Конспект урока изобразительного искусства Портрет. Виды портретов. Цвет и настроение

     Тема урока «Портрет. Виды портретов. Настроение человека. Цвет и настроение». Сценарий урока разработан и реализован в соответствии с основными положениями Концепции Специального  Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, проектом Федерального государственного образовательного стандарта для умственно-отсталых детей от 2014 года. Содержание урока разработано в соответствии с задачами раздела программы «беседы об изобразительном искусстве».
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Учитель: Перминова Марина Рафкатовна Класс: 6 «а» класс

Тема «Портрет. Виды портретов. Настроение человека. Цвет и настроение».

Цели урока.

Развивающая:

  1. Развивать представления о жанре изобразительного искусства «Портрет» и его отличительных особенностях.

  2. Развивать эмоциональное восприятие на произведения искусства и формировать умение выражать свое отношение к ним на примере портретов известных художников.

  3. Развивать навыки самостоятельной работы через работу в таблицах и по алгоритму действий.

Образовательная:

  1. Познакомить с жанром изобразительного искусства «портрет» и его основными видами.

Воспитательная:

  1. Формировать умение общаться в группе и в парах, адекватно оценивать свою работу на уроке, ответственно относиться к своему здоровью.

ТИП УРОКА: УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (УУНЗ)

Методы: элементы технологии развития критического мышления, элементы технологии обучения в сотрудничестве, элементы технологии организации самостоятельной работы, проблемное изложение.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

  1. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Организовывает погружение в проблему:

- Один купец решил заказать известному художнику свой портрет. Пришел к нему в мастерскую и говорит: «Напишите-ка, милейший, мой портрет!». А художник спрашивает: «Какой Вы хотите портрет?». Удивился купец: «Какой, какой портрет? Свой, конечно!». Художник не унимается: «Я понимаю, что свой, а не мой, но какой?» Так и не договорились купец с художником.

- Почему художник и купец не смогли договориться?

- Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности

- Фиксируют проблему.

- Слушают учителя. Строят понятные для других обучающихся и учителя высказывания

-Принимают и сохраняют учебную задачу.


  1. Совместное исследование проблемы


Цель этапа


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

Поиск решения учебной задачи

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы и организует их обсуждение:

- Ребята, как вы думаете, как должен был обратиться купец к художнику? Какой вопрос задали бы вы, если бы пришли в мастерскую художника?

Осознают и принимают собственную позицию по отношению к учебной задаче и ее значение для своей жизни.

Анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения.

Осознанно строят речевые высказывания:

- Какие бывают портреты? (Возможны другие варианты ответов).

Исследуют условия учебной задачи. Обсуждают предметные способы решения.

3. Актуализация знаний



Цель этапа



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Подготавливает мышление обучающихся и организовывает осознание ими внутренней потребности к восприятию нового знания:

- Назовите тему нашего урока сегодня. Прежде, чем мы продолжим урок, заполните таблицы, которые лежат на ваших столах (Стратегия «Знаю - Хочу узнать - Узнал»). Работать вы будете парами (со своим соседом по парте). Внимательно прочитайте инструкцию по заполнению таблицы. Заполните 1,2 и 3 колонки по теме урока, которую мы с вами сформулировали. Какую колонку вы не заполнили? Почему?

Осознают внутреннюю потребность включения в деятельность на уроке и недостаточность своих знаний по теме урока.

Заполняют таблицу

( Стратегия «Знаю - Хочу узнать - узнал»).

Определяют свои знания по теме портрет («Знаю»). Осознают и формулируют границу своего незнания по теме урока («Хочу знать»). Фиксируют задачу урока («Узнал»).

Работают в паре. Совместно обсуждают варианты заполнения таблицы.

Исследуют условия заполнения таблицы. Принимают и сохраняют учебную задачу.





  1. Постановка учебной задачи и цели урока


Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

Организация самостоятель- ного формулирования личностной цели урока.

Организация понимания обучающимися социальной и практической ценности знаний о жанре изобразительного искусства «портрет».

Побуждает к самостоятельному формулированию цели урока лично для каждого ученика:

- Ребята, какую цель ставит каждый из вас сегодня на урок. А какая у вас цель по теме урока?

Осознают границы собственного незнания.

Фиксируют затруднение при заполнении второй колонки таблицы («Хочу узнать»). Фиксируют цель урока:

- Мы не знаем, какие бывают портреты;

-Как правильно они называются;

- Сегодня на уроке мы должны узнать, какие бывают портреты.

Осознанно строят речевые высказывания. Воспринимают ответы обучающихся.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.




5. Открытие нового знания

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого материала «Жанр изобразительного искусства - портрет».

Создание содержательных и организационных условий усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Организует учебное исследование для выделения и формулирования понятия «портрет» (Презентация «Рассказ о портрете»):

- Ребята, давайте вместе посмотрим презентацию, которая, я надеюсь, поможет вам разобраться, какие бывают портреты. Все новые слова и понятия вы можете записывать. Я думаю, что это вам пригодиться для решения цели нашего урока.

- Чтобы ответить на главные вопросы нашего урока, я предлагаю вам оправиться на виртуальную экскурсию в музей. Сегодня мы посетим с вами зал портретов. Попробуйте определить, где современный портрет, а где изображены люди из прошлых веков? (Слайд 3) Как вы это определили?

- Попробуйте сформулировать и ответить, что такое жанр изобразительного искусства «портрет»? Назовите главные признаки этого жанра. А теперь прочитаем вот такое стихотворение. Совпадают ваши определения с определением жанра «портрет» в этом стихотворении? (Слайд 4)

- Прочитайте данное высказывание: «Важнейшая особенность портрета - сходство изображения с оригиналом не только внешнее, но и внутреннее». (Слайд 5). Как вы это понимаете?

- Мы с вами в зале портретов. Как вы назовете эти портреты? (Слайды 6 и 7)

Правильно, в зависимости от того, кто на них изображен, портреты бывают мужские, женские, детские, групповые.

- Посмотрите на этот слайд (Слайд 8). Вы видите два разных слова - анфас и профиль. Как вы думаете, что эти слова обозначают? Проверим, как вы это поняли (Слайд 9).

- Кто попробует дать определение жанру изобразительного искусства «портрет». Молодцы! Давайте проверим, как вы это усвоили (Слайды 10 и 11). Найдите на этих слайдах лишнюю картину. Молодцы! (Слайд 12).

- Ребята, какие выразительные средства рисунка помогают передать портрет доброго человека. А портрет грустного человека? Посмотрим на эти слайды (Слайды 13,14,!5). По каким признакам вы определите настроение и характер героев на этих портретах (Слайд 16).

- Попробуйте назвать цвета, передающие в портрете веселое и радостное настроение. А какие цвета передают грустное настроение? Правильно! (Слайд 17).

-Перед вами два портрета. Прочитайте вопросы и составьте по ним небольшой рассказ (Слайд 18).

- Назовите цель нашего урока. Заполните 3 колонку нашей таблицы («Узнал»).

Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности

Проводят коллективное исследование и формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания презентации.

Принимают и осуществляют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.













  1. Первичное закрепление

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УД


Познавательные УД

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

Установление правильного понимания и осознанности изученного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

Организует диагностическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Работа в парах.

Дидактическая игра на соответствие описания портрета и его изображения «Угадай портрет».

- Ребята, сейчас я раздам вам карточки с портретами разных людей. У меня в руках карточки с описанием этих портретов. Определите соответствие между карточкой с изображением портрета и его описанием.

Проявляют учебную мотивацию. Адекватно реагируют на трудности.

Осуществляют работу на соотнесение изображения и его описания.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию при работе в паре.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

Обеспечение формирования у учащихся умений самостоятельно применять полученные знания в разнообразных ситуациях.

Организует деятельность обучающихся по применению знаний о жанре изобразительного искусства «портрет» в новой ситуации.

Моделирование жизненной ситуации. Игра «Кто больше всех назовет жизненные ситуации, где могут пригодиться знания о портрете и его разновидностях».

Оценивают содержание урока,

исходя из социальных

и личных потребностей.

Моделируют жизненную ситуацию.

Строят рассуждения, понятные для собеседника.

Прогнозируют применение полученного знания в реальные действия.

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.


Цель этапа


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УД

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Регулятивные УД

Организация самооценки обучающимися результатов своей учебной деятельности.

Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. «Рефлексивный экран»:

- «Если бы я раньше знал про…, то…»;

-«Самым интересным для меня на уроке было …»;

-«Меня удивило…»;

-«Теперь я могу…»;

-«Я смог…»;

-«Было трудно…»;

-«Теперь я могу…».

Организует подведение итогов (Слайд 19):

Вывод урока:

  1. Достиг каждый из вас цели урока?

  2. Все ли мы сегодня узнали о протрете?

- Спасибо вам, ребята, за урок!

Учатся находить ответы для определения значения и смысла своей деятельности на уроке.

Реализуют рефлексивный алгоритм.

Учатся осмысливать, как другие (обучающиеся, учитель) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления

Усваивают принципы саморегуляции и сотрудничества.



© 2010-2022