Сообщение на тему Взаимодействие семьи и школы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести,

- ничего, чем человек есть человек.

В.Г. Белинский

Всегда в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. В семье развивается интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности. Семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению главным механизмом которого была родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им.

На сегодняшний день преобладает моногамная супружеская, нуклеарная (только родители и их дети) семья. По существующему российскому законодательству о семье родители несут ответственность за воспитание детей. Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее объединяет многообразие отношений (между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т. д.), а также общее жизненное пространство, совместная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечения членов семьи. Процессы взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер. В законодательных актах под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи. В них за семьей закреплено право самой воспитывать и даже обучать своих детей вплоть до получения ими среднего образования.

Советский энциклопедический словарь и Российская педагогическая энциклопедия однозначно трактуют понятие «семья», как основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Фундаментальной основой семьи являются нравственные и психологические ценности.

Так что же такое «семья»?

Этот вопрос все чаще и чаще задается, а отвечать на него с каждым днем все сложнее и сложнее.

Хочется надеяться, что каждый помнит библейское повествование о том, как при сотворении мира Господь Бог говорил, глядя на сотворенное: «Се добро зело» (Быт.1.31). И лишь в последний день, сотворив Адама, сказал: «не хорошо быть человеку одному» (Быт.1,28) и сотворил ему жену. Только после этого бытие человека достигло совершентсва и получило благословение Божие: «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю» (Быт.1,28). Таким образом первая семья была создана Богом еще в раю, до грехопадения и должна была пребывать в вечности.

Другой образец семейной привязанности и любви отражен в многочисленных изображениях «Святого семейства» в западноевропейском и русском искусстве.

2008 год был объявлен годом Семьи в России. По телевидению транслировались ролики посвященные семье, матерям-одиночкам, детям, брошенным в домах престарелых бабушкам и дедушкам. Душераздирающие картины из жизни беспризорных детей призывали заботиться о своих близких, хранить семью как главную ценность в жизни. Печальные взгляды стариков с экранов телевизоров напоминали о родителях, которые из молодых и сильных превратились в больных и немощных, ненужных людей. Так, показывая «изнанку» общества, государство пыталось найти решение всех тех проблем, которые уже много лет откладывались в долгий ящик.

Сейчас создано множество организаций, деятельность которых направлена на помощь семье. Существует даже специальная наука, занимающаяся изучением и решением вопросов семьи. Психология семьи в разделе современной психологии изучает развитие человека в современном окружении, психологические механизмы адаптации семьи в социуме. Данные, которыми раполагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Изучение психологических особенностей «здоровой» и «нездоровой» семьи - ключевой вопрос психологии внутрисемейных отношщений.

Таким образом, в последние годы отечественные философы, психологи, педагоги, социологи провели немало довольно значимых исследований по проблемам современной семьи, осветив такие проблемы, как: нравственно-психологические основы семьи, демографические проблемы, факторы социализации детей, трансформация семейных ценностей в современном обществе, гуманизация отношений в семье, объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, разработка совместных благотворительных программ, что позволяет сделать вывод о том, что в России наметились научные школы, изучающие различные аспекты этой важнейшей проблемы, сделаны первые шаги в направлении создания целостной фундаментальной теории семьи.

В нашей стране семья защищена конституцией, семейным правом, уголовным кодексом РФ. Но не стоит забывать о времени, когда семья была незащищенной структурой, Понятие о семье трансформировалось в первые годы советской власти. Семья стала считаться пережитком буржуазного общества. Основной стала идея «свободной любви».

Главной задачей женщины в то непростое время было не материнство и воспитание детей, а строительство нового коммунистического общества. Приветствовалось привлечение женщины к тяжелому физическому труду. Воспитанием детей занималось государство. Совершенно абсурдным с точки зрения современного человека выглядит утверждение, что мать не способна воспитывать своих детей. Этим должны были заниматься специально обученные воспитатели и няни. Открыты были круглосуточные ясли, «сады-шестидневки», куда матери вынужденно отдавали двухмесячных крох. Многими исследователями признается, что росийская семья в советское время была «контужена» неадекватным манипулятивным отношением к ней со стороны государства.

Сегодня, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, родители, сталкиваясь с нестандартными воспитательными ситуациями, все чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей. Для того чтобы понять суть проблемы необходимо обратиться к исторической ретроспективе воспитания в разные культурно-исторические периоды:

  • В древности (до IV в. н. э.) существовал «инфантицидный» стиль воспитания, когда ребенок не считался человеком, вследствие чего происходило массовое детоубийство.

  • В период с IV в., когда, наконец, общество признало наличие у ребенка души, возникает «равнодушный» стиль воспитания, при котором младенца сбывают кормилице, отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо просто унижают в собственном доме.

  • С XIV в. преобладает «конструирующий» стиль воспитания. С ребенком обращаются так, словно он сделан из мягкого воска или глины. Если же он смеет сопротивляться, его нещадно бьют, выколачивая своеволие и самостоятельность.

  • В XVIII в. при навязчивом «контролирующем» стиле ребенка уже считают маленьким человеком, однако стремятся контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.

  • Целью «адаптивного» стиля воспитания с XIX до середины XX в. стала подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, фактически «социализация» ребенка.

  • С середины XX в. наблюдается уже знакомый и привычный стиль, предполагающий, что сам ребенок знает, что ему нужно на каждой стадии развития. Родителям отводится роль помощника, поддерживающего ребенка в его начинаниях.

  • Новому веку свойственен стиль воспитания, при котором родители и дети становятся равноправными партнерами.

При этом основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, стали высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Ведь и дети, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают. В своей семье человек должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится понимать и принимать окружающих.

Какова же роль семьи на сегодняшний день?

Обратимся к истокам…

Из всех богоучрежденных человеческих отношений самое древнее и самое основное есть семья. Церковь учит, что идеальная семья может быть только в Боге, что семья- это малая Церковь, и муж должен быть главой семьи, подобно тому, как Христос является главой Церкви. Супружество-это жертвенное служение. Для начала вспомним семейный уклад язычников.

В язычестве жизнь имела чувственную, грубую и только естественную основу; поэтому семья там представляла собой более или менее случайный и непрочный союз, в котором царило право физической силы. Муж был владыкой, деспотом, который смотрел на жену и на всех домочадцев как на своих рабов, как на вещи домашнего обихода, безусловно подчиненные его произволу. Понятия любви, свободы и нравственных прав личности если и были ведомы славянину, то крайне смутно осознаваемы. Однако интересен тот факт, что требуя от жен доказательств их верности, мужья считали за святую обязанность быть верными супругами.

Говоря о жестоких обычаях язычников, следует добавить, что каждая мать имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство становилось слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству, ибо «мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами…» 1

С принятием христианства ситуация в семье кардинально изменилась. Христианство, освятившее на земле семейный союз, приняло семью под свое покровительство и существенно возвысило, облагородило и одухотворило ее. Церковь объявила семейную жизнь религиозно - нравственным установлением, налагающим на его членов определенные обязательства и ответственность. Основе семейной жизни-браку церковь Христова придала силу нравственного союза, направленного к духовному единению и человеческому счастью. По словам Иоанна Златоуста, брак «является делом честным и у нас, и у язычников», Вера изменила взгляд на семейство, указала другие неизмеримо высокие начала для него, и подняла в общественном сознании центральную личность семейства-мать, проповедуя в религиозно-нравственном смысле полное равенство женщины и мужчины.

Опираясь на библейское воззрение о женщине как на нравственное совершнетсво, церковь мало - помалу поднимала гражданскую правоспособность женщины и твердо установила ее материнский авторитет.

Церковь скоро добилась и того, что женщина - мать в патриархальной русской семье стала пользоваться полнотой власти и силой родительских прав, когда она после смерти мужа оказывалась во главе семейства. Кроме исторических и фактических данных, подтверждающих это, прекрасной иллюстрацией общенародного взгляда на положение матери в православной русской семье служит известная былина про Василия Буслаевича. При всей своей «новгородской вольности», этот бунтарь-богатырь подчиняется своей дряхлой старой матери, говоря ей: «Не послухать тебя мне закон не велит». Убеждение русского народа в силе и святости материнской власти рельефно сказалось также и в том варианте этой былины, по которому Василий Буслаевич погибает именно оттого, что не исполнил всех наставлений матери.

Высоко, таким образом, поставив в глазах русского народа материнский авторитет, Православная церковь приняла под свое покровительство вдов, причисленных в Уставе князя Владимира к разряду «церковных людей». Говоря о влиянии Православия на благоустройство русской семьи, нельзя не упомянуть также и о том, что оно смягчило жестокое отношение родителей к детям, господ к рабам. В языческом русском обществе царило самое бессердечное и деспотичное отношение к детям. Власть отца - жреца и посредника перед богами, как ответчика за поступки всех членов семьи, была полная и бесконтрольная. Основываясь исключительно на «страхе наказания», она делала детей жертвами диких капризов, корыстных расчетов, произвола со стороны родителей. Такое обращение с детьми продолжалось на Руси до принятия христианства. Но и в этой области Православие сделало свое великое благое дело. Возвышая нравственную личность ребенка как наследника царствия Божьего, христианство налагало на родителей большую ответственность за него. В русских законах, регулирующих взаимоотношения родителей и детей, стали видны усилия, направленные на достижения гармонии свободных и гуманных родственных отношений.

Следует также добавить, что брак стал закрепляться особыми обрядами, ключевыми из которых был обряд венчания. Венчание - одно из центральных таинств православия, имеющее древние традиции. На Руси оно уходит корнями еще в дохристианскую эпоху, когда весной или осенью жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов и водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры. Достаточно вспомнить обряд «венчания», описанный Островским в сказке «Снегурочка», где юноши и девушки выходят парами под лучи Бога - Ярилы.

С приходом Христианства народное венчание было заменено церковным. В наше время, как правило, для прохождения обряда венчания в храме просят предъявить свидетельство о браке. Это дань уважения церкви к делам государственным. Обряд венчания - это не дань моде или прихоти, как нередко случается в наши дни, а сознательный шаг истинно верующих жениха и невесты. Венчание не просто красивая процедура, а огромная ответственность перед собой, друг перед другом и перед Богом.

Говоря о нынешнем состоянии российской семьи, нельзя не упомянуть о длительном периоде атеизма в нашей стране, который, увы, не прошел бесследно. Страшно вспоминать о насильственных преобразованиях, направленных на разрушение сложившихся устоев жизни и искоренение традиционных духовных ценностей русского народа, а с 1990-х годов - на создание культа стяжательства, эгоизма, распущенности, вседозволенности. Результатом явилось всеобщее падение нравственности, рост преступности, суицида, проституции, венерических заболеваний, наркомании, СПИД. Современная цивилизация дозориентирует человека с детства. Подросткам внушается, что иметь много детей - это дикость, что в наш век науки человек может наконец планировать семью в соответствии со своими представлениями о ней. Лживая пропаганда вопреки очевидности, подтверждаемой научными исследованиями, приучает женщину к мысли, что плод в утробе матери - это не человек, и аборт - не убийство. Наш «гуманный» век отстоял право женщины убить свое дитя.

Число беспризорных детей растет. По официальным данным около 25% детей от общего количества детей в нашей области - сироты. Большинство из них - сироты при живых родителях.

Именно поэтому сегодня наиважнейшей задачей школы стала задача духовно-нравственного воспитания. В современной школе уже перестали говорить о неполной семье как о семье проблемной, требующей повышенного внимания. И действительно, многие мамы в состоянии в одиночку прокормить и одеть своего ребенка. Но тогда она, к сожалению, очень много внимания должна уделять работе, проводя большую часть времени вне дома.

Какой же выход из современного странного положения семьи можно найти?

Самое первое, и по убеждению большинства молодых людей, самое простое решение всех проблем - гражданский брак. С первого взгляда этот вид взаимоотношений является идеальной моделью из всех существующих: это и относительная поведенческая свобода, и отсутствие четко регламентированных обязательств, и возможность в любой момент «все бросить и начать новую жизнь». Но, как показала многолетняя практика, гражданский брак непрочен и не может стать твердой опорой общества. Большие проблемы ожидают и детей, рожденных в «незаконном» браке. Решить многие семейные вопросы и проблемы семьи, уходя от ответственности, невозможно.

Недавно среди супружеских пар появилось понятие «воскресного» или «гостевого» брака. Теперь официально зарегистрированные молодые или не очень супруги живут в разных квартирах, имеют раздельный бюджет и либо общаются по телефону, либо ходят друг к другу в гости по выходным.

Для тех, кому важно лишь иметь штамп в паспорте и не более того, «воскресный брак» - спасение от проблем, сопровождающих семейную жизнь.

Православная семья… Как теперь далеко от нас это понятие! И все же все чаще слышен призыв: «вернуть народу христианскую семью!» Может, следует воссоздать семью как домашнюю Церковь? В современном мире возросла важность христианского воспитания подрастающего поколения, которое является оплотом нравственной жизни. Здесь воспитание детей рассматривается как определяющий фактор состояния института семьи. Из-за отсутствия полноценного христианского воспитания и ряда других факторов институт семьи постепенно разрушается, что влечет за собой распад общества.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для духовно-нравственного становления личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, осознает мотивы поведения, расставляет собственные нравственные оценки.

Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели, создав единую систему, помогут своим воспитанникам не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры.

Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм - вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Есть удивительный пример из практики японской школы, где существует такое уникальное явление, как «переговорник». Это дневник, который в начальной школе одновременно ведут и учитель, и родители каждого ученика. Мама, провожая ребенка в школу, дает ему дневник, в котором она записала свои наблюдения за ребенком в течение предыдущего дня. А учитель, просмотрев мамину запись, пишет в ответ свои впечатления и возвращает дневник ученику. И так каждый день. В результате и родители постоянно находятся в курсе поведения и успехов своего ребенка в школе, и учитель не упускает своих учеников из виду даже вне школы.

Возможно ли такое в российской школе, или в отдельно взятой школе? Наверное, в каком-то виде возможно. Личность учителя имеет огромное влияние на маленького ученика. Ему доверяет ребенок и радости и разочарования. В семье формируется стереотип межличностных отношений, уважение к семейным ценностям. Взаимодействие семьи и школы будет иметь решающее значение для организации жизни, формирования духовности, нравственности младшего школьника.

В условиях обязательного участия родителей в воспитательной деятельности образовательного учреждения последние получили доступ к участию в решении тех вопросов, куда традиционно их не допускали, - определению предметов, выбору профиля школы, разработке некоторых внутренних локальных актов школы, разработке мер по обеспечению отдыха, питания и медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Для полноценного эффективного участия родителей в перечисленных выше мероприятиях необходимо реорганизовать в образовательном учреждении систему педагогического просвещения родительской общественности.

За последний год система образования в России претерпела существенные изменения. В жизнь вошел новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Наверное, впервые в материалах стандарта расставлены акценты на вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в контексте внеурочной деятельности обучающихся. В материалах ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды»2. Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественостью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящей перед школой и обществом.

Программа воспитания и социализации обучающихся в ФГОС ОО (стандартах общего образования) ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.

Ступени реализации задач, поставленных ФГОС ОО отражают базовую роль и значимость родителей в процессе образования и воспитания ребенка. Различают следующие ступени:

  1. Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни, что имеет особенное значение для человека. Взаимоотношения в семье прямым образом проецируются на отношения в обществе и составляют основу социального поведения человека.

  2. Осознанное принятие ребенком национальных ценностей, семейных традиций, культурно-исторической, социальной и духовной жизни его Родины. Через семью и социальное окружение наполняются определенным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родной язык», «семья», «родной дом».

  3. Принятие культуры, духовных и религиозных традиций многонационального и многоконфессионального народа России.

  4. Сформированность гражданственности, как естественного результата духовно-нравственного развития личности ребенка. Гражданини России должен освоить культурное наследие своей страны, осознать их значимость и особенность.3

Таким образом, одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

  • участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;

  • обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).4

Опыт взаимодействия семьи и школы сложился в прошлом столетии в условиях образования советского периода, когда обеспечивавался государственный заказ на обучение и воспитание детей. Профессионально подготовленные учителя, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка обеспечивали школе бесспорное главенство в отношениях с семьй.

Школа определяла все параметры жизни школьника, подчас не изучая мнение и пожелание родителей и обучающихся. Ни юридически, ни фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо особых требований к образовательному учреждению. Тем более она не имела возможности контролировать, и не мела прав официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

От семьи требовались только безусловная поддержка воспитательных и образовательных программ школы, посильная помощь детям в учебе, контроль за поведением, регулярное посещение родительских собраний. Семейное воспитание носило специфический характер, обеспечивая природные потребности ребенка, и опиралось в основном на традиции народной, семейной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал образованию школьных учителей. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги в этих условиях не существовало, и не могло существовать.

Перемены в социальной и экономической жизни общества за последние несколько десятилетий, привели к существенным изменениям и в системе российского образования, и в институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ. Внутри одного образовательного учреждения возникли уровни и профили образовательной и развивающей деятельности, расширилась сфера услуг системы дополнительного образования. Это повысило интерес к системе образования, обеспечило семье реальные возможности выбора образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.

Одновременно произошло заметное расслоение общества по социальным и экономическим показателям. Родители, сответственно материальным и социальным возможностям начали осмысливать специфику своих образовательных потребностей и формировать собственные требования к образованию и воспитанию детей. В отдельных группах населения социально-образовательный уровень оказался выше учительского. В результате школа оказалась в центре весьма критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Всё это привело к объективной необходимости пересмотра ролей в отношениях семьи и школы, в системе их взаимодействий в образовательном и воспитательном процессе. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым требованиям и возможностям, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

Если школьное образование строится на авторитете учителя, на особой форме взаимоотношений по горизонтали (ученик-ученик) и вертикали (учитель-ученик), то семейное воспитание носит особо эмоциональный характер и основано оно на родственных чувствах, глубокой и бескорыстной любви родителей к детям и детей к родителям.

Семья - это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:

  • Сообщение на тему Взаимодействие семьи и школысоциально-культурного, который определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками;

  • Сообщение на тему Взаимодействие семьи и школысоциально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;

  • Сообщение на тему Взаимодействие семьи и школыбытового, определяющегося условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.

Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими обществеными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.

2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.

3. Большое значение семья имеет в овладении человеком обществеными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.

Таким образом, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Интресно применяется «методика репертуарных решеток» для изучения содержательных и уровневых характеристик оценивания взрослых и сверстников подростками и старшими школьниками. Картина в разных возрастных группах респондентов оказалась зеркально противоположной. В подростковом возрасте родители и другие значимые взрослые составляли своего рода фундамент, зону понятного, «психологический тыл», необходимый для уверенного вхождения в мир сверстников. В старшем школьном возрасте сверстники в большей мере рассматриваются как понятная, базовая площадка, где легко можно ориентироваться, в то время как мир взрослых становится объектом повышенного интереса, психологического анализа и соотнесения с собой.5

В непростой ситуации сегодняшних дней семья часто передает свои функции по воспитанию школе, которая теперь отвечает не только за уровень образования, но и за уровень воспитанности, социальной адаптированности, духовности детей.

Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в жизни общества в условиях глобализации, нравственного разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов воспитания в соответствие с требованиями жизни.

В ФГОС ясно указано, что в воспитании детей доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы.

При этом содержательная сторона нравственных понятий будет обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Результат школьного воспитания проявится в отношениях детей к своим учебным и внеучебным обязанностям, к другим людям. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в жизни школьного сообщества. Здесь практически любая деятельность имеет нравственную окраску. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка, причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении, в подготовке своих учеников к жизни, в формировании активной жизненной позиции. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к своему делу. Из этого следует, что суть нравственной воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами:

1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны.

2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь.

3. Личность толерантная, доброжелательная.

4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании.

5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлеию, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом.

6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.

Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению.

Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем, весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме родительских ожиданий, представлений, претензий. Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, как одной из составляющих духовного воспитания. Другие - к естественно-научному образованию, как форме социальной и профессиональной адаптации ребенка. Сегодня можно говорить не только о «классическом образовании», в традиционом понимании, а о «формировании компетентностей», что подчас важнее и нужнее ребенку.

Для того, чтобы требования и ожидания школы и семьи совпали, родительская общественность предлагает сегодня строить отношения с образованием на позициях социального партнерства, которое моржет обеспечить:

- повышение степени участия родительской общественности в образовательном процессе, управлении образовательным учреждением, в формировании социального заказа на образование;

- организацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от социальных и экономических возможностей родителей и обучающихся;

- расширение возможностей выбора семьёй дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

- качественные изменения педагогического просвещения населения в зависимости от потребностей и социальных особенностей семей;

- повышение качества образования и степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

В планах совместной деятельности семьи и школы указывают следующие направления:

1. Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении

2. Ознакомление родитетелей (их законных представителоей) с законами, защищающими семью и ребенка,

3. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде ослаюляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации.

4. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки.

5. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка.

6. И т.д.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой важнейший компонент, формирующий нравственный уклад жизни обучающегося.

Однако говорить о всеобщей и обязательной грамотности родителей в наше непростое время очень сложно. Большинство семей не вполне осознают необходимость и важность совместной работы со школой. Только крайний случай, когда собственная интуиция и жизненный опыт не помогают в решении сложных воспитательных задач, заставляет родителей обратиться за помощью к учителю.

Для предвосхищения подобных случаев, можно выстроить систему диагностики состояния воспитательного процесса в каждой семье. Для этого создана определенная методика и инструментарий изучения семей обучающихся. (По материалам Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье - М. Просвещение, 2008 г.)6

Метод изучения

Параметры

Наблюдение

У родителей наблюдается:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

  • форма и характер взаимодействия с ребенком;

  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

Индивидуальные беседы

Необходимо подготовить ряд вопросов, на которые вы хотели бы получить ответы. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Групповая консультация проводится по тому же принципу, но на нее приглашаются родители, которых объединяют общие проблемы.

Каждая консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Они могут быть устными и письменными.

Беседа-интервью и другие дополнительные методы психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть:

  • свободным, когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

  • стандартизированным, когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;

  • частично стандартизированным, объединяющим первую и вторую формы.

Беседа-интервью - один из специальных методов анализа ситуации с целью создания альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи. Проведение беседы строится в несколько этапов:

  • Во вступительной части беседы-интервью устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, затем определяется перечень проблем, которые их волнуют.

  • В основной части беседы, проводимой с ребенком или с его родителями, обсуждаются заявленные проблемы.

  • В завершающей части беседы предполагается наличие изменений или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя по отношению к ребенку. Акценты переставляются таким образом, чтобы родители под руководством психолога сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.

Тестирование

Тесты различных видов и содержания используются для интенсификации работы с различными семьями.

«Семейная социограмма»-проективный рисуночный тест (Э.Г.Эйдемиллер). Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованной окружностью. Затем предлагается нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие:

  • число членов семьи, попавших в площадь окружности;

  • величина кружков;

  • расположение кружков относительно друг друга;

  • дистанция между ними.

Оценивая результат по первому параметру, психолог сопоставляет число кружков, изображенных испытуемым, с реальным количеством членов семьи. Те члены семьи, которые находятся в конфликтных отношениях с испытуемым, могут быть вынесены им из окружности. Величина кружков в соответствии с мнением испытуемого указывает на значимость членов семьи. Расположение кружков относительно друг друга и расстояние между ними указывают на характер отношений между членами семьи.

Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (E.C.Шефер и Р.К.Белл).

Методика позволяет оценить:

  • особенности внутрисемейных отношений и организации семейной жизни;

  • основную причину конфликтной ситуации в семье;

  • характер внутрисемейных взаимоотношений;

  • индивидуально-личностные характеристики ребенка;предпочтения, интересы, круг общения;

  • особенности отношений ребенка к каждому из родителей и другим членам семьи;

  • психологический тип каждого из родителей ребенка;

  • ценностные ориентации родителя в отношении ребенка, оценка ребенка каждым из родителей, отношение к его личности, прогноз будущего;

  • особенности взаимных контактов с ребенком и модели воспитания, используемые каждым из родителей;

  • влияние прародительской семьи на внутрисемейные отношения и модель воспитания ребенка.

Анкетирование

Используется с целью определения характера реакции родителей на сложившуюся семейную ситуацию. Задачи этого вида диагностической деятельности включают:

  • исследование личностных особенностей родителей и определение психологического типа;

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;

  • анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

  • установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

Родительские тренинги

Это активная форма работы с родителями, которые осознают проблемы, озвученные учителем, и хотят от них избавиться. Наиболее эффективным будет тот тренинг, в котором участвуют родители и дети, он называется тренингом родительской эффективности. Исходя из сложившейся, проблемы, учитель с помощью школьного психолога разрабатывает и проводит серию упражнений с родителями и детьми.

Тренинг может быть направлен на тренировку и развитие нужных качеств (умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.). Он представляет совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

Специфическими чертами тренинга являются: нацеленность на психологическую помощь; создание атмосферы доверия и творческой свободы; объективная оценка чувств и эмоций участников относительно себя и дру друга; развитие и открытие новых качеств свое личности; реализация творческого потенциала и до тижение оптимального уровня жизнеде тельности.

Психологическое консультирование семей с проблемными взаимоотношениями с детьми

Консультирование семей с проблемными взаимоотношениями может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • профориентированное консультирование.

Этапы психолого-педагогического и семейного консультирования:

  • знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания;

  • определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих;

  • психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка;

  • определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств;

  • формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;

  • определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;

  • подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем.

Профориентированное консультирование.

Особое значение в профессиональном становлении ребенка играет семья, ее позиция, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:

  • понимание родителями основных целей профессиональной ориентации ребенка;

  • формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

  • формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

  • повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей.

Деловые игры

Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)

Методика «Лесенка» используется при изучении самооценки детей, при определении оценки ребенком его взаимоотношений в семье.

  • Первый вопрос «С кем тебе чаще приходится общаться?», определяет степень его близости с окружающими людьми.

  • Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?») оценивает характер и качество этих отношений.

Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему близкие.

В беседе с ребенком выясняется состав его семьи, определяется круг друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Объясняется, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Затем на лесенке располагаются члены семьи и близких людей. Далее предлагается второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд)

Эта методика используется для изучения общения ребенка с членами своей семьи. Определяются особенности взаимоотношений близких людей с ребенком, и устанавливается его оценка, данная этим отношениям. В качестве иллюстративного материала используется предварительно подготовленный рисунок. Вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой - поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

В беседе с ребенком о его семье выясняется ее состав. Затем ребенку предлагается переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома. При этом сообщается, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом.

В конце беседы звучит вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмешь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?»

При оценке результатов в первую очередь обращается внимание на то, всех ли членов семьи ребенок разместил в своем доме. Оценивается и быстрота ответа. Чем больше ребенок думает, тем менее достоверным расценивается его ответ.

Анализ детских рисунков.

Используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи». Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. В любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. Исследование межличностных контактов ребенка в семье с помощью методики «Рисунок семьи» осуществляется следующим образом. Ребенок рассказывает о своей семье. Затем на чистом листе бумаги, цветными карандашами он рисует свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать отвечаем: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал». Продолжается беседа рассказом о тех, кто изображен на листе бумаги. При этом вопросы типа: «Это мама? А это папа?» - должны быть исключены. Задается лишь вопрос: «Кто это? А это кто?» Обязательно отмечается последовательность изображения ребенком членов семьи.

Анализ документации.

В качестве дополнительных методов изучения используется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.

По опыту образовательных учреждений области можно составить ряд проблемных вопросов решаемых на сегодняшний день психологами и классными руководителями:

  • пополнение Банка педагогических данных о родителях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

  • диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы;

  • диагностика интересов, способностей и реальных возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания;

  • психологическое тестирование родителей;

  • индивидуальные собеседования, беседы с родителями;

  • тематические родительские собрания.

Для решения этих вопросов образовательные учреждения используют различные виды деятельности

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • родительский лекторий:

  • встречи с медицинскими работниками:

  • встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями:

  • встреча с юристом, психологом.

Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

  • подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

  • совместные конкурсы, конфепенции;

  • совместные мероприятия, выставки;

  • совместный концерт родителей и обучающихся;

  • совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

  • организация благоустройства и озеленения пришкольной территории;

  • ремонт и оформление классных кабинетов.

День открытых дверей. Это одна из самых эффективных форм работы, которая требует, однако, большой подготовки. Родители приходят в школу на уроки, но тщательно следут продумать не только уроки, но и отдых детей во время перемены. В такие дни родители видят своего ребенка в роли ученика, замечают его работу на уроке, возникающие у него проблемы. Помочь родителям сделать правильные выводы из увиденного должен учитель на обсуждении, которое состоится в конце учебного дня. Открытые уроки обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но и учителя-предметники прибегают к ней в своей работе

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

Формы участия родителей в управлении ОУ:

  • инвесторы-спонсоры;

  • социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;

  • эксперты качества образования;

  • защитники прав и интересов ребенка.

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

  • участие в работе Управляющего совета;

  • организация деятельности Родительского комитета;

  • организация деятельности Клуба молодой семьи;

  • создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;

  • разработка системы договоров между родителями и школой;

  • беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;

  • обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

Работа в составе Управляющего совета:

  • участие в разработке Устава школы;

  • участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).

  • проведение общешкольных классных родительских собраний.

Повышение педагогической культуры родителей:

  • знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

  • изучение закономерностей развития ребенка;

  • содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

Пропаганда здорового образа жизни в семье:

  • родительские практикумы по закаливанию;

  • практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

  • организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

  • совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

  • беседы о профилактике правонарушений в подростковой среде.

Повышение правовой культуры родителей:

  • изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

  • изучение Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • программа развития, воспитания и социализации детей в системе российского образования;

  • программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности;

  • программа развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участие родителей в жизни школы становится более значимым, когда рождается уверенность в получении качественного образования, повышается уровень доверия родителей к образовательному учреждению.

Для того чтобы общение с родителями было максимально плодотворным и обоюдоинтересным необходимо иметь в виду некотиорые принципы:

1. Гуманистический характер отношений классного руководителя и родителя: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников взаимодействия, что позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем и тем самым повысить актуальность педагогического просвещения.

3. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего периода обучения ребенка в школе: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.

4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Не секрет, что разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна.

5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. К наиболее эффективным формам организации занятий с родителями можно отнести тренинги и деловые игры. Тренинг - это широкий класс методов направленного изменения психических свойств личности, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях). В отличие от обычного обучения, которое воздействует на познавательную сферу (сферу сознания), тренинг позволяет модифицировать имеющие более глубокую связь с поведением, личностные черты и установки. Эта форма работы достаточно новая, и для ее проведения требуется специалист, хорошо владеющий методикой такой работы. Однако при умелом использовании результат заметен сразу. Тренинг может быть направлен на обучение навыкам эффективного взаимодействия взрослых и детей, повышение уверенности в себе, выявление одаренности, совершенствование коммуникативных и речевых навыков. Одним из самых значимых для успешного взаимодействия навыков является умение субъектов говорить друг с другом и слушать друг друга.

Сегодня усиливается тенденция к жесткой дифференциации семей по общекультурному, образовательному уровню, материальному положению. Однако, достаточно высокий уровень образования родителей позволяет активно привлекать их к обновлению системы работы образовательного учреждения.

Для того, чтобы эффективно работать с родителями, необходимо точно определить тип отношений в каждой отдельно взятой семье. Можно выделить несколько типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.

Тип семейных отношений

Деятельность педагога

Формы взаимодействия

Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей.

Вмешательство педагога в воспитательный процесс здесь минимальное. Оно касается умения жить в классном коллективе (социальная культура), формирование отношения к окружающим, родине, государству (гражданско-патриотическое воспитание), стремления к саморазвитию и самоутверждению (личностная культура) и т.д.

Типичной ошибкой родителей в таких семьях становятся нереальные планы в отношении детей. Иногда это нереализованные мечты самих родителей. Необходимо объяснить, что при организации дня ребенка не следует забывать о его собственных желаниях, оставляя время для личных дел.

Такие семьи могут стать главными помощниками учителя в работе с детским коллективом по формированию семейной культуры.

2

Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями.

В таких семьях часто родители в силу педагогической неграмотности или за неимением времени не могут самостоятельно обеспечить полноценное и гармоничное воспитание детей.

Деятельность школы по организации первоначальной педагогической грамотности для родителей. Родители ни в кое случае не могут показывать ребенку, что им безразлично, чем он живет. За таким безразличием может последовать «проверка» реакции на заведомо неблаговидные поступки.

Одна из типичных ошибок в таких семьях - излишнее доверие по отношению к детям. Чаще всего за этим кроется обычное безразличие чем и с кем занят ребенок.

Привлечение к совместной деятельности с детьми. Участие в классных и школьных мероприятиях. Работа со школьным психологом.

3

Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно. Взаимоотношения требуют серьезной коррекции.

Одна из моделей поведения родителей в таких семьях - излишняя строгость. В такой модели дети обязаны слушаться родителей беспрекословно. Это становится самым главным принципом воспитания. Часто это напоминает «дрессировку», когда ребенок беспрекословно выполняет требования взрослых, то только в их присутствии. Педагог здесь может объяснить,что обычное убеждение трудоемко по затратам времени, но эффективно по воздействию.

Частой ошибкой родителей становится навязывание детям определенной роли.

Дети в таких семьях делают все, чтобы понравиться своим родителям. Малыши готовы погрузиться даже в сложный мир взрослых. При этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Встречи с классными руководителем и учителями. Работа со школьным психологом. Работа с семейным психологом.

Благополучные только внешне семьи, в которых пропроцветает бездухов-ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена.

Некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально асоциальных поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.

Участие в классных и школьных мероприятиях совместно с детьми. Работа со школьным психологом.

Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации7

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);

  • отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;

  • смерть одного из родителей;

  • уход отца/матери из семьи, развод родителей;

  • постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;

  • возвращение родителей из мест лишения свободы;

  • семьи, воспитывающие детей с девиантным поведением.

Критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребенка;

  • злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных веществ), аморальный образ жизни (проституция и т.п.);

  • вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяждничество, проституция и т.п.);

  • наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психологичяеского, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

Работа со школьным психологом, комиссией по делам несовершеннолетних.

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен уметь различать и исторически сложившиеся типы семей, различающиеся по своим культурным и ценностным ориентациям. Попробуем определить несколько таких типичных семейных ситуаций по принципу ролевых взаимоотношений.

«Кто в доме хозяин?!»

Наиболее привычная нам (но в корне неверная) форма отношений в семье, опирающаяся на зависимость одного члена семьи от другого. Внутрисемейные роли при таких отношениях строго распределены. Господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

В таких семьях дети, как правило, вырастают с низкой самооценкой: они не уверены в себе, в своих способностях и возможностях. Родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса. В результате у него не развивается потребность к проявлению собственного мнения, принижается чувство собственного достоинства.

«Я в доме хозяин!».

В такой семье желанный ребенок превращен не только в объект родительской любви, но и просто слепого обожания. Родители с фанатизмом «надуманного» долга выполняют все требования детей, ограждают их ото всех проблем, забот, трудностей, принимая весь груз проблем на себя. Дети лишены самостоятельности, инициативности, ответственности. Основой морали становится принцип «Мне можно все!». Дети в таких семьях с удовольствием повелевают родителями. В коллективе друзей они также могут быть достаточно грубы. Но такое поведение, как ни странно, поощряется родителями.

«Все равны!».

В данной ситуации родители с раннего детства готовы предоставить своему ребенку полную свободу в выборе модели поведения. При этом логично оправдываясь деловой занятостью. Отношения с детьми строятся так, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими. И в откровенной беседе с учителем родители могут признаться, что их ребенок не пользуется авторитетом среди сверстников, часто попадает в разряд «отвергнутых». Однако, при этом родители все равно считают ребенка правым и не утруждают себя тем, чтобы основательно разобраться в ситуации, полностью доверяя только своему ребенку.

«Не такой как…».

Родители ждут проявления у своего ребенка выдающихся способностей, поощряется его активность, креативность. Вместе с тем ребенок постоянно сравнивается с другими и если результат не в его пользу, он может быть жестоко наказан. В своей любви к ребенку родители часто не обращают внимания на естественные человеческие качества малыша, не терпят обидчиков своих детей, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию.

«Рожденный свободным».

Ребенку предоставляется полная свобода действий, родители дают ему возможность приобретать собственный опыт путем проб и ошибок. В таких семьях дети вырастают активными и любознательными. Родители подробно разбираются во всех конфликтных ситуациях, помогают осмыслить проблему, взглянуть на нее с позиции другого человека.

«Особенный ребенок».

Чаще всего это семьи, где растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Родители не оставляют его одного, без постоянной опеки и внимания. Ребенока стараются не наказывать за проступки, любая прихоть ребенка удовлетворяется. В учебной деятельности из-за этого возникают проблемы, так как родители боятся переутомить ребенка.

Родители, использующие такой стиль воспитания, часто готовы сотрудничать только с тем учителем, который им сочувствует и поддерживает их позицию.

«Не доверяй и проверяй».

В такой семье свобода ребенка строго контролируется. Проверяется каждый шаг, и достаточно активно используются различные методы наказания. Дети в таких семьях находятся под неусыпным «вниманием», но лишены искренней любви и тепла, так как растут в атмосфере подозрительности. На фоне этого у детей наблюдается гипертрофированная любовь к себе, доходящая до крайнего эгоцентризма, как замена родительской любви. На критику и замечания учителя в свой адрес эти дети часто реагируют неадекватно. Разговор с учителем может сопровождаться то необъяснимой улыбкой ребенка, то грубыми высказываниями.

«Сам по себе».

Родители предоставляют ребенка самому себе. Такой стиль взаимоотношений часто связан с отсутствием материального достатка, плохими бытовыми условиями, равнодушием родителей к судьбе детей. Детская безнадзорность стала главной бедой конца 20 и начала 21 века. В таких семьях дети рано познают особенности взрослой жизни.

«Мы вместе!».

В таких семьях детям уденляется масса внимания. Все семейные дела обсуждаются, все радости и проблемы разделяются. Дети рано проявляют рассудительность, их поступки грамотно мотивированы. Дети и родители представляют единую сработанную гармоничную команду.

Работа с родителями сегодня строится на принципиально новых позициях социального партнерства. Никаким давлением, «кнутом и пряником» не привлечь в школу даже тех, кто изначально готовился быть «примерным родителем».

Система социально-педагогического партнёрства семьи и школы опирается на следующие инновационные и традиционные формы взаимоотношений:

  • Управляющий совет, как коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательным учреждением.

  • Общешкольный родительский комитет, который собирается с определенной периодичностью (например, два раза в год) и решает насущные проблемы школы.

  • Классный родительский комитет, как орган, регулирующий внутреннюю жизнь класса.

  • Профильные родительские объединения. Это оригиальная форма общения родителей, которая готовится в виде ответов на вопросы родителей по актуальным педагогическим проблемам.

  • «Совет отцов». Новая форма взаимодействия с родителями, которая начала свою деятельность как мощная воспитательная структура школы;

  • Родительские конференции, которые, в отличие от родительских собраний, ставят целью проведение социологических и психологических исследований по проблеме воспитания, а также знакомство родителей с результатами исследований.

  • Родительская конференция, как форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.

  • Родительские собрания, которые должны просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. При этом родительское собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать родители.

  • Круглые столы с приглашением всех участников образовательного процесса и представителей общественных организаций. Здесь могут принимать участие специалисты по решению какой-либо проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.

  • Родительский практикум. Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.

  • Родительская дискуссия одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип - уважение к позиции и мнению каждого участника.

Формы проведения родительской дискуссии:

«Круглый стол» - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом).

«Форум» - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины в классе.

«Симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

«Дебаты» - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик - оппонент».

  • Психологические игры.

Игра - модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры со взрослыми важным является их отношение друг к другу, самой игре, культурная ситуация в целом.

Игры обычно проводятся по определенной схеме: создание игровой проблемной ситуации; «проживание» проблемной ситуации; развертывание игрового сюжета; подведение итогов игры; анализ игровой ситуации; обсуждение хода и результатов игры, действий и переживаний участников.

  • Ситуцационно-ролевые игры:

Такие игры особенно полезны, так как являются инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствуют социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей.

  • Подготавливающие игры.

Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросите родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно, или предложите закрыть глаза, расслабиться и представить себя ребенком в возрасте собственного сына или дочери. Разогревающих игр очень много. Родители играют потому, что игры безотказно вызывают у участников резонанс детских воспоминаний и чувств, Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию «разогрева», но и становятся «мостиком» к обсуждению серьезных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными смыслами, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы. Рекомендуется иметь в резерве несколько таких игр.

Диагностика

Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, иозможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу.

Тест - это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Избранная методика, тест или опросник могут использоваться как средство непрямого внушения. С этой целью вопросы и утверждения опросников предъявляются на слух и до проведения сложных тестов сначала предлагаются простые, вводные тесты, которые резко снижают психологическую защиту. В качестве таких тестов в начале занятия на родительском собрании можно использовать методику самооценки по шкалам: самочувствие, активность, настроение и др.

  • Повышение педагогической культуры родителей.

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:

  • ·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • ·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • ·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • ·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • ·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • ·опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.8

Таким образом, два социальных института - семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».9

И в заключение хочется напомнить ролдителям некоторые советы, которые возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики.

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

  • Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Литература:

1. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. - Ульяновск: УИПКиПРО, 2009 г.

2. Жарич Л. А. Взаимодействие семьи и школы. //ИД Первое сентября. Открытый урок. 1 september.ru

3. И. Ю.Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002)

4. Н.В. Лукьяненченко Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников - 2011. - .№5.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) // Коммерсант. Власть. - 2011 - №16

1 Карамзин К.М. История государства Российского - М: Просвещение,1990.-384 с.

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

3 Фундаментальное ядро содержания общего образования ./ под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова - Мю. Просвещение 2009г.

4 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

5 Лукьяненченко Н.В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников - 2011. - .№5.

6 Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье - М. Просвещение, 2008 г.

7 Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации).// Коммерсант. Власть. - 2011 - №16

8 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

9 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).


© 2010-2022