• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Могучая сила искусства ( Из опыта работы по идейно-нравственному и эстетическому воспитанию учащихся)

Могучая сила искусства ( Из опыта работы по идейно-нравственному и эстетическому воспитанию учащихся)

Цель современного образования - воспитание культурного образованного человека. Знание культуры своего народа, города, села – необходимая составляющая развития человека. Художники Симбирска - Ульяновска оставили нам огромное наследие, позволяющее чувствовать себя гармонично развитыми личностями. В начале 2012 года нашему лицею в связи с 30-летним юбилеем была подарена коллекция картин ульяновских живописцев. Возникла необходимость в создании картинной галереи лицея №20.   Цель данной исследовател...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ



Могучая сила искусства

( Из опыта работы по идейно-нравственному и эстетическому воспитанию учащихся)

Цель современного образования - воспитание культурного образованного человека. Знание культуры своего народа, города, села - необходимая составляющая развития человека. Художники Симбирска - Ульяновска оставили нам огромное наследие, позволяющее чувствовать себя гармонично развитыми личностями. В начале 2012 года нашему лицею в связи с 30-летним юбилеем была подарена коллекция картин ульяновских живописцев. Возникла необходимость в создании картинной галереи лицея №20.

Цель данной исследовательской работы: собрать теоретический и практический материал, необходимый для проведения экскурсий, целью которых является привлечение внимания учащихся к истории и культуре родного края.

Задачи:

  1. Изучить историю ульяновского Союза художников, творческие биографии его представителей.

  2. Познакомиться с особенностями живописи как вида изобразительного искусства, её жанрами.

  3. Подготовить анализ картин ульяновских художников, представленных в картинной галерее лицея № 20

  4. Подготовить экскурсии по картинной галерее.

1. История ульяновского Союза художников.

Организация была образована в 1936 г. как Ульяновский филиал Куйбышевского отделения Союза художников РСФСР, с 1943 г. обрела самостоятельность. У истоков организации стояли художники: П. С. Добрынин, А. Н. Остроградский, А. И. Трапицын, М. М. Радонежский, П. Г. Панин, Г. В. Васильев, А. Н. Грошев, А. В. Свиридов. В разные годы ульяновский Союз художников возглавляли П. Г. Панин, В. И. Китаевский, Г. В. Васильев, А. В. Моторин, В. А. Сафронов, С. П. Горинов, Б. Н. Склярук, Ю. Н. Панцырев, А. А. Обвинцев. А. Е. Егуткин. В составе организации - 90 художников, широко представляющих изобразительное искусство - живописцы, графики, скульпторы, художники декоративно-прикладного искусства, мастера художественной ковки и дизайна.

В 2011 году ульяновскому региональному отделению Союза художников России исполнилось 75 лет. В течение юбилейного года ульяновские живописцы приняли участие в уникальной акции «Ульяновские художники - детям»: около 100 работ подготовили и передали в дар учреждениям социальной сферы Ульяновской области, из них 42 полотна составили коллекцию картинной галереи многопрофильного лицея № 20 г. Ульяновска. Кроме того, ульяновские художники приняли участие во Всероссийском форуме «Пластовская осень». В течение недели живописцы России работали на пленэре в селе Прислониха. Одна из лучших работ каждого из них презентована Ульяновской области.

В 2007 году Правительством Ульяновской области совместно со Всероссийским творческим общественным объединением «Союз художников России» учреждена премия имени Аркадия Пластова в области изобразительного искусства как региональная. Вручалась ежегодно профессиональным художникам за достижения последних десяти лет в создании произведений живописи, скульптуры, графики, монументально-декоративного, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства «в традициях российской духовности, провозглашающих гуманистические и нравственные устои общества» по трем номинациям: «Мастер», «Молодое искусство» и «Живая традиция».

За время существования премии ее лауреатами стали известные ульяновские художники: Аркадий Егуткин, Василий Шеломов, Виктор Сафронов, Евгений Шибанов(2007г), Борис Худяков, Анатолий Ермаков (2008 г.), Татьяна Горшунова и Анна Мерзликина (2009), Николай Чернов и Галина Мишова (2010 г.). В 2011 году премия Пластова приобрела статус международной. Теперь стать ее номинантами могут не столько российские, но и зарубежные художники. В коллекции галереи лицея № 20 представлены работы ульяновских художников - номинантов данной премии: Аркадия Егуткина, Виктор Сафронова, Евгения Шибанова, Анатолия Ермакова, Татьяны Горшуновой , Николая Чернова.

2. Живопись как вид изобразительного искусства.

Современные ульяновские художники - профессионалы своего дела. Мы же пока только учимся воспринимать их творчество. Для того чтобы стать экскурсоводами нашей галереи, необходимо познакомиться с живописью как видом изобразительного искусства, связанным с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу. До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека.

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен и т. д. Существует также узкая трактовка термина «живопись» как работ, выполненных красками на холсте, доске и других подобных материалах

2.1. Жанры живописи

В живописи, как и в любом другом виде искусства, будь то музыка или кинематограф, есть свои жанры - исторически сложившееся деление живописи в соответствии с темами и объектами изображения. Формирование жанров как системы началось в 15 веке в Европе, завершилось около 17 в. Тогда же появилось деление на «высокие» (исторический и мифологический)и «низкие»(портрет, пейзаж, натюрморт). Став средством отображения жизни, жанры не остаются неизменными, например, в пейзаже появился еще архитектурный пейзаж и марина.

Портрет отражает внешний облик человека или группы людей. Основными требованиями являются передача сходства и раскрытие внутреннего мира. Темой портрета всегда является индивидуальная жизнь человека Портреты разделяются на парадные и камерные. Это один из древнейших жанров изобразительного искусства. Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям, называют историческим жанром. Он долгое время развивался в настенной живописи. Часто реальные события на полотнах насыщались библейским или аллегорическим смыслом Жанр, который рассказывает о героях и событиях из мифов древних народов, называется мифологическим. Батальный жанр является частью исторического и мифологического жанров и специализируется на изображении битв и военных подвигов. Сцены повседневной жизни человека призван изображать бытовой жанр. В пейзаже главным является изображение природы, видов сельской местности, городов. Так различают сельский, городской, архитектурный, морской пейзажи. Это не просто изображение, но всегда и художественный образ. Пейзаж затрагивает вопросы отношения человека к среде и среды к человеку, гармоничные они или нет.

Предметы труда, обихода, творчества, продукты изображает натюрморт. Он переживает расцвет в 17 веке, особенно в Голландии, где из скромных вещей, благодаря игре света и тени создавались изысканные произведения искусства. Художники - анималисты же уделяли особое внимание повадкам животных, декоративной выразительности их окраса и силуэта. Часто животные наделяются людскими чертами.

3.Наша картинная галерея.

Внимательно изучив коллекцию подаренных картин, мы пришли к выводу, что она состоит в основном из пейзажей, двух натюрмортов и две картины можно отнести к бытовому жанру. Поэтому возникла идея сгруппировать картины в экспозиции по временам года.

Традиционный анализ картин предполагает следующие этапы:

  • автор

  • название картины

  • вид искусства

  • жанр

  • основная тема и идея произведения

  • особенности композиции

  • цветовая гамма и колорит

  • эмоциональное впечатление от картины.

Как результат работы предлагаю следующие фрагменты описания картин:

Тема 1. «Зима в произведениях ульяновских художников».

Паустовский писал, что человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. Власть живописи над людьми в том, что она может научить нежности и преданности родной земле, без которых человек - всего лишь нищий. Россия наша - великая страна! Она поражает своим размахом, бесконечными полями и лесами, синевой озер и рек. Тот, кто увидел своими глазами ее красоты, не останется равнодушным. Особенно прекрасна она зимой, укрытая белоснежным пологом снега. В этом затишье обычно кипящей жизнью России чувствуется какая-то тайна; разливается атмосфера чудес и волшебства. Недаром о русской зиме сказано столько замечательных слов, а прелесть ее запечатлена в полотнах лучших ульяновских художников. Экспозиция открывается картиной художника Захарова С.В. «Дорога к храму».

В центре композиции - изображение храма. Храм - культовое здание для выполнения религиозных обрядов, строительство которого началось ещё в древности. Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм. Они символически строятся на самом высоком месте округи. Иногда храмы являются олицетворением строения космоса, иногда - религиозных отношений между богами и людьми. Это осевая и вертикальная связь между Небом и Землей, землей и подземным миром, его ступени символизируют восхождение к Небу и духовное восхождение верующего. В этой картине нас поражают необыкновенно яркие, искрящиеся краски: лазурная синева неба, золото куполов, белоснежная равнина... Особенность композиции данной картины - крест, образованный самим изображением церкви, сгрудившимися вокруг нее соснами и березами, укрытыми шапками снега и дороги, ведущей к храму. Крест - символ единства земного и небесного. Так и на этой картине - небо, отражённое в кристаллах снега, настолько близко к зрителю, что создаётся впечатление, будто к нему можно прикоснуться. Таким образом, рождается ощущение умиротворения, гармонии земного и небесного.

Нуртдинов И.Х. «Зима на Волге».

Глядя на эту картину, мы переносимся на белоснежные берега реки-матушки Волги, которую зима бережно укутала своей белой мантией. Мы видим раскатистые берега речки, одиноко стоящие на них деревья и замерзшую, безжизненную реку. Автор изобразил берега на переднем, среднем и дальнем планах, что создало эффект панорамы. Панорамное мышление - это особенность русской национальной школы, помимо живописи, особенно ярко проявилась в архитектуре, так же органично связанной с просторами российского пейзажа. Помимо этого в работе художника присутствует вся гамма светло-голубых и серо-коричневых тонов. Особой нотой в контрасте звучат оттенки розового цвета, какими окрасило зимнее предзакатное солнце волжские берега. Эффект заранее рассчитан на определенное впечатление, возможно автор частично использовал метод "оптического декоративизма" Куинджи.

Тема 2. «Весенние пейзажи» (фрагменты описания картин).

Свечников Ю.Н. «Март. Домик лесничего»

На этой картине автор изображает период ранней, наступающей весны. Лучистое безоблачное небо таинственно поблескивает в водах реки, которая тянется вдаль далекой длинной тропкой. Между деревьев ютится скромный домик лесничего, умело нашедший себе идеальное место. Этот дом является центром композиции, несмотря на то, что он находится на заднем плане картины. Даже снаружи он выглядит уютным, и можно предположить, что он таковой и изнутри. Как жаль, что дом этот одинок, как и его хозяин. Особое место в композиции занимает проталина, уходящая вдаль, которая на своей холодной глади отражает тоненькие березы, потерявшие давно свою зеленую листву. Они томятся в ожидании весны, когда они вновь смогут «одеться». Справа притаились голые деревья с кривыми стволами, которые будто специально поместили на передний план, чтобы показать естественное течение жизни. Позади дома располагаются ели, которым можно позавидовать, ведь они одеты круглый год. Вдали мы видим пестрый лес, удачно завершающий композицию. Голубое небо с розоватыми маленькими облаками являются фоном пейзажа, придают ему свежесть. Автор, несомненно, точно передает краски наступающей поры надежд и мечтаний, что глядя на это произведение, мы можем не только вдохнуть остатки свежего морозного воздуха, но и почувствовать тепло грядущей весны.

Тема 3. «Летние пейзажи» (фрагмент работы).

Летом природа благоухает, щедро одаривает теплом, заботливо омывает дождями и согревает жарким солнцем, награждая за терпение и труд дарами плодоносного урожая. В природе все гармонично, каждое время года взаимодействует с другим. Весна плавно переходит в румяное лето, а оно, в свою очередь, вместе с опавшими листьями, перетекает в осень, так любимую русскими поэтами и художниками. Ульяновские живописцы, чьи работы представлены в этом зале, попытались воплотить свои мимолетные впечатления на полотнах.

Петрова Э.Т. «Летний пейзаж»
Нежные оттенки, легкие мазки… Действительно, с первого взгляда можно сказать, что автором картины является женщина. Пейзаж погружает зрителя в атмосферу умиротворения, гармонии с самим собой, которую так сложно достичь в шумном городе. На передний план художница выдвигает зеленый луг, будто отдаляя нас от линии горизонта. Слева мы видим прелестнейшие полевые цветы нежно-розового цвета, а справа - забор, спускающийся с пригорка вплоть до самого озера. Вдали виднеется лес, который ярко контрастирует по оттенку с лугом на противоположной стороне озера. Оттенки, с помощью которых художница изобразила лес более темные, яркие, насыщенные. Нельзя не обратить внимание на небо, цвет которого определить довольно трудно. В нем искусно смешаны три цвета: серый, персиковый и розовый. На самом деле, небо является центром всей композиции, будто объединяя недостигаемый лес с обыденным полем. Небу отведена почти половина всей картины, оно приковывает внимание наблюдателя к себе, оставляя нас любоваться. Полотно передает настроение единения с природой. Кажется, будто ты садишься на берегу озера, наслаждаясь дуновением ветра и расслабляясь от привычной городской суеты.
Красота живет в сердце каждого человека, надо лишь уметь вовремя разбудить ее, ведь нечасто нам выпадает шанс полюбоваться подобными пейзажами. Следует ценить то, что нам дает природа.

Шибанов Е.Н.«Стога».

Каждый художник пытается отобразить на картинах свою индивидуальность и свое настроение. Одним из таких живописцев является Евгений Шибанов. Он родился в Горьковской области, но вскоре переехал в Ульяновск, который с тех пор стал для него родным городом. Одним из его произведений стала картина «Стога», на которой он попытался передать всю свою любовь к русской природе. Стог гармонично вписывается в пейзаж, он не торчит посреди какой-нибудь заброшенной дороги. Стог - архитектурное сооружение. Его основание определенно, оно не бесформенное, а прямоугольное. До середины своей высоты стог постепенно расширяется во все четыре стороны. Стога выглядят опрятно, видно, что художник с уважением относится к труду крестьян. Ведь стога наравне с церквями и колокольнями украшали нашу родную землю. Перед нами летний вечер. На широком лугу возвышаются огромные стога скошенного сена. Можно предположить, что люди, оставив их, ушли отдыхать. Картина показана в теплых тонах, лучи заходящего солнца падают на стога, окрашивая их вершины алым цветом, что выглядит удивительно красиво. На картине мы видим небольшие тучи; можно сказать, что наступает душный, знойный вечер. Возможно, этим полотном живописец хотел выразить удаленность от суетной жизни, или лишь намекнуть на свое желание уйти от мирской суеты.

Тема 4. «Золотая осень»

Сафронов В.А.«Пейзаж». В. А. Сафронов - Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И. Репина, награждён Золотой медалью Академии художеств СССР, Серебряной медалью им. М. Грекова орденом «Знак почёта» , Золотой медалью Союза художников России ,лауреат премии им. А. Пластова . Виктор Алексеевич - автор исторических, сюжетно-тематических картин, портретов, пейзажей. Произведения художника экспонировались на Всесоюзных, Всероссийских, зональных, областных, международных выставках. Произведения художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, Ульяновском областном художественном музее, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, музее И.Е. Репина Музее-заповеднике Б. Болдино, Министерстве культуры РФ, частных коллекциях России и за рубежом. Основная тема его произведений: советский народ в ВОВ. Создавая живописные полотна о войне, он выражает средствами искусства в меру красоту и силу духа советского человека - труженика и солдата.

В нашей галерее он раскрывается как художник - пейзажист. Его работа так и называется «Пейзаж». В этой картине, как и в других, его живописный язык энергичен, смел, реалистически убедителен. Он широко использует ритм вертикалей и горизонталей, применяет эффективную точку зрения, контраст цвета, света и тени. На среднем плане картины - берега безмятежной реки и стоящие стройные березы, могучие ели; небольшие молодые елочки - на переднем плане, а по ту по другую реки мы видим сплошную лесную полосу - дальний план. Небо вдали еще совсем голубое, по нему не спеша плывут белые кучерявые облака, однако на верхушках деревьев уже виднеется янтарный отблеск лучей заходящего солнца.

Светлое небо, чистая спокойная синяя речка, зеленые деревья - природа создает радостное осеннее настроение. Полотно вызывает положительные эмоции, но такие детали, как местами желтеющая трава и темно-зеленые тона, которые художник использовал для изображения густых еловых ветвей, навевают грустные мысли об уходящем лете.

Тема 5. «Жанры живописи: пейзаж, бытовой жанр, натюрморт» (фрагменты).

Нецветаев Л. Н. «Осень в Михайловском».

Полотно Нецветаева имеет интересную историю. Село Михайловское, располагающееся в Псковской губернии, в настоящее время является Пушкинским заповедником. С фамильным имением своей матери, Надежды Осиповны Ганнибал (уроженки семьи с богатой историей), великий русский поэт был связан всю жизнь. Здесь создано около ста произведений, например «Борис Годунов и «Цыгане». Наиболее длительным было его пребывание там во время Михайловской ссылки.

Мы видим Пушкина на коне, спрашивающего у проходящего крестьянина дорогу. На дворе любимое время года Пушкина - «осень золотая», о которой он написал столько замечательных слов. Не случайно мы можем наблюдать Александра Сергеевича на картине ульяновского художника. Осенью 1833 Пушкин побывал в Поволжье, в Симбирске, где изучал историю пугачевского восстания.

Байгушкин А.М. «Мечты сбываются»

Картина "Мечты сбываются" моментально поражает своей неординарной композицией и способом отображения мысли. В центре картины изображён человек, молодой мужчина, держащий огромную толстую книгу в обеих руках. Его взгляд кажется немного усталым, задумчиво направленным куда-то вдаль. За ним, на втором плане, мы видим высокий, многоэтажный дом, стоящий под наклоном, стремительные облака, деревья, гнущиеся под порывами ветра, космическое пространство и космическое судно, нарисованы книги. Все это свидетельствует о том, что время скоротечно, мир не стоит на месте, все меняется и развивается, у людей появилось множество возможностей проявить себя и воплотить в жизнь все мечты. Иметь обширные знания, карьеру, дом, даже побывать в космосе. Данное полотно вызывает огромное количество положительных эмоций и чувств, поражая своей точностью и лаконичностью. На таком, казалось бы, небольшом пространстве изображено все: здесь и высокоразвитые технологии, и возможности, открывающиеся перед людьми, их мечты и цели.

Слесарский С.П. "Натюрморт с платком".

В переводе с французского слово «натюрморт» значит буквально «мертвая природа», но так ли это на этой картине? В данном случае, подойдет скорее голландское определение «тихая жизнь». Этот натюрморт напоминает другие произведения живописца - «Лилии» и «Пионы». Художник написал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Хочется протянуть руку, взять чашку, в которую, вероятно, налит чай, прикоснуться к мягкому платку, понюхать эти цветы. Как писал художник Б.В. Щербаков «Может быть, это и есть самое дорогое в искусстве - умение вдохнуть жизнь, передать мысль и настроение даже в самых простых, незатейливых сюжетах». Всё внимание зрителя захватывают цветы, так искусно изображенные живописцем. Подобные натюрморты хочется разглядывать вновь и вновь, они приносят в наши сердца чувство радости и домашнего уюта.

Выполнив исследовательскую работу, мы пришли к следующим выводам:

  1. История ульяновского Союза художников наполнена интересными вехами развития, творческими биографиями художников, культурным потенциалом воздействия на зрителей.

  2. В результате знакомства с особенностями живописи, мы узнали, что язык изобразительного искусства может выразить самые разные чувства и мысли, позволяет ощущать себя сотворцами произведений живописи.

  3. Анализ картин ульяновских художников, представленных в картинной галерее, позволил нам получить полное представление об особенностях природы нашего края в разные времена года, познакомиться с его достопримечательностями.

Были подготовлены экскурсии по темам:

  • «Зима в произведениях ульяновских художников».

  • «Весна-пробуждение природы»

  • «Ах, лето красное…»

  • «Золотая осень»

  • «Языково»

  • «Места, где бывал А.С.Пушкин»

  • «Жанры изобразительного искусства»

  • «Натюрморт»

Лицеисты познакомились с художественными произведениями и их создателями. Всё это развивает интерес обучающихся к культуре малой Родины, воспитывает чувство гражданственности и патриотизма

1


© 2010-2022