• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка урока изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока изобразительного

искусства по программе

Б.М. Неменского (6 класс).

Учитель ГБОУ СОШ №1101

Кузьминовой Людмилы Алексеевны

Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Цели:

 познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека;

 научить, как с помощью простых средств, выразительно передать образ и пропорции лица человека;

 освоить приемы изображения средней линии и симметрии лица, величины и формы глаз, носа, расположению и форме рта;

 формировать умение придать персонажам различные характерные выражения при различных психологических состояниях;

Знать: закономерности построения конструкции головы человека.

Уметь: выполнять рисунок головы человека с передачей различных эмоциональных состояний человека выполнение приемов их изображения.

.

Оборудование и материалы:

 презентация

 учебник

 музыкальный ряд

 комплект художественных материалов.

Ход урока

Беседа с показом слайдов.

1 Слайд:

Ребята на предыдущих занятиях мы с вами познакомились с видами портрета, историей возникновения жанра портрета, изображением человека в разные периоды истории человечества.

Все люди похожи друг на друга, но все мы такие разные.

Что дает нам возможность определить, что мы все разные? (ответ детей)

Индивидуальные черты лица, характер, манеры и поведения.

В чем же заключается наше сходство? (ответ детей)

Правильно, природные закономерности конструкции и пропорции головы человека.

Кто догадался, какая тема нашего урока? (ответ учащихся)

2 Слайд:



Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Ребята, на уроке мы с вами изучим пропорции лица человека, с тем, как правильно располагать глаза, нос, рот. Попробуем изобразить портрет, используя конструктивные закономерности портрета. Кто сможет назвать некоторые особенности пропорций головы? (ответы учащихся)

3 Слайд:

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Общее композиционное размещение головы на листе. Следует изображать голову в натуральную величину или немного меньше. Схему лучше разместить несколько выше геометрического центра листа.

4 Слайд:

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Сегодня мы с вами поговорим о пропорциональной характеристике портретируемого. Обратите внимание на слайд (на слайде изображены лица с разными овалами). Вы видите, какие различные овалы лица у людей. Давайте вместе с вами обсудим, что же их отличает. (ответы учащихся)

На первый взгляд нам может показаться, что сложно изобразить лицо. Но, используя построение схемы, знание пропорций поможет нам освоить рисунок лица человека.

Предлагаю перейти к творческой работе. Работать будем карандашом на вертикально расположенном листе. Приготовьте все необходимое для работы. Готовы? Приступаем

Кто скажет, в какую геометрическую фигуру вписывается лицо человека? (ответ учащихся)

Лицо строится на основе простой геометрической фигуры: прямоугольника, расчерченного конструктивными линиями, на которых располагаются черты лица.

5 Слайд: ( построение прямоугольника)

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Постройте прямоугольник, соизмеряя с пропорциями на слайде.

5 Слайд: (построение оси симметрии)

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Затем проведите серединную линию через центр черепной и лицевой части сверху вниз. Это - ось симметрии головы.

Кто скажет, что обозначает ось симметрии? (ответ учащихся)

Ось симметрии, это центральная линия, которая делит форму на две абсолютно равные части. Постройте вертикальную ось симметрии в прямоугольнике.

5 Слайд: (Построение линии глаз)

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин, обычно тоже делит голову пополам. Пересечение этих линий, так называемая «крестовина», даёт четкое представление о положении головы в пространстве. Над лобной частью покажем линию волосяного покрова.

5Слайд: Вписываем овал яйцевидной формы, более широкой частью

Вверх.

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

5 Слайд: (Деление прямоугольника на три равные части с обозначением линий: роста волос, носовой, линии подбородка)

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Мы разделили прямоугольник на 3 равные горизонтальные части, и осью симметрии на 2 части правую и левую. Соответственно, правая часть лица будет ровна левой части. В центральной части лица располагаются: уши, нос, глаза. Отобразим их прямоугольниками.

5 Слайд: (изображение ушей)

Кто скажет, какую часть лица занимает ухо? (ответ детей)

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Высота уха ровна центральной части лица, верхняя начинается на линии бровей и заканчивается линией проходящей под носом.

5 Слайд: (изображение носа)

Обозначим прямоугольником нос, равный расстоянию от линии глаз до линии, проходящей под носом.

5 слайд: (разлет ноздрей, расстояние между глазами)

Расстояние между глазами равно разлету ноздрей и длине глаза.

  1. Слайд: (длине глаза.)

На линии глаз прорисуем положение левого и правого глаза.

Что не хватает для правильного восприятия глаз?

5 Слайд: (прорисовка дуг бровей)

Прорисуйте дуги бровей.

5 Слайд: (Прорисовка рта)

В центе нижней части лица горизонтальной линией обозначим рот. Длина рта ровна расстоянию между зрачками.

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»



  1. Слайд:

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Этот шаг будет самым сложным, зато после него портрет человека будет почти закончен.
Вначале нарисуйте то, что легко рисовать. Нарисуйте брови и прорисуйте контур волос и очертание носа . Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека - нос и губы. Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам. Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы.
Начните рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги. Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо.


Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. О глазах говорят, что они зеркало души человека. Плавными, овальными линиями нарисуйте глаза.

Слайд:

Разработка урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского (6 класс). Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции и мимика»

Мимика: Глаза - это самая экспрессивная деталь лица. Если глаза закрыты или спрятаны, теряется большая часть выразительных средств. Глаза иногда могут говорить больше, чем слова и по ним мы часто читаем эмоции человека - от неловкости, презрения, негодования до любви, страдания или радости.

Малейшие изменения в положении бровей, относительно края глазниц так же играют важную роль и дополняют выражение глаз и других деталей лица, показывая эмоции человека.

Следующая по выразительности после глаз деталь лица - это рот. Лучше всего рассматривать рот в состоянии покоя, когда его форму легче всего изучить. Рот в движении выражает множество эмоций. Уголки губ, поднятые вверх, могут означать добродушную улыбку, а опущенные вниз - меланхолию. Рот смеется, плачет, кричит, шепчет, поет и т.д.

IV. Актуализация знаний

Рисунок головы требует более глубоких знаний и большого опыта.

Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, составляя их друг с другом, и со всей головой , как в натуре, так и на рисунке.

Игровой момент:

V. Практическая работа

Задание. Выполнить рисунок головы.

За время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. 1)Контроль организации рабочего места

  2. 2)Контроль правильности выполнения приемов работы.

  3. 3)Помощь при возникновении трудностей.

  4. 4)Контроль объемов и качества выполненной работы.

  5. VI. Итог урока

  6. Выставка работ учащихся.

  7. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие - либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.



Деление лица на три равные части для лба, носа и губ с подбородком. Предварительная прорисовка глаз, ноздрей, губ, ушей, причёски. Уточнение формы скул, сравнение лицевой и боковой поверхности головы ( линия глаз, линия носа, разлет ноздрей, размер уха, глаз, рта, центр зрачков, переносица.)

7 Слайд: (прорисовка черт лица человека через прямоугольники)

при различных психологических состояниях. Но на самом деле при помощи простых средств, всего лишь опуская или приподнимая уголки губ, брови или веки, можно передать печаль, радость, боль, смех, презрение, внимание и т.д. И я вам на сегодняшнем уроке предлагаю попробовать изобразить эти состояния. Но работать мы будем не с реалистичным изображением, а с мультяшными мордашками.



© 2010-2022