Рабочая программа внеурочной деятельности Юный художник для учащихся 5 класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОО Дая-Амгинская СОШ им. Х.И. Кашкина

Зам. Директора по УВР Директор ДАСОШ

_____________/Собакина Л.Д./ _______________/Никифоров А.И./ «____»________________20__г. «____»_______________20__г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный художник»

Для учащихся 5 класса.



Направление: художественно - эстетическое

Срок реализации - 1 год

Программа рассчитана на детей 10-11лет.




Педагог:Яковлева С.И..


Пояснительная записка Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность

Данная программа является актуальной для детей младшего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно - творческого опыта, обучению приёмам художественно - творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.

Цель и задачи

Цель программы:раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи программы:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

  • Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

  • Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Юный художни» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу«Юный художник »:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса«Юный художник» :

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты освоения программы

В течение первого года обучения воспитанники должны овладевать языком изобразительного искусства:

  • понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

  • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, сим- метрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, гор зонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

    • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

    • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;

    • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

  • учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

  • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

  • рисунка;

  • аппликации;

  • построения геометрического орнамента;

  • техники работы акварельными и гуашевыми красками.

Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

  • графика (иллюстрация);

  • народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

    • композиция, рисунок, цвет для живописи;

    • композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

К концу второго года воспитанники осваивают определенный уровень художественных знаний:

  • первичных представлений о видах художественной деятельности;

  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;

  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;

  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  • приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека и навыков;

  • осваивают основы с использованием различных художественных материалов;

  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

  • учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;

  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

  • приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека;

В группу третьего года обучения предполагается набор воспитанников, прошедших курс второго года обучения. Однако возможен набор и новых воспитанников после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного уровня знаний и умений.

К концу третьего года обучения воспитанники второго года обучения воспитанники должны знать:

  • о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.

  • виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;

  • выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

  • конкретные произведения выдающихся художников,

уметь:

  • работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;

  • наблюдать, анализировать, воплощать свои идеи на бумаге;

  • приобретают навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства;

  • анализировать произведения искусства, приобретают знания - овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

  • выполнять изображения предметного мира, природы, животных;

  • использовать художественные термины и понятия.

К концу четвертого года обучения воспитанники должны

знать:

  • основные виды и жанры изобразительного искусства

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта

  • основные средства художественной выразительности

  • разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа

  • место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека)

уметь:

  • пользоваться различными художественными материалами;

  • обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.)

  • владеть первичными навыками плоского и объемного изображения

  • применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм

  • пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах



Календарно - тематический план 5класс.

Темы и содержание занятий.

Кол-часов

Пред. дата.

Фактич. дата.

Премичание.



1



2

3

4



5

6



7



8

9



10



11



12



13



14

15



16



17



18

19



20

21

22



23



24

25

26



27

28

29



30



31

32



33



34

35.

I раздел.
Художественные материалы и природа (9 часов)

«Наши краски и палитра».Работы учащихся, таблицы, цветовой круг Работа с акварельными красками

«Краски и листья». Техника печати. Примеры узоров и орнаментов.Работа с использованием природного материала.

«Осень в лесу». Осеннее дерево.Репродукции пейзажей, работы учащихся, фотографии. Техника сухая кисть

«Туманное утро». Техника по мокрой бумаге.Репродукции, фотографии природы.Работа с размывкой по мокрой бумаге.

Создание школьной газеты «Художественная мастерская» выпуск №1 Коллективная работа на листе формата А0

«Я люблю пушистое, я люблю колючее».Репродукции, иллюстрации, фотографии животных и растений.Работа ватными палочками и жёсткой кистью.

«Краски на столе». Понятие натюрморт.Работы учащихся, репродукции картин.Работа простым карандашом.

«Силуэт и тень». Печать с эффектом негатива. Проект.Работа с разбрызгиванием красок (коллективная)

«Натюрморт из пятен».Репродукции, работы учащихся.Работа смятой бумагой.

Спешите делать добро! (7 часов)

«Эти милые маленькие друзья». Как нарисовать кота.Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.Работа от общего к частному.

«Волшебные бабочки и жуки». Понятие симметрии, печать пятном.Иллюстрации, таблицы.Работа из симметричного пятна к изображению.

«Хрупкие цветы». Печать смятой бумагой. Проект поздравления ко Дню матери, коллективная работа.Фотографии и изображения цветов.Коллективная работа на большом листе.

«Предметы труда». Лопатка, веник, совок и др.Натурная поставка.Первичное выявление объёма светотенью.

«Кисти и краски, мы шагнули в сказку». Сказки о добрых делах.Книги, иллюстрации.Выстраиваем композицию.

«Зима и природа». Репродукции пейзажей, работы учащихся.Пейзаж на цветной бумаге.

Создание школьной газеты «Художественная мастерская» новогодний выпуск.Коллективная работа на листе формата А0.

Я горжусь своей страной! (10 часов)

«Нарисуй одёжку для своей матрёшки».Примеры росписи, фотографии, таблицы.Работа над заданной формой для росписи.

«Аппликация как вид картины».Фотографии природы, книги стихов.Создание зимнего пейзажа в технике аппликации.

Как питались на Руси?ИКТ, репродукции, иллюстрации.Рисование старинной посуды

Загадки и прибаутки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок.Книги, иллюстрации, работы учащихся.Создание рисунка-загадки.

Герои прошлого и наших дней. Создание панно ко Дню защитника Отечества.Коллективная работа-проект.

Как одевались на Руси. Создаём эскиз платка.Платки, таблицы, иллюстрации. Орнамент в квадрате или треугольнике.

Щит и меч. Эскиз щита русского былинного богатыря.Иллюстрации, репродукции.Создание орнамента в круге.

Посуда из дерева. Разделочная доска.Примеры досок, таблицы, трафареты.Работа по созданию эскиза росписи разделочной доски.

Ложки-подружки, весёлые кружки.Примеры посуды, образцы росписи. Работа по трафарету: ложка, кружка.

Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» №3.Коллективная работа на листе формата А0

Я узнаю мир (8 часов)

Шаг в космос. Техника разбрызгивания.Фотографии, иллюстрации, работы учащихся. Работа на затонированной бумаге в технике разбрызгивания.

Фантазия и фантастика. Работа по смятой бумаге.

Работы учащихся.Рисование по смятой и намоченной бумаге.

День Победы. Примеры открыток и плакатов.Создание эскиза поздравительной открытки.

Салют в технике граттаж.Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации. Создание рисунка при помощи смешения восковых мелков и акварели.

Небо и птицы. Коллективный проект.Таблицы с изображением птиц. Создание коллективного проекта.

Букет из цветов России. Аппликация.Таблицы с изображением цветов. Создание коллективного проекта.

Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» выпуск №4Коллективная работа на листе формата А0

Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж.Репродукции картин русских художников.Работа акварельными красками.

Выставка работ. Итог.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

07.09.

14.09.

21.09.

28.09.

05.10.

12.10.

19.10.

26.10.

16.11.

23.11.

30.11.

07.12.

14.12.

21.12.

28.12.

11.01.

18.01.

25.01.

01.02.

08.02.

15.02.

22.02.

29.02.

07.03.

14.03.

21.03.

04.04.

11.04.

18.04.

25.04.

02.05.

09.05.

16.05.

23.05.

30.05.


Всего:

35 часов.



© 2010-2022