- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект занятия Творческая работа по мотивам вятской росписи
Конспект занятия Творческая работа по мотивам вятской росписи
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусева А.Е. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема : Творческая работа по мотивам вятской росписи
Цель : ознакомление обучающихся с последовательностью выполнения изделия по мотивам вятской росписи
Задачи :
-
Образовательная - учить строить композицию по мотивам вятской росписи соответственно форме выбранного изделия, ознакомить обучающихся с правилами подготовки изделия к росписи, способами грунтования, переноса рисунка на изделие, лакирования;
-
Развивающая - развивать творческое мышление, воображение, фантазию, чувство цветовой гармонии;
-
Воспитывающая - воспитывать внимательность, аккуратность исполнения росписи, настойчивость.
Обеспечивающие средства :
- композиции, выполненные по мотивам вятской росписи, изделия с вятской росписью, карточки с элементами и мотивами вятской росписи;
- альбом, гуашь, кисти, вода, палитра, ластик, простой карандаш, яичный белок, изделие из дерева, наждачная бумага.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
- Какие цвета используются в вятской росписи?
- Назовите основные элементы вятской росписи?
- Какие бывают по построению традиционные композиции вятской росписи?
3. Изложение нового материала
Последовательность выполнения вятского изделия.
-
Вытачивание изделия по заданным размерам, эскизам.
Традиционно лучшими считаются заготовки из липы, клена, березы. Древесина липы мягкая, мягкая, белая, структура рыхлая, а клен и липа более плотные. Древесина сосны имеет приятный медовый оттенок, красивый рисунок текстуры, но при обработке может стать ребристой.
-
Мелкие сучки и трещины на дереве шпатлюют (мелкие опилки дерева + клей ПВА), просушивают и обрабатывают наждачной бумагой №1, затем №0.
-
Если древесина мягкая, то требуется порозаполнение. Столярный (рыбий) клей (20 гр.) заливают холодной кипяченой водой (180 мл.), ставят на огонь и варят до растворения, наносят на изделие теплым. После просушки обрабатывают наждачной бумагой.
Изделие грунтуют, чтобы краски не расплывались по расписываемой поверхности. Грунтовать можно тампоном или губкой, а так же старинным способом : немного грунта размазывают по ладоням, берут вещь и, перекатывая между рук, грунтуют. Грунтовать нужно три раза. После каждой грунтовки изделие необходимо хорошо просушивать и отшлифовывать при появлении ребер дерева.
Грунты :
-
1 чайная ложка желатина, 5 чайных ложек зубного порошка (столярного или рыбьего клея)
-
1 чайная ложка картофельного крахмала, 1 стакан воды
-
Слегка взбитый яичный желток
-
1 столовая ложка желатина, 1 стакан холодной воды - дать настояться 1 час и нагреть
-
Выполнение эскиза к изделию по мотивам вятской росписи, учитывая форму изделия, соблюдая цветовую гармонию.
-
Покрытие изделия гуашью - фон в соответствии с выполненным эскизом.
-
Перенесение рисунка на изделие.
Способы переноса рисунка :
-
механическое копирование рисунка с эскиза на изделие
-
способ припороха (если изделие плоское) - мягким карандашом заштриховывают обратную сторону рисунка, накладывают на изделие, обводят рисунок
-
прокалывание иглой контура рисунка на листе, наложенном на изделие, после чего на нем остается точечный рисунок
-
Выполнение росписи
-
Лакирование изделия выполняется 3 раза быстросохнущим прозрачным бесцветным лаком ( нитролаки НЦ-225, НЦ-224, НЦ-222, синтетические полиэфирные ПЭ-219, ПЭ-220, спиртовые МБМА-80, МБМА-25). Лак наносится кистью из щетины, поролоновой губкой, ватным тампоном (вата, обернутая мягкой неворсистой тканью). Сначала изделие покрывают лаком, смешанным с растворителем в пропорции 1:3 , хорошо просушивают. Затем изделие покрывают лаком еще 2 раза , тщательно просушивая.
-
Практическая работа
Выполнение вятского изделия
5. Анализ работы. Подведение итогов