КТП по изобразительному искусству

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Линдинская малокомплектная основная общеобразовательная школа»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор ЛМООШ

УВР ЛМООШ __________/_______________/

__________/_______________/ «_____»_____________2015г.

«_____»_____________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Ступень обучения (класс) 5 классы

Количество часов 35 Уровень базовый

Учитель Мальцева Прасковья Игорьевна



















2015-2016 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Учебно-тематический план……………………………………………………5

3. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………… 6

4. Место учебного предмета в учебном плане……………………………………6

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе …………………………… 7

6. Основное содержание учебного предмета ………………………………….. 11

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………12

8. Планируемые результаты……………………………………………………..13

9.Календарно-тематическое планирование для 5 кл…………………………...14

10.Методическая литература…………………………………………………….34





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса МБОУ ЛМООШ составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( ФГОС ООО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

- примерных программ по изобразительному искусству «Просвещение» 2010 г.,

-программы формирования универсальных учебных действий;

- рабочей программы автора Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2012

При разработке программы были учтены требования, отраженные в федеральном государственном стандарте общего основного образования. ( ФГОС ООО)

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.

Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

  • развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения;

  • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.




Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.


Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  1. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

  2. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

  3. Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.


Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  1. Активность участия.

  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  3. Самостоятельность.

  4. Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Формы домашнего задания:

Сообщения о художниках, жанрах и видах изобразительного искусства, музеях и др.; задания в виде практических работ- рисунки, поделки; проекты; поиск материала по темам- репродукции, фотографии; сбор информации по теме - статьи, журналы, книги, интернет-ресурсы.








Учебно-тематический план

5 класс

Образ родной земли в изобразительном искусстве

9

Тема 1. Тема плодородия земли в изобразительном искусстве

5

1-2

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта.

2

3-4

Осенние плоды в твоём натюрморте.

2

5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства.

1

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве.

4

6-7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике.

2

8-9

«Осенних дней очарованье» в книжной графике.

2

Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.

8

Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность.

2

10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла.

1

11

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми.

1

Тема 4. Образ времени года в искусстве.

2

12-13

Зимняя пора в живописи и графике.

2

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.

2

14-15

Делу - время, потехе - час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера.

2

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.

2

16-17

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.

2

Мудрость народной жизни в искусстве.

11

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота.

5

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.

1

19-20

Изба - творение русских мастеров - древоделов.

2

21

Изба - модель мироздания.

1

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность.

1

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств.

3

23

Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

1

24-25

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка»

2

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.

3

26

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве.

1

27-28

Традиции оформления праздничной среды.

2

Образ единения человека с природой в искусстве.

6

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.

2

29

Животные - братья наши меньшие.

1

30

Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов

1

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры.

1

31

Экологическая тема в плакате.

1

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве.

3

32-33

Троицына неделя и её образы в искусстве.

2

34

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.

1

Итоговое занятие.

1

35

Выставка работ.

1


ВСЕГО

35


Учебно-методическое обеспечение


Пособие для учащихся: Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. - М.: Просвещение, 2012

Пособие для учителей

  • Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. - М.: Просвещение, 2013

  • Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.

Общая характеристика учебного предмета:

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе - эмоционально - деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культура созидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Место учебного предмета в учебном плане:

В федеральном базисном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени - 4 учебных часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Фиксация изображений и звуков

Выпускник научится: • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;


Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;



Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

Основное содержание образования в 5 классе

Тема года: Природа и человек в искусстве.

Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве 9 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник - творец - гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси - фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.7 часов Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Выполнение предметов декоративно-прикладного искусства.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Учебник по изобразительному искусству

2

Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов

3

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

4

Альбомы по искусству

5

Книги о художниках и художественных музеях

6

Портреты русских и зарубежных художников

7

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

8

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

9

Мультимедийный компьютер и проектор

10

Презентации по народным промыслам

11

Презентации по памятникам архитектуры России и мира

12

Презентации по стилям и направлениям в искусстве

13

Презентации по декоративно-прикладному искусству

14

Мольберты

15

Краски акварельные

16

Краски гуашевые

17

Бумага А3, А4

18

Бумага цветная

19

фломастеры

20

Восковые мелки

21

Кисти

22

Емкости для воды

23

Клей

24

Ножницы

25

Муляжи фруктов

26

Муляжи овощей

29

Пластилин

32

Коллекция вышитых народных полотенец

33

Коллекция глиняной посуды

38

Коллекция предметов народных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Дымковские игрушки и т.д.)

Планируемые результаты:

Ученик будет понимать:

  • значение древних корней народного искусства;

  • связь времён в народном искусстве;

  • место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  • особенности народного (крестьянского) искусства России;

  • знать годовые народные календарные праздники (Масленица, Троица), классическую оперу, положительных героев былин и сказок народов России и мира.

  • представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Ученик научится:

  • отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне)

  • создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

  • объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

  • - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

  • - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

  • - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • - передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.


Календарно-тематическое планирование для 5 кл.

Природа и человек в искусстве.



№ п\п

Дата

Тема и тип

урока

Содержание урока

Практическая часть

Планируемые результаты

Вид, форма контроля.

Информационное обеспечение, оборудование.

Домашнее

задание

План

Факт

Предметные

Ученик научится

УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Образ родной земли в изобразительном искусстве (9ч.)

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве. (5ч.)

1-2

Дары осени в натюрморте.

Комбинированный.

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изображение предметного мира. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция - главное средство выразительности художественного произведения. Пропорции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению.

Размещение композиции, выполнение прорисовки предметов, определение освещённости предметов, работа красками.

Научится понимать и объяснять смысл понятия колорит. Изображать осенние плоды. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приёмы композиции натюрморта (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра) .

Научатся самостоятельно анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки - тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Научится работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета в композиции. Находить общее и объяснять, в чём их различия.

Научатся основам коммуникативной рефлексии понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Выражение в творческой работе своего видения мира и отношения к нему.

Творческие практические работы.

Презентация с использованием репродукций на тему осень И.Т.Хруцкого, К.А.Коровина, А.В.Лентулова, И.И.Машкова, В.Ф.Стожарова и графика Д.И.Митрохина; учебник; бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти.

Подготовить

сообщение на

тему

«Натюрморт

в живописи»

Принести бумагу, картон, клей, фломастер, ножницы, ткань.




3-4

Осенние плоды в твоём натюрморте. Комбинированный.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ - основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства.

Выполнение рисунка композиции декоративного натюрморта в цвете в технике коллаж, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции.

Научится понимать какими средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приёмы они используют для усиления декоративности. Изображать рисунок композиции декоративного натюрморта в цвете и техники коллажа, передавая особенности в изображении фруктов, овощей и др. предметов.

Научатся самостоятельно анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передаче своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи.

Научатся устанавливать причинно-следственные связи. Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Научатся совместно обсуждать, анализировать произведения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Выражение в творческой работе своего отношения к натуре.

Творческие практические работы.

Бумага, картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладкокрашенная с мелким и крупным рисунком.

Учебник, презентация с репродукциями картин М.С.Сарьяна, П.В.Кузнецова, И.И.Машкова, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки.

Пластилин, глина, картон, фанера.

5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства

Комбинированный.

Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве

Выполнение рельефной композиции «древо жизни» согласно условиям творческого задания.

Понимать произведения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в живописи, рельефах , украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия), приводить примеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства.

Знать значение слов барельеф, горельеф, участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древо жизни» в тезхнике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеобразия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» согласно условиям творческого задания.

Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Творческие практические работы.

Пластилин, картон, фанера, учебник, Презентация барельефы и горельефы.

Презентация на тему рельефы и барельефы в древнерусском зодчестве и декоративно-прикладном искусстве.

Бумага, гуашь, пластик, кисть, перо.

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. (4ч.)

6-7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике.

Комбинированный.

Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явления жизни и природы. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже.

Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии.

Научится выделять особенности «пейзажей настроения», сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Выполнять пейзаж в технике монотипия.

Давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Объяснять значение слова монотипия, отличать особенности техники монотипия.Представлять мотив этого пейзажа, близкий для его настроения колорит. Определять тёплые и холодные, контрастные и сближенные цвета для передачи состояния природы.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников.

Воспитание российской гражданской индентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Творческие практические работы.

Презентация: «Осенние пейзажи выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины 20 века». Учебник.

Бумага, краски, кисти, клей.

Собрать информацию о художниках иллюстраторах.

8-9

«Осенних дней очарованье» в книжной графике.

Комбинированный.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Выполнить иллюстрацию с мотивом осеннего пейзажа к стихотворению и макет страницы (разворота) к ней.

Научиться выполнять творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров книжной грфики.

Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному для иллюстрирования сюжету, к соответствию изобразительного образа литературному тексту.

Творческие практические работы.

Презентация на тему «Оформление книги - книжная графика»; учебник,бумага, краски, кисть, клей.

Бумага, карандаш.

Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.(8ч.)

Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность.(2ч.)

10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла.

Комбинированный.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция, Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства.

Выполнить зарисовку человека в движении с натуры или по описанию для многофигурной композиции бытовой картины «Ярмарка»

Научатся изображать человека в костюме. Пониманию разнообразия форм и украшений народного праздничного костюма, связи земного и небесного в символике костюма.

Анализировать изображения фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. На основе анализа определять последовательность работы над зарисовкой.



Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России

Творческие практические работы.

Презентация «Произведения отечественных живописцев 19-20 века» Учебник. Бумага, карандаш.

Акварель, гуашь, бумага.

Подготовить презентацию «Ярмарка»

11

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми.

Комбинированный.

Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве.Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Выполнить многофигурную композицию «Ярмарка», применяя композиционные, графические или живописные средства выразительности.

Научатся осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека. передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики древнерусского костюма,.

Анализировать художественные произведения, на основе этого планировать последовательность составления композиции, выделять главное в композиции, составлять сюжет картины.

Находить общее и различное. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Выражать в творческой работе своё отношение к истории, культуре, традициям своего народа.

Творческие практические работы.

Презентация «Произведения бытового жанра отечественных художников».Акваребумага. Учебник.

Цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.

Тема 4. Образ времени года в искусстве.(2ч.)

12-13

Зимняя пора в живописи и графике.

Комбинированный.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Композиция.Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение предметного мира.

Выполнить зарисовки деревьев, архитектурных построек, людей зимой по наблюдению.

Владеть гафическими материалами изображения.

Ставить цели художественной работы на основе анализа произведений художников-пейзажистов.

Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях. Устанавливать последовательность изображения композиции.

Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека .Приводить примеры.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выражать в пейзаже своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы.

Творческие практические работы.

Презентация «Пейзажи отечественных живописцев и графиков конца 19-начала 20 века.

Цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.

Бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки, булавка, чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга.

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.(2ч.)

14-15

Делу - время, потехе - час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера.

Комбинированный.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве.

Выполнить эскиз пояса и флюгера. Плетение пояса из трёх и пяти нитей. Изготовление дымника с флюгером.

Освоение техники плетения пояса и изготовление флюгера и дымника по трафарет из картона и фольги.

Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Составление плана и последовательности действий согласно технологической карте.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Научатся работать в паре.

Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Творческие практические работы.

Презентация по теме: «Народные костюмы разных регионов России, дымники»

Бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки, булавка, чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга.

Бумага,акварель, гуашь.

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.(2ч.)

16-17

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.

Комбинированный урок.

Разработка фольклорной темы мастерам отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчеств мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декарационнного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных событий.

Выполнить зарисовку персонажа былины. Завершить образ фольклорного героя в цвете.

Научиться рисовать человека в движении.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Анализировать схемы и последовательность изображения по художественно-дидактической таблице. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики.

Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев.

Выражать в творческой работе своё видение образов фольклорных героев и отношение к ним.

Творческие практические работы.

Презентация «Произведения живописцев, воссоздавших образы фольклорных героев». Бумага,акварель, гуашь.

Простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага.

Мудрость народной жизни в искусстве.(11ч.)

Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота. (5ч.)

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.

Комбинированный урок

Русский Север - край уникальных домов-комплексов. Особенности конструкции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества.

Выполнить графические зарисовки по памяти или по представлению деревянной постройки твоего города.

Научатся самостоятельно выполнять графические зарисовки деревянных построек.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества.

Участвовать в коллективном обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Выражать в творческой работе своё отношение к натуре. Воспитание уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народов России.

Творческие практические работы.

Презентация на тему «Произведения живописи, графики и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества». Простой карандаш, цветные мелки,фломастер, белая или тонированная бумага.

Карандаш,фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей.

19-20

Изба - творение русских мастеров-древоделов. Комбинированный.

Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши.

Сконструируй и построй из бумаги крестьянское подворье силами «плотницкой артели».

Научить способам моделирования и конструирования.

Анализировать и планировать предстоящую работу, сравнивать полученное изделие с эталоном,

Научить работать по технологической карте, сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, различать их типы, назначение.

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному крестьянскому жилищу.

Творческие практические работы.

Презентация на тему «Произведения живописи и фотографии, воспроизводящие постройки деревянного древнерусского зодчества»

Карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей.

Простой и цветные карандаши, фломастер.

21

Изба - модель мироздания. Комбинированный.

Расположение декоративных украшений на фасаде дома. Признаки «очеловечивания» в облике избы. Красота и пластическая выразительность рельефных изображений на домах нижегородской области. Знаки-символы в домовой резьбе.

Выполнить графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома.

Научиться выполнять графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Давать определение понятиям. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Выражать в творческой работе своё отношение к символике декоративного убранства дома. Воспитывать любовь к родному искусству.

Творческие практические работы.

Презентация по теме «Декоративное убранство в облике деревянных домов разных регионов России».

Простой и цветные карандаши, фломастер.

Ножницы, бумага, клей.

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. Комбинированный.

Образ лада в труде, доме и семье - нравственный идеал народов России. Сохранение и развитие традиций декоративного убранства крестьянского дома.

Изготовить элементы декора избы из бумаги способом многослойного симметричного вырезания.

Научатся создавать проект-макеты.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Сопоставлять произведения художников, посвященные теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающих передавать идею связи поколений.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Участвовать в коллективной работе над проектом «Деревенская улица».

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам.

Творческие практические работы.

Презентация по теме «Произведения народного мастера из Палеха, запечатлевшие сцены традиционного и современного уклада семейной жизни, а также элементы декоративного убранства зданий» Ножницы, бумага, клей.

Живописные материалы по выбору.

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств.(3ч.)

23

Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

Урок творческого применения умений и навыков

Отражение картины мира в росписи палат Берендея. Отражение особенностей национального русского орнамента в росписи дворца, в облике слободки Берендеевки, в театральном костюме героев. Особенности восприятия зрителем театральной декорации.

Выполнять эскиз по представлению декорации к театральной постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка», основа коллективного панно.

Научатся создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Последовательность работы театрального художника.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну

Творческие практические работы.

Презентация «Эскизы декорации и костюмов к опере-сказке «Снегурочка», выполненных В.М.Васнецовым»

Живописные материалы по выбору.

Карандаши,фломастеры, чёрная тушь, цветные мелки.

24-25

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка»

Комбинированный урок.

Особенности образно характеристики сказочных персонажей в эскизах театральных костюмов, выполненных В.М.Васнецовым,И.Я.Билибиным. Роль орнамента и цветового решения в разработке театрального костюма. Особенности восприятия зрителем эскизов театральных костюмов разных художников.

Выполнить эскиз по представлению сценического костюма одного из персонажей к постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка».

Научатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Устанавливать причинно-следственные связи

Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллаж.

Выражать в творческой работе своё отношение к персонажам спектакля. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

Творческие практические работы.

Презентация «Эскизы костюмов персонажей к операм-сказкам Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (В.М.Васнецов) и «Золотой петушок» (И.Я.Билибин)

Карандаши, фломастеры, чёрная тушь, цветные мелки.

Живописные материалы по выбору.

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.(3ч.)

26

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. Комбинированный

Изображение человека и праздничных действий в момент масленичяных гуляний на картинах художников. Способы передачи праздничного ощущения мира в творчеств художников-живописцев.

Выполнить зарисовку с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица»

Научится понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев. Изображать фигуру человека в движении.

Научится планировать пути достижения целей. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.

Творческие практические работы.

Презентация «Живописные произведения отечественных художников 19-20в., в которых отражены традиции масленичных гуляний»

Живописные материалы по выбору.

Живописные материалы по выбору.

27-28

Традиции оформления праздничной среды. Комбинированный

Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний в произведениях народных мастеров. Роль цвета в передаче праздничного настроения.

Выполнить эскиз многофигурной композиции для сюжетно-декоративной композиции на тему празднования масленицы.

Научатся создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.

Творческие практические работы.

Презентация «Произведения народных мастеров росписи по дереву из Федоскина,Мстёры,Городца,Палеха, в которых отражены традиции масленичных гуляний».Живописные материалы по выбору.

Графические и живописные материалы по выбору, бумага.

Образ единения человека с природой в искусстве.(6ч.)

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.(2ч.)

29

Животные - братья наши меньшие. Комбинированный

Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике и скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного.

Выполнять наброски животных по памяти и представлению.

Научатся изображать животных в движении.

Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различное в создании художественного образа произведения. Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист.

Участвовать в коллективном обсуждении роли животных в жизни человека, анималистическом жанре в искусстве, передачи образа животных в разных материалах.

Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к образу животного.

Творческие практические работы.

Презентация по теме «Изображения животных в произведениях декоративно-прикладного искусства,рельефах архитектурных сооружений Древнего мира, в скульптуре и живописи 17-18 в. И произведениях современных художников-анималистов»

Графические и живописные материалы по выбору, бумага.

Пластилин.Доклад «Мой домашний питомец»

30

Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов.

Комбинированный

Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике и скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного.

Выполнить скульптурный этюд животного по памяти и представлению.

Представлять образ животного для изображения. Изображать фигуру животного, передавая объём.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различное. Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приёмы лепки для создания своего образа животного, учитывая советы скульптора.

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Выражать в своём произведении любовь к животному.

Творческие практические работы.

Презентация по теме «Произведения отечественных художников-анималистов». Пластилин.

Акварель, ,восковые мелки, фломастеры, тушь.

Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры. (1ч.)

31

Экологическая тема в плакате. Комбинированный

Функции плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем. Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные метафоры, эффектные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание фотографий с рисунком и живописью).

Выполнить эскиз плаката на тему по выбору: защита природы или охрана памятников искусства.

Применять выразительные и композиционные средства при изображении плаката.

Планировать последовательность действий изображения плаката. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в конкурсе плакатов на экологическую тему.

Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, художественных выразительных средств, применяемых в плакатах.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Творческие практические работы.

Акварель, восковые мелки, фломастеры, тушь, ватман. Презентация «Плакаты, выполненные ведущими отечественными мастерами-графиками».

Фломастеры, цветные мелки, акварель.

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве. (3ч.)

32-33

Троицына неделя и её образы в искусстве. Комбинированный

Красота и разнообразие природы, образы всенародного праздника проводов весны и встречи лета, выраженные средствами живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Сюжетно-тематическая композиция как целостный образ праздничного действа. Художественные приёмы, которыми художники передают настроение праздника. Народный праздничный костюм. Пропорции лица и фигуры человека.

Выполнить зарисовку многофигурной композиции по представлению на тему «Хоровод», «Тихая песня», «Весёлый перепер».

Создать сюжетно-тематическую композицию «В троицын день2 на основе зарисовки, выполненной на предыдущем уроке.

Научатся участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Сравнивать свой сюжет с эталоном. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств используемых художником. Называть основные детали праздничного народного костюма. Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Воспитывать любовь к истории и культуре родного края.

Творческие практические работы.

Презентация по теме «Народные праздники на Руси»

Фломастеры, цветные мелки, акварель.

Ткань,нитки, ножницы.

Собрать материала о куклах-оберегах.

34

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Комбинированный

Кукла в праздничном наряде как образ, возрождающейся природы. Особенности конструкции обрядовой куклы троицыной недели.

Выполнить куклу в праздничном наряде.

Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях.

Составлять план своих действий по технологической таблице изготовления куклы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы. Находить общее и различное. Обсуждать народные традиции. Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Воспитывать любовь к истории и культуре родного края.

Творческие практические работы.

Презентация «Праздничные традиционные женские наряды: северорусского и южнорусского костюмов в произведениях художников мастеров народного декоративно-прикладного искусства» Ткань, нитки, ножницы.

Подготовить анализ своих работ для выставки. Составить кроссворды по теме года.

Итоговое занятие. (1 ч.)

35

Выставка работ. Обобщение и закрепление

Анализ выполненных работ за год.

Обсуждение кроссвордов, составленных учащимися. Анализ выполненных работ. Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Научатся определять владельца костюма, видеть неточности, которые допустил художник при изображении

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Получит возможность для формирования эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Выставки работ, конкурсы, викторины.

Работы учащихся..

-

Методическая литература:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.

2. Алленов М. история русского искусства Х-ХХвв. - М.1999

3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Краткая история искусств - М.: Детская литература, 1988.

7. Круглова О. русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1994

8. Круглова О.народная роспись северной Двины. - М., 1987

9. Лихачёв Д. Человек в культуре древней Руси. - Л., 1998

10. Лихачёв Д. Письма о добром и прекрасном. - М., 1985

11. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда. - М.,1992

12. Любимов Л. Искусство западной Европы - М., 1996

13. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Книга для чтения. - М.,1980

14. Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.,1998

15. Маслова Г. народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах(19- начало 20 в.) - М.,1994

16.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.

17. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.

18. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.

19. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.

20. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

21. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.

22. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 1998.

23. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

24. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

25. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

26. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

27. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987

28. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение"

29. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. - М.: Просвещение, 2012

30. Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. - М.: Просвещение, 2013

31. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.


















© 2010-2022