Рабочая программа по изобразительному искусству 6-7 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изобразительному искусству 6-7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в еди­ную образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт.

Программа «Изобразительное искусство. 6-7 классы» создана в со­ответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духов­но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы,
анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни че­ловека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в слож­ные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопережи­вать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает воз­можность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, тре­бующая и знаний, и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возмож­ности для педагогического творчества, учета особенностей конкрет­ного региона России при сохранении структурной целостности дан­ной программы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основно­го общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандар­том не определяются.

Программа предусматривает возможность изучения курса «Изоб­разительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю как наи­более распространенного, а также возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, сво­его отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме ху­дожественных действий. Для этого необходимо освоение худо­жественно-образного языка, средств художественной выразительнос­ти. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искус­ства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собствен­ный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценно­стных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающи­мися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценност­ные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­рственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися лично­стных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванное™ универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя­ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо­го воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальныхобразах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель­ных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным
    образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании основной школы учащиеся должны:

6 класс:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни чело­века и общества;

  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художествен­ного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и на­тюрморта в истории искусства;

  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских удожников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;


  • основные средства художественной выразительности в изоб­разительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспекти­ва), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графичес­кими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навы­ками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навы­ками плоского и объемного изображений предмета и группы пред­метов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перс­пективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изобра­жении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобра­зительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

7 класс:

  • знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значе­нии для анализа развития искусства и понимания изменений виде­ния мира, а следовательно, и способов его изображения; знать о роли и истории тематической картины в изобразительном ис­кусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифо­логическая и библейская темы в искусстве);

  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

  • знать о композиции как о целостности и образном строе произве­дения, о композиционном построении произведения, роли форма­та, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафоричес­ком смысле;

  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших ис­торических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

  • знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содер­жания в картине; о роли конструктивного; изобразительного и де­коративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации; называть наиболее значимые произведения на исторические и биб лейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины ХГХ-XX столетий;

• иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выраже­ния, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли
творческой индивидуальности художника;

• иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;

• получить первичные навыки передачи пропорций и движений фи­гуры человека с натуры и по представлению;

• научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

• развивать навыки наблюдательности, способность образного виде­ния окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость иактивность восприятия реальности;

• получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в по­ строении тематических композиций, предполагающий сбор художе­ственно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира - натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека - главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздни­ка и бытовом жанре).

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Художественно-творческие проекты.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками: Л. А. Неменская. «Изо­бразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изо­бразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Все учебники выпущены издательством «Просвещение».



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс (34ч)

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зри­мый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художест­венного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отноше­ния к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

7 класс (34ч)

Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прош­лого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выраже­ние изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни XX в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентации, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.

Тематическое планирование

Класс

тема

Кол-во часов

5

1

Древние корни народного искусства

8


2

Связь времен в народном искусстве

8


3

«Декор, человек, общество, время»

10


4

Декоративное искусство в современном мире

8

Всего:

34

6

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8


2

Мир наших вещей. Натюрморт

8


3

Вглядываясь в человека. Портрет

10


4

Человек и пространство. Пейзаж

8

Всего:

34

7

1

Изображение фигуры человека и образ человека

6


2

Поэзия повседневности

9


3

Великие темы жизни

8


4

Реальность жизни и художественный образ

11

Всего:

34















Календарно-тематическое планирование 6 класс

количество часов в год - 34

количество часов в неделю - 1

Раздел. Тема урока

Кол/час

дата

Коррек-тировка

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 ч)


1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1


2

Рисунок основа изобразительного творчества

1


3

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий

1


4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1


5

Цвет. Основы цветоведения.

1


6

Цвет в произведениях живописи

1


7

Объемные изображения в скульптуре

1


8

Основы языка изображения

1


Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч)


9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1


10

Изображение предметного мира - натюрморт.

1


11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1


12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1


13

Освещение. Свет и тень.

1


14

Натюрморт в графике.

1


15

Цвет в натюрморте

1


16

Выразительные возможности натюрморта

1


Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)


17

Образ человека - главная тема в искусстве.

1


18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1


19

Изображение головы человека в пространстве.

1


20

Портрет в скульптуре

1


21

Графический портретный рисунок

1


22

Сатирические образы человека

1


23

Образные возможности освещения в портрете

1


24

Роль цвета в портрете

1


25

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20-го века

1


26

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20-го века

1


Человек и пространство. Пейзаж. (8 ч)


27

Жанры в изобразительном искусстве

1


28

Изображение пространства

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1


29

Изображение пространства

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1


30

Пейзаж - большой мир. Пейзаж - настроения. Природа и художник.

1


31

Пейзаж - в русской живописи.

1


32

Пейзаж в графике

1


33

Городской пейзаж

1


34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1
























Календарно-тематическое планирование 7 класс

количество часов в год - 34

количество часов в неделю - 1

Раздел. Тема урока

Кол/час

дата

Коррек-тировка

Изображение фигуры человека и образ человека (6 ч)

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.

1


2

Пропорции и строение фигуры человека

1


3

Лепка фигуры человека

1


4

Набросок фигуры человека с натуры

1


5

Понимание красоты человека в европейском искусстве

1


6

Понимание красоты человека в русском искусстве

1


Поэзия повседневности (9 ч)


7

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1


8

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр

1


9

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр

1


10

Сюжет и содержание в картине

1


11

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1


12

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1


13

Жизнь в моем городе в прошлых веках

1


14

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве ( тема праздника в бытовом жанре)

1


15

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве ( тема праздника в бытовом жанре)

1


Великие темы жизни (8 ч)

16

Исторические темы в искусстве разных эпох

1


17

Мифологические темы в искусстве разных эпох

1


18

Тематическая картина в русском искусстве 19-го столетия

1


19

Процесс работы над тематической картиной

1


20

Библейская тема в изобразительном искусстве

1


21

Библейская тема в изобразительном искусстве

1


22

Монументальная скульптура и образ истории народа

1


23

Место и роль картины в искусстве 20-го столетия

1


Реальность жизни и художественный образ. (11 ч)


24

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1


25

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1


26

Зрительные умения и их значение для современного человека

1


27

История искусства и история человечества

1


28

Стиль и направление в изобразительном искусстве

1


29

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1


30

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1


31

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1


32

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1


33

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1


34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Учебно-практическое оборудование.

* Краски акварельные, гуашевые.

* Графитные карандаши М-3М, ТМ

* Цветные карандаши

* Бумага А4.

* Бумага цветная.

* Фломастеры, маркеры

* Восковые мелки

* Кисти разной величины, кисти из щетины.

* Емкости для воды.

* Пластилин.

* Клей-карандаш

* Ножницы

Учебно-методическое обеспечение

- Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева Рабочая программа «Изобразительное искусство 5-9 класс» М. «Просвещение» 2013г.

учебники:

- Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» 6 класс М. «Просвещение» 2011г

- А.С. питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство» 7 класс М. «Просвещение» 2011г

- Г.П.Шалаева М.АСТ Слово, «Учимся рисовать» 2012г

- А.Соловьёв. Ю.Долговцева «Учимся лепить и рисовать» Санкт-Питербург «Кристалл «Валери»» СПб 1997 г.

- Р.Г.Казакова «Нетрадиционные техники рисования» М. ТЦ«Сфера», 2006г.

-В.С,Кузин .Э. и. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе» М. Издательский дом «Дрофа» 1999г.

- Э.Крошо «Как рисовать. Акварель» М. «Астрель.» АСТ, 2005г

- О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью» М. «Эксмо», 2008г

- М.Г.Дрезнина Каждый ребенок - художник М.Издательство«Ювента», 2002г

- А.С.Щипанов Юным любителям кисти и резца. М., Просвещение, 1981г

- О.М.Гусева Поурочное планирование по изобразительному искусству 6 класс М. «ВАКО» 2012год

- О.М.Гусева Поурочное планирование по изобразительному искусству 7 класс М. «ВАКО» 2013год

- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

- Репродукции картин художников.

- Портреты художников

Электронные ресурсы

1. Диск. Красота искусства. ООО «Видеостудия Кварт»

Технические средства обучения.

* Персональный компьютер.

* Экран

Образовательные ресурсы (диски).

* Модели и натурный фонд.

* Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

* Керамические изделия.

* Предметы быта.

Оборудование класса.

* Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

* Стол учительский с тумбой.

* Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

* Магнитная доска для вывешивания иллюстративного материал.



© 2010-2022