План-конспект урока: Гжель. Голубая сказка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11


"Гжель. Голубая сказка"


Урок 1.

Преподаватель: Байдина Людмила Валериевна

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа.

Цель:

  • Познакомить учащихся с народным промыслом России - Гжель;

Задачи урока:

Общеобразовательные:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития Гжельской керамики;

  • Познакомить с разнообразием посудных форм гжельской керамики;

  • Познакомить с особенностью гжельской росписи.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;

  • Воспитывать любовь и уважение к Родине, её истории и культуре.

Развивающие:

  • Развивать внимательность и любознательность;

Методы: просмотр фильма об истории гжельской росписи, просмотр обучающих видеоуроков.

Оборудование: видеофильм, презентация, экран, проектор или компьютер.

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы урока и вступительная беседа.

  3. Рассказ преподавателя о Гжельской керамике.

  4. Просмотр видеофильма.

  5. Подведение итогов урока. Обсуждение увиденного и услышанного.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы урока. Вступительная беседа.

Давайте мысленно перенесёмся на один век назад и поразмышляем, почему появились промыслы, зачем люди им предавали большое значение в своей жизни?

Искусство керамики одно из самых древних. Слово «керамика» произошло от греческого слова «карамос», что означает глина. Возможно, что в очень далёком прошлом, когда в пещере погас костёр, то на месте бывшего костра земля стала твёрдой, как камень. Так человек отметил свойство глины - твердеть в огне, и превращаться в камень. И тогда человек стал лепить из глины и обжигать сосуды для воды, масла, делать кирпичи, горшки, сковородки, статуэтки божеств, игрушки для детей и другие предметы быта, а первые художники наносили на них простейшие узоры.

Керамика - это изделия из глины с различными добавками, в последствии обожженных - от простых сосудов до тонкого фарфора с изысканной живописью.

Позже появился гончарный круг. В центр гончарного круга гончар кладёт ком размятой глины и из него лепит. Круг вращается: так гончару легче сделать сосуд правильной формы.

3. Рассказ преподавателя о Гжельской керамике.

Подмосковная Гжель.

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор -

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

В нашей стране издавна известно искусство керамики. Особенно славятся гончары подмосковной Гжели. Гжель - это название посёлка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района, где повсеместно было развито керамическое мастерство. В район Гжели входило 30 кучно расположенных деревень и сёл, рядом с которыми находились и крупные залежи глины и леса, которые использовали для изготовления и обжига глиняных изделий. В каждом доме занимались гончарством. И не случайно в слове «гжель» слышатся отзвуки слова «жечь».

Первые мастера гжельской керамики были исключительно изобретательны и искусны. Сначала гжельцы умели делать лишь обычную гончарную посуду и лепить фигурки (изображение коня, медведя, скоморохов). Первые изделия изготовлялись из цветной глины, с толстым черепком и покрывались эмалью и многоцветной (крестьянской) росписью, назывались они - майолика. Прошло много времени и керамика эта очень изменилась. Она полюбилась людям.

Синий кобальтовый цветок.

За что Гжель нравится всем? Чем она отличается? Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело - синий. В Гжельском краю нет особых красот, только широкое поле, голубое небо, полоса синего леса вдали, да прозрачный воздух кругом небольших деревень. Не эту ли трепетную синеву перенесла Гжель на белоснежную гладь фарфора, да так и оставила. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее - синее. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись. И всё, что рисует кисть становится синим и голубым.

Посудные формы.

Ассортимент изделий настолько разнообразен, что всё перечислить невозможно. Назовём лишь наиболее характерные, любимые гжельцами виды посудных изделий. Это чайники, кувшины, кружки, масленицы, сахарницы, медовницы, конфетницы. Поражает многообразие форм одного и того же изделия. Например, тулово гжельских чайников делают виде диска на 4 ножках. Изделия украшаются не только росписью, но и скульптурой, которую располагают на кружках, носиках, ручках.

Гжельская роза.

Самый излюбленный узор - «гжельская роза», изображается она крупно, широкими мазками кисти, а мазок здесь не простой, а с растяжкой тона, от голубого, до чёрно - синего (иначе называют мазок с тенями). Это или пышный букет или один крупный цветок, от которого в сторону отходят стебли с тугими бутонами и листьями. На вазах большой мак, стилизованные гвоздики, лилии, полевые цветы, а ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей. Очень часто изображённые цветы отдалённо напоминают реальные растения. Гжельские мастерицы рассказывают: «Собирали летом букеты полевых цветов и рассматривая их, выделяли в каждом характерные черты, а затем переносили её в цветочную роспись. Не подражать природе, а учиться у неё, создавая своё» - повторяли гжельские мастера. Узоры наносились как на центральную часть вазона, так и на его венец, крышечку, носик и ручку. Хороши изделия, очень полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

4. Просмотр видеофильма.

Показываю детям видеофильм, рассказывающий о возникновении гжели и ее особенностях.

  1. Подведение итогов урока. Обсуждение увиденного и услышанного.

Урок 2

Тип урока: повторение, комбинированный.

Форма урока: выполнение творческого задания.

Цели:

  • Познакомить учащихся с народным промыслом России - Гжель;

  • сформировать навыки составления декоративной композиции;

  • Сформировать навыки работы открытым мазком без предварительного рисунка, соблюдая цветовую гамму.

  • Упражняться в приёмах рисования кистью «мазка с тенями» (с растяжкой синего цвета);

Задачи урока:

Общеобразовательные:

  • Познакомить учащихся с Гжельской керамикой;

  • Познакомить с разнообразием посудных форм гжельской керамики;

  • Познакомить с особенностью гжельской росписи.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;

  • Воспитывать любовь и уважение к Родине, её истории и культуре.

Развивающие:

  • Развивать творческую активность;

  • Развивать навыки работы с художественным материалом.

  • развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи (на белом фоне синие узоры);

  • Развивать чувство ритма и цвета;

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий, просмотр обучающих видеоуроков. Практическая работа.

Оборудование: лист бумаги А4, гуашь, кисточки, вода, примеры и фото изделий.

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы урока и вступительная беседа.

  3. Объяснение последовательности выполнения задания с помощью презентации.

  4. Самостоятельная работа учащихся «Сказочная птица»

  5. Подведение итогов работы.

  6. Домашнее задание

Ход урока

Урок начинаю с проверки готовности класса к работе.

Давайте вспомним информацию, которую мы узнали о Гжельской керамике на прошлом уроке.

Оказывается, промысел обретал своё направление от природного материала данной местности. Например, недалеко от Москвы в деревне Гжель были большие залежи глины, поэтому здесь славилось гончарное дело. Гончарное дело было прибыльное и приносило хороший доход. Но просто глиняная посуда ничем не привлекательна, а на праздник хотелось нарядной и красивой посуды для застолья. По сказаниям в один прекрасный зимний день на белом фоне появились цветы да птицы красоты неописуемой цвета синего, как небо. Назвали такую диковинную роспись по названию села - гжель. И с тех пор чтят и помнят роспись и передают из поколения поколению. Изделия гжельских мастеров полюбились людям так, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только по нашей стране, но далеко за её пределами.

Расписывалась посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становиться пронзительно синим или голубым.

Давайте посмотрим на посуду, расписанную мастерами Гжели.

Показываю учащимся фото с изделиями гжельских мастеров.

- Вы увидели что посуда разнообразна по форме и назначению: чашки, чайники, декоративные доски, декоративные скульптурки людей, квасники, кумган, маслёнки, кувшины, блюда, тарелки.

Декоративно оформляются все части предмета, каждый элемент росписи имеет своё название: гжельская роза, бордюр, капелька, мазок с тенью, точка и прямые линии и т. д. Замкнутым орнаментом расписывают основание и горлышко. Ручку и носик украшают узором точка и прямые линии или закрашивают голубым цветом. Мастера часто используют широкий мазок, он называется «мазок на одну сторону», или «мазок с тенью», наносится мазок круговым движением. В нем виден переход от светло-синего к тёмно-синему цвету.

- Сейчас и мы ближе познакомимся с техникой росписи Гжель. Давайте и мы научимся выполнять некоторые элементы гжельской росписи. Вы видите фото с работами мастеров гжельской росписи. Попробуйте и вы приблизиться к их мастерству, внимательно изучая изображения.

Разделим работу на этапы.

Этап 1.

Элемент росписи, который мы с вами выполним, называется «точка и прямая линия». Сделайте ряд наклонных линий сначала в одну сторону, затем в противоположную сторону. В заключении мы соединим линии там, где они пересекаются точками либо снежинками, кому как больше нравиться.

Этап 2.

Следующим нашим шагом в постижении росписи будет «бордюр». Внимание на экран. Их существует более двенадцати видов. Выберите любой из предложенных и попробуйте повторить.

Этап 3.

Задача усложняется. Нам необходимо изобразить цветок, но не простой, а необыкновенный который состоит из элемента росписи «капелька». С помощью «примакивания» можно составить множество вариантов цветов несколько из них вы видите. Попробуйте придумать свой цветок, а завершите композицию листочком техникой «капелька». И с этим заданием вы справились, молодцы!

Этап 4.

Мы с вами познакомились с техникой росписи: бордюр, капелька, точка с прямой, а сейчас настало время увидеть «мазок с тенью». Посмотрите, как его надо выполнять на экране. С помощью незамысловатых линий можно получить замечательный пейзаж «Терем» но написание этой техникой представляет особую трудность.

Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от светлого к тёмному. Для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю её должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.

Этап 5.

Мазковая роспись «гжельская роза» один из главных мотивов гжельской керамики. Рассмотрите внимательно репродукцию, на которой показана последовательность выполнения различных видов цветка. Основой изображения служит, как правило, мазок с тенью, или тонированный мазок, ещё этот элемент называют «агашка». Мазок сначала наносят в одну сторону, потом в другую широкой кистью. Роспись цветка начинается с середины, затем наносят два мазка сверху вниз справа и слева заканчивают маленькими лепестками (мазками) внизу.

Этап 6.

Немножко отдохнули, а теперь пора снова приняться за работу.

Прилетела птица райская,

Садилась на тот сырой дуб.

Пела она песни царские:

Кто в эту пору - времечко

Помоется росою с этой шелковой травы,

Тот здрав будет.

Неслучайно народные художники любят изображать птиц. Прилет птиц весной всегда радует человека. Птицы - гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла. В народных поверьях и сказках. Птица - символ света радости и счастья. Герои сказок отправляются в путь за жар-птицей. Изображение птицы встречаются повсюду: на посуде, рушнике, кокошнике, на наличниках, в ювелирных украшениях. Это не просто украшения - это оберег, который отгоняет злых духов, защищает человека и его дом. Часто птицу изображали в виде женщины (женская голова, туловище птицы). Эту птицу называли сладкоголосой птицей - Сирин, она была символом радости и счастья.

Перед вами последовательность гжельской росписи «синяя птица». Птица на Руси - один из любимых персонажей в росписи, так как она несла в себе символ счастья. Мастера гжели тоже придумали свою «синюю птицу», которая украсила керамику гжельских мастеров. Давайте и мы попробуем изобразить сказочную птицу счастья. Почаще обращайте внимание на изображение, с последовательностью работы над рисованием птички.

Этап 7.

А теперь, пользуясь полученными навыками, постарайтесь составить свою собственную композицию Гжельской росписи.

Подведение итога.

У каждого из вас получилась действительно птица счастья, вы замечательно сегодня поработали. Давайте подведем итог нашей деятельности на уроке, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • С каким народным промыслом мы познакомились?

  • Как называется роспись и почему у неё такое название?

  • Из каких элементов состоит данная роспись?

  • Как называются изделия?

Домашнее задание.

Изготовьте из картона шаблоны блюдца или подноса. Затем распишите их, пользуясь навыками, полученными на сегодняшнем уроке. Пользуясь этим эскизом, мы будем изготавливать посуду, по мотивам Гжельской керамики.

А для этого вам будет необходимо заготовить заранее соленое тесто. Массу для лепки приготовить не сложно, почти все, наверное, есть у вас дома. Запишите, пожалуйста, как это сделать.

1 способ: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 250 мл воды. Соль растворить в воде, затем добавить муку и замесить тесто.

2 способ: 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, 1 столовая ложка растительного масла, 1/2 стакана воды. Все перемешать ложкой, а потом руками до однородного состояния.

Урок закончен, до свидания.

Урок 3.



Тип урока: комбинированный.

Форма урока: выполнение творческого задания.

Цели:

• Познакомить учащихся с народным промыслом России - Гжель;

• Сформировать навыки лепки посуды;

• Сформировать навыки работы с соленым тестом.

Задачи урока:

Общеобразовательные:

  • Познакомить учащихся с Гжельской керамикой;

  • Познакомить с разнообразием посудных форм гжельской керамики;

  • Научить правильно и выразительно передавать пропорции и форму посуды.

Воспитательные:

  • вызвать у учащихся интерес к лепке;

  • Воспитывать любовь к Родине, её истории и культуре.

  • Учить работать аккуратно, пользоваться стеком.

Развивающие:

  • Развивать творческую активность;

  • Развивать навыки работы с соленым тестом.

  • Развивать творческое мышление, зрительную и образную память, внимание;

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Методы: Практическая работа.

Оборудование: Тесто для лепки, доска, тряпочка, стек, вода, зубочистки.

План работы.

1.Оргмомент. Объявление цели урока.

2.Повторение.

3.Объяснение последовательности выполнения творческой работы.

4.Самостоятельная работа.

5.Подведение итогов урока.

Ход работы:


1.Оргмомент. Объявление цели урока.

Здравствуйте! Я очень рада нашему новому уроку. Садитесь. Сегодня мы перейдем к очень важной и интересной части изучения гжельской керамики.

2.Повторение.

Что мы рисовали на прошлом уроке? (Узоры Гжельской керамики).

Из каких элементов состоит Гжельская роспись? (Бордюр, гжельская роза, синяя птица и т.п.)

3.Объяснение последовательности выполнения творческой работы.

От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте.

(Платон)

Давайте, и мы попробуем сделать и расписать посуду как гжельские мастера. Вот такие тарелочки и подносы мы научимся лепить сегодня на уроке (демонстрирую образец).

Для работы возьмем специальное тесто из муки и соли. Почему именно из теста? Во-первых, по цвету оно напоминает белую гжельскую глину. Во-вторых, этот материал доступен для всех. В-третьих, при правильной консистенции, высыхая, она не образует трещин.

Полезные советы


  • Тесто должно быть хорошо вымешано, не липнуть к рукам и не крошиться.

  • Если тесто плохо лепится, добавьте воды.

  • Если прилипает к рукам, добавьте муки.

Заранее приготовьте все материалы и инструменты, чтобы не пришлось отвлекаться на поиски. Во время занятия вам потребуется:


  • маленькая скалочка для раскатывания теста, можно взять бутылочку от питьевого йогурта;

  • доска для лепки или противень;

  • емкость с водой;

  • кисточка для смачивания теста водой;

  • стеки (палочки для работы с тестом или пластилином);

Техника лепки


  • Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусок теста.


  • Тесто, с которым вы в данный момент не работаете, положите под пленку или целлофановый пакет, чтобы оно не подсыхало. (Если вы работаете с цветным тестом, то каждый цвет нужно накрыть отдельно.)

  • Если вы хотите украсить поделку отпечатками, то сделайте это сразу же после лепки, иначе тесто покроется сухой корочкой и украшение не получится. Для отпечатков можно использовать любые предметы.

  • Части поделки из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, но желательно место соединения предварительно смочить водой. Это можно сделать с помощью небольшой кисточки.

  • Обычно теста хватает на два-три занятия, поэтому остатки теста нужно держать в холодильнике завернутым в два целлофановых пакета, чтобы оно не засохло. Тесто можно хранить в холодильнике около недели.

Ну а теперь приступайте к работе. Вылепите тарелочки и подносы такой же формы как и ваши шаблоны.

Последовательность работы:

Этап 1.

Сначала раскатайте пласт теста для основания тарелки или подноса. Не стоит делать его слишком тонким.


Этап 2.

Обрежьте излишки теста стеком.


Этап 3.

Вылепите для своих изделий бортики.


Этап 4.

Украсьте готовое изделие. Выдавите узоры стеком. Или фигурно обрежьте края. Можно сделать углубления или дырочки с помощью зубочистки.


Во время самостоятельной работы демонстрирую лучшие работы по этапам, выявляю и объясняю, как исправить типичные ошибки.

Этап 5.

Ставим изделие сушиться. Если вы будете сушить поделки на воздухе, то работать нужно на деревянной или пластмассовой дощечке. Если сушить будете в духовке, то на подносе или жаростойкой посуде.

.

Способы сушки теста


  • Изделия из теста можно сушить в духовке или на открытом воздухе.

  • В духовом шкафу сушат изделие при самой низкой температуре (55 °С), с открытой дверцей - так оно не покроется трещинками. Время сушки зависит от толщины вашей поделки - 1-2 часа. Следите за процессом сушки, так как мелкие детали сушатся намного быстрее.

  • Появление пузырей и трещин - признак перегрева поделки. В этом случае нужно уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку.

  • Сушить поделку воздухом намного дольше (около 3- 4 дней). Можно положить поделки на батарею, но от этого изделия могут потрескаться и раскрошиться. По этой же причине не рекомендуется класть поделки под прямые солнечные лучи. Время от времени изделие надо аккуратно переворачивать, чтобы оно равномерно просохло.

  • Можно объединить эти два способа: сначала поделку 1-2 дня сушат воздухом, а затем досушивают в духовке.

6.Подведение итогов урока.

Ребята, вы сегодня на славу потрудились! Посмотрите, какая красивая посуда у вас получилась! На следующем уроке мы распишем наши изделия. А дома вы еще раз поупражняйтесь над техникой росписи.



Урок 4.


Тип урока: повторение, комбинированный.

Форма урока: выполнение творческого задания.

Цели:

• Познакомить учащихся с народным промыслом России - Гжель;

• сформировать навыки составления декоративной композиции;

• Сформировать навыки работы открытым мазком без предварительного рисунка, соблюдая цветовую гамму.

• Упражняться в приёмах рисования кистью «мазка с тенями» (с растяжкой синего цвета);

Задачи урока:

Общеобразовательные:

• Познакомить учащихся с Гжельской керамикой;

• Познакомить с разнообразием посудных форм гжельской керамики;

• Познакомить с особенностью гжельской росписи.

Воспитательные:

• Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;

• Воспитывать любовь и уважение к Родине, её истории и культуре.

Развивающие:

• Развивать творческую активность;

• Развивать навыки работы с художественным материалом.

• развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи (на белом фоне синие узоры);

• Развивать чувство ритма и цвета;

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий, просмотр обучающих видеоуроков. Практическая работа.

Оборудование: лист бумаги А4, гуашь, кисточки, вода, примеры и фото изделий, соленое тесто.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока и вступительная беседа.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Выставкка и обсуждение работ

5. Подведение итогов работы.

Ход урока:


  1. Оргмомент.

Приветствую учащихся. Проверяю готовность к уроку.


  1. Сообщение темы урока и вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы приступаем к завершающей части работы над нашими изделиями в технике гжельской росписи.

Как вы думаете, чем можно расписывать соленое тесто?

На тесто хорошо ложатся масляные краски, тушь, акварель, акриловые краски. Но мы с вами распишем нашу посуду гуашью. Во-первых, вы уже знакомы с этой техникой. Во-вторых, гуашь быстро сохнет и это позволит нам в скором времени покрыть поделки лаком. В гуашь можно добавить клей ПВА, это придаст изделию блеск.

Ну что ж, технологию росписи под гжель мы с вами уже изучили и вы в ней неоднократно упражнялись. Поэтому, сразу приступаем к работе.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся, начинают роспись своих изделий. Я прохожу по рядам, следя за ходом работы. Предотвращаю ошибки. Показываю всем лучшие образцы работы.

Поздравляю! Вы уже почти закончили работу! Осталось только придать лоск изделию. Сейчас мы отставим тарелочки и подносы в сторонку для высыхания краски. А я пока расскажу вам о методах лакировки изделий.

Закрепить краску и придать поделке блеск можно с помощью клея ПВА или акрилового лака. Акриловый лак водорастворим, нетоксичен, сохнет 6-8 часов.

Приступайте к лакированию!

4.Выставкка и обсуждение работ

Учащиеся демонстрируют свои работы.

Предлагаю обсудить работы.

-Какая работа самая красивая? Почему?

-У кого посуда больше всего похожа на гжельскую?

-Что бы вам хотелось добавить или исправить в работе?

Ученики высказывают свои мнения, пожелания, восторги от работ . Учатся анализировать, выделять лучшее, видеть и исправлять ошибки любоваться результатами работы.

5.Подведение итогов урока.

Давайте подведем итоги урока.

О чем вы узнали на уроках?

С каким видом народного творчества мы познакомились?

Благодарю детей за работу. Прощаюсь.

© 2010-2022