• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

Тема: «Весенний букет в технике «граттаж» Цель занятия: ознакомить с возможностями нетрадиционной техники «граттаж», формировать навыки рисования в технике   «граттаж», закреплять навыки овладения техникой штриха. Комплекс  задач: Обучающие: – формирование навыков работы в технике «граттаж»; – формирование умения располагать предметы в пространстве на листе бумаги; – способствование творческому отображению окружающего мира. Развивающие: – развитие у ребят творческого воображения, фантазии; –...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Перевозского муниципального района Нижегородской области «Перевозский детско-юношеский центр»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

Составила: Педагог дополнительного

образования высшей категории

Декоративно-изобразительная студия

«Декор»

Козел Елена Александровна

г. Перевоз - 2015г.



Занятие.

«Если вы мечтаете, значит, вы верите в то, что чудо может случиться. И знаете, что самое удивительное? Чудеса ведь действительно случаются в жизни. Чудо - оно в любой день может войти в дом.»

Тема: «Весенний букет в технике «граттаж»

Цель занятия: ознакомить с возможностями нетрадиционной техники «граттаж», формировать навыки рисования в технике «граттаж», закреплять навыки овладения техникой штриха.

Комплекс задач:

Обучающие:

- формирование навыков работы в технике «граттаж»;

- формирование умения располагать предметы в пространстве на листе бумаги;

- способствование творческому отображению окружающего мира.

Развивающие:

- развитие у ребят творческого воображения, фантазии;

- формирование композиционных навыков;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие способностей наблюдать и видеть красоту природы.

Воспитательные:

- воспитание у ребят желания узнавать новое;

- воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;

- формирование усидчивости, точности, аккуратности.

Оборудование занятия:

Зрительный ряд: презентация «Весенний букет», видеоролики, конверты с карточками (игра «Сложи цветочную картинку»), карточки (игра «Помоги художнику»), иллюстративный материал.

Музыкальный ряд: музыка П.И. Чайковского.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, нетбуки.

Материалы и инструменты: рамки со стеклом размером 15*21, бумага, черная тушь или гуашь, кисти, баночки с водой, зубочистки, деревянные палочки, атласные ленточки белого и желтого цветов.

Задание: создание творческой работы «Весенний букет в технике «граттаж».


План занятия:

1. Организационная часть.

2. Основная часть.

- Беседа с ребятами.

- Теоретическая часть.

- Игры «Сложи цветочную картинку», «Помоги художнику».

- Постановка творческой задачи.

- Самостоятельная работа.

- Рефлексивная часть.

3. Заключительная часть.

Ход занятия:

1. - Добрый день, ребята! Мне очень приятно видеть вас! (ребята садятся). Садитесь удобнее. Любое дело, совершаемое с улыбкой, приносит удовольствие. Прежде, чем браться за что-то серьезное, давайте поднимем себе настроение, улыбнемся друг другу. И все получится, даже лучше, чем вы ожидали! (установить должную дисциплину, создать доброжелательную обстановку на занятии, позитивно настроить ребят на выполнение задания)

2. - А вы не заметили, ребята, что мы с вами попали в волшебную страну? Загляните в окошко, в этой стране солнышко ласково улыбается, под его теплыми лучами из-под снега появляются нежные подснежники, весело щебечут птицы. Вы не подскажите название страны? (ребята отвечают - «Весна!») Прекрасно!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

И тема занятия - весенняя! - Весенний букет. (включить компьютер и мультимедиапроектор, на экране неожиданно появляется изображение Чародейки (звучит видеоролик)

- Здравствуйте, ребята! Я - Чародейка этой страны! Сегодня у вас занятие чудес! Хотите, чтобы здесь случилось чудо? (в этот момент обратиться к ребятам, ребята отвечают) Вы можете сами стать творцами чудес! Открою по секрету, сегодня вы займетесь поистине чудесной техникой «граттаж»! Чтобы чудеса свершились, вам нужно выполнить условие - закрасить «волшебное» стекло и «сказочный» лист. А волшебная музыка поможет вам в ваших начинаниях!

- Ты нас очень удивила, Чародейка! И заинтересовала! Загадочная техника «граттаж»! Что же это такое? (Ребята включают нетбуки, находят информацию, поднимают руки, предлагают) (Используется проблемное обучение. Ребята осваивают новый материал в качестве активных участников обучения)

- Граттаж - это один из видов графики, основанный на выполнении быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания и не требующий специального оборудования.

- Буквальный перевод слова «граттаж» - «царапанье» (от французского глагола gratter - царапать).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

- Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (в тушь нужно добавить несколько капель моющего средства или шампуни).

- В России технику «граттаж» впервые использовал Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) (оформление иллюстраций к роману «Белые ночи» Достоевского Ф.М. (1923), «Три толстяка» Олеши Ю.К. (1925)

- Как много мы узнали о технике «граттаж»! А как же тема нашего занятия связана с этой техникой?

- Мы будем выполнять творческую работу «Весенний букет в технике «граттаж».

- Отлично, ребята! А теперь мы можем выполнить условие Чародейки и узнать, о каких чудесах она говорила, вы согласны, ребята? (ребята отвечают) Хорошо!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

(На ученических столах заранее разложены материалы и инструменты для занятия)

- Ребята, аккуратно вынимаем наше «волшебное» стекло из рамки, приготавливаем баночку с краской, кисть и густым слоем накладываем краску на поверхность стекла. Соблюдаем правила техники безопасности: осторожно обращаемся со стеклом, кистью. А цвет краски вы выбираете сами! (Ребята предлагают и обосновывают выбор цвета, затем приступают к закрашиванию. Звучит тихая музыка).

- А теперь мы приложим картонку рамки на «сказочный лист», обведем и закрасим. Вам дается полная свобода самовыражения, используйте яркие и контрастные цвета. Помним правила техники безопасности. (Ребята закрашивают лист. Звучит тихая музыка)

- Ребята, откладываем работы в сторону. Пока они сохнут, мы немного отдохнем. (физкультминутка)

- Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,

Приступили мы к зарядке: руки в стороны подняли, опустили, помахали, Руки в боки, поворот, вправо и наоборот.

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,

Раза два легко присели, а теперь на стулья сели.

Правила техники безопасности:

- работать на клеенке, не пачкая поверхность стола и рядом сидящих товарищей;

- работать аккуратно, чтобы не уколоться и не задеть сидящих рядом;
- не играть кистью, не подносить близко к лицу;

- осторожно обращаться со стеклом;

- не играть и не отвлекаться во время работы с инструментами: стеком, зубочисткой, острой деревянной палочкой, концом кисточки, стержнем; - черные крошки, появившиеся при работе, аккуратно убирать сухой тряпочкой, сначала с рисунка, затем со стола.

- Ребята, мы отдохнули и вернулись в нашу волшебную страну, давайте решим, какой букет мы будем изображать.

- Весенний букет, букет из весенних цветов (предложения ребят)

- А какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, ландыши, нарциссы, тюльпаны)

- Какое настроение вызывают у вас эти цветы? (ребята высказываются)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

- А сейчас я хочу предложить вам игру «Сложи цветочную картинку». (Игра «Сложи цветочную картинку». Ребята получают конверты с разрезанными карточками).

- Нужно сложить целую картинку с изображением цветов. Посмотрим, как вы справитесь! (ребята выполнили задание) Получилось!

- Послушайте загадки и назовите эти цветы:

1. В лесу скромно и прилежно он растет красивый, нежный. Из-под снега он глядит, о весне нам говорит. (Подснежник)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

2. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал. И развеял этот шар. (Одуванчик)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

3. Красные, бордовые, пестрые, лиловые, восхищают нас весной своей нежной красотой. (Тюльпан) (ребята отвечают) - Отлично!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

(перевернуть классную доску и обратить внимание детей на прикрепленные к ней распечатанные изображения различных букетов, коротко обсудить с ребятами, затем открыть презентацию «Весенний букет»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

- Мы с вами поиграли, рассмотрели изображения весенних букетов, но как мы их будем рисовать в технике «граттаж»? (Ребята находят информацию в интернете, поднимают руки, предлагают).

- Вначале выполняется рисунок с нужным изображением, затем он переносится на заготовленный лист. Для этого накладываем рисунок на загрунтованный лист и ручкой обводим рисунок, слегка надавливая на ручку. Убираем рисунок и выцарапываем продавленные линии.

Техника «граттаж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

- Молодцы, ребята! Очень важная информация! Только мы будем использовать затонированное стекло. Вы не удивились? Это нам Чародейка подсказала! Ведь сегодня у нас занятие чудес и мы можем придумать новый способ выполнения нашей работы!

- А сейчас, ребята, огромный простор для фантазии! Мы выполняем силуэтный рисунок букета и переносим его на наше «волшебное» стекло, поверхность которого уже просохла. Каковы наши действия? (ребята отвечают, что нужно наложить готовый рисунок на стекло и обвести ручкой) Принимаемся за работу. Рисунок выполняется быстро, без уточнения мелких деталей.

- Ребята, надо быть очень внимательными и аккуратными, соблюдать правила техники безопасности (на экране). Обратите внимание - в рисунке композиция должна быть уравновешена, выделен композиционный центр, правильно заполнено пространство листа.

- А теперь давайте выполним зарядку для глаз.

- Мы для глаз все по порядку вместе выполним зарядку. Дружно глазки закрываем. До пяти мы все считаем: Раз, два, три, четыре, пять! Открываем их опять. И посмотрим, улыбнемся, за работу мы возьмемся! (ребята выполняют зарядку для глаз)

(Звучит тихая музыка. Ребята рисуют и переносят рисунок на стекло. Во время самостоятельной деятельности ребят проследить за ходом выполнения работы, соблюдением правил техники безопасности, предложить свою помощь в нахождении правильной композиции и т.д. Ребята заканчивают выполнение задания)

- Посмотрите, ребята, наш «сказочный» лист высох, мы уже можем обрезать по ранее проведенному контуру и вставить в рамку, затем «волшебное» стекло.

- На стекле уже намечены общие очертания рисунка, переходим к деталям и процарапываем. Средством выразительности здесь является штрих. Штрих наносится по форме предметов, чтобы не нарушить цельности их восприятия.

- Чтобы наглядно увидеть, давайте обратим внимание на рисунки натюрмортов.

На первом рисунке ровная штриховка не передает объемную форму предметов. На втором рисунке штрихи наложены по форме предметов с учетом светотени, что превращает плоские силуэты в объемные изображения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

- А для того, чтобы правильно процарапывать штрихами мелкие детали рисунка и закрепить полученные знания, мы с вами еще немного поиграем! (Игра «Помоги художнику». Ребятам выдаются карточки с контурным изображением домика, яблока и вазочки (простой по форме).

- Посмотрите, ребята, художник нарисовал, но не успел заштриховать. Поможем художнику? Для развития точности и уверенности движения руки мы будем штриховать изображенные на карточках предметы. Кто быстро и правильно выполнит штриховку!? Вперед, ребята! (игра проводится в короткое время, как только ребята выполняют задание, просмотреть, выделить отличившихся, затем предложить убрать карточки на край стола)

(На экране появляется изображение Чародейки)

- Ой, так хочется с вами пообщаться, ребята.

Физкультурною минуткой, как веселой, доброй шуткой,

Позабавлю вас сейчас: встали с места дружно - раз,

Все присели, все привстали, снова сели, снова встали,

Вправо, влево, повертелись, хлопнули и все уселись.

(ребята выполняют упражнения)
- Ну, и молодцы! (изображение Чародейки с экрана исчезает)

- А сейчас пришло время волшебства! Мы узнаем, что же у нас получится, если мы процарапаем темный слой! Мы открываем новую неизведанную страничку нашего мира, которую сами и сотворим!

(Тихо звучит музыка. Дети работают по стеклу, проследить за ходом практической деятельности, соблюдением правил техники безопасности, помочь, если возникнут какие-либо трудности в выполнении задания. После завершения задания ребята выставляют свои рамки с выполненными весенними букетами на ученических столах, чтобы можно было увидеть работы друг друга).

- Молодцы, ребята! Рисунки получились яркими и необычными, глядя на ваши работы, мы видим, как прекрасен и разнообразен мир цветов! Мы можем наблюдать за природой, чувствовать, понимать ее, реагировать на ее изменения. Мы живем среди природы, мы являемся ее частью - и это счастье. Ребята, мы не разрушим его? Мы защитим природу?

- Да! Мы будем беречь и заботиться о ней! (ребята отвечают)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

- Ребята, вы открыли для себя что-то новое и увлекательное? (ребята высказываются и делятся своими впечатлениями)

- Давайте посмотрим на творческий поиск и аккуратность в выполнении рисунка. (Ребята анализируют, учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения. Обсуждение и анализ проходит быстро и доброжелательно)

- Наше ласковое солнышко поделилось со мной своими теплыми лучами. (ребятам предлагаются нарезанные атласные ленточки желтого и белого цветов)

- Если вам очень понравилось наше занятие и у вас прекрасное настроение, берем желтую ленточку и завязываем на своей руке. Выбирайте! (ребята выбирают ленточки и завязывают)

3. Заключительная часть:

- Ребята, что заинтересовало вас, что понравилось на занятии?

- Мы сегодня с большим интересом занимались техникой «граттаж» и придумали новый способ выполнения нашей работы! А весенние букеты, выполненные в технике «граттаж» просто великолепны! (высказывания ребят)

(На экране появляется изображение Чародейки)

- Сегодня вы сотворили настоящее чудо «Букет» из прекрасных весенних цветов! Чудеса свершились, но никуда не исчезли. Они - там, за окошком. Они - среди облаков. Если вы мечтаете, значит, вы верите в то, что чудо может случиться. И знаете, что самое удивительное? Чудеса ведь действительно случаются в жизни. Чудо - оно в любой день может войти в дом. Повернитесь к окну, ребята, на подоконнике я оставила для вас небольшой «букет», но не из цветов. Вы сами увидите! Спасибо вам за радость, что вы мне доставили! До свидания! (Чародейка прощается с ребятами, ее изображение на экране исчезает)

(Обратить внимание детей на коробку в блестящей обертке, лежащую на подоконнике) Смотрите, ребята! (показать ребятам, открыть коробку, оформленную как букет, а в ней вместо цветов - конфеты, раздать ребятам)

- Мы благодарим тебя, Чародейка! (обратиться к ребятам) Вы оказались прекрасными помощниками. Вы научились сами творить чудеса! Ребята, всем вам спасибо! До свидания!







Список литературы

1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.

3. Рутковская А. Рисование в начальной школе. - СПб.: 2001.

4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство.- М.: АСТ: Астрель, 2006.

5. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества».- Волгоград:

Учитель, 2009.

6. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2009.

7.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.

8. Честных, Ю. Н. Открыть себя. - М.: Аст-пресс, 2000.

9. Школа рисования Виктора Захаренко - СПб.: Изд. дом Нева, М., 2001.

10. Интернет-ресурсы.





Литература для детей

1. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2001-2002.

4. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2000.

5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. - М.: Изобразительное искусство, 2000.

6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. - М.: Амрита-Русь, 2005.

7. Панов В. П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005.

8. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. - М.: Искусство и образование, 2001.

9. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. - М.: РОСМЭН, 2003.

10. Синицына Е. Умные занятия и игры. - М.: Лист Нью, Вече, 2002.

11. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

© 2010-2022