Конспект урока ИЗО «Краски осени» 5 класс

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и теплая погода, и лес оденется  в яркие  золотые цвета, то сама красота  осенней природы  вызывает  чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя  на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А.С.Пушкина:                             Люблю я пышное природы увяданье,                             В багрец и  золото одетые леса,                              В их сенях ветра  шум и свежее дыханье… Не только Пушкин любил  это время года...Многие  писатели, поэты, художники воспевали красоту увядающей природы  в своих произведениях.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока ИЗО «Краски осени» 5 класс

ТЕМА УРОКА: «КРАСКИ ОСЕНИ» (тематическое рисование)

УЧИТЕЛЬ ИЗО: ИВАНОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА.

МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа»

Урок - конспект тематического рисования в 5 классе

Тема урока: « Краски осени»

Цели урока:1.Углубить умение изображать по памяти, представлению и на основе наблюдений сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.

2.Развивать восприятие и передачу пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних деревьев.

3.Расширять знания о разнообразии художественных приемов; освоение нового приема в работе с красками (прием «тычка»)

4.Воспитывать художественный вкус, чувство цвета.

Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к родной природе.

Оборудование урока:

Изобразительный ряд: Репродукция И.И. Левитана «Золотая осень»; образец педагогического рисунка «Краски осени»(акварель); осенний букет из веток рябины, клена, березы, осенних цветов-хризантем.

Литературный ряд: стихотворения об осени разных авторов Ф.И.Тютчева «Листья», И.Бунина «Осень», А..Балонского... «Кружат листья…»,Э.Федоровской «Осень на опушке …», А. Твардовского «Меж редеющих верхушек» и т.д.

План урока.

1.Проверка организации рабочего места.

2.Беседа о красках осени с использованием произведений классической литературы.

3.Освоение нового художественного приема - техника «тычка».

4.Показ последовательности рисования осеннего пейзажа.

5.Самостоятельное рисование детьми осеннего пейзажа с использованием техники «тычка».

5.Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ.Анализ работ учителем. Оценка.




Ход урока.

1. Проверка организации рабочего места.

Проверка наличия альбомов, красок, кистей (жесткой и мягкой)

2.Беседа о красках осени с использованием произведений классической литературы и картины И.Левитана «Золотая осень».

Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и теплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А.С.Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

План беседы по картине.


1.Какое впечатление производит на вас левитановская картина? Что в ней особенно красиво?

2.Почему осень называют золотой?

3.Когда лес бывает золотым, таким, как он изображен на картине Левитана, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?

4.Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья остаются зимой зелеными?

5.Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?

6.Почему вода в речке у левого берега темная, а дальше становится светло-голубая?

7.Хотели бы вы узнать побольше о художнике?

Историческая справка. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) очень любил родную страну. Его картины учат нас видеть и понимать всю красоту и обаяние русской природы.

Левитан рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы.

Когда он учился в Москве (в Училище живописи, ваяния и зодчества), ему часто приходилось голодать. Больше трех копеек в день он не мог расходовать на свое питание. Ночевать он был вынужден в Училище, так как не имел своего угла.

Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое.

К себе и к своей работе он относился очень строго, ему всегда казалось, что можно сделать лучше, удачнее. Случалось так, что он уничтожал не только этюды, но и свои картины, будучи недоволен ими.

Левитан оставил нам богатое художественное наследие: Многие его картины, этюды и рисунки находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт -Петербурге и в других музеях нашей страны.

Современники называли Левитана поэтом русской природы.

Чтение учителем стихотворения З.Федоровской «Осень»

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зардели клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите, роща в золото одета».

Давайте вспомним произведения литературы русских классиков, в которых есть описание красок осени.

Чтение стихотворений об осени детьми.

Кружат листья над дорожкой.

Лес прозрачен и багрян.

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идем, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

А. Балонский

Лес, точно терем расписной -

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней.

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

И т.д.

( Название красок выписывается на доске)

3. Педагогический рисунок.

Освоение нового художественного приема ( техника «тычка»)

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

Работа ведется без применения карандаша - одной кистью.

Концом большой жесткой кисти производятся тычкообразные прикосновения кисти к бумаге. Кисть при этом - полусухая ( краски тогда выглядят ярче и не расплываются) Начинается работа сверху - вниз. (сначала - небо, потом - деревья, наконец - земля) При этом вспоминаются краски осени, о которых узнали из стихотворений. Таким образом заполняется весь лист.

Затем тонкой кистью производится уточнение деталей.( Стволы деревьев, отдельные листочки, ягодки и т. д. )

Далее детям предлагается творческая работа - заполнить землю дополнительными деталями: грибами, опавшими листьями, упавшими ягодами и т. д.

4. Самостоятельное рисование детьми. ( творческая работа)

5.Подведение итогов урока. Выставка детских работ. Коллективное обсуждение работ. Анализ работ учителем. Оценка.




© 2010-2022