Изобразительное искусство в 5 классе. Автор Т. Я. Шпикалова

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897; Примерной программы по учебным предметам; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Рассмотрено: на заседании

ШМО учителей технологии

Протокол № 1от 28.08.2014 г.

______________________

Гомзякова Е.А.

Согласовано:

заместитель

директора по УВР

________________

Иваненко Е.В.

Утверждаю: директор

МБОУ СОШ №1

________________

Иванцова И.Г.

Приказ №151- от 31.08.2014.

Изобразительное искусство

рабочая программа для 5 класса на 2013-2014 год,

разработана на основе программы: Т.Я. Шпикаловой



Составила

Сивеня С.Г.,

учитель технологии, ИЗО

I КК



г. Тулун

2014-2015

Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство»

разработана на основе программы Т. Я. Шпикаловой 5 класс

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897; Примерной программы по учебным предметам; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег. № 19676; учебного плана МБОУ СОШ № 1, утвержденного 31.08.2013 года приказом директора № 150 - п.

Она конкретизирует содержание образовательного стандарта по данному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников первой ступени. Программа способствует реализации целей и задач Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1 (утверждена: 31.08.2012 года приказом директора № 150 -п) и Программы развития ОУ.

Программа содержит распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа

Программа содержит распределение учебных часов по разделам курса.

Программа включает разделы:

  • пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета;

  • общую характеристику учебного предмета;

  • описание места учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 1;

  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

  • содержание учебного предмета;

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  • описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство в 5 классе» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена с учетом плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс - 5

Количество часов в неделю - 1 ч.

Количество часов в год - 35ч.

Цели

Одной из самых главных целей преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие обучающегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:

- изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания;

- конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение обучающимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Обучающийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Специфика программы:

Программа Изобразительное искусство в 5 классе общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.

В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Основное содержание обучения 5-м классе (1 час в неделю, 35 часов)

Образ родной земли в изобразительном искусстве

9

Тема 1. Тема плодородия земли в изобразительном искусстве

5

1-2

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта.

2

3-4

Осенние плоды в твоём натюрморте.

2

5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства.

1

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве.

4

6-7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике.

2

8-9

«Осенних дней очарованье» в книжной графике.

2

Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.


8

Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность.

2

10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла.

1

11

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми.

1

Тема 4. Образ времени года в искусстве.

2

12-13

Зимняя пора в живописи и графике.

2

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.

2

14-15

Делу - время, потехе - час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера.

2

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.

2

16-17

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.

2

Мудрость народной жизни в искусстве.

11

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота.

5

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.

1

19-20

Изба - творение русских мастеров-древоделов.

2

21

Изба - модель мироздания.

1

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность.

1

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств.

3

23

Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

1

24-25

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка»

2

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.

3

26

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве.

1

27-28

Традиции оформления праздничной среды.

2

Образ единения человека с природой в искусстве.

6

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.

2

29

Животные - братья наши меньшие.

1

30

Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов

1

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры.

1

31

Экологическая тема в плакате.

1

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве.

3

32-33

Троицына неделя и её образы в искусстве.

2

34

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.

1

Итоговое занятие.

1

35

Выставка работ.

1

ВСЕГО

35

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  1. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

  2. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

  3. Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  1. Активность участия.

  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  3. Самостоятельность.

  4. Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

Викторины.

Кроссворды.

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

Формы домашнего задания:

Сообщения о художниках, жанрах и видах изобразительного искусства, музеях и др.; задания в виде практических работ - рисунки, поделки; проекты; поиск материала по темам - репродукции, фотографии; сбор информации по теме - статьи, журналы, книги, интернет-ресурсы.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных. Учреждений/ Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Поровская и др.; под. ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2012

  2. Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Поровская. - М.: Просвещение, 2013

  3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы: программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2012.

  4. 28. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение"

Универсальные учебные действия.

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД:

личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я -концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Фиксация изображений и звуков

Ученик научится: • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ученик научится:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Ученик научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Ученик научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

Язык пластических искусств и художественный образ

Ученик научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;

• различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников.

Виды и жанры изобразительного искусства

Ученик научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства.

Основное содержание образования в 5 классе

Тема года: Природа и человек в искусстве.

Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве 9 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная). Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник - творец - гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси - фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.7 часов Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Выполнение предметов декоративно-прикладного искусства.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Планируемые результаты:

Ученик будет понимать:

• значение древних корней народного искусства;

• связь времён в народном искусстве;

• место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

• особенности народного (крестьянского) искусства России;

• знать годовые народные календарные праздники (Масленица, Троица), классическую оперу, положительных героев былин и сказок народов России и мира.

• представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Ученик научится:

  • отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне)

  • создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

• объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;

• различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора;

• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

• передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

• умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

• создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Изобразительное искусство» 5 класс, 34 часа (1 час в неделю)

разработана на основе программы Т.Я. Шпикаловой

п./№

Дата

Тема и тип

урока

Практическая часть

Планируемые результаты

Информационное обеспечениеоборудование.

План

Факт

Предметные

Ученик научится

УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Образ родной земли в изобразительном искусстве (9ч.)

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве. (5ч.)

1-2

Дары осени в натюрморте.

Комбинированный.

Размещение композиции, выполнение прорисовки предметов, определение освещённости предметов, работа красками.

Научится понимать и объяснять смысл понятия колорит. Изображать осенние плоды. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приёмы композиции натюрморта (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра).

Научатся самостоятельно анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки - тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Научится работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета в композиции. Находить общее и объяснять, в чём их различия.

Научатся основам коммуникативной рефлексии понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Выражение в творческой работе своего видения мира и отношения к нему.

Презентация с использованием репродукций на тему осень И.Т.Хруцкого, К.А.Коровина, А.В.Лентулова, И.И.Машкова, В.Ф.Стожарова и графика Д.И.Митрохина; бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти.

3-4

Осенние плоды в твоём натюрморте. Комбинированный.

Выполнение рисунка композиции декоративного натюрморта в цвете в технике коллаж, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции.

Научится понимать, какими средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства, и какие приёмы они используют для усиления декоративности. Изображать рисунок композиции декоративного натюрморта в цвете и техники коллажа, передавая особенности в изображении фруктов, овощей и др. предметов.

Научатся самостоятельно анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передаче своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи.

Научатся устанавливать причинно-следственные связи. Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Научатся совместно обсуждать, анализировать произведения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Выражение в творческой работе своего отношения к натуре.

Бумага, картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладкокрашенная с мелким и крупным рисунком.

презентация с репродукциями картин М.С.Сарьяна,П.В.Кузнецова, И.И.Машкова, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки

5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства

Комбинированный.

Выполнение рельефной композиции «древо жизни» согласно условиям творческого задания.

Понимать произведения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в живописи, рельефах, украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия), приводить примеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства.

Знать значение слов барельеф, горельеф, участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древо жизни» в технике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеобразия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» согласно условиям творческого задания.

Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Презентация барельефы и горельефы.

Презентация на тему рельефы и барельефы в древнерусском зодчестве и декоративно-прикладном искусстве.

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. (4ч.)

6-7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике.

Комбинированный.

Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии.

Научится выделять особенности «пейзажей настроения», сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Выполнять пейзаж в технике монотипия.

Давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Объяснять значение слова монотипия, отличать особенности техники монотипия. Представлять мотив этого пейзажа, близкий для его настроения колорит. Определять тёплые и холодные, контрастные и сближенные цвета для передачи состояния природы.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников.

Воспитание российской гражданской индентич -

патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Презентация: «Осенние пейзажи выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины 20 века».

8-9

«Осенних дней очарованье» в книжной графике.

Комбинированный.

Выполнить иллюстрацию с мотивом осеннего пейзажа к стихотворению и макет страницы (разворота) к ней.

Научиться выполнять творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров книжной графики.

Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному для иллюстрирования сюжету, к соответствию изобразительного образа литературному тексту.

Презентация на тему «Оформление книги - книжная графика»; бумага, краски, кисть, клей.

Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.(8ч.)


Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность.(2ч.)

10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла.

Комбинированный.

Выполнить зарисовку человека в движении с натуры или по описанию для многофигурной композиции бытовой картины «Ярмарка»

Научатся изображать человека в костюме. Пониманию разнообразия форм и украшений народного праздничного костюма, связи земного и небесного в символике костюма.

Анализировать изображения фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. На основе анализа определять последовательность работы над зарисовкой.


Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России

Презентация «Произведения отечественных живописцев 19-20 века» Бумага, карандаш.

11

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми.

Комбинированный.

Выполнить многофигурную композицию «Ярмарка», применяя композиционные, графические или живописные средства выразительности.

Научатся осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека. Передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики древнерусского костюма.

Анализировать художественные произведения, на основе этого планировать последовательность составления композиции, выделять главное в композиции, составлять сюжет картины.

Находить общее и различное. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Выражать в творческой работе своё отношение к истории, культуре, традициям своего народа.

Презентация «Произведения бытового жанра отечественных художников». Акварель, бумага.

Тема 4. Образ времени года в искусстве.(2ч.)

12-13

Зимняя пора в живописи и графике.

Комбинированный.

Выполнить зарисовки деревьев, архитектурных построек, людей зимой по наблюдению.

Владеть графическими материалами изображения.

Ставить цели художественной работы на основе анализа произведений художников-пейзажистов.

Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях. Устанавливать последовательность изображения композиции.

Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека. Приводить примеры.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выражать в пейзаже своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы.

Презентация «Пейзажи отечественных живописцев и графиков конца 19-начала 20 века.

Цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве.

Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.(2ч.)

14-15

Делу - время, потехе - час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера.

Комбинированный.

Выполнить эскиз пояса и флюгера. Плетение пояса из трёх и пяти нитей. Изготовление дымника с флюгером.

Освоение техники плетения пояса и изготовление флюгера и дымника по трафарет из картона и фольги.

Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Составление плана и последовательности действий согласно технологической карте.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Научатся работать в паре.

Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Презентация по теме: «Народные костюмы разных регионов России, дымники»

Бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки, булавка, чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга.

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.(2ч.)

16-17

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.

Комбинированный урок.

Выполнить зарисовку персонажа былины. Завершить образ фольклорного героя в цвете.

Научиться рисовать человека в движении.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Анализировать схемы и последовательность изображения по художественно-дидактической таблице. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики.

Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев.

Выражать в творческой работе своё видение образов фольклорных героев и отношение к ним.

Презентация «Произведения живописцев, воссоздавших образы фольклорных героев». Бумага, акварель, гуашь.

Мудрость народной жизни в искусстве.(11ч.)

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота. (5ч.)

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.

Комбинированный урок

Выполнить графические зарисовки по памяти или по представлению деревянной постройки твоего города.

Научатся самостоятельно выполнять графические зарисовки деревянных построек.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества.

Участвовать в коллективном обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Выражать в творческой работе своё отношение к натуре. Воспитание уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народов России.

Презентация на тему «Произведения живописи, графики и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества». Простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага.

19-20

Изба - творение русских мастеров-древоделов. Комбинированный.

Сконструируй и построй из бумаги крестьянское подворье силами «плотницкой артели».

Научить способам моделирования и конструирования.

Анализировать и планировать предстоящую работу, сравнивать полученное изделие с эталоном,

Научить работать по технологической карте, сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, различать их типы, назначение.

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному крестьянскому жилищу.

Презентация на тему «Произведения живописи и фотографии, воспроизводящие постройки деревянного древнерусского зодчества»

Карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей.

21

Изба - модель мироздания. Комбинированный.

Выполнить графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома.

Научиться выполнять графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Давать определение понятиям. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Выражать в творческой работе своё отношение к символике декоративного убранства дома. Воспитывать любовь к родному искусству.

Презентация по теме «Декоративное убранство в облике деревянных домов разных регионов России».

Простой и цветные карандаши, фломастер.

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. Комбинированный.

Изготовить элементы декора избы из бумаги способом многослойного симметричного вырезания.

Научатся создавать проект-макеты.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Сопоставлять произведения художников, посвященные теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающих передавать идею связи поколений.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Участвовать в коллективной работе над проектом «Деревенская улица».

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

Презентация по теме «Произведения народного мастера из Палеха, запечатлевшие сцены традиционного и современного уклада семейной жизни, а также элементы декоративного убранства зданий»

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств.(3ч.)

23

Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

Урок творческого применения умений и навыков

Выполнять эскиз по представлению декорации к театральной постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка», основа коллективного панно.

Научатся создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Последовательность работы театрального художника.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну

Презентация «Эскизы декорации и костюмов к опере-сказке «Снегурочка»выполненных В.М.Васнецовым»

Живописные материалы по выбору.

24-25

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка»

Комбинированный урок.

Выполнить эскиз по представлению сценического костюма одного из персонажей к постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка».

Научатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Устанавливать причинно-следственные связи

Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллаж.

Выражать в творческой работе своё отношение к персонажам спектакля. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

Презентация «Эскизы костюмов персонажей к операм-сказкам Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (В.М.Васнецов) и «Золотой петушок» (И.Я.Билибин)

Карандаши, фломастеры, чёрная тушь, цветные мелки.

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.(3ч.)

26

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. Комбинированный

Выполнить зарисовку с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица»

Научится понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев. Изображать фигуру человека в движении.

Научится планировать пути достижения целей. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.

Презентация «Живописные произведения отечественных художников 19-20в., в которых отражены традиции масленичных гуляний»

Живописные материалы по выбору.

27-28

Традиции оформления праздничной среды. Комбинированный

Выполнить эскиз многофигурной композиции для сюжетно-декоративной композиции на тему празднования масленицы.

Научатся создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.

Презентация «Произведения народных мастеров росписи по дереву из Федоскина, Мстёры, Городца, Палеха, в которых отражены традиции масленичных гуляний». Живописные материалы по выбору.

Образ единения человека с природой в искусстве.(6ч.)

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.(2ч.)

29

Животные - братья наши меньшие. Комбинированный

Выполнять наброски животных по памяти и представлению.

Научатся изображать животных в движении.

Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различное в создании художественного образа произведения. Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист.

Участвовать в коллективном обсуждении роли животных в жизни человека, анималистическом жанре в искусстве, передачи образа животных в разных материалах.

Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к образу животного.

Презентация по теме «Изображения животных в произведениях декоративно-прикладного искусства, рельефах архитектурных сооружений Древнего мира, в скульптуре и живописи 17-18 в. И произведениях современных художников-анималистов»

Графические и живописные материалы по выбору, бумага.

30

Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов.

Комбинированный

Выполнить скульптурный этюд животного по памяти и представлению.

Представлять образ животного для изображения. Изображать фигуру животного, передавая объём.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различное. Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приёмы лепки для создания своего образа животного, учитывая советы скульптора.

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Выражать в своём произведении любовь к животному.

Презентация по теме «Произведения отечественных художников-анималистов».

Графические и живописные материалы по выбору, бумага

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры. (1ч.)

31

Экологическая тема в плакате. Комбинированный

Выполнить эскиз плаката на тему по выбору: защита природы или охрана памятников искусства.

Применять выразительные и композиционные средства при изображении плаката.

Планировать последовательность действий изображения плаката. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в конкурсе плакатов на экологическую тему.

Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, художественных выразительных средств, применяемых в плакатах.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве. (3ч.)

32-33

Троицына неделя и её образы в искусстве. Комбинированный

Выполнить зарисовку многофигурной композиции по представлению на тему «Хоровод», «Тихая песня», «Весёлый перепер».

Создать сюжетно-тематическую композицию «В троицын день; 2 на основе зарисовки, выполненной на предыдущем уроке.

Научатся участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Сравнивать свой сюжет с эталоном. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств используемых художником. Называть основные детали праздничного народного костюма. Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Воспитывать любовь к истории и культуре родного края.

Собрать материала о куклах-оберегах.

Графические и живописные материалы по выбору, бумага

34

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Комбинированный

Выполнить куклу в праздничном наряде.

Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях.

Составлять план своих действий по технологической таблице изготовления куклы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы. Находить общее и различное. Обсуждать народные традиции. Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Творческие практические работы.

Презентация «Праздничные традиционные женские наряды: северорусского и южнорусского костюмов в произведениях художников мастеров народного декоративно-прикладного искусства» Графические и живописные материалы по выбору, бумага

Итоговое занятие. (1 ч.)

35

Выставка работ. Обобщение и закрепление

Анализ выполненных работ за год.

Научатся определять владельца костюма, видеть неточности, которые допустил художник при изображении

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Получит возможность для формирования эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение

.

Работы учащихся.

-

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое

кол-во

Есть в наличии


Необходимо приобрести


ОШ

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

+

2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

+

3.

Авторские программы по изобразительному искусству

Д

+

4.

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

+


Учебники по изобразительному искусству автор: Т.Я. Шпикалова

К

-

5.

Рабочие тетради

автор: Т.Я. Шпикалова

К

-

6.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) автор: Т.Я. Шпикалова

Д

+

7.

Методические журналы по искусству

Д

-

8.

Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

+

-

9

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

-

9.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

-

10.

Альбомы по искусству

Д

-

11.

Книги о художниках и художественных музеях

Д

+

-

12.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

-

13.

Словарь искусствоведческих терминов

П

-

2. Печатные пособия

14.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

-

15.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

-

16.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

-

17.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

-

18.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

+

-

19.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К

-

3. Информационно-коммуникационные средства

20.

Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники

Д

-

21.

Электронные библиотеки по искусству

Д

-

22.

Игровые художественные компьютерные программы

23.

Музыкальный центр

Д

-

24.

DVD-проигрыватели

Д

-

25.

Телевизор

-

26.

Видеомагнитофон

Д

-

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

-

27.

Слайд проектор

Д

-

28.

Мультимедиа проектор

Д

-

29.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

-

30.

Экран (на штативе или навесной)

Д

-

31.

Фотоаппарат

П.

-

32.

Видеокамера

Д

-

33.

Графический планшет

Д

-

5. Экранно-звуковые пособия

34.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д

-

35.

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

Д

-

36.



Слайды (диапозитивы):

- по видам изобразительных

( пластических) искусств

- по жанрам изобразительных

искусств

- по памятникам архитектуры

России и мира

- по стилям и направлениям в

искусстве

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному

искусству

- по творчеству художников

Д

-

37.

Мольберты

К

-

Настольные скульптурные станки

К

-

38.

Комплекты резцов для линогравюры

К

-

39.

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф

-

40.

Краски акварельные

К

-

41.

Краски гуашевые

К

-

42.

Краска офортная

П.

-

43.

Валик для накатывания офортной краски

П.

-

44.

Тушь

К

-

45.

Ручки с перьями

К

-

46.

Бумага А3, А4.

К

-

47.

Бумага цветная

К

-

48.

Фломастеры

К

-

49.

Восковые мелки

К

-

50.

Пастель

Ф

-

51.

Сангина

К

-

52.

Уголь

К

-

53.

Кисти беличьи № 5, 10, 20

К

-

54.

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

-

55.

Емкости для воды

К

+

56.

Стеки (набор)

К

-

57.

Пластилин / глина

К

-

58.

Клей

Ф

-

59.

Ножницы

К

-

60.

Рамы для оформления работ

К

-

61.

Подставки для натуры

П.

+

62.

Муляжи фруктов (комплект)

Д

-

63.

Муляжи овощей (комплект)

Д

-

64.

Гербарии

Ф

-

65.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

-

66.

Гипсовые геометрические тела

Д

-

67.

Гипсовые орнаменты

Д

-

68.

Маски античных голов

Д

-

69.

Античные головы

Д

-

70.

Обрубочная голова

Д

-

71.

Модуль фигуры человека

П.

-

72.

Капители

Д

-

73.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П.

-

74.

Драпировки

П

+

-

75.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П

+

-

76.

Конструкторы

Ф

77.

Театральные куклы

Д

-

78.

Маски

Д

-

79.

Столы рисовальные

К

-

80.

Стулья

К

+

81.

Стулья брезентовые складные

К

-

82.

Стеллажи для книг и оборудования

Д

+

83.

Мебель для проекционного оборудования

Д

-

84.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д

+



© 2010-2022