- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по изобразительному искусству Силуэт
Урок по изобразительному искусству Силуэт
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Россол-Завалейкова М.Э. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт. Создание коллективной композиции.
Цели и задачи:
-
Ознакомить учащихся с общим понятием силуэта, историей появления техники "Силуэт", определить выразительные средства силуэтной графики; ознакомить с творчеством художника-графика Г. Нарбута;
-
понимание роли техники силуэта в изобразительном искусстве,
-
развивать пространственное мышление, воображение, образное видение;
-
закрепление навыков работы с ножницами, воспитание аккуратности,
точности, умение работать в команде, чувство единства.
Оборудование: ножницы, клей, черная бумага
Зрительный ряд: презентация «Силуэт», работы детей
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1 . Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Беседа
- Какие материалы используют художники-графики?
- Назовите выразительные средства графики.
3. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с силуэтной графикой и создадим коллективную силуэтную композицию в стиле покадрового мультфильма по сказке Владимира Сутеева «Под грибом».
4. Изучение нового материала
Одной из языковых возможностей графики является силуэтное рисование.
В широком смысле «силуэт» - характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле «силуэт» - вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.
В Европе силуэтное искусство распространилось с XVIII века. При дворе французского короля Людовика XVII министром финансов был некий Этьен де Силуэт (1709- 1767). О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно - как тень. С тех пор этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра.
В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты.
Черные фигурки привлекали и художников ХХ века. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой, Н.В. Ильина (о Пушкине) и других.
Выразительными средствами в силуэтных композициях Силуэты мы встречаем не только на страницах книг, но и в повседневной жизни. Часто силуэты используют при изображении символов, эмблем.
5. Практическая работа
Арт-релакс, в ходе которого учитель рассказывает сюжет сказки, подводя учащихся к созданию мыслеобразов силуэтных картинок по сказке В. Сутеева «Под грибом».
Основные моменты, которые должны усвоить ученики:
- средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт;
- пятно на контрастном фоне;
- контур силуэта;
- правильный ракурс для восприятия силуэта;
- отсутствие деталей.
Этапы выполнения работы:
1. Распределение по группам, в каждой группе свое задание: для покадрового расположения на картинках силуэтов необходимо заготовить определенное количество персонажей и фоновых деталей.
Кадр 1. (группа 1) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы;
Кадр 2. (группа 2) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза;
Кадр 3. (группа 3) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка;
Кадр 4. (группа 4) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц;
Кадр 5. (группа 5) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;
Кадр 6. (группа 6) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;
Кадр 7. (группа 7) Гриб, Муравей, дерево, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, солнышко, Лягушка, Воробей.
2. Техника безопасности при работе с ножницами.
3. Определение размеров персонажей, соизмерение с поверхностью листа.
В ходе работы индивидуальный инструктаж.
6. Завершение работы
Сбор композиций по кадрам. Основная мысль сказки. Выводы по уроку.