- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по изобразительному искусству 6-7 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 6-7 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Батуева Т.М. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
-
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
-
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
-
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
-
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 6-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы,
анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю как наиболее распространенного, а также возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента ции в художественном и нравственном пространстве культуры;
-
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальныхобразах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным
образом в синтетических искусствах (театр и кино); -
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании основной школы учащиеся должны:
6 класс:
-
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
-
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
-
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
-
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
-
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских удожников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
-
знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
-
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
-
знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
-
чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
-
знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
-
знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного; изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации; называть наиболее значимые произведения на исторические и биб лейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины ХГХ-XX столетий;
• иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли
творческой индивидуальности художника;
• иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
• получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
• научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
• развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость иактивность восприятия реальности;
• получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в по строении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека - главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника и бытовом жанре).
Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками: Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Все учебники выпущены издательством «Просвещение».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (34ч)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
7 класс (34ч)
Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни XX в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентации, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
Тематическое планирование
Класс
№
тема
Кол-во часов
5
1
Древние корни народного искусства
8
2
Связь времен в народном искусстве
8
3
«Декор, человек, общество, время»
10
4
Декоративное искусство в современном мире
8
Всего:
34
6
1
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
8
2
Мир наших вещей. Натюрморт
8
3
Вглядываясь в человека. Портрет
10
4
Человек и пространство. Пейзаж
8
Всего:
34
7
1
Изображение фигуры человека и образ человека
6
2
Поэзия повседневности
9
3
Великие темы жизни
8
4
Реальность жизни и художественный образ
11
Всего:
34
Календарно-тематическое планирование 6 класс
количество часов в год - 34
количество часов в неделю - 1
№
Раздел. Тема урока
Кол/час
дата
Коррек-тировка
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 ч)
1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
1
2
Рисунок основа изобразительного творчества
1
3
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий
1
4
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
1
5
Цвет. Основы цветоведения.
1
6
Цвет в произведениях живописи
1
7
Объемные изображения в скульптуре
1
8
Основы языка изображения
1
Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч)
9
Реальность и фантазия в творчестве художника
1
10
Изображение предметного мира - натюрморт.
1
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
1
12
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
1
13
Освещение. Свет и тень.
1
14
Натюрморт в графике.
1
15
Цвет в натюрморте
1
16
Выразительные возможности натюрморта
1
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)
17
Образ человека - главная тема в искусстве.
1
18
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
1
19
Изображение головы человека в пространстве.
1
20
Портрет в скульптуре
1
21
Графический портретный рисунок
1
22
Сатирические образы человека
1
23
Образные возможности освещения в портрете
1
24
Роль цвета в портрете
1
25
Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20-го века
1
26
Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20-го века
1
Человек и пространство. Пейзаж. (8 ч)
27
Жанры в изобразительном искусстве
1
28
Изображение пространства
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
1
29
Изображение пространства
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
1
30
Пейзаж - большой мир. Пейзаж - настроения. Природа и художник.
1
31
Пейзаж - в русской живописи.
1
32
Пейзаж в графике
1
33
Городской пейзаж
1
34
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
1
Календарно-тематическое планирование 7 класс
количество часов в год - 34
количество часов в неделю - 1
№
Раздел. Тема урока
Кол/час
дата
Коррек-тировка
Изображение фигуры человека и образ человека (6 ч)
1
Изображение фигуры человека в истории искусства.
1
2
Пропорции и строение фигуры человека
1
3
Лепка фигуры человека
1
4
Набросок фигуры человека с натуры
1
5
Понимание красоты человека в европейском искусстве
1
6
Понимание красоты человека в русском искусстве
1
Поэзия повседневности (9 ч)
7
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
1
8
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр
1
9
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр
1
10
Сюжет и содержание в картине
1
11
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве
1
12
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве
1
13
Жизнь в моем городе в прошлых веках
1
14
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве ( тема праздника в бытовом жанре)
1
15
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве ( тема праздника в бытовом жанре)
1
Великие темы жизни (8 ч)
16
Исторические темы в искусстве разных эпох
1
17
Мифологические темы в искусстве разных эпох
1
18
Тематическая картина в русском искусстве 19-го столетия
1
19
Процесс работы над тематической картиной
1
20
Библейская тема в изобразительном искусстве
1
21
Библейская тема в изобразительном искусстве
1
22
Монументальная скульптура и образ истории народа
1
23
Место и роль картины в искусстве 20-го столетия
1
Реальность жизни и художественный образ. (11 ч)
24
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
1
25
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
1
26
Зрительные умения и их значение для современного человека
1
27
История искусства и история человечества
1
28
Стиль и направление в изобразительном искусстве
1
29
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
1
30
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
1
31
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
1
32
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
1
33
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
1
34
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
1
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебно-практическое оборудование.
* Краски акварельные, гуашевые.
* Графитные карандаши М-3М, ТМ
* Цветные карандаши
* Бумага А4.
* Бумага цветная.
* Фломастеры, маркеры
* Восковые мелки
* Кисти разной величины, кисти из щетины.
* Емкости для воды.
* Пластилин.
* Клей-карандаш
* Ножницы
Учебно-методическое обеспечение
- Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева Рабочая программа «Изобразительное искусство 5-9 класс» М. «Просвещение» 2013г.
учебники:
- Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» 6 класс М. «Просвещение» 2011г
- А.С. питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство» 7 класс М. «Просвещение» 2011г
- Г.П.Шалаева М.АСТ Слово, «Учимся рисовать» 2012г
- А.Соловьёв. Ю.Долговцева «Учимся лепить и рисовать» Санкт-Питербург «Кристалл «Валери»» СПб 1997 г.
- Р.Г.Казакова «Нетрадиционные техники рисования» М. ТЦ«Сфера», 2006г.
-В.С,Кузин .Э. и. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе» М. Издательский дом «Дрофа» 1999г.
- Э.Крошо «Как рисовать. Акварель» М. «Астрель.» АСТ, 2005г
- О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью» М. «Эксмо», 2008г
- М.Г.Дрезнина Каждый ребенок - художник М.Издательство«Ювента», 2002г
- А.С.Щипанов Юным любителям кисти и резца. М., Просвещение, 1981г
- О.М.Гусева Поурочное планирование по изобразительному искусству 6 класс М. «ВАКО» 2012год
- О.М.Гусева Поурочное планирование по изобразительному искусству 7 класс М. «ВАКО» 2013год
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
- Репродукции картин художников.
- Портреты художников
Электронные ресурсы
1. Диск. Красота искусства. ООО «Видеостудия Кварт»
Технические средства обучения.
* Персональный компьютер.
* Экран
Образовательные ресурсы (диски).
* Модели и натурный фонд.
* Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
* Керамические изделия.
* Предметы быта.
Оборудование класса.
* Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
* Стол учительский с тумбой.
* Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
* Магнитная доска для вывешивания иллюстративного материал.