• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок по изобразительному искусству на тему «Декор предметов быта и труда казаков» (5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему «Декор предметов быта и труда казаков» (5 класс)

Конспект урока для учащихся 5 класса по изобразительному искусству на тему: «Декор предметов быта и труда казаков». «УМК любой». Материал будет полезен учителям изобразительного искусства, а так же педагогам дополнительного образования. Этот конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории и культуре своих прадедов – казаков, к сокровищам народного творчества. Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Цель урока: Сформировать представление о жиз...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: «Декор предметов быта и труда казаков».

Автор: Скачкова Валентина Викторовна, учитель ИЗО МБОУ Клетско-Почтовской СОШ Серафимовичского муниципального района Волгоградской области.

Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Цель урока: Сформировать представление о жизни и быте казаков.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с предметами быта и труда казаков, формировать навыки создания единого художественного образа.

Развивающие: Развивать чувство композиции, творческого воображения, память, логическое мышление, внимание, речь.

Воспитательные: Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, уважение к труду, к мастерству, интерес к истории и культуре своих прадедов - казаков, к сокровищам народного творчества.

Оборудование урока:

Зрительный ряд: предметы быта казаков (Из школьного музея).

Музыкальный ряд: Старинные казачьи песни: «Дон Иванович», «Старый гимн казаков»; Дмитрий Донской «Казаки», Е. Алтайский «Вольный конь», А. Дюмин «Дон», Надежда и А. Маршал «Дон», «Как у нашего соседа». (По выбору учителя)

Материалы: акварель, кисти, карандаш, ластик, альбомы для рисования.

Методические приемы: рассказ, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и предметов, беседа по ним, анализ, подведение итогов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

1) Проверка готовности учащихся к уроку.

2) Эмоциональный настрой.

(Звучит старинная казачья песня «Дон Иванович»)

Учитель: (на фоне музыки)

Из привилегий самой вечной

И самой главной не забыть:

Казак всегда в шеренге первый

Имеет право умереть.

Покуда Дон течет былинный,

Покуда жив казачий род,

Той привилегии старинной

У нас никто не отберёт.

2. Сообщение новых знаний.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О казаках)

- Что такое казачий донской край?

Ответ однозначный для каждого - это Дон, самая величественная русская река. А Дон без казаков не река. Казаки - свободные люди. Они искали в старину уголки земные, где не было княжеского или царского гнёта. Кто-то первый пришёл на Дон. Возможно, среди них были и наши предки

Нам посчастливилось родиться и жить на казачьей земле и сегодня на уроке мы познакомимся с предметами быта и труда казаков, искусством их создателей, мы как бы заглядывая в далёкий мир, узнаём о жизни и творчестве наших предков.

- Перед вами небольшой рисунок, что на нем изображено? (Казачий дом)

- Верно, а кто жил в таком доме? (Наши деды и прадеды)

- А как назывался казачий дом? (Казачий курень)

- Верно, казачий курень или хата.

- Какие предметы могут находиться в этом курене? ( Посуда, мебель, и т. д.)

- И вот, сегодня мы с вами «пройдём сквозь стены казачьего куреня» и попадём в Казачий музей заочно на экскурсию. А вы очень внимательно смотрите, слушайте и запоминайте, так как после экскурсии вас ждёт увлекательная, но сложная работа.

(Просмотр презентации с пояснением учителя).

Казаки - народ, верующий. Основное воспитание проходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска - ему следовали беспрекословно.

Распределение обязанностей в семье основывалось на народном представлении о связи мужчин с внешним миром, женщин - с внутренним жилым пространством (хатой, печью).

Мужчины выполняли главные полевые работы: пахоту, сев, уборку хлебов. Летом заготавливали сено, дрова. Занимались также обустройством базов и хлевов, подправляли хату. Женскими считались работы по дому: приготовление пищи, уборка, стирка, прядение, ткачество и вязание, шитьё и починка одежды, а также содержание огорода.

- Мы сейчас «побывали» в Казачьем музее, теперь попробуйте ответить на мои вопросы:

- Что за предметы перед вами? Как они называются? Для чего предназначались?

(Ответы детей)

- Встречали ли вы эти предметы в жизни?

- Из каких материалов в основном изготавливались предметы быта? (Из дерева, глины.) - Почему, как вы думаете?

- Верно, основным материалом были: глина и дерево. Дерево - постоянный спутник казаков. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу - резьбе по дереву.

Глина - очень мягкий и послушный материал. Из неё лепили посуду, ей мазали и белили хаты. В глиняных крынках и кувшинах жидкие продукты дольше оставались прохладными.

А готовили пищу в печи в чугунах различной величины, для которых были вот такие ухваты (Рогачи).

Задание:

И вот сегодня вы - мастера. Ваша задача - украсить курень, используя варианты народных умельцев и своё воображение. Вы приготовите эскизы предметов казачьего быта, а на кружке мы попробуем изготовить их из солёного теста. На «День хутора» мы организуем выставку.

Физминутка.

3. Практическая работа. (Под музыку)

Выполнение эскизов.

Самостоятельная работа.

Целевой обход учителя.

4. Итог урока:

Выставка и анализ работ.

- Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Познакомились с предметами быта и труда казаков, узнали об их жизни и творчестве)

- У вас получились очень интересные эскизы предметов казачьего быта.

- Для чего мы выполнили эти эскизы? (Чтобы изготовить из солёного теста для выставки)

(Тихо звучит песня «Дон Иванович»)

- Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы.

(Оценивание работ).

На этом наш урок окончен. До свидания!

3

© 2010-2022