«Русская народная кукла»

Методическая разработка занятия кружка: «Истоки национальной культуры» «Русская народная кукла» Предназначена для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Художественная коллективная творческая деятельность группы. Изготовление традиционной куклы - закрутки (кормилицы). Творческое название занятия: Тайна волшебного лоскутка».Цель занятия - научить детей с ОВЗ выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии. На занятии прививается интерес к русской тряпичной кукле как к ви...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка занятия кружка «Истоки национальной культуры»

«Русская народная кукла»

Художественная коллективная творческая деятельность группы:

Изготовление традиционной куклы-закрутки (кормилицы).

Творческое название занятия: « Тайна волшебного лоскутка».

Цель: Научить детей с ОВЗ выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.

Задачи:

- Привить интерес к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

- Содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки, художественного вкуса.

- Развивать глазомер и умение работать с лоскутками ткани.

- Развивать стремление к самостоятельному творчеству, воображение, моторику рук (завязывание, скручивание, игры с мелкими игрушками).

- Воспитывать аккуратность, культуру труда.

Наглядность и оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация: «Куклы- обереги», образцы кукол, инструкционные карты для изготовления куклы, магнитофон с записями песен: русской народной, «Мишка с куклой громко хлопали»- детская песенка, карточки с правилами безопасности при работе. Буклеты «Русская народная кукла». Лесенка достижений. Розочка настроений.

Материалы и инструменты: 1 белый лоскуток 20х20-рубашка, 3 цветных лоскутка 15х15- сарафан, 1 лоскуток треугольной формы с размером катета 13 см (косынка), 1 цветной лоскуток- 15х15- платок, лоскуток 4х7-передник, нитки красного цвета - для связывания деталей, тесемочка 15 см- поясок, ватин (синтепон) для набивки. Ножницы. Памятка.

Краткая аннотация урока.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она была и детской игрушкой и элементом праздничных обрядов. Народная кукла имеет игровое и культовое значение в истории человечества и на современном уровне развития. Урок предполагает приобщить детей к чарующему миру куклы, дает возможность попробовать изготовить ее своими руками. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с куклой позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.

При выборе темы занятия учитывалось:

- Уровень своего мастерства и способности детей.

- Необходимость в знакомстве с народными традициями , в изготовлении народной куклы, как оберега.

- Низкие затраты на ее изготовление.

Вопросы, направляющие занятие.

Основополагающий вопрос:

- В чем ценность народных традиций и обрядов?

Проблемные вопросы:

- Как превратить разноцветные лоскутки в куклу?

- Какие материалы можно использовать для набивки?

Учебные вопросы:

- Какую куклу называют народной?

- Кто выполняет народную куклу?

- Какие куклы вы знаете?

- Какие ткани используют для изготовления куклы?

- Как правильно подобрать цветовую гамму, отделку?

- Каким способом выполняется кукла?

Публикация учителя:

Презентация «Куклы-обереги», буклеты: «Народная кукла».

Занятие предполагает развитие умений и навыков при изготовлении народной куклы:

- Грамотно подбирать цветовую гамму материалов для различных кукол.

- Пользоваться инструкционно - технологическими картами при работе.

- Составлять технологическую последовательность изготовления куклы.

- Качественно набивать и соединять детали куклы.

Воспитанники должны знать:

- Историю народной куклы.

- Грамотный подбор материалов, учитывая и цветовое решение.

- Технологию изготовления народной куклы.

- Экономический расчет.

- Анализ и оценку изделия.

Ход урока.

1.Организационный момент.

а) - Тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла).

- Правильно. Наше занятие посвящается не просто куклам, а куклам-оберегам.

- Как вы думаете, что такое оберег?

(Кукла - берегиня, хранительница доброго духа. От слова «беречь» - оберег (талисман).)

б) Презентация « Куклы- обереги».

Слайд 1.

Слайд 2.

(Отрывок из народной сказки «Василиса Прекрасная» )

« В некотором царстве жил- был купец. И была у него дочь Василиса Прекрасная. Когда мать скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из- под одеяла куклу, отдала ей и сказала: -Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью…»

« И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает».

-Кто знает эту сказку?

2.Основная часть.

а) История народной куклы.

Слайд 3.

«- Что такое кукла?

-В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла- это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла- первая среди игрушек, ее возраст более 4 тыс. лет».

Слайд 4.

« По своему назначению куклы делятся на 3 большие группы: обереговые, игровые, обрядовые».

Слайд 5.

«Куклы жили с людьми от рождения и до глубокой старости. Вместе с ними проводили праздники и обряды, радовались и грустили. Не каждому человеку захочется доверить свою печаль, а куколка внимательно выслушивала хозяина, никому ее не рассказывая».

Слайд 6.

«Знакомство с куколкой начиналось от самого рождения ребенка. За 2 недели до родов мама мастерила обережную куколку для колыбели и 7 маленьких куколок от сглаза для малыша. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку- оберег. А куколка за ним присматривает».

Слайд 7.

«Взрослые поощряли игру в куклы. Т. к., играя, ребенок узнавал, как устроен мир, обретал образ семьи, учился вести хозяйство».

Слайд 8.

«Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие».

- Человек брал такую куклу - берегиню, 3 раза поворачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Слайд 9.

«Когда- то кукла была не просто игрушка, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она проста и по внешнему виду и в изготовлении, но за этим кроется что -то очень глубокое и мудрое».

Слайд 10.

« Изготовление обереговой куклы - это ремесло, т.к. в основе ее изготовления лежит ручной труд, это рукотворная работа.

-Как можно смастерить куклу? (Слепить, нарисовать, вырезать, сшить, связать).

Слайд 11.

«У традиционной русской куклы лицо не рисовали, т. к. считалось, что в такую куклу не вселятся злые духи, а значит, она безвредна для человека».

Слайд 12.

«Куклы».

- Однажды в детстве, когда мне было 5 лет, бабушка достала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начала обучать меня старинному искусству кукольного рукоделия. Я, в свою очередь, мечтаю поделиться этим секретом с вами.

(Показ образца).

б) Знакомство с вепсской куклой.

Слайд 13.

«Вепсская кукла (Кормилка или Хозяюшка)- одна из самых древних обереговых куколок. Ее считают традиционной русской куклой. Это образ замужней женщины - символ благополучия и достатка, сытости и здоровья».

в) Костюм и цвет одежды народной куклы- оберега.

Слайд 14.

Костюм отражал народные традиции. Т. к. это была замужняя женщина, то на голове у нее обязательно платок, под которым спрятаны волосы. Одета кукла в сарафан - традиционную женскую одежду. Обязательная принадлежность костюма - пояс. Он по поверьям оберегает тело человека от злых сил.

Цвет в народном костюме наделен магической, обереговой силой. Присутствие красного цвета (33 оттенка). Красный- цвет солнца, огня, тепла, здоровья, обещания долголетия, плодородия, силы. В старину считали, что он оберегает от сглаза и травм».

г) Необходимые материалы и инструменты.

Слайд 15.

«Необходимые материалы для изготовления вепсской куклы:

- Лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани;

- 3 лоскутка цветного ситца;

- 1 треугольник- лоскуток, четырехугольник- лоскуток;

- Тесемочка;

- Разноцветные обрывки нитей;

- Ватин».

- Сразу признаюсь, что я все же отошла от традиций предков и пользовалась ножницами для вырезания всех этих лоскутков, а также обычными катушечными нитками.

д) Правила безопасной работы.

Слайд 16.

«Правила безопасной работы.

- Правила рабочего человека.

- Правила безопасности при работе с ножницами».

е) Практическая работа.

Слайды 17, 18, 19, 20-24

«Хронологическая карта для изготовления вепсской куклы».

- В середину белого лоскутка кладем небольшой кусочек ватина.

- Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перематываем ниточкой.

- Теперь делаем руки. Для этого противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани (уголок) подворачиваем внутрь рукава. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.

- Формируем грудь куклы- оберега из двух лоскуточков поменьше, т.е. делаем 2 шарика- груди с ватой наполнителем.

- Связываем между собой шарики.

- И привязываем под голову куклы ниже рук, хвостиком вниз.

- На голову кукле повязываем платок (еще 1 лоскутик, на этот раз треугольник).

- Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем лоскутиком-юбочкой.

- Перевязываем туго лентой под грудью куклы.

- Теперь выворачиваем юбочку. Поправляем и выравниваем складочки.

- Также подвязываем и передничек (отгибаем на лицо куклы, туго перетягиваем на поясе и отворачиваем).

- Отрезаем лишние ниточки.

-Наша куколка- оберег готова!

-Куклу делают без иголки (создавая свою первую куклу, сворачивая и завязывая ткань, мы тоже не делали ни одного шва и укола иголки. Ведь это наша подружка и берегиня, поэтому колоть ее тело иголкой нельзя.

Куклу - берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью. Раньше, при изготовлении куклы читались молитвы, приговоры.

Слайд 25.

«Вот такая Вепсская кукла!»

ж) Выступление детей.

- У кого есть любимая кукла?

- Конечно, большинство это девочки. На эту тему послушайте выступление ребят. Стихотворение А. Л. Барто «Кукла».

Смастерил я грузовик

Для сестры Катюшки.

Подняла Катюшка крик:

-Разве это грузовик?

Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,

Пусть берет, не жалко!

Катя смотрит на меня,

Не желает брать коня:

Это просто палка!

Я свернул два лоскута.

-Ах,- сказала Катя,

Ах, какая красота:

Кукла в пестром платье!

- В большинстве случаев кукла-это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме и очаге.

Слайд 26.

«Самая любимая игрушка та, что сделана своими руками.

Любимая детская игрушка, которая прошла с вами многие годы детства, достойна того, чтобы ее не выкидывали, а сохранили на память. Возможно она еще не раз отплатит вам за вашу преданность.

Куклу задабривали сладостями- конфетами. (Раздача конфет)

-Какое имя дали?

-Назовите ласково.

-Продемонстрируйте их присутствующим.

Итог занятия.

1. Рефлексия. Слайд 27.

2. Устный опрос

- Что нового узнали на занятии?

- Какие материалы необходимы для изготовления вепсской куклы?

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания и умения в жизни?

3. Выставка творческих работ «Моя первая обережная кукла». (Аргументированная оценка педагога)





Литература.

- Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с., ил.

- Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.- М.: «Культура и традиции», 2007

- Котова И. Н., Котова А. С.Русские обряды и традиции. Народная кукла. -СПб.: «Паритет», 2006.-240с.+вкл.

- Лоскуток к лоскутку /Ред. - сост. О. Г. Жукова.- М.: Знание, 1999.- 144с.

- Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы Каргопольской научной конференции/ Науч. Ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина.- Каргополь, 2004.-364с.

- Соколова Л. В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях.-М.: Айрис- пресс, 2003.-208с.: ил.- (Первые шаги).

© 2010-2022