Конспект урока по МХК по теме «Образ Богородицы в русской иконографии»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: «Образ Богородицы в русской иконографии»

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: приемы познавательной деятельности учащихся - урок -экскурсия, индивидуальный подход, сотрудничество, связь с жизнью, наглядность и т.д.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с иконописью, иконографией, образами Богородиц.Создать условия для повышения уровня знаний обучающихся по православной культуре,

продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения русской иконописью

ЗАДАЧИ:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Знакомство учащихся со своеобразием русской иконописи, образами Богородиц.

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развитие культурной личности, расширение зоны понимания учащимся окружающего мира.

- Развивать у школьников воображение и творческие способности.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным.
- Пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный проектор,

  • интерактивная доска

  • мультимедийная презентация.



ХОД УРОКА:



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствие детей. Решение организационных вопросов.

Приветствие учителя. Занимают свои рабочие места.

Установление эмоционально-психологического контакта. Сосредоточение внимания.

Подготовка к восприятию нового материала

- Я хочу сегодняшний наш урок начать с небольшого стихотворения:

Под сводами Никольского Собора
Акафист Божьей Матери звучит.
А в центре храма пред народным взором,
Икона Богородицы стоит.


О радуйся, о радуйся Благая,
Твой светлый образ очень дорог нам.
И сердце чувства так переполняют,
Что хочешь волю дать своим слезам.
И хор поёт так стройно:"Аллилуия."
И свечи пред иконою горят.
Звучит акафист, и душа ликует,
Как будто рядом ангелы парят.

Как вы думаете, ребята, о ком идет речь в этом стихотворении?( 1 слайд)

- Вы правы. Именно о Богородице мы и будем говорить сегодня на нашем уроке.

Сегодня мы с вами окунемся в историю русской православной культуры. Познакомимся с русской иконописью, в частности с образом Богородицы в русской иконографии. (2 слайд).

Итак, тема нашего урока сегодня

« Образ Богородицы в русской иконографии» ( 3 слайд)













Ответы учащихся ( О Богородице)







Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, слушают задачи урока.













Активизация мыслительной деятельности.

Введение нового материала.

Тема Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.

4 слайд)

Сколько молитв было вознесено на русской земле Пресвятой Деве. Сколько икон посвящено Ей.

Икона Богоматери... К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются, ею благословляются. Её образ - духовный образ Матери рода человеческого, милосердной утешительницы и заступницы.

Домом Пресвятой Богородицы всегда называл русский народ своё отечество. Выходя с оружием в руках, чтобы защитить Родину от врагов, воины как знамена несли особо чтимые иконы Богоматери.

( 5 слайд)

Иконы на Руси были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Их не продавали и не покупали. Старые иконы нельзя было просто выбросить или сжечь - их зарывали в землю или пускали по воде(6 слайд)

А что же такое икона?

Действительно, икона - это священный предмет, особенная прекрасная живопись, библейский жанр живописи. На иконах изображается иной , небесный мир. ( 7 слайд)

А откуда пришла на Русь икона? Кто ответит?

Правильно, ребята. Из Византии

Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый образ.

Что это за предание? О чём оно говорит?( рассказ о предании с листка № 1)
- Ребята, за этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон Православной Церкви. (8слайд)

Еще икону называют благословением в красках. Древнерусская икона - своеобразное неповторимое явление.

Скажите, ребята, а какими красками писали иконы?

Правильно, ребята. Темперными красками, замешанными на яичном желтке. Чтобы войти в художественный мир иконы, необходимо понимать её особый образный язык, символику и сложность сюжетов.

Образный язык и символика иконы помогают чувствовать её вечную красоту.

А теперь попробуйте назвать основные персонажи религиозной живописи.

Основные персонажи религиозной живописи: Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, пророки, праотцы.( 9 слайд)

Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери.(10 слайд)

Многие иконы прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример -- Владимирская икона Божьей Матери, которая сопровождала Россию на всех этапах ее истории.(11слайд)Она была привезена на Русь в начале XIIвека из Константинополя в дар от патриарха Луки Хризоверга. Владимирская икона - самая чтимая и самая известная из богородичных икон на Руси. Но за десять веков христианской культуры создано великое множество икон Богоматери.

Специалисты насчитывают до семисот иконографий.

Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова появляются в 431 году. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв. Федора и Георгия. ( 12слайд)

На Руси известно более 300 сюжетов изображений Богоматери.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта)

Ора́нта (от лат orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической

Подобная молитвенная поза известна с библейских времён.

( 13слайд+14 слайд)

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века

(15слайд)


Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (т.е. "Милостивая").Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею.( 17 слайд+ щелчок + щелчок)

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Перед репродукции икон Богоматери, соотнесите каждую из них с иконографическими типами.

( 18 слайд)

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную

Например, Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" ( 19слайд)

включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника.

Или икона "Нечаянная радость" (20слайд)

построена по принципу "икона в иконе". Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". ( 21 слайд)Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий.

Особо мне хочется обратить ваше внимание на то, что существуют еще иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, они немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным,. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести (22слайд)

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоновопроречение",(23 слайд)известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец"

Итак, мы рассмотрели основные иконографические типы и варианты богородичных икон, которые условно разделяются на четыре группы: "Знамение", "Одигитрия", "Умиление" и "Акафистные".

Как мы выяснили с вами выше, иконы пишутся по определённым церковным канонам (правилам), определяющим композицию, цвет, пропорции. А как вы думаете, ребята существовали ли отступлениям от канона, в различных иконах, посвященных Богородице?

Да, ребята, вы совершенно правы. Такие отступления были. Так традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом, синей тунике и голубом чепце.( 24слайд) На мафории, ( а это , ребята, верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят )как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синии мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни.( 25слайд) Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею»

Тем не менее, несмотря на некоторые отступления от канонов, распространение на Руси богородичных икон свидетельствует о большом почитании образа Богородицы в русской Церкви, о близости Ее православной душе.

Как я говорила уже выше в русской иконописи сложилось большое разнообразие икон с изображением богородицы. И я предлагаю вам посмотреть еще некоторые из них.

Итак, перед вами Икона « Рождества Пресвятой Богородицы»( 26 слайд) - Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Русской Православной Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

Икона « Неувядаемый цвет»( щелчок) - Богоматерь, изображенная на этой иконе, держит Своего Сына на правой руке, а в левой руке у Нее - цветок лилии. Цветок символически знаменует неувядающий цвет девства и непорочности Пресвятой Богородицы. Празднование в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый цвет" совершается 16 апреля (3 апреля по старому стилю).

Икона Божией Матери « Троеручница» ( щелчок) - Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» прославилась помощью в несчастье и исцелениями. В настоящее время она находится на Афоне (празднование 11 и 25 июля).

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов"( щелчок) -Икона «Спорительница хлебов» прославилась многими чудотворениями, спасая людей от голода во время засух и неурожаев, Икона Божией Матери "Неопалимая купина»- ( щелчок), Икона Божией Матери «Скоропослушница» ( щелчок).

( 27 слайд) Во все времена иконописцы пытались предать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. ( щелчок)Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, ( щелчок)Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. ( щелчок)Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах( щелчок)

Давайте еще раз обратим свои взоры к образу Богородицы ( видеоролик)


Ученики делают соответствующие записи в тетрадях.



Слово учителя













Ответы учащихся ( Икона - это образ, изображение святых)

Слово учителя



Ответы учащихся( Из Византии)

Слово учителя







Слово учителя



Ответы учащихся ( Темперными красками)

Слово учителя







Ответы учащихся ( Богоматерь, Христос)























Слово учителя













Сообщение учащегося об иконе «Ярославская Оранта, Великая Панагия»

Слово учителя









Сообщения учащихся о Смоленской и Иверской иконах



Слово учителя







Сообщение учащихся об иконах «Владимирская», « Донская» и Жировицкая»

Слово учителя







Работа с карточками



























































Ответы учащихся.





























































Активизация мыслительной деятельности.











































Обучение монологическому высказыванию.



































Обучение монологическому высказыванию.











Обучение монологическому высказыванию.









Обучение монологическому высказыванию.







Обучение монологическому высказыванию.
























Закрепление и обобщение изученного

Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня на занятии, мы с вами рассмотрели лишь не большую часть икон из огромного количества. И если все же обобщить то, о чем мы сегодня с вами говорили, то можно сделать вывод , что в России Пресвятая Богородица считается покровительницей. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней как своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту.( 28слайд)







Учащиеся отвечают на вопросы, которые задает учитель:

О чем узнали на уроке?

-Что запомнилось, «запало» в душу?

- Считаете ли необходимым изучать иконопись, иконографию?

-Почему русские православные иконы Богородицы - это гордость нашего народа ?


Умение анализировать и отстаивать свое мнение. Закрепление и обобщение полученных знаний

Задание на дом

Спасибо всем за участие в уроке. Ребята, в заключении мне хотелось бы сказать вам о том, что все мы должны гордиться тем, что мы русские православные христиане.. Сколько великих трагедий пришлось пережить нашему народу за свою историю, но всегда русские люди находили в себе силы бороться с врагами, начинать все заново на пепелище, растить детей, верить в лучшее будущее.

- В каждом из нас с вами есть эти могучие духовные корни, идущие от великих русских князей, русских богатырей, сподвижников. Мы должны знать историю нашего народа, историю христианства для того, чтобы сберечь все ценное, что накоплено веками, и предать это своим детям. Спасибо всем!( 29слайд) В качестве домашнего задания я хотела бы попросить вас написать

мини-сочинение на тему:« Моя первая встреча с иконой Богородицы», «Моё восприятие иконы»».

Запись в дневники домашнего задания

Осмысление домашнего задания.

36


© 2010-2022