, посвященными А.Невскому
Знакомится с художественными произведениями, посвященными А.Невскому
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
06.11
10
Портрет композитора в литературе и кино
1
Знакомится с фрагментами произведений В.Моцарта:
-
Симфония № 40
-
«Маленькая ночная серенада»
-
«Рондо в турецком стиле»
«Реквием».Слушая их и делает зарисовки.
Знакомится с фрагментами произведений В.Моцарта:
-
Симфония № 40
-
«Маленькая ночная серенада»
-
«Рондо в турецком стиле»
«Реквием».Слушая их и делает зарисовки.
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
13.11
Раздел III. Искусство как универсальный способ общения
7 часов
11
Мир в зеркале искусства
1
Знакомится с произведениями отечественного и зарубежного искусства, сопоставляет разные жанры и стили
Знакомится с произведениями отечественного и зарубежного искусства, сопоставляет разные жанры и стили
Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти
20.11
12-13
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
2
Знакомится с произведениями искусства различных народов мира
Знакомится с произведениями искусства различных народов мира
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
27.11-04.12
14
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства
1
Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них
Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них
Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти
11.12
15
Художественные послания предков. Разговор с современником
1
Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них
Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них
Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти
18.12
16
Символы в жизни и искусстве
1
Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них
Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них
Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти
25.12
17
Музыкально-поэтическая символика огня
1
Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них
Знакомится с произведениями искусства, выделяет информацию, заданную в них
Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти
15.01
Раздел IV. Красота в искусстве и жизни
10 часов
18
Что есть красота
1
Знакомится с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах
Знакомится с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах
Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти
22.01
19-20
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка
2
Рассматривает символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
Рассматривает символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
29.01-05.02
21-22
Есть ли у красоты свои законы
2
Готовит рассказ о красоте природы родной земли
Готовит рассказ о красоте природы родной земли
Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти
12.02-19.02
23-24
Всегда ли люди одинаково понимали красоту
2
Принимает участие в дискуссии на тему: « Красота в современном обществе»
Принимает участие в дискуссии на тему: « Красота в современном обществе»
Развитие диалогической, монологической речи
26.02-04.03
25
Великий дар творчества: радость и красота созидания
1
Рассматривает символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
Рассматривает символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания
11.03
26
Как соотносится красота и польза
1
Участвует в диспуте на тему: «красота и польза»
Участвует в диспуте на тему: «красота и польза»
Развитие диалогической, монологической речи
18.03
27
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве
1
Принимает участие в дискуссии на тему : «Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства».
Принимает участие в дискуссии на тему : «Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства».
Развитие диалогической, монологической речи
01.04
Раздел V. Прекрасное пробуждает доброе
5 часов
28-30
Преобразующая сила искусства
3
Знакомится с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества
Знакомится с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества
Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти
08.04-15.04-22.04
31-32
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»
2
Работает над проектом
Работает над проектом
Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания, умения работать по алгоритму
29.04-06.05
33-34
Резерв
2
13.05-20.05
Календарно-тематическое планирование 9 класс Раздел | № урока | Содержание учебного материала | Кол- во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Требования к уровню подготовки учащихся с ЗПР | Коррекционно-развивающие цели | Примерные сроки изучения | Фактические сроки изучения |
Раздел I. Воздействующая сила искусства 9 часов | 1-3 | Искусство и власть | 3 | Знакомится со способами внушения определенных мыслей, иде, посредством произведений искусства | Знакомится со способами внушения определенных мыслей, иде, посредством произведений искусства | Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти | 03.09-10.09-17.09 |
|
4-5 | Какими средствами воздействует искусство? | 2 | Знакомится со средствами воздействия искусства | Знакомится со средствами воздействия искусства | Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти | 24.09-01.10 |
| |
6-7 | Храмовый синтез искусств | 2 | Знакомится с искусствами, объединенными в храмах различных религий | Знакомится с искусствами, объединенными в храмах различных религий | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 08.10-15.10 |
| |
8-9 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении | 2 | Знакомится с искусствами, объединенными в театре, кино | Знакомится с искусствами, объединенными в театре, кино | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 22.10-05.11 |
| |
Раздел II. Искусство предвосхищает будущее 7 часов | 10-11 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 2 | Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают события | Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают события | Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти | 12.11-19.11 |
|
12 | Предсказание в искусстве | 1 | Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают события | Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают события | Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти | 26.11 |
| |
13-14 | Художественное мышление в авангарде науки | 2 | Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают научные открытия задолго до ученых | Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают научные открытия задолго до ученых | Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти | 03.12-10.12 |
| |
15-16 | Художник и ученый | 2 | Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают научные открытия задолго до ученых | Знакомятся с произведениями искусства, в которых авторы предвосхищают научные открытия задолго до ученых | Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти | 17.12-24.12 |
| |
Раздел III. Дар созидания. Практическая функция 11 часов | 17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды | 1 | Знакомство с понятиями искусство, техническая эстетика, дизайн | Знакомство с понятиями искусство, техническая эстетика, дизайн | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 14.01 |
|
18 | Архитектура исторического города | 1 | Знакомится с архитектурой древнерусских городов | Знакомится с архитектурой древнерусских городов | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 21.01 |
| |
19 | Архитектура современного города | 1 | Знакомится с архитектурой современных городов | Знакомится с архитектурой современных городов | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 28.01 |
| |
20 | Специфика изображений в полиграфии | 1 | Знакомятся с приемами и способами художественного оформления книг | Знакомятся с приемами и способами художественного оформления книг | Развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти | 04.02 |
| |
21 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | 1 | Знакомится со стилями дизайна, создает проект | Знакомится со стилями дизайна, создает проект | Развитие абстрактно-логического мышления, внимания | 11.02 |
| |
22 | Декоративно-прикладное искусство | 1 | Знакомится с разными видами декоративно-прикладного искусства | Знакомится с разными видами декоративно-прикладного искусства | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 18.02 |
| |
| 23 | Музыка в быту | 1 | Знакомятся с разными музыкальными произведениями, соотносят их по разделам | Знакомятся с разными музыкальными произведениями, соотносят их по разделам | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 25.02 |
|
24 | Массовые, общедоступные искусства | 1 | Знакомятся с массовым искусством: фотография, кино | Знакомятся с массовым искусством: фотография, кино | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 03.03 |
| |
25-26 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино | 2 | Знакомятся с фильмом «Летят журавли», участвуют в беседе | Знакомятся с фильмом «Летят журавли», участвуют в беседе | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания Развитие диалогической, монологической речи | 10.03-17.03 |
| |
27 | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов | 1 | Знакомится с «Адажио» Томазо Альбинони | Знакомится с «Адажио» Томазо Альбинони | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания | 07.04 |
| |
Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя 7 часов | 28-29 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству | 2 | Рассуждают о значении искусства | Рассуждают о значении искусства | Развитие диалогической, монологической речи | 14.04-21.04 |
|
30 | Литературные страницы | 1 | Рассуждают о значении красоты в жизни человека | Рассуждают о значении красоты в жизни человека | Развитие диалогической, монологической речи | 28.04 |
| |
31-34 | Исследовательский проект «Пушкин - наше все» | 4 | Работает над проектом | Работает над проектом | Развитие общеинтеллектуальных умений, памяти, внимания, умения работать по алгоритму | 04.05-12.05-19.05-26.05 |
|
Дополнительная литература для учителя
-
Алленов М.М. Русское искусство ХVIII - начала ХХ вв. - М.: Трилистник, 2000. - 319 с.; Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х - начала ХХ века. М.: Искусство, 1989. - 480 с.; Алленов М.М., Лифшиц Л.И. История русского искусства. В 2-х тт. - М.: Белый город, 2007. Т. 1. - 347 с.; Т. 2. - 320 с.
-
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. - СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2007. - 912 с.
-
Гайдамак А. Русский ампир. - М. - Париж: ТРИЛИСТНИК, 2000. - 272 с.
-
Гнедич П.П. Всеобщая история искусств: Живопись, скульптура, архитектура. - М.: ЭКСМО, 2012. - 608 с.
-
Древние цивилизации / С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; Под общ. Ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - 479 с.
-
Дмитриева Н. Краткая история искусств. - М.: АСТ-ПРЕСС, Галарт, 2009. 624с.
-
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2000. - 368 с.; Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2000. - 407 с.
-
История искусств: учебное пособие / Кол. авт.; под ред Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2013. - 680с.
-
История искусств с древнейших времен до классицизма. Энциклопедия / Председатель научно-ред. совета академик РАН Чубарьян А.О. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 640 с.
-
История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник / Колл. авт. института им. И.Е. Репина, Академия художеств / Под ред. А.П. Чубовой. - 5-е изд. - М.: Сварог и К, 2008. - 376 с.
-
История искусства: Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств / Ред. кол. М.А. Бусев, В.В. Ванслов, Т.Х. Стародуб; под ред. Е.Д. Федотовой. Т. 1. - М.: Белый город, 2012. - 520 с.
-
История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 533 с.
-
История русской архитектуры. Под общей ред. Ю.С. Ушакова. СПб., 1994.
-
Каган М.С. Введение в историю мировой культуры / М.С. Каган. - 2-е изд. - СПб.: Петрополис, 2003. Кн. 1. - 368 с.
-
Культурология: Библиотека словарей / В.Д. Лихвар, Д.Е. Погорелый, Е.А. Подольская. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
-
Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство X-XVII веков Т. 1. - М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2007 - 344 с.
-
Лихачев Д.С. Русское искусство: от древности до авангарда. - СПб.: Искусство-СПб, 2009. - 480 с.
-
Любимов Л.Д. История мирового искусства. Древняя мир. Древняя Русь. Западная Европа / Л.Д. Любимов. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2007. - 543 с.; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 240 с.
-
Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. - М.: Эксмо, 2008. - 704 с.
-
Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 506.
-
Печенкин И.Е. Русское искусство второй трети XIX- начала XX веков: Учебное пособие. - М.: В.ШЕВЧУК, 2008. - 240 с.
-
Робертс Дж.М. Иллюстрированная история мира в 10 томах. - М.: БММ АО, 1998.
-
Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: МГУ, 1989; Сарабьянов Д.В. История русского искусства кон. XIX - нач. ХХ в. М.: МГУ, 1993.
-
Толстикова И.И. Мировая культура и искусство: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2011. - 416 с.
-
Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 512 с.
Дополнительная литература для обучающихся
-
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
-
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.
-
Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.
-
Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М, СПб.; Киев, 2005.
-
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.
-
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.
-
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.
-
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. - М., 1996.