• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Из опыта работы учителя изобразительного искусства Винницкой ОШ Петренко Марины Константиновны по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся»

Из опыта работы учителя изобразительного искусства Винницкой ОШ Петренко Марины Константиновны по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся»

Из опыта работы учителя  изобразительного искусства. «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».                                         Лев Семёнович ВыготскийДетское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.  Творчество начинается с познания. Творческая деятельность, то есть созидание новых ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя изобразительного искусства Винницкой ОШ

Петренко Марины Константиновны

по теме самообразования

« Развитие творческих способностей учащихся»





«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Лев Семёнович Выготский

«Искусство требует знаний»
Б. Брехт

«Искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом»
Альберт Эйнштейн

Немного о себе: являюсь руководителем МО учителей ХЭЦ, физического воспитания и трудового обучения в течение нескольких лет, организовывала круглые столы в рамках МО, делала доклады об инновациях в педагогике в рамках МО, оказываю постоянную методическую помощь молодым специалистам, выступала на педсовете школы об одаренных детях, выступала с докладом на районном семинаре для учителей ИЗО Симферопольского района 25.11.14г.; в 2013г. получила второе высшее образование в ТНУ - психолог; была членом жюри олимпиады «Шаг к Олимпу» в 2013г. по ИЗО и в 2014 по МХК (Луценко А., 9кл., 3е место), с 2009 по 2014г.; руководила изостудией «Волшебная палитра»; прошла сертификационный тест «Курс Microsoft по цифровым технологиям»; имею публикации авторского материала на сайте «Видеоуроки в сети Интернет», «Копилка уроков»; являюсь участником вебинара издательства «Просвещение»; имею персональный сайты.

Детское творчество-это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками. Наша задача: поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Творчество начинается с познания. Творческая деятельность, то есть созидание новых материальных и духовных ценностей, не может рассматриваться в отрыве от проблемы способностей школьников к деятельности.

Главная задача учителя изобразительного искусства - развить художественно-творческие способности школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес учащихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как учитель организует и проведет урок.

Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора школьника, его интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.

Развитие творческого потенциала учащихся можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни.

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Это личностно-ориентированный подход, метод художественно-педагогической драматургии, метод проектов, применяю в разработке уроков ИЗО и МХК (некоторые свои разработки представила на Интернет-сайтах), открытых уроков и классных мероприятий (проекты «Мое имя», «Герб моей семьи» и др.), провожу уроки с использованием ИКТ.

Любой педагог, ориентированный не только на информационное обогащение своих учеников, но и на их интеллектуально- творческое развитие, стремится разнообразить учебные занятия. При этом должна учитываться направленность учебных заданий на развитие разных сторон интеллектуально-творческой сферы личности. Разработка всевозможных типов заданий, упражнений требует от учителя проявления методического творчества, которое в немалой степени определяется его психологической компетентностью. При подготовке уроков я учитываю уровень подготовки обучающихся каждого класса к освоению новых знаний и умений, готовлю различные задания даже в параллельных классах.

Свои уроки стараюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Урок должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

На уроках изобразительного искусства происходит освоение учениками различных художественных материалов (гуашевые, акварельные, карандаши, восковые мелки, пластилин, цветная бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

На уроках я использую следующие различные художественные техники: рисование (в различных видах и жанрах); аппликация и коллаж; лепка из пластилина, граттаж; рисование пальцем; бумагопластика; монотипия; рисование мятой бумагой и др.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями. Например, в 7А классе есть очень талантливая ученица Орехова Евгения, которая задает темп и качество работы на уроке, остальные, глядя на ее работоспособность и фантазию в выполнении заданий, загораются и выполняют замечательные и, главное, индивидуальные работы. В этом классе очень здорово проводить уроки групповой работы, коллективной и, конечно, индивидуальной.

Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии.

Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы. Самый эффективный стимул познавательной деятельности - ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках. Одна из форм поощрения, которую я часто использую - это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно: тематические, к праздникам, для школьников, для родителей. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением. результаты участия обучающихся в районных, международных олимпиадах, конкурсах: в 2012-2013гг. международный конкурс им. Кирилла и Мефодия; в 2012- 2013гг. «Я хочу жить в мире качества (в 2013г. Орехова Е., 6кл., 2 место районе и 3 место в республике); в 2011г. «Русские сказки»; в 2012-2014гг. «Космические фантазии»; в 2014г. «Крымская палитра»; в 2012-2014гг. «Рисуют дети на планете мир»(в 2012г. Орехова Е. и Таковая Т. -1место; в 2013г. Орехова А.,2кл.,2 место в районе, в 2011г. Парамонова Е., 7кл., 2 место в районе); в 2012 X Международный конкурс по православию «Славянский родник»; «Крым в моем сердце» (в 2013г. Гусак А., 5кл., 3 место); школьная выставка «Добрососедство» (октябрь 2011г.); в 2013г. выставка рисунков на День села (Эмиралиева А.-1место, Гусак А.-2 место, Казначеева Е.-3 место).

Каждый ребёнок интересен на уроке как личность - со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

Хочется закончить замечательным стихотворением:

Мне жалко бедный белый цвет,

Его как будто бы и нет.

Вот белый лист передо мной,

Всем сразу видно - лист пустой.

Но вдруг я вижу сквозь пургу -

Там лебедь мерзнет на снегу.

Еще я вижу: там и тут

Цветы воздушные цветут.

И белый парус снега,

Кораблик изо льда,

И чудо к нам приходит

Неслышно, как всегда…



© 2010-2022