«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

Сталинградская битва стала переломной в ходе Великой Отечественной войны. Недавно мы отметили семидесятилетие этого события, в том числе и на уроках искусства. Кадеты познакомились с творчеством скульптора Евгения Викторовича ВУЧЕТИЧ, в частности со скульптурной композицией Мамаева кургана. Здесь художник с необычайной точностью отразил то, что эта битва была великой и самой кровопролитной. Передал и мужество солдат, защищавших город, и тяжесть труда работников тыла, под разрывы бомб изготовлявш...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ГОРОД, ВОСКРЕСШИЙ ИЗ МЕРТВЫХ».

К 70-летию Сталинградской битвы.

Кириллова Эвелина Петровна, учитель искусства.

Цели и задачи: -расширение знаний учащихся о битве под Сталинградом в годы ВОВ;

-знакомство со скульптурной композицией Мамаева кургана художника Евгения Викторовича ВУЧЕТИЧ ;

-воспитание художественного вкуса и интереса к скульптурным произведениям искусства, как части истории России.

Ход мероприятия.

1. Горячий снег

Слова М. Львова, музыка А.Пахмутовой.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле.

Дымились потные шинели,

И шли солдаты по золе.

И танк в сугробе как в болоте,

И бьют снаряды по броне.

Снежинки таяли в полёте,

Как ветки с листьями в огне.

И падал в битве человек

В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл,

И жёг, и плавил всё на свете,

Что даже снег горячим стал.

И за чертой - последней, страшной -

Случалось, танк и человек

Встречались в схватке рукопашной,

И превращался в пепел снег…

Хватал руками человек

Горячий снег, кровавый снег…

Опали белые метели,

Цветами стали по весне.

Большие годы пролетели,

А я всё сердцем - на войне,

Где отпевали нас метели,

Где в землю многие легли.

А дома мамы поседели,

У дома вишни зацвели…

А у меня в глазах навек -

Горячий снег, кровавый снег.

2 Нет на всем постсоветском пространстве человека, кто бы не знал о подвиге Сталинграда, ибо Сталинградская битва была одним из самых кровопролитных сражений второй мировой войны. Мы говорим - мужество, а подразумеваем - Сталинградскую битву. Мы говорим - Сталинградская битва, а подразумеваем - мужество. Главное, не предать забвению. Не предать забвению подвиг советского народа. Подвиг солдат Красной армии. Подвиг каждого, кто стал на защиту Родины - не будет забыт, пока мы об этом помним.

3 Помните!

Через века, через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда, - помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучаться, -

помните!

Какой

ценой

завоевано счастье, -

пожалуйста

помните!

Песню свою

отправляя в полет, -

помните!

О тех,

Кто уже никогда

не споет, -

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

Кто уже не придет

никогда, -

заклинаю, -

помните!

Р. Рождественский

10 Cегодня речь пойдет о Мамаевом кургане. Ведь каменные скульптуры красноречиво передают весь драматизм героической битвы нашего народа в годы Великой Отечественной войны под Сталинградом. В битве, в которой было пролито столько крови, что кажется, нет ни одного камня в окрестности, который был бы не обагрен человеческой кровью… Здесь бои не прекращались почти 200 дней.

11 Вводная композиция-горельеф «Память поколений»

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

Вход в храм вечной славы героев битвы обозначен вводной композицией (горельефом). Она расположена на проспекте им. В. И. Ленина у подножья Мамаева кургана. Тема композиции - память поколений.

В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей Советского Союза. С венками и знамёнами они идут, чтобы отдать долг светлой памяти павших героев-воинов.

Люди движутся неторопливым шагом. Их лица сосредоточены, головы опущены. Они зовут посетителей памятника к широкой лестнице.

12 Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям (открыта 02.02.1983 г., дополнена 09.05.1985 г.).

В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

13 Широкая лестница выводит на Аллею пирамидальных тополей.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

Три основных композиционных узла связывают ансамбль в единое творение и очень точно ведут зрителя от состояния горечи потери, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.

14 Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля.

Это - произведения, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом.

15 Непросто создать и одну скульптуру - пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве. А в ансамбле их может быть пять, десять, соединенных одной темой, одним замыслом. Их надо распределить так, чтобы они не только не мешали, но наоборот, помогали - подчеркивали и оттеняли друг друга.

16 По мере приближения к вершине кургана всё явственнее выступает композиция «Стоять насмерть», затем, как бы над ней поднимается скульптура Родины-матери. По авторскому замыслу все эти компоненты, как фон огромной панорамы, как увертюра эпической симфонии, подготавливают чувства и настрой души посетителя к осмыслению главной темы памятника. Здесь защитники города-героя не знали страха в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров.

Приказ родины «Стоять насмерть!» жил в сознании советских патриотов до последнего вздоха.

Площадь «Стоявших насмерть»

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

17 Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь.

Но восстал из земли

Негасимый огонь -

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Свое яркое пламя живущим.

18 Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей силой, даёт ему опору.

19 За композицией «Стоять насмерть» расположены стены руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих «развалин» выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая - самой Сталинградской битве.

Стены-руины - каменная книга, героическая летопись: «Каждый дом - крепость». Эта и множество других надписей - волнующая история борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы. Отступать было некуда, бой шёл за каждый дом, за каждую комнату в доме, за каждый метр Сталинградской земли.

20 На торце левой стены изображён момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: «За Волгой для нас земли нет» - это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности ей. В суровом строю застыли воины. Над ними знамя с изображением Ленина. Уходя в бой, они клялись: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знамёнами, перед тобой, родная коммунистическая партия, перед всей Советской страной мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия».

Советский человек в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собою город. Он ранен в грудь. Обнажено сердце, но воин не упал. Здесь умирали стоя.

21 Комсомольский билет пробит осколком снаряда или пулей.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

22 В конце левой стены изображён символический эпизод: из камня, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. Их лица неподвижны. Это те, кто погиб здесь, кого мы называем героями, о ком слагаются песни. Они живут в сердцах своих соотечественников. Здесь звучит орган. Музыка Баха утверждает глубину авторского замысла, навеянного осмыслением событий сурового времени.

23 Правая стена - вторая часть каменной книги - раскрывает сущность героической борьбы на улицах города. Она начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: «Я из 62-й!» - и устремляется в бой.

24 Рядом, на изрешеченной осколками и пулями стене, чьей-то рукой написано: «Если погибну, считайте меня коммунистом». Так писали сотни и тысячи воинов, уходя в бой. В бою, в огне сражения они проверяли себя, свою готовность быть в рядах партии и носить высокое звание коммуниста.

25 Вверху, над изображением танка, выступает рельефный силуэт солдата в каске. По-русски красив и отважен этот молодой солдат. Он пристально смотрит в сторону врага. «Огонька им, ребята, побольше, чтобы не забывали гады, чья эта улица, чей этот дом!.. Сержант Павлов». Автор как бы выхватил из жизни героического гарнизона Дома Якова Павлова всего лишь один момент, но воскресил в памяти все 58 огненных дней и ночей, всю ярость напряжённой борьбы за один дом.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

26 С не меньшей выразительностью и глубиной рассказывает фрагменты, размешённые в верхней части стены, о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки, отдавая всё для фронта, всё для победы. Каждый фрагмент волнует и вызывает чувство гордости за людей героического тыла. И тут нельзя не сказать: подвиг ратный - родной брат трудовому.

27 Площадь героев.

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой.

Содрогалась земля, и краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

С трех сторон, стесненный черной чашей,

Сталинград, придвинувшись к реке,

В час смертельный, ужасом грозящий,

Кажется, висел на волоске.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

28 первая скульптура рассказывает о подвиге солдат: «Выстояв, мы победили смерть».

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

29 Вторая скульптура рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Наряду с мужчинами несли тяготы войны и женщины. Только в 62-й армии свыше тысячи женщин было награждено орденами и медалями. Среди них - зенитчицы, связистки, лётчицы, танкисты, но чаще всего медицинские сёстры, санитарки, врачи.

30Третья композиция рассказывает о славных моряках. Прижав к себе связки гранат, решительно устремился вперёд моряк, он готов отомстить за погибшего товарища, готов броситься под фашистский танк, но не пропустить врага.

31Четвёртая композиция передаёт напряжение раненого командира, который до последней минуты не покидает передний край, продолжая руководить боем.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

32 Пятая композиция - погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперёд. Здесь выражены мужество и отвага защитников волжской твердыни.

33 Шестая композиция аллегорическая - два советских воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику.

34 На другой стороне водяного партера, слева, располагается более чем стометровая стена в виде развёрнутого и сильно удлинённого знамени. На ней слова:«Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!».

35 Зал воинской славы

Сурово и строго оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот - и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота - тридцать с половиной метров, диаметр - сорок один метр.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

36 На фоне золотой смальты по всему периметру стены свисают тридцать четыре символических красных знамени, они тоже из золотой смальты. На этих мозаичных знамёнах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве.

37Список погибших заполняет зал снизу до верху. Над знамёнами - широкая лента, и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью Родиной!».

38 Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре потолка сделан проём диаметром в 11 метров. В проёме располагается золотой венок, обвитый лентой от медали «За оборону Сталинграда».

39 Цент зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

40 По мере подъёма по спиральному пандусу перед взором открывается величественное изображение главного монумента. Выход расположен на уровне следующей террасы - площади Скорби. Скульптурная композиция на эту тему открывается сразу при выходе из Зала воинской славы.

41 Площадь Скорби

На площади - склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем. Композиция выполнена в бетоне, но скульптор словно превратил его в эластичный, почти прозрачный материал, который наброшен на тело погибшего солдата.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

42 Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она. не разрыдалась

И даже не сказала ничего -

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя,

и к выходу, усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

В этой скульптуре выражена не только глубокая скорбь, но и протест женщин против войн, уносящих миллионы жизней. Дорого обошлась человечеству вторая мировая война. Только наша страна потеряла в ней 20 миллионов человек.

43 Главный монумент

Над площадью Скорби поднимается насыпной курган - святая святых памятника - братские могилы. Здесь похоронены защитники города. От площади Скорби к главному монументу ведёт серпантинная дорожка, вдоль которой надгробные плиты - знаки братских могил. Венчает весь ансамбль скульптура Родины матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге - это ещё не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига. Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

44 Создание мемориала было непростым делом. Чтобы только подготовить поверхность кургана к началу строительства, потребовалось десять лет. Десять лет перебирали землю, освобождая ее от осколков, пуль, снарядов, и на каждом метре находили до двух тысяч металлических частиц. Немало было затаившихся мин и бомб.

Весь памятник-ансамбль выполнен в бетоне. Сам материал подчёркивает суровый характер борьбы, героического подвига советского народа.

45 На земном шаре много гор и хребтов, больших и малых высот. Среди их Мамаев курган обозначен почти незаметной точкой, но в истории мировой войны он отмечен как самый значительный пункт.

46 Фашисты были на Мамаевом кургане, они рассчитывали нанести отсюда смертельный удар в сердце Родины, но просчитались. После разгрома на Волге Гитлеру не удалось удержать свои армии ни на Дону, ни на Днепре, ни на Висле и Одере, а у Берлина от них остались одни осколки.

47 Уже в феврале 1943 года с вершины кургана советским воинам стала видна заря победы. Попрощавшись с руинами города-героя, они пошли на Запад, на Берлин. События Сталинградской битвы имели колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны, это был точка великого перелома в его ходе.

48 И сегодня с вершины кургана виден цветущий город-герой Волгоград.

«Город, воскресший из мёртвых» к 70-летию Сталинградской битвы

На Мамаевом Кургане веселятся дети

Слова , музыка и исполнение Любовь Павлова

1 На Мамаевом кургане веселятся дети,

Словно не было войны на этом белом свете.

И не топтал его тогда фашистский смертный враг,

И доблестные воины не превратились в прах.

2 На прахе тысячи солдат, посажены аллеи,

Аллеи из плакучих ив, берёз , что всех милее.

Деревья плачут и скорбят, как вдовы слёзы льют,

Как вдовы и как матери/ 3-р./ родных, любимых ждут .

3 Здесь на оплаканной земле , как символ встала Мать,

С ладони виден город ей, великой Волги гладь.

Как оберег страны она, с мечом в руке стоит,

«Веками не ступи к нам враг!»/ 3р / как будто говорит.

4 И с верой , в церковь Всех Святых , как в Божью благодать

Народ рекой идёт сюда, свечою дань отдать…

В Зал Вечной Славы и огня приходят миллионы,

Чтоб поклониться именам , впечатанным в знамёна.

5 Для многих эта высота - обугленная рана.

Для внуков наших и детей -всего лишь панорама.

Так пусть на этой высоте , порой резвятся дети

И будь ты проклята война!-3р

Какая есть на свете!!!

Интернет ресурсы:

images.yandex.ru/yandsearch?text=мамаев%20курган&stype=image&lr=11122&noreask=1&source=wiz

redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/11126

10russia.ru/object_72

culture.ru/atlas/object/731

vetert.ru/rossiya/volgograd/sights/73-mamaev-kurgan.php

pomnivoinu.ru/home/reports/1561/


© 2010-2022