Методическая разработка на тему: обучение дошкольников технике изонити

Чем занять досуг дошкольников? Одна из интересных техник - техника изонити. В результате овладения данной техникой у дошкольников развиваются изобразительные умения и навыки по предметному, сюжетному, декоративному изображению, чувство цвета, чувство формы,чувство пропорции, умение ориентироваться на плоскости.Также дошкольники получают навыки работы с простейшими орудиями труда. Обучающиеся, в свою очередь, могут познакомиться с последовательностью заполнения основных базовых форм, а также с пр...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити







































Тема: Изонить. Вышивка по картону.


Цель:

Познакомить с новой техникой. Научить выполнению работ в технике изонити, закрепить умения и навыки работы с иглой и нитью.


Развивать умение работать самостоятельно, способствовать проявлению творчества.


Воспитывать культуру труда.



Тип урока: практический.


Оборудование: картон, иголки, нитки, ножницы, циркуль, шило, линейка, карандаш.


Ход урока


Организационный момент.


Сообщение темы и цели урока.


Изложение нового материала.


«Нитяная графика», или изонить - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза, при этом можно проявить свою фантазию.

Изонить как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди

и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративные панно и даже оформить элементы одежды.

Техника изонити может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада при подготовке их к обучению в школе.

Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные черты, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребенок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия. Работа в технике изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребенка.

Для выполнения работы в технике изонити нужно приготовить материал, на котором мы будем выполнять рисунок, он называется фоном, и то, чем мы будем выполнять изображения, - нити.

Фон для рисунка должен быть обязательно плотным, поэтому лучше взять картон, бархатную или даже наждачную бумагу.

Инструменты, необходимые для работы:

Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити



1.Игла с широким ушком.

2.Шило (короткое). Длинное шило желательно не брать.

3.Ножницы.

4.Цветные катушечные нитки №20-40, мулине, ирис.

5.Циркуль, линейка. Их могут заменить трафареты, выполненные из плотного картона, с нанесенными по краям отметками. Количество отметок по всем сторонам трафарета должно быть одинаковое.

Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити



Очень удобны трафареты окружностей, выполненные из плотного картона. На трафарет наносится разное количество делений. (РИСУНОК)

Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонитиДля изображения дуг, завитков, овалов можно использовать фигурные лекала.



Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста.

Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

  • заполнение угла;

  • заполнение окружности.

Изображение углов


Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов.

Сначала надо научиться изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов. Углы могут иметь одну общую вершину, бывают разной величины, тупые и острые.

Варианты заполнения углов:

  • два смежных угла;

  • три, четыре угла с общей вершиной;

  • наложение одних углов на другие.

-

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ УГЛА

1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.

2. Разделить каждую сторону угла на 12 равных частей.

3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины.

4. Сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины

(точка «О»).

5. Вдеть нить в иглу.

6. Заполнить угол по предлагаемой схеме.

Предложить сделать зарисовки в тетради.


Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити






.

Изображение окружностей

Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити

Изображение окружности

Рисуем окружность на изнаночной стороне картона (можно использовать трафареты). Наносим разметку и прокалываем шилом отверстия по разметке. Начать работу можно с любой точки.

Величина вышитого круга зависит от длины хорды - линии между двумя точками: чем короче хорда, тем больше внутренний круг, тем уже каемка круга.

Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити


Заданное в начале работы число отверстий надо запомнить, чтобы потом, когда надо будет заменить нитку, по заданному числу восстановить ее.

Одну и ту же окружность можно выполнить при хордах разной длины нитками разного цвета. Если расстояние между делениями в окружности будет не одинаковым, то и внутренняя окружность, состоящая из пересекающихся линий, окажется неровной.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ


  1. Начертить окружность.

  2. Разделить окружность на 12 равных частей.

  3. Сделать проколы во всех полученных точках.

  4. Вдеть нить в иглу.

  5. Заполнить окружность по схеме.


Предложить сделать зарисовки в тетради.


Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити

Овал делается так же, как и окружность. Дуги и спирали рисуем на изнаночной стороне от руки (на глазок), стараясь, чтобы расстояния между делениями были одинаковы. Принцип вышивания овала такой же, как и окружности. При этом важно запомнить число отверстий, когда вы выводите первую нить. Начать вышивку можно с любого конца нитками разного цвета. Можно сначала выполнить вышивку с одного конца с одним числом отверстий, затем с другого конца с другим числом отверстий.

Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити














Последнюю нить среди пересекающихся нитей найти легко - она всегда самая верхняя. Поднимите нить на кончик иглы и просчитайте отверстия, которые она соединяет. Это подскажет вам, откуда надо продолжить работу.

Расстояние между отверстиями от 0,3см до 0,5см. При выполнении первых пробных работ расстояние между отверстиями -1см.

Прежде чем приступать к работе в технике изонити надо помнить следующее

:

  1. При заполнении угла по лицевой стороне, нити протягиваются от одной стороны угла к другой. На изнаночной стороне - стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий.

  2. При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды, а по изнаночной - нить повторяет линию окружности.


Если необходимо удлинить нить, это можно сделать двумя способами:

  • закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком с изнанки на лицо;

  • привязать к концу старой нити новую и работать дальше.

Практическое выполнение работы

Самостоятельно выполнить сначала простые, затем более сложные рисунки.


Домашнее задание:

самостоятельно выполнить композицию -предметную, сюжетную, декоративную.



Литература:

Гусарова. Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие.- СПб.: «Детство-Пресс», 2000.

Нагибина М.И.

Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.


Варианты композиций в технике изонити


Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити























Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити






























Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити































Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити





























Методическая разработка на тему:обучение дошкольников технике изонити









© 2010-2022