РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС ИЗО ФГОС

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека » по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.

Концепция программы:

  1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств: конструктивных - архитектура, дизайн, постижение роли художника в синтетических искусствах - экранных и театре.

  2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.

  3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное изучение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному её решению.

  4. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). На каждом уроке восприятие произведений искусств и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует также соответствующая музыка и поэзия.

  5. Проживание, как форма обучения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства. На этом принципе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений т эмоционально - ценностных критериев жизни.

  6. Развитие художественно - образного мышления, художественного переживании ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Это строиться на единстве наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни и фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Цель учебной рабочей программы:

раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна и объёмно - пространственного макетирования

Задачи программы:

  1. Понять эстетическое, функциональное значение выдающихся произведений архитектуры, основных художественных стилей и их связи с конкретной эпохой;

  2. Освоение художественной выразительности искусства архитектуры и дизайна;

  3. Формирование сознательного отношения к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры;

  4. Развитие творческого подхода к оценке культуры прошлого;

  5. Создание совершенствований и оформления архитектурной, природной среды и дизайна.


Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

6 класс, как и последующий 7, посвящены изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой, необходимой формой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства служат для передачи значимых символов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображённую реальность. В этом заключён механизм передачи от человека, от поколения к поколению опыта чувств и опыта внимание мира.

При изучение языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда - либо и кем - либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определённой системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

Восприятия произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причём обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определённой культурой, определённым развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд стоит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.

Методы, формы и технологии решения поставленных задач.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Формы урока:

  • Урок индивидуального творчества;

  • Урок коллективной творческой работы;

  • Урок изучения нового материала;

  • Урок закрепления знаний, умений и навыков;

  • Комбинированный;

  • Обобщающий.

Методы:

  • Словесный (устное изложение учебного материала в форме лекции-беседы);

  • Объяснение (сопровождающее построения рисунка на классной доске или по шаблону);

  • Самостоятельная работа (с учебниками)

  • Наглядный (демонстрация учебно-наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей, натуральных объектов)

  • Практический ( самостоятельное выполнение эскизов рисунка)

Педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированная.

Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.









Содержание программы 6 класс.

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол. часов

1

1четверть 8 часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Изобразительное искусство и семь пластических искусств.

1

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1

Линия и её выразительные возможности.

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Цвет. Основы цветоведения.

1

Цвет в произведениях живописи.

1

Объёмные изображения в скульптуре.

1

Основы языка изображения.

1

2

2 четверть 8 часов

Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Освещение. Свет и тень.

1

Натюрморт в графике.

1

Цвет в натюрморте.

1

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

3

3 четверть 10 часов

Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека - главная тема в искусстве.

1

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве.

1

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

1

Портрет в скульптуре.

1

Сатирические образы человека.

1

Образные возможности освещения в портрете.

1

Портрет в живописи.

1

Роль цвета в портрете.

2

Великие портретисты (обобщение темы).

1

4

4четверть 9 часов

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Изображение пространства.

1

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

Городской пейзаж.

1

Выразительные возможности

изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

ИЗО 6 класс

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата

Личностные

метапредметные

предметные

Виды изобразительного искусства и основы их языка (8часов)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды ИЗО :живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности.

Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли.

Ознакомление с видами искусства

Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Принести природный материал. Веточки, колоски, зонтичные растения.

2

Рисунок- основа изобразительного творчества

Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер

Фронтальный опрос.

Сравнение и анализ работ обсужден.

Принести словари по ИЗО

3

Линия и ее выразительные возможности.

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь.

Анализ результатов собственной художественной деятельности

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

Привитие любви к произведениям искусства.

Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серов

4

Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен

Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа.

Сравнение и выбор лучших работ

Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка.

Умение отличать и выполнять тональные соотношения.

Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы.

Вырезать из картона форму посуды, расписать

5

Цвет, основы цветоведения.

Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Создание

проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка

Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона.

Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.

Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты.

6

Цвет в произведениях живописи

Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий).

Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить.

Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение.

Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.

Сбор информации по данной теме

7-

Объемные изображения в скульптуре

Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки

Опрос, просмотр и анализ работ.

Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры.

Связь объема с окружающим пространством и окружением

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти.

8

Основы языка изображения

Выполнение конкурсных заданий

Подведение итогов конкурса.

Знать виды пластических и изобразительных искусств.

Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства.

Составить кроссворд(5-6 слов), используя приобретенные знания.

2 четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт»


Тема урока

Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата

Личностные

метапредметные

предметные

1/9


Реальность и фантазия

Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему.

Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества.

Формирование представлений о ритме и цвете.

Привитие любви к произведениям искусства.

Написать мини-рассказ к рисунку.

2\10

Изображение предметного мира

Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм

Особенности пластической формы выполнить так, чтобы было разумно видно все предметы, оценить это умение.

Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта

Натюрморт в живописи, графике, скульптуре

Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта.

Подобрать иллюстрации

3\

11

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб).

Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их.

Иметь представление о многообразии и выразительности форм.

Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.

Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс»

Просмотр и анализ работ.

Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости.

Творческое обсуждение выполненных работ.

Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры.

13

Освещение. Свет и тень.

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся.

Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского.

Знать основы изобразительной грамоты: светотень

Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.

Сбор материала на тему «Выдающ художники и их произвед. натюрмортного жанра»

14

Натюрморт в графике.

Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Просмотр и анализ работ

Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его.

Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний.

Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики.

Продолжение работы над проектом.

15

Цвет в натюрморте

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный.

Анализ и оценка процесса и результатов собствен.

художественного творчества.

Знать выразительные возможности цвета.

Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы»

Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок.

Завершение работы над проектом.

16

Выразительные возможности натюрморта.

Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии

Анализ и оценка результатов проектной деятельности

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.

Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность худож-ка.

Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.

Закончить дома натюрморт, если не успели выполнить на уроке.



3 четверть Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

17

Образ человека, главная тема искусства

Беседа Портрет,как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.

Оценить внимание и эрудированное участие в беседе .Фронтальный устный опрос.

Великие художники -портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В Боровицкий.

Знать жанры изобразительного искусства

Подобрать зрительный ряд с изображением портретов.

Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора.

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм).

Просмотр и анализ работ.

Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)

Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ.

Найти и прочитать материал в исторической литературе.

В/ф «Великие творения людей» по теме Автопортрет.

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа.

Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь.

Выборочный просмотр

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

Творческое обсуждение работ

Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей.

Автопортрет: история возникновения и развития.Граф. портрет Дюрера,Леонардо да Винчи.

20

Портрет в графике.

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага.

Просмотр анализ и оценка.

Поиск информации, создание алгоритма деятельности.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.

Воспитание любви и интереса к

Произведениям

худ.литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства.

Подобрать небольшие литературные фрагменты, характерезующие человека по его предметному окружению.

21

Портрет в скульптуре.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой

Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка

Знать материалы и выразительные возможности..

Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете

Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица.

Мультимедийная презентация

22

Сатирические образы человека.

Тест. Просмотр и анализ работ.

Понимание правды жизни и язык искусства.

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Уметь работать графическими материалами.

Найти в интернете сообщение о современных видах шуточных изображений.

23

Образные возможности освещения в портрете

Просмотр и анализ работ.

Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия.

Понимать роль света в разных видах искусства. Театр.кино

Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

Подобрать репродукции (фото) с изображ. Чел. в различн. освещен

24

Портрет в живописи.

Представление работ. Анализ и оценивание.

Уметь активно работать в технике коллажа.

Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи

Роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете.

Завершение работы над проектом.

25

Роль цвета в портрете.

Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет?

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры.

Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства.

Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.

Завершение работы над проектом.

26

Великие портретисты.

Презентация проектов.

Выражение творческой индивидуальности.

Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником.

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.

Подведение итогов завершение работ.


28

Жанры в изобразительном искусстве.

Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль.Специфика языка художественных материалов.

Развитие интереса к предмету изобразительного искусстваФронтальный опрос.

Работа в художественно-конструктивной деятельности.

Подобрать материалы для работы

29

Правила воздушной и линейной перспективы.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы

Карандаш, акварель.

Соотнести репродукции произведений разных жанров (Портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов.Прсмотр, анализ и оценка.

Знать правила воздушной и линейной перспективы.

Уметь организовать пространство на листе бумаги.Выделить горизонт и точку зрения.

Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы

Сбор материала для кроссворда.

30

Пейзаж- большой мир. Организация пространства.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти

Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективы.Оценить.

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.

Уметь использовать выразительные возможности материала.Роль фыбора формата.

Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе.Уметь отличать работы Рериха от Левитана.

Репродукции и фото разобрать и составить композицию- выставку из пейзажей

31

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы.

Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят6 «Мало нот- много музыки?» Оценить ответы и рассуждения

Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет.

Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности.

Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами.

Творчески подойте к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, иперспективой.

Наброски с натуры городских пейзажных набросков.

32-

33



34-35

.Городской пейзаж



Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь.



Поставить оценки за конкурсные задания. Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года.

Опрос. Анализ и оценка процесса и и результатов собственной художественной деятельности..

Обобщить работу всего класса в течении года.

Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе.

Знать виды и жанры худож. деятельности

Эстетическая оценка результатов..



Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров.

Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году.

Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике.

Выставка лучших работ , выполненных в течении учебного года.

Советы посетить выставку в том городе, где будут отдыхать дети.















Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс

№ п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Оснащение урока форма контроля

Календарные сроки.

Дом. задание

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

а) Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

б) Развить интерес к искусству

в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности

Знать:

- виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их выразительные возможности.

.. Свободная тема

Сбор информации по данной теме

2

Рисунок- основа изобразительного искусства

а) ) Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком

б) Учить выполнять рисунок карандашом с натуры

в) Развивать навыки овладения техникой рисования

г) ) Воспитать мотивацию к учебной деятельности

Знать:

- виды рисунка;

- графические материалы.

Уметь пользоваться графическими материалами.

Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. ).Работа карандашом разной твердости

Принести словари по изобразительному искусству

3

Линия и ее выразительные возможности.

Знать:

- ритм линий;

- роль ритма.

Уметь использовать выразительные средства туши.

Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серов

4

Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен

а) Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен.

б) Развить приемы работы с красками.

в) Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО )

Знать понятия силуэт, тон, ритм.

Уметь: пользоваться графическими материалами;

- видеть и передавать характер освещения.

Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками

Вырезать из картона форму посуды, расписать

5

Цвет. Основы цветоведения

а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетания

б) Воспитать художественный вкус

в) Развивать творческую фантазию

Знать основные и составные цвета;

- тёплые и холодные цвета.

Уметь использовать выразительные средства гуаши.

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца».Работа красками.

Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты.

6

Цвет в произведениях живописи.

а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

б) Учить находить гармонические цветовые сочетания

в) Развивать технику работы с красками

г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность

д) Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей

Знать понятия:

локальный цвет,тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства.

Изображение осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа красками.

Сбор информации по данной теме.

7

Объемные изображения в скульптуре

а) Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами

б) Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные

в) воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.

Уметь владеть приёмами лепки.

Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти.

8

Основы языка изобразительного искусства.

а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Свободная тема

Составить кроссворд(5-6 слов), используя приобретенные знания.

2 четверть

1\9

Реальность и фантазия

а) Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.;

б) Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения

в) Учить приемам работы карандашом

г) Развивать навыки решения композиционных задач

д) Воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, отечественная история )


)

)

б)

в)

Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.

Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир»

Написать мини-рассказ к рисунку.

2\10

Изображение предметного мира- натюрморта

а) Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства

б) Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре.

в) Учить изображать различные предметы

г) Развивать приемы работы красками

д) Воспитывать эстетическую восприимчивость

Знать:

- основные этапы развития натюрморта;

- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.

Уметь составлять композицию натюрморта.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками

Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта

3\11

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.

б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира

в) Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги

г) Развивать пространственные представления

д) Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредмеитных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности).

Знать:

- понятие формы;

- правила изображения и средства выразительности.

Уметь конструировать из бумаги.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Сбор информации по данной теме

4\12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

а) Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс»

б) Учить приемам объемного изображения геометрических тел

в) Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки

г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

Знать:

- правила объёмного изображения геометрических тел;

- понятие ракурса.

Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел.

Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом.

Сбор информации по данной теме

5\13

Освещение. Свет и тень.

а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета

б) Познакомить с понятиями « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине.

в) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением

г) Развивать приемы работы красками

д) Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .)

Знать понятия свет, блик, рефлекс.

Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма.

Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками.

Сбор информации по данной теме

6,7

14,15

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей

б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен

в)Развивать технику работы кистью

г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.

Знать понятие гравюра и её свойства.

Уметь работать графическими материалами.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии:

праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне.

Сбор материала на тему «Выдающ художники и их произвед. натюрмортного жанра»

16

Выразительные возможности натюрморта.

а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира

б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства

в) Воспитывать художественный вкус

Знать имена художников и их произведения.

Уметь передавать цветом в натюрморте настроение. воспринимать и анализировать произведения искусства.

Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве

Продолжение работы над проектом.













Материально-техническое обеспечение


Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. - М.Просвещение, 2010. - 48с. - (Стандарты второго поколения).

Дополнительные пособия для учителя:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение,2006

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. - М.: Рольф, 1999. - 80 с., с илл. - (Ступени).

16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.

17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997

Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор

Методический фонд

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека,

- о существовании изобразительного искусства во все времена, должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи,

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ,

- основные виды и жанры изобразительных искусств, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства,

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве,

-особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта,

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива,

- о ритмичной организации изображения и богатстве выразительных возможностей,

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками ( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами ( карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники,

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов, знать общие правила построения головы человека, уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы,

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти,

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению,

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.









ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

  • При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

  • а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений;

  • б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе ИЗО терминологии;

  • в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при выполнении рисунка, которые легко исправляет по требованию учителя.

  • Оценка «4» ставится, если ученик:

  • а) овладел программным материалом, но знает правила изображений и условные обозначения;

  • б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

  • в) при выполнении рисунка допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

  • Оценка «3» ставится, если ученик:

  • а) основной программный материал знает нетвёрдо;

  • б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

  • в) рисунки выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

  • Оценка «2» ставится, если ученик:

  • а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

  • б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

  • Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

  • При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится,

  • а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь рисунков;

  • б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

  • в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

  • Оценка «4» ставится, если ученик:

  • а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет рисунок;

  • б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

  • в) при выполнении рисунков допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

  • Оценка «3» ставится, если ученик:

  • а) рисунки выполняет неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно;

  • б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

  • Оценка «2» ставится, если ученик:

  • а) не выполняет обязательные графические и практические работы;

  • б) выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.




© 2010-2022