- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Открытый урок по изобразительному искусству на тему Зимний пейзаж 5-класс
Открытый урок по изобразительному искусству на тему Зимний пейзаж 5-класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Садыкова Г.С. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ « Общеобразовательная средняя школа №6 »
Открытый урок
по изобразительному искусству
в 5 «Д» классе
«Зимний пейзаж»
Учитель по ИЗО - Садыкова Г.С.
г. Актау - 2015 уч. год.
Тема урока : Зимний пейзаж.
Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).
Цель урока:
-
Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;
-
Расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка;
-
Ознакомление детей со способами смешивания красок для получения разнообразных оттенков.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
-
Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
-
Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие:
-
Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
-
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
-
Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Воспитательные:
-
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
-
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.
Оборудование, необходимое для урока:
-
Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», Антонио Вивальди «Зима», Георгий Свиридов «Тройка. Метель»)
-
Проектор, ноутбук;
-
Репродукции с картин художников на тему зимы.
Для учащихся:
-
Альбом для рисования; белая гуашь; кисти; баночка с водой; палитра.
Ход урока
Вступление.
- Музыка Георгия Свиридова пригласила нас на урок. О чём сегодня пойдет речь, вы поймете после того, как послушаете стихотворение.
Вокруг, куда ни глянь, бело.
Зима на землю опустилась.
Всё в мире пухом мягким замело
И в снежном вальсе закружилось.
Зима с любовью приодела
Деревья в хрупкий свой наряд.
Остановилась, огляделась -
Хрустальным серебром парят.
- Вы догадались, о чем пойдет речь?
- Попробуем представить лес зимой. Представьте, что вы оказались в зимнем лесу, назовите тот образ, который вы увидели.
- Соедините свой образ со звуками зимнего леса, что вы услышали?
- Соедините увиденный образ, услышанный звук с чувством, которое вы испытываете.
- Молодцы, что было труднее: увидеть, услышать или почувствовать?
- Я хочу вам показать знакомую красоту зимнего леса.
(Просмотр мультимедийной презентации с изображением природы зимой)
- Серебристо-белым пушистым ковром снег устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело-серое небо почти сливается с землёй. И вокруг всё сказочное. Сама сказка таится вокруг.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится.
И на землю тихо,
Падает, ложится.
- Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать стук дятла или стрекотание сороки.
- Скажите, страшно в таком лесу?
- Конечно, нет. Вьюга немало потрудилась, намела сугробы. Посмотрите, какие красивые деревья, завороженные тишиной, окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах зимнего солнца.
- Как вы думаете, как сохранить эту красоту и любоваться ей долгое время?
- Нужно уметь видеть эту красоту природы взглядом. И поэтому художники не могут остаться равнодушными к такой красоте: к зимним уголкам природы.
- Скажите, а как называется изображение природы? Пейзаж
- А художника? Пейзажистом.
- Перед вами репродукция пейзажа русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима».
- Приходилось ли вам бывать в таком лесу? А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж?
Всю ночь кругом метель шумела
И только смолкла пред зарёю,
По утру лес стоит весь белый
Окутан пышной пеленою…
- И действительно, ночью бушевала метель. Какими стали деревья?
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
- Да, лес заколдован, как будто «спит под сказку сна».
Сообщение темы урока:
- Сегодня мы с вами будет пейзажистами. В работах изобразим красоту зимнего леса.
- Вот и тема сегодняшнего урока - "Зимний пейзаж". Давайте вспомним, а что такое пейзаж? (это вид какой-нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу).
- Какие цвета преобладают в зимнем времени года?
- Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Недаром русские художники любили и любят рисовать зимнюю сказку (пейзажи), хранящую в себе множество тайн и секретов.
Просмотр слайдов ("Зимние пейзажи", слайды 4-7).
На фоне слайда 8:
- Что изображено на иллюстрации?
- Чем отличаются деревья (дома) на заднем плане от дерева (дома) на переднем плане?
- Какого цвета небо?
- Рисуя пейзаж, делаем разметку (небо-земля) линия горизонта (это линия, которая зрительно соприкасается с землей и льдом, т.е. разделяет друг от друга).
- В зависимости от линии горизонта будут располагаться и наши предметы. Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз. И наоборот, чем ближе предмет к нам, тем больше его размеры. Определенные детали пейзажа кажутся голубоватыми и нечеткими, а контуры ближних предметов смотрятся редко и сами предметы - объемными, многоцветными.
- Сейчас мы рассмотрим с вами как рисовать пейзаж поэтапно (фоном звучит аудиозапись П.И. Чайковского "Времена года - декабрь", слайд 9).
- Обратите внимание на то, что для того, чтобы получить светлые оттенки цвета акварельные краски надо разбавить водой (слайд 10):
А какого цвета снег?
Для кого-то он искристый,
В переливах серебристый.
Для иных - снег голубой
Или с нежной белизной,
То от солнца желтоватый,
Теплой краскою богатый.
Что за чудеса на свете?
Столько краски в белом цвете
Даже серым снег бывает
По весне, когда он тает...
В гамме снежного "портрета" -
Все почти что краски цвета!
Владимир Зайченко
Начинаем с линии горизонта. У нас она будет чуть выше середины листа (слайд 11).
Намечаем предметы, которые будут находиться на нашем рисунке. Пусть это будут горы, дерево , ель и дорога. Начнем с дерева. Находиться на переднем плане она будет в правом углу почти во всю высоту листа (слайд 12).
Теперь мы нарисуем горы. Они будут находиться на заднем плане, поэтому будет меньше деревьев, и почти во всю длину листа (слайд 13).
Далее рисуем ель, она будет стоять рядом с деревом (слайд 13).
К дереву нарисуем дорожку. Не забудьте, что уходя вглубь, дорожка визуально сужается (слайд 13).
Прорисовываем мелкие детали, на заднем плане лес, возле дороги можно нарисовать следы зверей , а также следы спортивных лыж и т.д.
Беседа о сюжете :
- Какие краски у зимы?
- Как расположим лист бумаги?
-Чтобы нарисовать пейзаж, необходимо вспомнить правила при изображении природы:
-
Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше.
-
Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
-
Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.
- Для изображения заснеженного леса, нам поможет белая краска.
- За работу ребята! Удачи вам.
Самостоятельная работа учащихся под приглушенное музыкальное сопровождение рисуют « Зимний пейзаж ».
Итог урока. Выставка работ
Обратить внимание на: - выразительность работы
- построение композиции
- интересный пейзаж
Первый этап- набросок
Второй этап - прорисовка
Третий этап - заливка фоном
Четвертый этап - прорисовка мелких деталей